Консультация для родителей "Ранняя профориентация для дошкольников. Знакомство детей с профессиями через сюжетно-ролевые игры"
консультация
Данный материал адресован родителям дошкольников. В нем они найдут краткие советы о том, как через игру можно познакомить детей с миром профессий, а также узнать об интересах своего ребенка и его знаниях о профессиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Ранняя профориентация дошкольников. Знакомство детей
с профессиями через сюжетно - ролевые игры»
Игра - путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить.
М. Горький.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игра - отражение жизни. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята водят самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города. В этих играх специфика труда и быта каждого края, каждой области. Поэтому в детских играх часто мы видим отражение труда взрослых. Следовательно, через игру и на этапе подготовки игры расширяются, закрепляются, и углубляются знания детей, а на основе их появляется интерес к разным профессиям. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
Задача взрослых (педагогов в детском саду, а родителей дома - помочь детям организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.
Поэтому, уважаемые родители, побеседуйте с ребенком о профессиях. Во время увлекательной беседы вы поймете, насколько сформирован у вашего ребенка интерес к труду взрослых, какие профессии ему нравятся и, быть может, дома вы сможете организовать настоящую сюжетно - ролевую игру.
Организовать такую беседу можно в процессе небольшой игры.
Игра «Кто, где работает?»
Спросите у ребенка: кто работает в магазине..., в детском саде..., в больнице..., в парикмахерской... Например: в детском саде работают воспитатели, помощники воспитателей, повара, медсестра, заведующая. Загадайте загадки: «У меня немало дел, если кто-то заболел. Всех я вылечу друзья! Отгадайте, кто же я?», «Каждый день сажусь в кабину, завожу мотор машины, еду в дальние края. Отгадайте, кто же я?», «Ножницы, шампунь, расческа, всем я сделаю прически. Стригу и взрослых, и детей. Отгадай меня скорей!».
Игра «Кому это нужно?»
Покажите ребенку различные предметы (пылесос, шприц, кастрюля, ведро). Предложите назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы разливать суп и компот. Или: нож, доска, кастрюля - нужны повару, чтобы приготовить еду.
Игра «Кто что делает?»
Спросите у ребенка: что делает повар..., врач..., помощник воспитателя..., водитель..., парикмахер и др. Предложите ребенку показать задуманное действие человека какой-либо профессии, а Вы, в свою очередь, попробуйте отгадать. Можно посоревноваться: кто больше назовет действий (повар - режет, жарит, печет, варит, готовит и др.)
Игра «Исправь ошибки»
Предложите ребенку послушать, заметить и исправить ошибки. Например: врач готовит вкусный обед, воспитатель лечит людей, повар делает уколы. Что не так? Ребенок исправляет и говорит правильный ответ.
Игра «Четвертый лишний»
Покажите ребенку 4 картинки или схематично нарисуйте (кастрюля, шприц, градусник, фонендоскоп). Спросите: какой предмет будет лишний? Почему? Ребенок высказывает свое предположение, выстраивая логическую цепочку: кастрюля - лишняя, потому что она нужна повару, а остальные все предметы нужны врачу. Можно спросить: зачем?
Предлагаю Вам игровой материал для формирования у детей интереса к людям разных профессий.
Опрос детей по теме: Формирование интереса у дошкольников к людям разных профессий.
1) Название профессии. Кто это? ребенок по картинкам определяет и называет профессию человека.
1. помощник воспитателя;
2. медицинская сестра;
3. повар;
4. дворник;
5. водитель.
2) Трудовые действия. Что он делает на работе?
1. помощник воспитателя;
2. медицинская сестра;
3. повар;
4. дворник;
5. водитель.
3) Предметы и орудия труда. Что нужно для работы?
1. помощнику воспитателя;
2. медицинской сестре;
3. повару;
4. дворнику;
5. водителю.
4) Значимость и необходимость труда. Зачем нужна такая работа?
1. помощник воспитателя;
2. медицинская сестра;
3. повар;
4. дворник;
5. водитель.
А теперь, немножечко подумаем и порассуждаем………
1. Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с профессиями людей? Почему?
2. Интересуется ли ваш ребенок, кем вы работаете? Какие вопросы он вам задает?
3. Как вы знакомите ребенка со своей профессией?
4. В какие профессии ваш ребенок играет дома? Какие действия при это
он совершает? Как вы поддерживает интерес ребенка в этой игре?
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
(Для формирования у детей интереса к людям разных профессий)
«Кому без них не обойтись»
Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры: взрослый показывает ребенку предмет, а он называет профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.
«Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.
Ход игры: родитель просит ребенка научить куклу пылесосить. Спрашивает, что нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку, пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки). Предложить можно и другие трудовые процессы.
«Что хочет делать Маша?»
Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры: мама обращается к дочери от имени куклы Маши:
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как ты думаешь, что она будет делать? (стирать). Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль, пшено. Что она собирается делать? (кукла хочет варить кашу). Как называется каша? (пшенная).
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы, для старших детей можно использовать картинки с изображением предметов или просто перечисляет эти предметы без показа иллюстраций.
«Кому это нужно»
Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры: взрослый показывает ребенку различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью (это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот).
«Кому, что надо для работы?»
Цель: учить детей использовать в речи существительные ед. ч. дательного падежа (нож, доска, кастрюля, половник - нужны повару и др).
«Назови предмет, которого не хватает»
Цель: учить ребенка подбирать предметы по аналогии.
Дворнику - лопата, продавцу - касса, врачу - фонендоскоп, повару - кастрюля.
«Кто что делает?»
Цель: учить ребенка подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.
-Врач что делает? Повар что делает? Дворник что делает? Парикмахер что делает?
«Угадай профессию по описанию»
Цель: учить ребенка находить соответствующие понятия (повар - готовит; врачу - лекарство, белый халат, градусник).
«Кто какой, какая?»
Цель: расширять словарный запас ребенка, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.
Водитель какой? - внимательный, сильный, сосредоточенный
Повар какой? - ловкий, аккуратный, внимательный
«Скажи наоборот»
Цель: учить ребенка подбирать слова антонимы.
Добро - польза - купить - грязь
Войти - говорить - взять - насорить
Помогать - чинить - ломать - рано
Трудно – быстро
«Исправь ошибки в предложениях»
Цель: упражнять ребенка в употреблении предложений со значением противопоставления.
Врач готовит для ребят вкусный обед. Повар готовит вкусный обед, а врач лечит людей.
«Я начну, а ты продолжи»
Цель: упражнять ребенка в употреблении сложноподчиненных предложений.
Врач лечит людей, чтобы...
Строитель строит дома, чтобы...
Парикмахер подстригает людей, чтобы...
«Маленький - большой»
Цель: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Лопата - лопатка, ведро – ведерко
«Что из чего получается»
Цель: упражнять в образовании слов по аналогии.
Сок из моркови - морковный; варенье из яблок – яблочное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста, через сюжетно-ролевые игры на бытовые темы."
Человека высокой культуры поведения отличает вежливость, скромность, отзывчивость, тактичность, доброжелательность. Эти качества формируются с самого раннего возраста....

Консультация «Особенности обучения детей правилам безопасности через сюжетно-ролевые игры»
Консультация для педагогов и родителей...

Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...

Консультация для родителей "Ранняя профориентация. Знакомство детей с профессиями через сюжетно – ролевые игры"
Консультация для родителей "Ранняя профориентация. Знакомство детей с профессиями через сюжетно – ролевые игры"...
Фотогалерея "Игровая деятельность" знакомим с профессиями через сюжетно-ролевые игры
Фотогалерея "Игровая деятельность" знакомим с профессиями через сюжетно-ролевые игры...

Консультация для родителей «Ранняя профориентация. Знакомство детей с профессиями через сюжетно – ролевые игры»
Консультация для родителей "Знакомство детей с профессиями через сюжетно – ролевые игры». Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свобод...

Консультация для родителей «Ранняя профориентация. Знакомство детей с профессиями через сюжетно – ролевые игры»
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...

