Доклад для педагогического совета.
материал (подготовительная группа)

Основы безопасности и здоровьесбережения в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pedagogov.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для педагогов: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения и безопасности детей: формы и методы»

Подготовила: Андронова Е.Н.

Введение

«Семья для ребёнка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему „всем миром“: детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский

Детство — уникальный период в жизни человека. Именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье, а опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. На начальном этапе рядом с ребёнком находятся родители, а затем — педагоги детского сада.

Перед дошкольными учреждениями стоит важная задача: создать условия для воспитания счастливых, физически, психически и психологически здоровых детей. Решить её можно только при тесном взаимодействии педагогов и родителей.

1. Значение здоровьесбережения в дошкольном возрасте

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это главная человеческая ценность, источник счастья и залог успешной самореализации в обществе.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья:

  • происходит интенсивный рост и развитие;
  • формируется осанка;
  • приобретаются необходимые навыки и привычки;
  • развиваются базовые физические качества;
  • вырабатываются черты характера.

В этот период особенно важна систематическая работа семьи и ДОУ по сохранению и укреплению здоровья ребёнка. Идеальный вариант — когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Однако зачастую родители, занятые работой, не могут дать ребёнку личный положительный пример. В таких случаях возрастает роль дошкольного учреждения как ведущего звена в организации здоровьесберегающей работы.

2. Цели и принципы взаимодействия ДОУ и семьи

У педагогов и родителей единые цели: вырастить счастливых, здоровых, активных, жизнелюбивых и общительных детей, которые в будущем смогут успешно учиться и реализоваться как личности.

Основные принципы работы ДОУ с семьёй:

  1. Единство — чёткое понимание целей и задач воспитания здорового ребёнка всеми участниками процесса.
  2. Системность и последовательность — регулярность и планомерность мероприятий.
  3. Индивидуальный подход — учёт особенностей каждого ребёнка и каждой семьи.
  4. Взаимное доверие и взаимопомощь — открытое сотрудничество педагогов и родителей.

3. Понятие здоровьесбережения и его цели

Здоровьесбережение — это комплекс специально организованных мероприятий:

  • физкультурно-оздоровительных;
  • образовательных;
  • санитарно-гигиенических;
  • лечебно-профилактических и др.

Основная цель — установить доверительные отношения по схеме «родитель – воспитатель – ребёнок» и объединить усилия для сохранения здоровья дошкольников.

4. Формы здоровьесберегающей работы в ДОУ

ДОУ реализует следующие формы работы:

  • ежедневные физкультурные занятия;
  • самостоятельная двигательная активность детей;
  • подвижные игры;
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
  • физкультминутки во время занятий и прогулок;
  • упражнения и закаливание после сна;
  • семейные спортивные праздники;
  • оздоровительные процедуры в водной среде.

5. Взаимодействие с родителями: основные формы и методы

Работа с родителями ведётся непрерывно через:

  • индивидуальные и групповые консультации;
  • родительские собрания;
  • наглядную информацию (стенды, плакаты, уголки);
  • «уголок здоровья» с результатами физической активности детей;
  • почтовые ящики для вопросов к педагогам;
  • досуговые мероприятия (спортивные праздники: «23 февраля», «Осенний марафон», «Малые олимпийские игры», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты»);
  • семинары-практикумы и мастер-классы с приглашёнными специалистами;
  • «День открытых дверей»;
  • сайты и группы в социальных сетях.

6. Роль семьи в формировании здорового образа жизни

Семья и детский сад должны взаимодополнять друг друга. Отсутствие участия одной из сторон ведёт к пробелам в воспитании, которые трудно восполнить.

Педагоги выступают инициаторами сотрудничества, так как профессионально подготовлены к образовательной работе и понимают, что её успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании.

Важно убедить родителей в необходимости:

  • создавать условия для физического здоровья детей;
  • участвовать в спортивных мероприятиях ДОУ;
  • поддерживать традиции здорового образа жизни в семье.

7. Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам безопасности детей

Проблемы безопасности ребёнка невозможно решить только в рамках детского сада. Успех достигается лишь при тесном сотрудничестве с семьёй, поскольку знания, полученные в ДОУ, должны закрепляться дома.

Цель работы с родителями — повысить их образовательный уровень по вопросам безопасного поведения детей и определить круг правил, которые необходимо осваивать прежде всего в семье.

Задачи:

  • повысить родительскую компетентность в вопросах безопасности;
  • установить доброжелательные отношения между воспитателями и родителями;
  • обогатить детско-родительские отношения через совместную деятельность;
  • активизировать пропаганду правил пожарной безопасности, ПДД и безопасной жизнедеятельности;
  • выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения.

8. Этапы работы с родителями по безопасности

  1. Подготовительный (ознакомительный)
  • определение содержания, форм и методов взаимодействия;
  • анализ предметно-развивающей среды ДОУ и семьи;
  • выявление проблем компетентности родителей.
  1. Просветительский
  • планирование работы ДОУ по взаимодействию с семьями;
  • сохранение традиций и внедрение инноваций.
  1. Совместная деятельность
  • взаимодействие по схемам: педагог – ребёнок, ребёнок – родитель, родитель – педагог;
  • итоговый мониторинг знаний родителей.

9. Формы работы с семьёй по безопасности

  1. Традиционные:
  • анкетирование, тестирование, опросы;
  • родительские собрания, беседы;
  • игры-тренинги;
  • семейный клуб «Мы вместе»;
  • совместные заседания с мультимедийным оборудованием;
  • экскурсии в пожарную часть.
  1. Просветительские:
  • папки-передвижки;
  • консультации;
  • буклеты;
  • выставки рисунков;
  • мероприятия с сотрудниками МЧС и ДПС;
  • открытые мероприятия и «Дни открытых дверей»;
  • памятки и видеофильмы;
  • пополнение предметно-развивающей среды.
  1. Нетрадиционные:
  • электронные диски с теоретическим и практическим материалом;
  • мини-собрания по интересам;
  • разработка индивидуального безопасного маршрута;
  • онлайн-общение через сайт ДОУ;
  • мастер-классы;
  • исследовательские проекты, ролевые и деловые игры;
  • «круглые столы».

10. Результаты и перспективы работы

По итогам анкетирования после мероприятий по безопасности выявлены следующие результаты:

  • 100% родителей считают необходимым знакомить детей с правилами безопасности;
  • 50% уверены, что ребёнок должен уметь вызвать экстренные службы;
  • 65% нуждаются в помощи педагога;
  • 40% возлагают эту обязанность на педагогов и преподавателей ОБЖ.

Перспективы:

  • запуск краткосрочного проекта по безопасности дорожного движения (создание макета микрорайона с безопасными пешеходными маршрутами к ДОУ);
  • дальнейшее развитие партнёрских отношений между семьёй и ДОУ;
  • расширение использования инновационных форм взаимодействия.

Заключение

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения — непрерывный процесс, требующий:

  • творческого подхода;
  • гибкости в выборе форм работы;
  • взаимного уважения и доверия.

Эффективное взаимодействие ДОУ и семьи — ключевое условие для здоровьесбережения и формирования безопасной среды для дошкольников. Только совместными усилиями педагогов и родителей можно обеспечить гармоничное развитие ребёнка, заложить основы его физического, психического и социального благополучия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...

Доклад на педагогическом совете " Этапы формирования игровой деятельности детей".

Этапы формирования игровой деятельности детей. Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета игрушки,...

Доклады на педагогический совет

Проблема адаптации – это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас принято считать. Задача родителей -  правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать п...

Доклад на педагогическом совете ДОУ "Психолого-педагогическая ценность игр и игрушек"

В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Эт...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад к педагогическому совету на тему "Требования к условиям реализации общеобразовательной программы образовательной организации: психолого– педагогические условия, кадровые, материально – технические"

Основные принципы дошкольного образованияПолноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;Индивидуализац...