"РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
консультация (старшая группа)

Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_rodnogo_yazyka.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Фадеева О.С.,

                                           старший воспитатель

                                              МБДОУ «Атемарский детский сад  №1  «Теремок»

                                           olya-fadeeva-83@mail.ru

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.

      В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

      Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И. Буслаева - это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики.

      Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка.

      Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:

- выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста;

- приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания;

  - выделение связующего звена в разделах речевой работы;

- осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе;

-раскрытие характерных особенностей овладения языком;

-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников.

      Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.

Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.

      Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.

      Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в каждой возрастной группе:

- заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение;

- ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления;

- использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы;

- применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов;

- игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.

      Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно вести работу в ДОУ по полноценному овладению детьми дошкольного возраста родного языка.

        Список использованной литературы

  1. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая действительность. М.: «КомКнига», 2007.
  2. Сохин Ф.А. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. М.: 2002.
  3. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...

Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...

Роль музейной педагогики в развитии личности детей дошкольного возраста

Мини - музеи являются важной частью развивающей среды многих дошкольных учреждений. Для того чтобынаправление музейной деятельности достигло своих результатов, необходимо объединить усилия учёных, муз...

" Роль родного языка в развитии речи детей дошкольного возраста"

Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального вз...

"Роль родного языка в развитии личности детей дошкольного возраста"

    Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его м...

Статья на тему: "Роль сказкотерапии на развитие личности детей дошкольного возраста".

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение пе...