Роль прогулки в формировании экологических представлений у дошкольников
статья (младшая группа)
Роль прогулки в формировании экологических представлений у дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль прогулки в формировании экологических представлений у дошкольников
Автор: Цырендоржиева Нелля Владиславовна
МБДОУ г. Иркутска Детский сад №58
Аннотация: В статье представлен обобщенный опыт о роди прогулок в формировании экологических представлений у дошкольников.
Ключевые слова: дошкольники, экологическое воспитание, развитие личности.
Удивительный мир природы... Он открывает ребёнку богатство звуков, запахов, множество загадок и тайн, побуждает наблюдать, слушать и размышлять. Человек неотделим от природы — её отсутствие делает его жизнь неполноценной. Благодаря природной среде развивающийся организм накапливает жизненные силы и укрепляет здоровье. Слияние мира природы и двигательной активности становится важным фактором всестороннего развития ребёнка в атмосфере психологического комфорта.
Во всех возрастных группах детского сада прогулки активно используются для знакомства детей с природой. Они играют значимую роль в воспитании и обучении: предоставляют возможность непосредственного взаимодействия с окружающей средой в разные времена года, активизируют детскую деятельность. Воспитатель может в реальных условиях продемонстрировать детям разнообразные природные объекты и явления, показать их взаимосвязь, формируя наглядные представления о флоре, фауне, сезонных изменениях, а также о труде человека, влияющего на природу. Таким образом, дети начинают глубже понимать родную природу, учатся быть наблюдательными, подмечать важные особенности.
Прогулки приносят детям радость и яркие впечатления, которые надолго остаются в их памяти. Наблюдая за окружающим миром, дети развивают любовь к природе. Эти ежедневные прогулки позволяют накапливать представления о природных процессах, происходящих длительное время. Педагог знакомит детей с ежедневными изменениями в погоде, продолжительности дня, жизнью растений и животных, сезонным трудом людей. Дети играют с природными материалами — песком, водой, глиной, льдом, листьями и т.п., развивая сенсорный опыт и познавательную активность. Они получают удовольствие от общения с природой и начинают ощущать её красоту.
Во время прогулок как на территории детского сада, так и за его пределами осуществляется ежедневное изучение природного мира. Важно понимать, что прогулка — это лишь часть многогранной работы по экологическому воспитанию, и её содержание скромнее по объёму, чем на экскурсии. Именно во время прогулок целесообразно наблюдать за теми природными изменениями, которые требуют длительного времени — например, смена погодных условий или поведение птиц. Дети могут наблюдать за таянием снега, набуханием почек, подкормкой птиц и т.д.
Существует тесная взаимосвязь между прогулками и экскурсиями. Повседневные наблюдения на прогулках формируют у детей конкретные представления, которые в дальнейшем обобщаются и уточняются во время экскурсионной деятельности. Знания, полученные на экскурсиях, закрепляются при последующих прогулках. Необходимо помнить, что понимание сезонных изменений у детей формируется постепенно. В младшей группе идёт накопление чувственного опыта, в средней — формируются первые обобщения, а в старшей дети уже могут делать выводы о характерных признаках всех времён года. Однако знания эти требуют постоянного уточнения и закрепления, особенно в подготовительной группе.
Пребывание на свежем воздухе жизненно необходимо каждому ребёнку. Прогулка — идеальное время для знакомства с живой и неживой природой, рассказов о животных и растениях. Делать это можно где угодно и в любое время года: в парке, во дворе, в лесу, у водоёма. Показывая ребёнку природу, взрослый способствует развитию личности, пробуждает интерес к окружающему миру (интеллектуальная сфера), формирует сочувствие и желание помогать животным, уважение к жизни во всех её проявлениях (нравственная сфера), воспитывает умение видеть красоту в простом и естественном (эстетическая сфера).
Следует помнить: всё, что живёт в естественных, не нарушенных условиях, — по-своему прекрасно. Такое общение с природой, наполненное новыми открытиями и положительными эмоциями, способствует гармонии и душевному равновесию ребёнка. А это, в свою очередь, является основой психического и физического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-игра. Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников
С помощью дидактических игр можно достигнуть следующих целей целей: - создать необходимую развивающую предметно-пространственную среды группы по ФЭМП; - совершенствовать познавательные процессы: воспр...

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников.
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников....

Консультация «Роль сказки в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста»
Дети приходят в детский сад, с огромным творческим потенциалом. Его реализация во многом зависит от педагогов и методов обучения. Сказки могут помочь развить фантазию ребенка, сделать обучение привлек...
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников
Использование нестандартных дидактических средств в работе с дошкольниками: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг»...

Из опыта работы "Роль сказки в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста"
Джанни Родари, автор «Грамматики фантазии», писал: «Воображение все еще находится в нашей школе на положении «бедного» родственника — вниманию и запоминанию отдаетс...

«Роль родителей в формировании экологических представлений у ребенка»
консультация родителям о формировании экологических представлений у ребенка...

Консультация для родителей «Роль родителей в формировании экологических представлений у ребенка»
Консультация для родителей «Роль родителей в формировании экологических представлений у ребенка»...
