«НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ В ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья (младшая группа)

 Кузнецова Надежда Ильинична

 

«НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ В ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Пояснительная записка

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, время становления личности ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле, Родине. Воспитание гражданина и патриота не будет успешным, если человек не владеет духовным богатством своего народа.

Основой духовно - нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях и необходимая для удовлетворения духовных потребностей человека. Современная социальная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.

Задача педагога - соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера. Именно поэтому,  в своей работе с детьми я использую фольклор.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию основ моральных качеств и развитию личности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, к устному.

В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, сочувствии. У детей преобладает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Улучшить духовно - нравственное состояние общества надо через усиленное внимание к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с самого раннего возраста - как самого эмоционального и восприимчивого периода детства.

Ранний и дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Сохранить  человеческое в наших детях, заложить духовно - нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей - главные идеи воспитания нравственных качеств личности.

Наблюдая в группе за детьми раннего возраста часто можно заметить, что дети совершенно не могут играть вместе, у них уже присутствуют такие качества как: злость, жестокость. Дети дерутся, толкаются, забирают игрушки, кусаются, а пожалеть обиженого не спешат. Нравственные качества у многих отсутствуют. Как  же научить малышей жить дружно, быть добрыми,  отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

Познакомившись с литературой о нравственном воспитании можно сделать вывод, что нравственные качества личности  развиваются с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью.                                                                        

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.

 Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.

 А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому что искусство, литература - богатейший источник, побудитель чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

Дошкольный возраст - тот важный период, когда ребенок познает мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности.

И здесь к нам на помощь приходит потешка.

В этих малых фольклорных формах заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.

Исследования психологов показали, что потешки оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью этих жанров происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. Потешки учат ребенка ненавязчиво, без грубого дидактизма.

Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны, содержательны и поэтому могут служить могучим средством социализации.

Диапазон использования потешек крайне широк. Они таят в себе неисчерпаемые обучающие возможности, накопленные народом, прекрасный речевой материал, их можно использовать во всех видах деятельности.

Как же использовать потешки?

Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой обстановке, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно? Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами. В младшем дошкольном возрасте самое время знакомить детей с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности. Это делает приспособление к новым условиям более безболезненным. Они создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно влияют на детей.

Одна из задач нашей работы - эмоциональное благополучие детей, развитие их эмоционального мира. Эти маленькие стишки могут вызвать бурю самых разнообразных эмоций. Театры самый доступный вариант, потому что потешку очень просто обыграть, показать. У нас разнообразные виды театров, наборы игрушек. В ходе работы происходит активизация эмоционального мира ребенка. Потешки просты, кратки, что помогает их быстро запомнить.

С помощью потешек мы изучаем с детьми окружающий мир и его явления, изучаем части тела.

Многие из изучаемых потешек мы используем и в ходе игр с детьми с различными предметами, игрушками, запоминая их содержание и последовательность действий, например, укладывая куклу. Во время игр дети вспоминают и проговаривают слова потешек.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, просыпаются, обедают, одеваются, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность.

В этих малых фольклорных формах находится мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны, содержательны и поэтому могут служить могучим средством социализации, воспитывать духовно-нравственные качества.

Неоднократно мы с детьми и родителями посещаем музей «Русская изба», расположеный в помещении нашего учреждения, где дети знакомятся с народной игрушкой, с русским бытом.

Наш мини - музей потешки, который оформили в группе, помогает нам в повседневной работе, он пополняется новыми экспонатами. Разработана авторское методическое пособие «Потешки в режимных моментах в детском саду и дома», оно также используется в работе в группе и предлагатся родителям для чтения на дому.

Влияние устного народного творчества на развитие личности ребенка неоспоримо. Поэтому не только воспитателям, но и родителям необходимо использовать потешки в повседневной жизни. Для родителей были проведены консультации на темы: «Использование потешки в режимных моментах», «Использование фольклора в нравственном воспитании детей».

Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, когда он говорил: «От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_n.i._statya_25g.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА МЕГИОНА

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ В ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Кузнецова Надежда Ильинична,

воспитатель

Мегион

 2025

Кузнецова Надежда Ильинична

МАДОУ «ДС №13 «Родничок»

«НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ В ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Пояснительная записка

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, время становления личности ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле, Родине. Воспитание гражданина и патриота не будет успешным, если человек не владеет духовным богатством своего народа.

Основой духовно - нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях и необходимая для удовлетворения духовных потребностей человека. Современная социальная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.

Задача педагога - соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера. Именно поэтому,  в своей работе с детьми я использую фольклор.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию основ моральных качеств и развитию личности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, к устному. 

В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, сочувствии. У детей преобладает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Улучшить духовно - нравственное состояние общества надо через усиленное внимание к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с самого раннего возраста - как самого эмоционального и восприимчивого периода детства.

Ранний и дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Сохранить  человеческое в наших детях, заложить духовно - нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей - главные идеи воспитания нравственных качеств личности.

Наблюдая в группе за детьми раннего возраста часто можно заметить, что дети совершенно не могут играть вместе, у них уже присутствуют такие качества как: злость, жестокость. Дети дерутся, толкаются, забирают игрушки, кусаются, а пожалеть обиженого не спешат. Нравственные качества у многих отсутствуют. Как  же научить малышей жить дружно, быть добрыми,  отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

Познакомившись с литературой о нравственном воспитании можно сделать вывод, что нравственные качества личности  развиваются с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью.                                                                        

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.

 Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.

 А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому что искусство, литература - богатейший источник, побудитель чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

Дошкольный возраст - тот важный период, когда ребенок познает мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности.

И здесь к нам на помощь приходит потешка.

В этих малых фольклорных формах заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.

Исследования психологов показали, что потешки оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью этих жанров происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. Потешки учат ребенка ненавязчиво, без грубого дидактизма.

Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны, содержательны и поэтому могут служить могучим средством социализации.

Диапазон использования потешек крайне широк. Они таят в себе неисчерпаемые обучающие возможности, накопленные народом, прекрасный речевой материал, их можно использовать во всех видах деятельности.

Как же использовать потешки?

Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой обстановке, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно? Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами. В младшем дошкольном возрасте самое время знакомить детей с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности. Это делает приспособление к новым условиям более безболезненным. Они создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно влияют на детей.

Одна из задач нашей работы - эмоциональное благополучие детей, развитие их эмоционального мира. Эти маленькие стишки могут вызвать бурю самых разнообразных эмоций. Театры самый доступный вариант, потому что потешку очень просто обыграть, показать. У нас разнообразные виды театров, наборы игрушек. В ходе работы происходит активизация эмоционального мира ребенка. Потешки просты, кратки, что помогает их быстро запомнить.

С помощью потешек мы изучаем с детьми окружающий мир и его явления, изучаем части тела.

Многие из изучаемых потешек мы используем и в ходе игр с детьми с различными предметами, игрушками, запоминая их содержание и последовательность действий, например, укладывая куклу. Во время игр дети вспоминают и проговаривают слова потешек.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, просыпаются, обедают, одеваются, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность.

В этих малых фольклорных формах находится мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны, содержательны и поэтому могут служить могучим средством социализации, воспитывать духовно-нравственные качества.

Неоднократно мы с детьми и родителями посещаем музей «Русская изба», расположеный в помещении нашего учреждения, где дети знакомятся с народной игрушкой, с русским бытом.

Наш мини - музей потешки, который оформили в группе, помогает нам в повседневной работе, он пополняется новыми экспонатами. Разработана авторское методическое пособие «Потешки в режимных моментах в детском саду и дома», оно также используется в работе в группе и предлагатся родителям для чтения на дому.

Влияние устного народного творчества на развитие личности ребенка неоспоримо. Поэтому не только воспитателям, но и родителям необходимо использовать потешки в повседневной жизни. Для родителей были проведены консультации на темы: «Использование потешки в режимных моментах», «Использование фольклора в нравственном воспитании детей».

Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, когда он говорил: «От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В этой разработке я раскрываю свой опыт работы по данному направлению. Над этой темой я продолжаю работу и в 2012 году....

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей воспитанников по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста в домашних условиях через предметы ближайшего окружения.

В методических рекомендациях,которые доступны для понимания не только воспитателей,но и родителей воспитанников, дано подробное описание  работы по сенсорному развитию детей раннего и младшего до...

«Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа педагога-психологаМДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №108» г. Саратова«Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста»ЦЕЛЬ ...

Авторская разработка "Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста"

В методической  разработке я рассказываю об опыте работы  по сенсорному развитию....

Доклад «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Доклад на методическом объединении воспитателей ОУ по теме: "Использование развивающего потенциала народного художественного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников"...

Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста

Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная ли...