Арт-терапия в работе с детьми ОВЗ
учебно-методический материал (старшая группа)

Клевцова Ольга Валерьевна

Путь к самовыражению и гармонизации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapiya.docx14.11 КБ

Предварительный просмотр:

Арттерапия в работе с детьми с ОВЗ: путь к самовыражению и гармонизации

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто сталкиваются с трудностями в выражении своих чувств и переживаний. Арттерапия открывает для них безопасный и естественный способ коммуникации  через творчество.

Что такое арттерапия?

Это метод психологической работы, использующий средства искусства для достижения положительных изменений в развитии ребёнка:

интеллектуальном;

эмоциональном;

личностном.

Главная цель — гармонизация личности через самовыражение и самопознание.

Почему арттерапия особенно ценна для детей с ОВЗ?

Она помогает:

сформировать эмоциональную стабильность;

снизить тревожность и мышечное напряжение;

развить уверенность в себе и позитивную «Яконцепцию»;

облегчить процесс коммуникации (в том числе для замкнутых и стеснительных детей);

создать условия для развития произвольности и саморегуляции;

раскрыть творческий потенциал и художественные способности.

Основные принципы работы

Безопасность и комфорт. Среда должна способствовать спонтанной активности и самовыражению.

Отсутствие оценочности. Взрослый избегает сравнений и суждений — важен процесс, а не результат.

Свобода выбора. Ребёнок вправе отказаться от задания и выбрать вид деятельности.

Индивидуализация. Техники подбираются с учётом возможностей и интересов ребёнка.

Виды арттерапии для детей с ОВЗ

Изотерапия (рисование, лепка, аппликация) — работа с цветом и формой помогает выразить эмоции.

Музыкотерапия (прослушивание, пение, игра на инструментах) — регулирует эмоциональный фон.

Сказкотерапия и библиотерапия (чтение, обсуждение, сочинение историй) — способствуют осмыслению переживаний.

Песочная терапия — развивает память, внимание и мелкую моторику через игру с фигурками в песке.

Имаготерапия (театрализация, ролевые игры) — помогает примерить новые роли и модели поведения.

Кинезитерапия (танцы, двигательные упражнения) — снимает телесные зажимы и развивает координацию.

Примеры техник

Рисование пальцами и ладонями — свобода от двигательных ограничений.

Техника каракулей — спонтанное выражение эмоций без страха ошибки.

Рисование нетрадиционными материалами (губками, щётками, природными объектами) — стимуляция сенсорного восприятия.

Марание — снятие психологических барьеров через «грязное» творчество.

Как организовать занятие?

Создайте спокойную атмосферу с доступом к разнообразным материалам (краски, глина, песок, бумага).

Предложите несколько вариантов деятельности, позвольте ребёнку выбрать.

Сосредоточьтесь на процессе: задавайте вопросы о чувствах, но не критикуйте результат.

Используйте музыку или сказки для создания настроя.

Завершите занятие рефлексией: «Что тебе понравилось? Что было сложно?»

Ожидаемые результаты

При регулярной работе арттерапия может:

улучшить эмоциональное состояние;

повысить самооценку;

развить мелкую моторику и координацию;

стимулировать речевую активность (через обсуждение работ);

укрепить навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Важно: арттерапия  не замена медицинской коррекции, а эффективный дополнительный метод в комплексной работе с детьми с ОВЗ. Для достижения устойчивых результатов рекомендуется проводить занятия под руководством специалиста (психолога, дефектолога, арттерапевта).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Арт-терапия в работе с детьми"

Программа дополнительного образования"Арт-терапия в работе с детьми"....

Арт-терапия при работе с детьми

Разработанная мной презентация ,надеюсь,поможет вам правильно и грамотно применять основные техники Арт-терапии в работе с вашими детьми и воспитанниками. Удачи!...

метод холдинг-терапии в работе с детьми с аутизмом

Ознакомительная презентация для педагогов, психологов, родителей, работающих с детьми с  РДА...

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...

из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми .

У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но до...