Рабочая программа по нравственному воспитанию в старшей группе
рабочая программа (старшая группа)

Татаринцева Светлана Вячеславовна

Рабочая программа

по нравственному воспитанию в старшей группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_nr.docx51.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Светлячок»

Рабочая программа

по нравственному воспитанию в старшей группе

Составитель: Татаринцева С.В.

г. Жердевка 2021 год

  • Пояснительная записка.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и, ни с чем не сравнимая, красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется

«пустить корни в родную землю».

Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к малой родине.

Данная программа рассчитана на пять лет и предназначена для работы с детьми в ДОО, начиная с первой младшей группы.

  • Обоснование актуальности программы.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.

Родной город… Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну

должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

  • Цели и задачи программы:

Цели:

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Формирование у детей чувства любви к своей семье, городу, к природе, культуре, истории родного края.

Воспитание чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

  • Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
  • Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
  • Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
  • Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
  • Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;
  • Воспитание чувства уважения и заботы к защитникам Отечества;
  • Воспитание здорового образа жизни;
  • Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых;
  • Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;
  • Создание развивающей среды в группах.
  • Методическое обеспечение

Педагогические принципы реализации программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна и другие.
  • Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • Принцип        последовательности предполагает        планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
  • Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
  • Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;
  • Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
  • Принцип        преемственности. Патриотическое        воспитание дошкольников продолжается в школе.
  • Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г);

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-215 гг.»;
  • Федеральный Закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ, 2014 г. № 413-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2014.;

  • Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», с изменениями от 1 января 2005 г.;

- Федеральный Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 03.11.2006 № 179-ФЗ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г.

№751 «Национальная доктрина образования в РФ»;

  • Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки №1155 от 17. 10. 2013 г..
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014;
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь

к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, по- жилым людям; формирование традиционных гендерных представлений;

воспитание        у        детей        стремления        в        своих        поступках        следовать положительному примеру.

Содержание предметно – развивающей среды.

Большое значение имеет правильная организация предметно-развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. В группах должны быть оформлены зоны гражданско-патриотического воспитания. Где дети могли бы в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон. Это должны быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного промысла, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда  в группе должна быть:

  • содержательно насыщенна,
  • трансформируема,
  • полифункциональна,
  • вариативна,
  • доступна,
  • безопасна.

Формы реализации программы.

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, обитателей водоемов и т.д.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, так как воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко должны использовать дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей, соответствующие программным задачам, знания и навыки. В совместную деятельность необходимо включать беседы о родном городе, городах России, животных родного края и т.д., рассматривать тематические альбомы, иллюстрации, организовывать выставки предметов детского творчества.

Наиболее эффективно воздействие на ребенка средств эстетического воспитания. Поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия.

Список мероприятий, способствующих развитию патриотических чувств:

  • праздничный концерт ко Дню пожилого человека;
  • осенняя ярмарка;
  • новогодний утренник;
  • рождественские колядки;
  • День защитников Отечества;
  • «Встреча весны» - фольклорный праздник»;
  • Масленица;
  • День Победы;
  • День России;
  • День защиты детей;
  • День города;
  • веселые спартакиады.

Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия в кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных знаний о культуре и предметах народно – прикладного творчества.

. Этапы внедрения программы

Сбор информации.

Разработка и внедрение программы.

Разработка и реализация плана программы.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Реализация планов, обеспечивающих выполнение программного материала. Регулирование выполнения программы.

Текущий мониторинг выполнения программы.

Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

  1. Механизм сопровождения программы

  • Планирование и подготовка Изучение методической литературы. План работы на год.

Утверждение плана.

  • Методическое сопровождение

Организация и проведение семинара по изучению программы.

Пропаганда        лучшего        опыта        работы        педагогов,        работающих        в        данном направлении.

Консультации.

Проведение семинарских занятий.

Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей. Самообразование.

  • Использование результатов работы

Подготовка        и        проведение        методических        мероприятий        (МО,        педчтений, педсоветов, открытых просмотров).

Оформление результатов работы. Написание творческих работ, проектов. Выступление в СМИ.

  • Мероприятия поддержки

Составление плана совместных проектов между специалистами ДОО.

Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников. Взаимодействие с семьёй.

Сотрудничество с Детской библиотекой.

Сотрудничество с Домом детского творчества, Центром культуры и досуга, краеведческим музеем.

  • Педагогические условия сопровождения нравственного воспитания:

  • Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Педагогическая безопасность сопровождения:

  • Комфортная организация режимных моментов;
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок;
  • Доброжелательный стиль общения взрослого с детьми;
  • Целесообразность в применении приемов и методов;
  • Использование приемов релаксации в режиме дня.

Принципы сопровождения:

  • поддержка разнообразия детства;
  • сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  • создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
  • учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений        реализации        образовательной        области        «Социально- коммуникативное развитие».

Основная        цель образовательной        области        «Социально- коммуникативное        развитие»        -        позитивная        социализация        детей

дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи        социально-коммуникативного        развития в        Федеральном государственном образовательном стандарте ДОУ:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • Развитие        общения        и        взаимодействия        ребёнка        с        взрослыми и сверстниками;
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
  • отзывчивости, сопереживания;
  • Формирование готовности к совместной деятельности;
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
  • Формирование        позитивных        установок        к        различным        видам        труда и творчества;
  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Перспективное планирование.

Месяц

Тема

Неделя

Работа с детьми

Сентябрь

«Природа на        планете

Земля».

I неделя

Беседы об осенних приметах в родном городе.

II неделя

Знакомство с

народными приметами об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды. Проведение

дидактических игр: «Когда это бывает», « С какого дерева листок», «Что нам осень

принесла».

III неделя

«Золотая осень» (форма проведения – целевая

прогулка.) Цель. Формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться

красотой осенних деревьев. Воспитывать умение наблюдать явление природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Обогащать активный словарь детей прилагательными: кленовый,

берёзовый, рябиновый, липовый. Н.Г.Зеленова Л.Е.Осипова «Мы

живём в России» стр.28

IV неделя

Чтение стихотворений об осени местных поэтов.

(Краснов В.А., Волчихин М.В)

Октябрь

«Родная страна».

I неделя

Наблюдение на тему: «Слушаем звуки улицы». Цель. Развивать у детей умение видеть окружающую

красоту - голоса птиц, людей, шум машин и т.д.).

II неделя

« Я и мой город» (беседа о достопримечательностях родного

города).

III

неделя

Занятие - «Родной город».

Цель. Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине. Просмотр видеофильма «Жердевка любимая».

Н.Г.Зеленова Л.Е.Осипова «Мы живём в России» ст.53

IV неделя

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с поэтами и писателями  Тамбовского  края  и

Центрального Черноземья.

Ноябрь

«Виды транспорта»

I неделя

Беседы        о        городском        транспорте,

рассматривание иллюстраций.

II неделя

Чтение        стихотворений        о

профессиях,        загадки        про пассажирский транспорт.

Занятие - «Наземный пассажирский транспорт родного города»

Цель. Познакомить детей с разными видами транспорта родного города, воспитывать уважение к труду людей транспортных профессий.

Пополнять словарь детей названиями профессий,

названиями городского транспорта: автобус, маршрутное

такси и т.д. Воспитывать уважение к труду транспортных профессий. Н.Г. Зеленова Л.Е. Осипова «Мы

живём в России» ст.53

IV неделя

С/ Р игры: «Экскурсия по городу на автобусе», «Камаз перевозит

груз на стройку».

Декабрь

Животный мир родного края.

I неделя

Занятие - «Животный мир родного рая» Расширять представление детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения». Н.Г.

Зеленова Л.Е.Осипова «Мы живём в России» ст.63

II неделя

Природоохранная акция

«Помогите птицам зимой».

III неделя

Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, проживающих в наших лесах. Д/и «У кого какой домик?»,

«Чей хвост, чья голова?»

IV неделя

Проведение новогоднего праздника «Зверюшки на

новогоднем празднике».

Январь

«Зимушка- зима»

II неделя

Наблюдение за погодой во время снегопада. Чтение стихотворений о природе местных писателей

(Краснов В.А., Волчихин М.В.).

III        неделя

Занятие - «Зимушка- зима». Цель. Продолжать

знакомить детей с зимой, как временем года. Расширять и

обогащать знания об особенностях зимней природы в родном крае (холода, заморозки,

снегопады, сильные ветры). См. стр.79 Т.М. Бондаренко

«Экологические занятия с детьми

5-6 лет»

IV        неделя

Знакомство с

народными пословицами и поговорками о зиме. См. стр. 94

Зеленова Л.Е.Осипова «Мы живём в России».

Февраль

«День защитников Отечества»

I неделя

Разучивание стихов, песен, инсценировок, посвященных

защитникам Отечества.

II неделя

Изготовление подарков для пап и

дедушек.

III        неделя

Тематическое занятие -«День защитника Отечества». Цель.Формировать чувство уважения к Российской армии,

воспитывать в детях желание быть

похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии. Н.Г.Зеленова Л.Е.Осипова «Мы живём в России» ст.65

IV        неделя

Беседа «Верные друзья – пограничники». Чтение З.

Александрова «Дозор»

Март

«8-марта».

I неделя

Занятие - «Мама-первое слово». Цель.        Формировать        в                        сознании детей         образ         мамы         как                 самого дорогого                        человека,                Побуждать детей                восхищаться                        красотой, добротой                                матери,                                        ценить ежедневную заботу мамы о своей семье.                        Воспитывать                                 духовно- нравственные чувства.

Н.Г.Зеленова        Л.Е.Осипова        «Мы живём в России» ст.65 Изготовление подарков для мам и бабушек.

Разучивание        стихотворений        о маме, инсценировок.

II неделя

Составление рассказа из опыта

«Здравствуй мамочка моя».

III        неделя

Д/игры «Назови маму ласково», «

Доскажи словечко».

IV        неделя

Беседа        «Во        что        играли        наши

бабушки ».

Апрель

«Живая        и неживая природа».

I неделя

Занятие – «Жаворонки». Цель.Средствами эстетического

воспитания побуждать детей

восхищаться красотой родной природы весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества: песнями, танцами, народными традициями встречи весны Н.Г. Зеленова Л.Е. Осипова «Мы живём в России»

ст.74

II неделя

Выставка        детских        рисунков        на

тему «В окно повеяло весною».

III        неделя

Рассказ о национальных традициях

русского народа.

IV        неделя

Разучивание фольклорных песен,

Май

«День Победы»

I неделя

Занятие - ««Жердевка наша – колыбель героев». Воспитывать патриотические чувства,

побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во

время Великой Отечественной войны.

Н.Г. Зеленова Л.Е. Осипова «Мы живём в России» ст.84

II неделя

Экскурсия к Вечному огню и

возложение цветов к мемориалу воинов, погибших в годы ВОв.

III        неделя

Экскурсия в ДДТ, посещение мини

– музея (выставка, посвященная пионерам – героям).

IV        неделя

Беседа «Труженики Жердевского

района».

  1. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьёй воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок. Подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Цели-ориентиры для родителей (семьи воспитанников)

Находить в условиях города (села) любую возможность замечать красоту родной природы и предъявлять ее сыну/дочери. Организовывать активный отдых семьи в природе, ориентировать ребенка на природу как ценность;

формировать у сына/дочери навыки безопасного для здоровья поведения во время отдыха. Обращать внимание ребенка на следы положительного и отрицательного отношения людей к природе. Учить высказывать свои оценочные суждения по результатам таких наблюдений. Привлекать ребенка к обсуждению эколого-краеведческих проблем родного края, города, села, области; воспитывать чувство сопереживания происходящему в природе. Показывать примеры природоохранной деятельности.

Активно привлекать сына/дочь к труду в природе (в том числе и к труду всей семьей). Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению природного наследия родного края; осуществлять поиск информации эколого-краеведческого содержания в районных, городских и областных библиотеках, Интернете; учить ребенка пользоваться энциклопедической литературой. Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого- краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия. Принимать участие в природоохранных мероприятиях. Оказывать посильную помощь в экологизации предметно-развивающей среды детского сада.

Изучать историю и культуру края. Понимать значение развития общекультурных компетенций для решения задач развития у сына/дочери интереса к познанию культурного наследия родного края.

Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного города (села), способами ее получения. Поддерживать у сына/дочери интерес к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному городу (селу). Показывать, как связана судьба семьи с судьбой родного края.

Вместе с ребенком совершать прогулки, экскурсии по родному городу (селу), путешествовать, показывая сыну/дочери пример познавательного отдыха, наполненного открытиями окружающего мира. Помогать ребенку осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах города (села), знаменитых людях (в том числе используя ресурсы Интернета). Участвовать в мероприятиях, проходящих в городе (селе), интересоваться происходящими событиями. Принимать участие в благоустройстве своего двора, района, приобщать к этому сына/дочь. Рассказывать о своей профессии, о ее значимости для города (села); гордиться своим предприятием. Предлагать ребенку отображать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности. Воспитывать осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края.

Обращаться к педагогам за помощью, поддержкой и советом по организации совместных прогулок с сыном/дочерью (знакомство с историческими и памятными местами). Принимать помощь педагогов и специалистов в познании истории и культуры города (села). Уважать и поддерживать авторитет педагога в семье, ценность его помощи.

Оказывать помощь детскому саду в организации мероприятий, посвященных историческим и культурным событиям города, села (музыкальные праздники, встречи, экскурсии.

Знакомиться с собраниями произведений изобразительного искусства местных мастеров, представленных в музеях, выставочных залах города (села). При поддержке педагогов и специалистов повышать свою художественно-культурную компетентность. Принимать их помощь в решении задач художественного образования ребенка.

Самостоятельно и по предложению педагогов организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи; знакомить сына/дочь с произведениями изобразительного искусства авторов края различных видов (живопись, графика, скульптура) и жанров (бытовой, батальный, исторический и пр.); беседовать с ребенком об искусстве. Отслеживать информацию о выставках, вернисажах (в том числе посещая сайты сети Интернет).

Побуждать ребенка в домашних условиях изображать доступными ему средствами выразительности то, что для него интересно и эмоционально значимо. Создавать условия для работы с различными материалами, приобщая дошкольников к ремеслу и рукоделию.

Устраивать семейные выставки, выставки работ ребенка, приглашая родных и знакомых оценить семейное (а также детское) творчество. Закреплять у ребенка позицию созидателя, способствовать развитию его самовыражения, формировать чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда. Вместе        с        сыном/дочерью        выполнять        посвященные        изобразительному искусству родного края задания, предложенные педагогами в семейных календарях (и/или в альбомах по изобразительной деятельности)

Цели-ориентиры для педагогов

Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края, приобретать знания о растительном и животном мире, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи (деревья качаются от сильного ветра; лужи замерзают из-за мороза и др.). Знакомить с элементарными правилами поведения в природе, ориентировать ребенка на их соблюдение.

Изучать отношение родителей воспитанников к природе родного края. Показывать им значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества. Обращать внимание родителей на организацию и содержание эколого-краеведческого воспитания ребенка в семье и детском саду.

Совместно со специалистами учреждений дополнительного образования и учреждений культуры и искусства (краеведческого музея, библиотеки) организовывать неформальное вариативное семейное/родительское экологическое образование, создавая условия для непрерывного образования воспитывающих взрослых.

Ориентировать родителей на организацию совместных с детьми прогулок по районам города (села) и за его пределами с целью знакомства с объектами

природы родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность. Помогать родителям планировать выходные дни (прогулки, чтение, беседы), обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование у малышей позитивного поведения в природе. Рекомендовать родителям для домашнего чтения произведения местных поэтов и писателей, раскрывающие детям богатство природы родного края (сказки, стихи, загадки и пр.).

Поощрять   родителей   за   ответственное   отношение   к   при- роде.

Изучать историю и культуру области, города, села, района. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию культурного наследия родного края.

Разрабатывать информационные и информационно-исследовательские проекты и дидактические игры для детей, ориентированные на решение познавательных задач.

Приобщать  детей  к  культурно-историческому  наследию  родного  края.

Знакомить их с культурно-историческими объектами города, села

(музеями, библиотекой, памятниками истории), созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края.

Изучать изобразительное искусство края. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию искусства родного края.

Создавать условия для развития эстетического восприятия изобразительного искусства родного края, творческого самовыражения ребенка: посещать выставки работ местных художников в фойе Детской школы искусств, познавательные занятия (в том числе экскурсии в музей), направленные на ознакомление с искусством мастеров края.

Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства местных авторов различных видов и жанров (живопись, графика, скульптура); развивать интерес к ним, способность понимать чувства, которые пробуждают произведения искусства. Развивать у детей представление об общественной значимости и созидательной направленности труда художников – живописцев, графиков, скульпторов.

Изучать запросы родителей воспитанников, уровень их компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания детей, в отношении к искусству.        Организовывать        вариативное        художественное семейное/родительское образование (студии, мастерские, клубы и т. д.). Ориентировать родителей на приобщение ребенка к ценностям изобразительного искусства родного края. Разрабатывать совместно со специалистами и предлагать родителям маршруты выходного дня: посещение музея, картинной галереи, авторских выставок, вернисажей.

Выявлять творческие возможности родителей воспитанников (других членов семьи); знакомить с продуктами творчества детей и других воспитывающих взрослых, организуя авторские выставки работ различных жанров.

  1. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

  • Познавательные занятия

Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Жердевки, Тамбовской области, их символика).

Занятия о происхождении города, географическом положении, климате и т.д..

  • Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Жердевского района. Для этого проводятся обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки». Они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъём, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество. Это экскурсии в краеведческий музей г. Жердевки, тематические досуги: «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница» и др..

  • Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе. Природа становится ближе и понятнее. Дети должны стараться что-то сделать для неё, испытывать чувство ответственности перед ней.

  • Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

  • Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
  • Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
  • «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего мужество в суровое для страны время.
  • «Неделя памяти», включающая: оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
  • Занятия. Беседы.
  • Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов.

-        Экскурсия        к        «Памятнику        павшим        в        годы        войны»,        посвящённой участникам Великой отечественной войны.

  • Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьёй воспитанников. Родители должны оказывать большую помощь, активно участвовать в жизни детского сада. Проявляя выдумку, фантазию. Энтузиазм.

С их участием проводятся:

  • Выставки рисунков, поделок: «Моя мама – лучше всех!», «Моя семья» и другие.
  • Оформление групповых комнат.
  • Благоустройство детского сада.
  • Труд в природе.
  • Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
  • Природоохранные акции: «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и другие.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, на занятиях по развитию речи, музыке, изобразительном искусстве.

Работа с родителями.

Перспективный план работы с родителями.

Сентябрь

Выставка творческих работ, сделанных совместно

с детьми на тему: «Осенняя фантазия»

Октябрь

Сочиняем сами: «Родной природы малый уголок»

(стихи о природе, о малой родине)

Ноябрь

«Поможем братьям меньшим»        изготовление

кормушек (родители и детей).

Декабрь

«Ёлочные игрушки» участие в выставке старых

игрушек (семейная реликвия)

Январь

«Русская мудрость о воспитании»

(использование устного народного творчества)

Февраль

Фотоколлаж на тему: «Мы - с папой»

Март

Фотовыставка « Мама - моё солнышко».

Апрель

«Мы у нашего крыльца посадим деревца»- акция по благоустройству участка совместно с

родителями.

Май

Экскурсия «В музей вместе с ребёнком».

  1. Компоненты патриотического воспитания:
  • Содержательный (представления ребенка об окружающем мире):

  • о культуре народа, его традициях, творчестве;
  • о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;
  • об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
  • о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

  1. Эмоционально-побудительный        (Эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру):

  • Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
  • Интерес к жизни родного города и страны;
  • Гордость за достижения своей страны;
  • Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;
  • Восхищение народным творчеством;
  • Любовь к родной природе, к родному языку;
  • Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

  1. Деятельный (отражение отношения к миру в деятельности):

  • Труд;
  • Игра;
  • Продуктивная деятельность;
  • Музыкальная деятельность;
  • Познавательная деятельность.
  1. Материально-техническое обеспечение:

Дидактические и наглядные пособия. Современные средства ТСО. Методическая литература.

Репродукции картин.

Картинки с различными видами родов войск и защитников Отечества. Фотоальбомы «Мой город», «Моя семья», и другие.

Художественная литература. Аудиозаписи песен военных лет. Видеофильмы.

Карты России, Тамбовской области, города Жердевки.

Мониторинг и диагностика по гражданско-патриотическому воспитанию не проводится. Наша задача - социализировать детей, приобщить к базовым ценностям и культуре мира. Ведь социализация – это потребность к любознательности, развитие способностей сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми, формирование жизненных навыков (не боязнь жизненных ситуаций, преемственность со школой (готовность к содействию с педагогом).

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г);

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-215 гг.»;
  2. Федеральный Закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ, 2014 г. № 413-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2014.;
  3. Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», с изменениями от 1 января 2005 г.;
  4. Федеральный Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 03.11.2006 № 179-ФЗ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октябтя 200 г.

№751 «Национальная доктрина образования в РФ»;

  1. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки №1155 от 17. 10. 2013 г..
  2. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014;
  3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2015 г.

  1. Зеленова        Н.Г.,        Осипова        Л.Е.,        Мы        живём        в        России.        Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников, М., 2015 г
  2. Дерягина Л.Б.. Моя Родина – Россия, «Литера», СПб., 2007 г.
  3. Комарова Т,, Искусство как фактор воспитания любви к родному краю,

«Дошкольное воспитание», №2, 2006 г.. с. 3-8.

  1. Казакова Н.В., Большая река начинается с родничка. Любовь к Родине – с детского сада, « Воспитатель ДОУ», 2008, №12, с.31-36.
  2. Пряхина С.А.. Мне посчастливилось родиться на Руси, «Воспитатель ДОУ», №8, 2008 г., с.27-28

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственному воспитанию в старшей группе.

Предлагаю в помощь воспитателям перспективное планирование по нравственному воспитанию в старшей группе....

План - конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Происшествие в сказочной стране»

Цели:  сформировать у детей представление о нравственных нормах, отношений с окружающими.Задачи:- воспитывать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих.- упражнять детей...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество»

дать понятие о духовно – нравственном воспитании- познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.- формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении....

Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе "Природа родного города"

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой родного края,  решаются не только природоохранные задачи, н...

Тематический план занятий по нравственному воспитанию в старшей группе

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАНзанятий по нравственному воспитаниюстаршая группа1.            История о том, что было в самом начале пути ...Цель: ...

Рабочая программа по нравственному воспитанию в старшей группе 2015-2016 год

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо з...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Как научиться уважать старших» с использованием ИКТ.

Республиканский конкурс педагогического мастерства«Урок нравственности» Конспекторганизованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей ...