Арт-терапия в работе с детьми ОВЗ
учебно-методический материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Арт‑терапия в работе с детьми с ОВЗ: путь к самовыражению и гармонизации
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто сталкиваются с трудностями в выражении своих чувств и переживаний. Арт‑терапия открывает для них безопасный и естественный способ коммуникации — через творчество.
Что такое арт‑терапия?
Это метод психологической работы, использующий средства искусства для достижения положительных изменений в развитии ребёнка:
интеллектуальном;
эмоциональном;
личностном.
Главная цель — гармонизация личности через самовыражение и самопознание.
Почему арт‑терапия особенно ценна для детей с ОВЗ?
Она помогает:
сформировать эмоциональную стабильность;
снизить тревожность и мышечное напряжение;
развить уверенность в себе и позитивную «Я‑концепцию»;
облегчить процесс коммуникации (в том числе для замкнутых и стеснительных детей);
создать условия для развития произвольности и саморегуляции;
раскрыть творческий потенциал и художественные способности.
Основные принципы работы
Безопасность и комфорт. Среда должна способствовать спонтанной активности и самовыражению.
Отсутствие оценочности. Взрослый избегает сравнений и суждений — важен процесс, а не результат.
Свобода выбора. Ребёнок вправе отказаться от задания и выбрать вид деятельности.
Индивидуализация. Техники подбираются с учётом возможностей и интересов ребёнка.
Виды арт‑терапии для детей с ОВЗ
Изотерапия (рисование, лепка, аппликация) — работа с цветом и формой помогает выразить эмоции.
Музыкотерапия (прослушивание, пение, игра на инструментах) — регулирует эмоциональный фон.
Сказкотерапия и библиотерапия (чтение, обсуждение, сочинение историй) — способствуют осмыслению переживаний.
Песочная терапия — развивает память, внимание и мелкую моторику через игру с фигурками в песке.
Имаготерапия (театрализация, ролевые игры) — помогает примерить новые роли и модели поведения.
Кинезитерапия (танцы, двигательные упражнения) — снимает телесные зажимы и развивает координацию.
Примеры техник
Рисование пальцами и ладонями — свобода от двигательных ограничений.
Техника каракулей — спонтанное выражение эмоций без страха ошибки.
Рисование нетрадиционными материалами (губками, щётками, природными объектами) — стимуляция сенсорного восприятия.
Марание — снятие психологических барьеров через «грязное» творчество.
Как организовать занятие?
Создайте спокойную атмосферу с доступом к разнообразным материалам (краски, глина, песок, бумага).
Предложите несколько вариантов деятельности, позвольте ребёнку выбрать.
Сосредоточьтесь на процессе: задавайте вопросы о чувствах, но не критикуйте результат.
Используйте музыку или сказки для создания настроя.
Завершите занятие рефлексией: «Что тебе понравилось? Что было сложно?»
Ожидаемые результаты
При регулярной работе арт‑терапия может:
улучшить эмоциональное состояние;
повысить самооценку;
развить мелкую моторику и координацию;
стимулировать речевую активность (через обсуждение работ);
укрепить навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Важно: арт‑терапия — не замена медицинской коррекции, а эффективный дополнительный метод в комплексной работе с детьми с ОВЗ. Для достижения устойчивых результатов рекомендуется проводить занятия под руководством специалиста (психолога, дефектолога, арт‑терапевта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Арт-терапия в работе с детьми"
Программа дополнительного образования"Арт-терапия в работе с детьми"....

Арт-терапия при работе с детьми
Разработанная мной презентация ,надеюсь,поможет вам правильно и грамотно применять основные техники Арт-терапии в работе с вашими детьми и воспитанниками. Удачи!...

метод холдинг-терапии в работе с детьми с аутизмом
Ознакомительная презентация для педагогов, психологов, родителей, работающих с детьми с РДА...
Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...

из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми .
У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но до...
