Картотека" Дидактических игр для детей раннего возраста"
картотека (младшая группа)
Картотека дидактических игр по неделям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для детей раннего возраста.
Тема: «Детский сад»
1.ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ
Цель: Активизировать речь ребенка.
Оборудование: Игрушечный гномик или другая игрушка, мяч.
Ход: Воспитатель говорит: «К нам в гости пришел гномик (дети его рассматривают). Давайте с ним познакомимся и назовем ему наши имена». Дети вместе с воспитателем садятся на ковер в кружок, гномик стоит в середине. Воспитатель катает мяч каждому ребенку и говорит, называя имя каждого, например, «Аня с нами в группе». Дети, по возможности, повторяют.
2.СДЕЛАЙ, КАК Я
Цель: Активизировать речь ребенка.
Ход: Воспитатель говорит ребенку: «Я взяла Никиту за руку. Сделай, как я». Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Аню, она хорошая девочка. Сделай, как я»; «Я дала машинку Саше. Сделай, как я» и т.д.
Тема: «Осень»
3.ЧТО В САДУ РАСТЕТ?
Цель: Продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.
Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные овощи или их муляжи. Ход: Игра проводится так же, как и предыдущая.
4. ГАВ-ГАВ
Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.
Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.
Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.
«Гав! Гав!» - на заре,
«Гав! Гав!» - на дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь? И-го-го!»
И сказал теленок «Му!»
Спать мешает он ему.
И сказал теленок: «Пи!
Ты, щенок, еще поспи!»
А козленок: «Ме!» да «Ме!»,
«Подремать не дали мне».
А щенок все «Гав!» да «Гав!»,
У него веселый нрав!
И веселый этот нрав
Называется «Гав – гав!» (по Т. Волгиной)
Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.
4.1 НА ПТИЧЬИМ ДВОРЕ
Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.
Оборудование: Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.
Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок.
Наши уточки с утра:
- Кря-кря-кря!
- Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
- Га-га-га!
- Га-га-га!
А индюк среди двора:
- Бал-бал-бал!
- Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху:
- Грру-грру-грру!
- Грру-грру-грру!
Наши курочки в окно:
- Ко-ко-ко!
- Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!» (Русская на родная песня)
«Как кричит уточка?» - спрашивает воспитатель. Ребенок отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.
5. ЛИСТОПАД
Цель: Учить плавному, свободному выдоху.
Оборудование: Вырезать из тонкой бумаги желтые и красные листья.
Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2-3 раза.
6. КОГО МЫ ВСТРЕТИЛИ В ЛЕСУ?
Цель: Учить узнавать, показывать и называть животных, насекомых, изображенных на картинках.
Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Дикие животные», «Насекомые».
Ход: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают, например: «Кто здесь нарисован? Да, зайчик. Зайчик серого цвета, у него длинные ушки. Какого цвета зайчик? Какие у него ушки?» и т.п.
Тема: «Я в мире человек»
7. НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: Картинки с изображением из серии семья в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить.
Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением и спрашивает кто это (мама-папа- деда и т.д). Затем просит ребенка назвать ласково.
8. МОЁ ЛИЦО.
Цель: учит познавать самого себя.
Ход: Воспитатель говорит: «Ребята, чем мы с вами смотрим? ГЛАЗКАМИ (показать), чем мы с вами слышим? УШКАМИ (показ) и т.д.
Тема: «Я росту здоровым»
9.ЧТО Я ДЕЛАЮ? (КГН)
Цель: Активизировать речь ребенка.
Ход: Воспитатель просит ребенка назвать свое имя; сказать, как зовут того или иного ребенка. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему и просит ребенка повторить. В ходе игры воспитатель обязательно сопровождает свою речь жестами, дотрагиваясь ладонью до того, чье имя нужно назвать.
так же проговариваем, что мы делаем: умывается, одеваемся, расчесываемся и т.д.
Тема: «Мой дом»
10.МОЙ САД, МОЙ ДОМ.
Цель: Закрепить название детский сад, дом.
Ход: Воспитатель рассказывает, о том, что детский сад их второй дом, где они будут проводить время и расти.
11. КОМНАТА ДЛЯ КУКЛЫ
Цель: Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами.
Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Мебель», кукла.
Ход: Воспитатель показывает детям куклу и говорит: «На чем кукла будет спать? Да, на кроватке. Покажи, где нарисована кроватка? (ребенок показывает нужную картинку). Что на ней нарисовано? (кроватка). Для чего нужна кроватка? (чтобы на ней спать)» и т.д.
12. НА ЧЕМ МЫ ЕЗДИМ?
Цель: Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.
Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Транспорт».
Ход: Воспитатель показывает детям ту или иную картинку и спрашивает, что на ней нарисовано. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя. Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинку и отмечает, какого цвета, например, машина, вмести с детьми; называет ее части и т.д.
13. К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ.
Цель: Знакомить ребят с «Профессиями (врач, продавец, милиционер)»
Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Профессии».
Ход: Воспитатель показывает детям ту или иную картинку и спрашивает, кто на ней нарисован и что он делает. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя.
Тема: «Мир вокруг нас»
14. СОБЕРИ ПИРАМИДКУ
Цель: Закрепление цвета, формы и размера.
Оборудование: Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.
Ход: Воспитатель показывает ребенку пирамидку и помогает разобрать ее. Вместе с ребенком воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет, делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и надеть его на стержень (ребенок выполняет задание). Далее воспитатель предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно. Можно собирать различные пирамидки в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: пирамида,состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм или разного размера и цвета; из предметов возрастающих по величине и т.д.
15. ПОСУДА ДЛЯ КУКЛЫ
Цель: Учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словесному указанию, дать представление об использовании; активизировать словарь.
Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла.
Ход: Воспитатель говорит, что кукла будет обедать и предлагает детям подобрать картинки с изображением тех предметов посуды, которые понадобятся кукле для того, чтобы поесть, например, суп. Ребенок указывает на картинки с изображением тарелки и ложки. Воспитатель активизирует речь ребенка, задавая вопросы: «Что нарисовано на картинке? (тарелка, ложка). Для чего нужны тарелка и ложка? (чтобы есть суп)» и т.д.
16. НАРЯДИМ КУКЛУ
Цель: Активизировать словарь по теме.
Оборудование: Картонная кукла, набор бумажной одежды.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку одеть куклу для разных ситуаций (на прогулку, на праздник, в детский сад и т.д.). Ребенок одевает куклу, например, на прогулку. Воспитатель описывает одежду куклы: «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, воспитатель спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?» и т.п.
Тема: «Новогодний праздник»
17.НОВОГОДНИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ.
Цель: Активизировать словарь.
Ход: Новогодние картинки: ель, шары, Дед Моро, Снегурочка, подарки.
Тема: «Новогодний праздник»
18. СНЕЖИНКИ
Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.
Ход: Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит : «На улице падает снежок. Там снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладете на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как нужно дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2-3 раза.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок. (А. Барто)
19. КАК ОДЕВАЕМСЯ ЗИМОЙ.
Цель: Закрепить представление об одежде, назначении вещей.
Ход: Воспитатель показывает куклу в зимней одежде, рассказывая для чего это нужно (шапка на голову, рукавицы на руки, шарф на шею и т.д)
20. КТО С НАМИ РЯДОМ ЖИВЕТ?
Цель: Учить узнавать, показывать и называть животных и птиц, изображенных на картинках.
Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы».
Ход: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают, например: «Кто же здесь нарисован? Да, Петушок Золотой гребешок. А как он кричит? Ку-ка-ре-ку!» и т.д. «Покажи, где нарисована собачка. Правильно. А как кричит собачка? Ав-ав!» и т.п.
21. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ.
Цель: Знакомство детей с окружающим миром.
Ход: Воспитатель знакомит ребят о том, где и как зимуют животные в лесу. По сюжетным картинкам.
22. ЧЕГО НЕ СТАЛО? (выбрать игрушки по теме недели)
Цель: Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь.
Оборудование: Игрушки.
Ход: Воспитатель выставляет на стол 4 игрушки. Ребенок называет их. Затем ребенок закрывает глаза, воспитатель прячет 1 игрушку. Ребенок должен отгадать, какой игрушки не стало. Игру повторяют 3-4 раза.
Тема: «Мой папа самый лучший»
23. КТО ГЛАВНЫЙ?
Цель: Учить называть членов семьи, подводить к пониманию, что есть взрослые и дети.
Ход: Воспитатель предлагает детям назвать с кем живет, и кто у него есть.
Тема: «8 марта»
24. МАЛЕНЬКИЕ ПОМОШНИКИ.
Цель: Подводить к пониманию, что нужно помогать взрослым, развивать речь.
Ход: Воспитатель рассказывает о посильной помощи детей для взрослых.
Тема: «Знакомство с народной культурой и творчеством»
25. СОБЕРИ БУСЫ (МАТЕШКУ)
Цель: Закрепление цвета, формы и размера.
Оборудование: Любые предметы с отверстиями для нанизывания различной величины, формы и цвета, шнур или мягкая проволока.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку собрать бусы, нанизывая их на шнур. Показывает, как это нужно делать и предлагает ребенку продолжить. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему. Можно собирать различные бусы в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: бусы, состоящие из шариков и кубиков различного размера и цвета; из катушек от ниток; макарон; колечек; пробочек с отверстиями различных цветов и размеров и т.д.
26. УЛОЖИМ КУКЛУ СПАТЬ.
Цель: Закреплять у детей представление о жанре колыбелькой песни и ее разновидности путём развития речи.
Ход: Баю, баюшки, баю,
Не ложися на крою,
Придет серенький волчок,
И укусит за бочок.
Тема: «ЗОЖ»
27. СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА- НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ.
Цель: Формировать представления о средствах вида закаливания (воздушеные, солнечные, водные), их значения для здоровья.
Ход: Беседа какую пользу для здоровья приносит солнце, воздух и вода.
Тема: «Весна»
28.С КЕМ ДРУЖИТ ВЕСНА?
Цель: расширять и активировать словарь по теме.
Ход: Воспитатель показывает картинки: Весна дружит:
С солнышком….(оно греет)
Солнце грет снег…(он тает)
Ручейки….(течёт ,журчат)
Почки на деревьях…..(набухают)
С крыш капают капельки воды…(капель)
29. ОДЕЖДА ВЕСНОЙ.
Цель: Продолжить закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Знакомить с предметами одежды, последовательности одевания.
Ход: В гостях кукла Маша, и просит помочь найти ей правильную одежду для прогулки. Воспитатель вместе с детьми рассматривают картинку ВЕСНА, обращая внимание, как на ней одеты дети.
30. ВО ДВОРЕ
Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур—мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто-там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-му!
Молока кому? (А. Барто)
Прочитав стихотворение воспитатель задает ребенку вопросы : «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д
31. ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?
Цель: Активизировать мышцы губ.
Оборудование: Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.
Ход: Двух птичек садят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек; не должны сильно напрягаться.
32. НАЙДИ КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ ПО ОПИСАНИЮ.
Цель: Учиться внимательно слушать и находить растение по описанию.
Ход: Воспитатель расставляет растения так, чтобы их было хорошо видно. Затем описывает признаки растения.
Тема: «Лето»
33. ОДУВАНЧИК
Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активировать мышцы губ.
Оборудование: одуванчик.
Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него
так, чтобы слетели пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза. Важно следить за правильностью
выдоха. Используйте художественное слово.
Одуванчик, до чего ж
Ты на облачко похож.
Страшно даже и взглянуть:
Как бы облачко не сдуть. (Г. Виеру)
34. ЧТО В КОРЗИНОЧКЕ ЛЕЖИТ?
Цель: Закрепить название овощей и фруктов; ягод, их цвет, форму и вкусовые качества.
Оборудование: Натуральные овощи, фрукты и ягоды.
Ход: Воспитатель по одному достает из корзины овощи. Фрукты, ягоды и описывает их, например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Его можно есть». Ребенок, с помощью вопросов воспитателя, повторяет рассказ о яблоке, затем пробует его на вкус.
35. КОГО НЕ СТАЛО?
Цель: Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь.
Оборудование: Игрушки.
Ход: Воспитатель выставляет на стол 4 игрушки. Ребенок называет их. Затем ребенок закрывает глаза, воспитатель прячет 1 игрушку. Ребенок должен отгадать, какой игрушки не стало. Игру повторяют 3-4 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...

Программа методического объединения для воспитателей в группах детей раннего возраста "Формирование благожелательного восприятия взрослого в период адаптации у детей раннего возраста"
Тема формирования положительного опыта общения с незнакомыми взрослыми очень актуальна в группах раннего возраста, особенно в период адатпации детей к детскому саду. именно поэтому это и стало темой д...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»
О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».
В современном образовании оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только дл...
"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се
quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...
