Игры на формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая группа)
Дошкольный возраст – фундаментальный период для развития социальных навыков. В этот период дети учатся взаимодействовать со сверстниками, что закладывает основу их будущих отношений во взрослой жизни. Игры на сплочение выполняют сразу несколько важных функций:
- Развивают эмпатию и понимание эмоций других людей
- Формируют навыки невербальной коммуникации и умение слушать
- Учат разрешать конфликты мирным путем.
- Помогают преодолевать стеснительность и социальные барьер.
- Создают чувство принадлежности к группе и безопасности
Особенно важно внедрять такие игры в период формирования нового коллектива – в начале учебного года, при появлении новых детей в группе или перед важными совместными мероприятиями. Регулярность проведения игр на сплочение – ключевой фактор их эффективности.
Согласно исследованиям детских психологов, дети, регулярно участвующие в командных играх, демонстрируют на 40% более высокие показатели социальной адаптации и на 35% реже сталкиваются с проблемами в общении со сверстниками.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – фундаментальный период для развития социальных навыков. В этот период дети учатся взаимодействовать со сверстниками, что закладывает основу их будущих отношений во взрослой жизни. Игры на сплочение выполняют сразу несколько важных функций:
- Развивают эмпатию и понимание эмоций других людей
- Формируют навыки невербальной коммуникации и умение слушать
- Учат разрешать конфликты мирным путем.
- Помогают преодолевать стеснительность и социальные барьер.
- Создают чувство принадлежности к группе и безопасности
Особенно важно внедрять такие игры в период формирования нового коллектива – в начале учебного года, при появлении новых детей в группе или перед важными совместными мероприятиями. Регулярность проведения игр на сплочение – ключевой фактор их эффективности.
Согласно исследованиям детских психологов, дети, регулярно участвующие в командных играх, демонстрируют на 40% более высокие показатели социальной адаптации и на 35% реже сталкиваются с проблемами в общении со сверстниками.
Путаница (для детей с 5 лет)
Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.
«Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу». Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.
Приветствие с колокольчиком (для детей с 5 лет)
Цель: приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.
Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.
Ветер дует на... (для детей с 5 лет)
Цель: знакомство, разогрев, сплочение группы.
Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
Поменяйтесь местами (для детей с 5 лет)
Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания и мыслительных процессов.
Участники садятся в круг, в центре которого стоит психолог. Ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Пересядьте все те, у кого карие глаза (любит убирать игрушки, кататься с горки и т.п.)», — и все, у кого карие глаза, должны поменяться местами». При этом ведущий тоже принимает участие в игре и должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить: «Как вы себя чувствуете?» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.
Разные, но похожие (для детей с 5 лет)
Цель: разогрев и сплочение группы, снижение напряженности, развитие самосознания, активизация внимания.
Взрослый говорит:
- Сейчас поднимут руки только девочки... А теперь поднимут руки мальчики... Попрыгают те, кто в брюках... У кого есть сестренка, обнимут себя... У кого есть брат, похлопают в ладоши... Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т.д.
По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.
Рулет (для детей с 5 лет)
Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности.
Дети встают в шеренгу, держась за руки. Ребенок, стоящий первым, начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким образом, дети образуют некий «рулет». Обращается внимание детей на то, что в ходе упражнения важно не расцеплять руки. Задание можно усложнить, предложив детям «раскрутить рулет».
Фруктовый салат (для детей с 5 лет)
Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности, усиления концентрации внимания.
Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4-5 человек назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие сидящие в круге по очереди, повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый «назван фруктом». Для лучшего запоминания можно раздать карточки с изображениями фруктов. Ведущий встает в центре круга и выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все «апельсины» должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из свободных мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какой-то фрукт и игра продолжается. Название «фруктовый салат» означает, что все меняются местами.
Прикосновение тела (для детей с 5 лет)
Цель: активизация и сплочение группы, развитие тактильного внимания
Объясните участникам, что вы дотронетесь до кого-нибудь. Потом они должны, используя только ту часть тела, до которой дотронулись вы, дотронуться до кого-то другого. Продолжайте игру, пока все участники не будут задействованы. Это упражнение заставляет тесно взаимодействовать друг с другом.
Такси (для детей с 5 лет)
Цель: активизация группы, деление группы на подгруппы, закрепление количества
Выбирается 1 - 2 участника, которые будут выполнять роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например 2, 3 или 4. Когда такси останавливается, участники должны бежать «занимать места в такси».
Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке.
Игра «Радостная песенка» ( для детей с 5 лет)
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства
- У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».
Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!
- Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.
Игра «Угадай меня» ( для детей с 5 лет)
Цель: сплочение детского коллектива, установление доверительного контакта
Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи сидящих и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот кого он угадал говорит: «Да, это я (свое имя)» .
После того как водящему завязали глаза, дети могут тихонечко поменяться местами на стульях.
Иголочка и ниточка (для детей с 5 лет)
Цель: развитие межличностного доверия, ответственности за других.
Выбирается водящий - он будет «иголочкой», а остальные дети держатся одной рукой за плечо впереди стоящего с закрытыми глазами - «ниточки». «Иголочка» бегает по комнате, «петляет». «Ниточка» - за ней, стараясь не «порваться» и «не запутаться». Игра проводится 2-3 раза, Хорошо, если роль иголочки исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.
Я хочу с тобой дружить (для детей с 5 лет)
Цель: сплочение группы, установление доверительного контакта между детьми
Водящий произносит слова: «Я хочу дружить с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, о ком говорят, должен узнать себя, подбежать к водящему и пожать ему руку. Дал ее водящим становится он.
Гляделки (для детей с 5 лет)
Цель: создание дружеских связей, сплочение группы, развитие умения понимать другого человека без слов
Для того, чтобы понять другого человека, необязательно использовать слова, например, можно понять его по взгляду. Для этого нужно встретиться взглядом (посмотреть друг другу в глаза).
Сейчас вы будете встречаться с кем-нибудь из ребят взглядами, внимательно смотреть друг на друга, а затем меняться местами
По окончании упражнения детей спрашивают, трудно ли было встречаться взглядами и почему.
Тропинка к другу (для детей с 5 лет)
Цель: сплочение группы, развитие эмоциональной сферы.
Ведущий предлагает детям сесть вокруг листа ватмана и нарисовать фломастером дорожки друг к другу (кто к кому захочет), затем провести дорожки и к остальным детям.
Найди друга (для детей с 5 лет)
Цель: сплочение группы, снижение застенчивости, развитие умения чувствовать других.
Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи детей и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Да, это я – Ваня».
После того, как водящему завязали глаза, дети могут поменяться местами.
Вариант с родителями. Упражнение выполняется между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать своего ребенка (или родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем игроки меняются ролями.
Дракон (для детей с 5 лет)
Цель: развитие групповой сплоченности, снятие напряженности, создание положительной атмосферы
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. Игру рекомендуется проводить в конце занятия.
Зеркало (для детей с 5 лет)
Цель: развитие выразительности движений, внимания к чувствам и действиям другого, сплочение группы.
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки.
Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
Ручеек (для детей с 5 лет)
Цель: сплочение группы, развитие умения действовать сообща, оказывать поддержку
На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.
Вариант: игру можно проводить в парах. Тогда один из пары стоит на одном береге, а второй ребенок – на другом. Дети упираются друг в друга ладошками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры «Служба спасения МЧС».
Каждый день в нашей стране возникают те или иные чрезвычайные ситуации: пожары, наводнения, землетрясения и т. д. Люди, которые приходят нам на помощь в этих ситуациях-спасатели, люди смелы...

Формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста
Определить способность старших дошкольников вступать в сотрудничество, выявить их умение согласовывать свои действия с действиями окружающих....

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Заниматика"
Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Заниматика"Направленность : для детей 5-6 лет;Для организации индивидуальной и подгрупповой работы с д...

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Морковный счёт"
Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Морковный счёт" для детей 5-6 лет.Дидактическая игра "Морковный счёт" способствует организац...

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
В данной статье раскрывается роль дидактической игры, как многогранной, универсальной категории, которая может выступать как средством, методом, так формой решения задач по коррекции речи д...

Сообщение на тему Значение дидактической игры в формировании навыков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Статистика последних десятилетий показывает, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей дошкольного возраста с проблемами в развитии речи. Основной контингент гру...

Картотека игровых задач на формирование навыков сотрудничества для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игровых задач на формирование навыков сотрудничества для детей старшего дошкольного возраста...
