Сценарий досуговой деятельности для детей старшей группы «Народы Поволжья. Мордовский народ».
план-конспект занятия (старшая группа)
Дать детям общее представление о мордовской республике, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа. Воспитывать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 667.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий досуговой деятельности для детей старшей группы «Народы Поволжья. Мордовский народ».
Подготовила воспитатель Юртова Н.В.
Цель:
-Дать детям общее представление о мордовской республике,
-воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.
-Воспитывать у детей познавательный интерес к родному краю.
-Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине
Ход:
Звучит песня Пляцковского и Савельева “Волга в сердце впадает мое”.
Воспитатель: Дети, о чем поется в этой песне?
А давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в Поволжье? (ответы детей)
Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится Мордовия, называя главный город Саранск.
Чем занимается народ Мордовии? Выращивает хлеб, занимается охотой, гончарным делом, делает изделия из бересты.
- Я вас познакомлю с легендой о рождении мордовского народа.
Однажды в мордовских лесах свершилось чудо. Ранней весной Бог Солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий… И стала яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья. Коснулась своим крылом чудо – яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную, и пошла она по цветущей земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый и трудолюбивый.
Воспитатель: Сейчас Мордовия — это благодатная и красивейшая республика России, которая имеет свои государственные символы: герб, флаг и гимн.
Воспитатель:( показывает) герб Республики Мордовия.
В середине герба расположен старый герб города Саранск – столицы Мордовии. В серебряном поле изображены красная лисица и три стрелы — свидетельство преобладания охотничьего промысла. Герб Саранска обрамлен:
золотыми колосьями пшеницы, что говорит о приверженности мордовского народа к сельскохозяйственному труду. Колосья пшеницы перевиты лентой красно-коричневого, белого и темно – синего цветов. Красно-коричневый символизирует жизнеутверждающее начало, жизнь; белый — духовность, чистоту намерений и помыслов; замененный черный на темно-синий — плодородие земли, напоенной влагой. На гербе изображено национальное украшение женщин — нашейная гривна цвета золота, на которой отмечено семь орнаментов, означающих количество городов республики. Заканчивается герб восьмиконечной розеткой красного цвета. Это символ солнца, тепла, добра, открытости. Розетка состоит из четырех фигур, которые отражают стремление основного населения Мордовии: мокши и эрзи, образующих в единстве мордовский народ, русских и татар — к равновесию, стабильности и устойчивости.
Воспитатель: Флаг республики Мордовия – это прямоугольное полотнище, состоящее из трех полос темно красного, белого и темно – синего цветов, расположенных горизонтально. Белый цвет флага означает чистоту, мудрость и мир. Темно-красный — силу, мужество, храбрость, темно-синий – слава, честь, верность. В середине белой полосы находится восьмиконечная розетка темно-красного цвета. Это символ Солнца.
Мордовский народ – это очень древний народ. Наши предки жили очень – очень давно. А что означает слово предки? (ответ детей). Давайте посмотрим, как выглядели наши предки, как они жили (рассматривание фотографии на стенде)
Правильно, предки – это наши прапрабабушки, прапрадедушки, которые жили очень- очень давно. А жили они в сёлах и деревнях.
Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде. Как вы думаете, почему? ( Ответы детей.) Правильно, изготовление одежды - это очень тяжёлый и поэтапный труд, который занимает очень много времени. Давайте рассмотрим части национальной одежды мокшан и эрзян:
Рубаха – панар (мокш.), покай (эрз.).Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
Передник – сапоня (мокш), рукават (эрз.). Он украшен узорами мордовской вышивки.
Пояс – каркс (мокш.иэрз.) Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером.По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.
Набедренное украшение – пулай (эрз.). Украшался вышивкой, бусенками и бисером.
Нагрудное украшение –сюлгам (мокш.), сюлгамо (эрз.).Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панга (мокш.). Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками, бисером.
Раскрась раскраску.
Давайте поиграем в мордовские игры.
Игра «Лавочка»
Под музыку дети свободно двигаются по залу, пляшут, с окончанием музыки садятся на лавочку, кто не успел занять место выбывает из игры.
Проводиться мордовская народная игра «Баягине»
Дети стоят в кругу, под музыку передают колокольчик по кругу, у кого остается колокольчик, выходит в центр круга и выполняет мордовские плясовые движения.
Мордовская народная игра «Раю – раю»
Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю – раю. Пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг е другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо поиграли.
Рефлексия.
- Какая тема была нашего занятия?
- Что вы узнали нового?
-Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-сценарий досуговой деятельности для детей старшей и подготовительной группы «День рождения Братска»
занятие направлено на систематизацию имеющихся у детей знания об истории родного города, о памятных местах города Братска, об основных культурных и промышленных объектах города....

Конспект культурно - досуговой деятельности для детей старшей группы "Путешествие на праздник Масленица».
Приобщение детей к русской народной праздничной культуре. Праздник Масленица....

Физкультурно-музыкальная досуговая деятельность для детей старшей группы «В поисках космических кристаллов»
Мероприятие,посвященное Дню космонавтики в старшей группе детского сада....

Досуговая деятельность для детей старшей группы детского сада.
Данная досуговая деятельность направлена на снятие эмоционального напряжения у детей старшей группы....
Конспект досуговой деятельности для детей старшей группы "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ПРОФЕССИЙ"
Все профессии прекрасны,Все профессии важны.Знаем мы, что наши детиБудут городу нужны.В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он ста...

Сценарий досуговой деятельности для детей старшей группы «Народы Поволжья. Татарский народ».
Познакомить детей с народами Поволжья, дать детям общее представление о Татарской республике, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям татарского народа....

Сценарий досуговой деятельности для детей старшей группы «Народы Поволжья. Русский народ».
Познакомить детей с народами Поволжья, дать детям общее представление о русском народе, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям русского народа.-Воспитывать у детей познавательный интерес к...





