Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности
статья

Немчинова Екатерина Николаевна

Цель: Создание условий, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья58.18 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников посредством

театрализованной деятельности

МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»

Немчинова Е. Н., воспитатель,

г. Иркутск

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.

И мы не стали исключением, изучив работы современных педагогов Л. В. Артемовой, Т. Н. Дороновой, Л. В. Венгера. Также опирались на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание» и другие.

Цель: Создание условий, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

В ходе организации театрализованной деятельности с дошкольниками решаются разнообразные задачи: развитие всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей.

Благодаря этому дети приобщаются к театральной культуре, обогащают жизненный опыт знаниями о театре, его истории, устройстве, профессиях, костюмах, атрибутах и терминологии.

Особенно продуктивные формы работы с детьми это словесные, настольные и подвижные игры с элементами драматизации. Так, на занятиях по обучению грамоте с помощью театрализованных игр дети учатся правильному произношению звуков. Например, при произношении звука «ж» включили театрализованную игру «Медведь и пчелы».  Которая способствует устранению нарушения звукопроизношения.

В организации театрализованных игр широко использовались практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации. Метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация. Все методы и приемы использовались в комплексе, развивая внимание, память, воображение. При этом процесс воспитания получается естественным.  

Большое значение в организации театрализованной деятельности уделяется созданию предметно - развивающей среде. Обогащая и пополняя ее новыми пособиями и играми для детей.  Придерживались высказыванию Е. И. Тихеевой «В пустых стенах ребёнок не заговорит». Это высказывание и подтолкнуло задействовать стены для обыгрывания сказок и сюжетно ролевых игр, чтобы не было, мертвых зон, все полностью трансформируемое и доступное для детей (дети могут поставить ширмы, поиграть в любой вид театра).

 Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией.

Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажей.   Оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов для постановок. Целенаправленно вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые педагогом.

На помощь приходят интерактивные игры, которые создаем сами, по прочитанным сказкам для закрепления содержания литературных произведений.

Родителей знакомим с помощью QR кода (вывешиваем в коридоре).

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения.

Наш сад взаимодействует с различными театрами и не только театрами, библиотеками, а также сотрудниками МЧС и ППС, что помогает решать разнообразные задачи (Как важно соблюдать правила дорожного движения, как вести себя при пожаре, экологическое воспитание и многие другие).

Мониторинг

таб. 1

Все это дает свои плоды, что подтверждает мониторинг детей (методика О. С. Ушаковой), по развитию связной речи дошкольников. Результаты показали, что речевая активность детей с начала года возросла в среднем на 33%. При этом улучшение по основным программным направлениям речевого развития составило: формирование словаря – 22%; грамматический строй речи – 35%; связная речь – 43%. (таб. 1)

За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт. Также умение договариваться и разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.

С участием воспитанников проходят праздники и развлечения в детском саду, дети с удовольствием принимают участие в разнообразных мероприятиях.

Стали призерами Областного виртуального квеста «Малыши за пожарную безопасность!», 2 место Международном вокальном фестивале - конкурсе «ЧУДО – ПЕСЕНКА», 3 место в V Городском хореографическом фестивале – конкурсе «Карусель ритмов – 2021».

После выступления ребята обрели уверенность в себе, речь их становилась отчетливой и яркой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.

Работая по теме "Поиски эффективных приемов и методов влияющих на формирование  развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии", мы пришли к выводу, что одно из наи...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

laquo;Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» «Речь - удивительно сильное средство, но ...