Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности
статья
Цель: Создание условий, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие дошкольников посредством
театрализованной деятельности
МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»
Немчинова Е. Н., воспитатель,
г. Иркутск
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.
И мы не стали исключением, изучив работы современных педагогов Л. В. Артемовой, Т. Н. Дороновой, Л. В. Венгера. Также опирались на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание» и другие.
Цель: Создание условий, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
В ходе организации театрализованной деятельности с дошкольниками решаются разнообразные задачи: развитие всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.
Благодаря этому дети приобщаются к театральной культуре, обогащают жизненный опыт знаниями о театре, его истории, устройстве, профессиях, костюмах, атрибутах и терминологии.
Особенно продуктивные формы работы с детьми это словесные, настольные и подвижные игры с элементами драматизации. Так, на занятиях по обучению грамоте с помощью театрализованных игр дети учатся правильному произношению звуков. Например, при произношении звука «ж» включили театрализованную игру «Медведь и пчелы». Которая способствует устранению нарушения звукопроизношения.
В организации театрализованных игр широко использовались практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации. Метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация. Все методы и приемы использовались в комплексе, развивая внимание, память, воображение. При этом процесс воспитания получается естественным.
Большое значение в организации театрализованной деятельности уделяется созданию предметно - развивающей среде. Обогащая и пополняя ее новыми пособиями и играми для детей. Придерживались высказыванию Е. И. Тихеевой «В пустых стенах ребёнок не заговорит». Это высказывание и подтолкнуло задействовать стены для обыгрывания сказок и сюжетно ролевых игр, чтобы не было, мертвых зон, все полностью трансформируемое и доступное для детей (дети могут поставить ширмы, поиграть в любой вид театра).
Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией.
Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажей. Оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов для постановок. Целенаправленно вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые педагогом.
На помощь приходят интерактивные игры, которые создаем сами, по прочитанным сказкам для закрепления содержания литературных произведений.
Родителей знакомим с помощью QR кода (вывешиваем в коридоре).
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения.
Наш сад взаимодействует с различными театрами и не только театрами, библиотеками, а также сотрудниками МЧС и ППС, что помогает решать разнообразные задачи (Как важно соблюдать правила дорожного движения, как вести себя при пожаре, экологическое воспитание и многие другие).
Мониторинг
таб. 1
Все это дает свои плоды, что подтверждает мониторинг детей (методика О. С. Ушаковой), по развитию связной речи дошкольников. Результаты показали, что речевая активность детей с начала года возросла в среднем на 33%. При этом улучшение по основным программным направлениям речевого развития составило: формирование словаря – 22%; грамматический строй речи – 35%; связная речь – 43%. (таб. 1)
За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт. Также умение договариваться и разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.
С участием воспитанников проходят праздники и развлечения в детском саду, дети с удовольствием принимают участие в разнообразных мероприятиях.
Стали призерами Областного виртуального квеста «Малыши за пожарную безопасность!», 2 место Международном вокальном фестивале - конкурсе «ЧУДО – ПЕСЕНКА», 3 место в V Городском хореографическом фестивале – конкурсе «Карусель ритмов – 2021».
После выступления ребята обрели уверенность в себе, речь их становилась отчетливой и яркой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.
Работая по теме "Поиски эффективных приемов и методов влияющих на формирование развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии", мы пришли к выводу, что одно из наи...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности
Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности
laquo;Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» «Речь - удивительно сильное средство, но ...


