Конспект опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группе «Удивительная соль»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Балашова Оксана Юрьевна

Опытно - экспериментальное, интегрированное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnaya_sol.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной  деятельности

 в комбинированной группе

«Удивительная соль»

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Образовательные:

         * познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;

         * учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;

         * научить использовать соль, как средство для творчества;

         *учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование клеем и солью, развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции;

         * вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

 Воспитательные:

         *воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации;

*воспитывать умения соблюдать правила поведения и необходимые меры безопасности при проведении опытов;

*воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Развивающие:

         *развивать интерес к исследовательской деятельности, умение устанавливать и обобщать причинно-следственные связи в процессе проведения опытов умение делать выводы;

         *развивать активный и пассивный словарный запас по теме;

         *развивать мелкую моторику рук;

         *упражнять в умении отгадывать загадки;

         *развивать любознательность, логическое мышление и речь.

 

Вид занятия: опытно-экспериментальное, интегрированное.

Формы организации по составу: групповая.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Формы и методы организации совместной деятельности:

       *наглядный - моделирование игровой ситуации, просмотр презентации (слайдов), наблюдение за результатами исследований;

       *мультимедийный - показ презентации, использование ноутбука;

       *игровой – дидактическая игра, динамическая пауза;

       *словесный - объяснение, диалог, рассказ, вопросы, ответы;

       *практический – исследования, художественно-эстетическое творчество, нетрадиционная техника рисования (рисование на соли пищевой пальцами).

 УУД, формируемые на занятии:

Личностные УУД:

       *положительные эмоции, удовлетворение от процесса познания, исследования и практической деятельности;

       *формирование умения высказывать свое отношение к материалу, выражать свои эмоции.

Коммуникативные УУД:

      *формирование умения воспитывать действия, осуществлять сотрудничество с воспитателем и сверстниками;

      *формирование умения строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД:

      *организация самоконтроля выполнения задания;

      *планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД:

      *усвоение информации с помощью компьютера (презентации) и проделывания опытов;

      *умение обобщать причинно-следственные связи в результате проведения исследований;

      *мыслительный эксперимент.

Материал и оборудование: презентация на мультимедийном оборудовании, соль поваренная (пищевая), одноразовая пластиковая посуда: тарелки, стаканчики, ложки, трубочки, лед, вода кипяченая, 2 банки 0,5 литра, 2 картофелины, картон, кисти, акварельные краски, непроливайки, клей ПВА, тарелки с солью для рисования, салфетки.

 

Ход занятия

Этап 1 занятия

Мотивационно-побудительный этап

Организационный момент

 Цель этапа: поддержка эмоционального настроения, активизация внимания детей и настрой на активную деятельность.

Приветствие

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты - мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, сегодня я к вам на группу пришла не с пустыми руками: в этом красивом мешочке находится посылка от ребят из другого детского сада. Они просят вас помочь им разобраться, что это за вещество. А прежде чем мы с вами посмотрим, что лежит в этом сундучке, предлагаю вам отгадать загадку.

 Воспитатель: 

Без нее ребята, повар, как без рук.

И становится вся пища невкусной вдруг,

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы наверно догадались, ну конечно, это …

Ребята: СОЛЬ.

Воспитатель: Давайте проверим, что там лежит и правильно ли вы отгадали загадку? Да, ребята, вы правы! Это соль!

Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль?

А для чего она нужна вам дома?

Ответы детей: Дома, на кухне. Для приготовления пищи.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать откуда берется соль?

Дети:  Да!

Воспитатель: Тогда давайте с вами вместе посмотрим на экран. Я для вас приготовила фильм: «Как добывают соль»

Показ презентации: « Как добывают соль»

Воспитатель:  Ребята, вам понравился мой рассказ про то, как добывают соль и для чего она необходима? А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру которая называется «Соль нужна для того, чтобы…».  Вставайте пожалуйста в кружочек. Мы будем передавать с вами мешочек и по очереди называть      « Для чего нам нужна соль».

Воспитатель:  Ребята, а вы хотите узнать какими свойствами обладает соль?

Этап 2 занятия

Основная часть

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать учеными. А кто такие ученые?

Ребята: Люди, которые проводят опыты и эксперименты, работают в научных лабораториях.

Воспитатель: Вот и мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты и эксперименты. А что мы будем сегодня исследовать, как вы думаете?

Ребята: СОЛЬ.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы с вами приступим к исследованиям, послушайте мой рассказ о соли.

Соль - один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся?

  1. Морская. Источниками соли являются моря, океаны и соляные озёра. Добытая там соль называется морская.
  2. Каменная или пищевая соль. Соль добывается в горах. Такая соль называется каменная. Дома у каждого из вас есть поваренная соль. Как мы уже сказали, соль нужна для приготовления пищи, а также для приготовления заготовок на зиму.
  3. Йодированная соль.

А ещё, как вы думаете, для чего нужна соль?

Она нужна для лечения, например, промывания носа и полоскания горла.

А ещё солью посыпают дороги во время гололёда.

Животным, как и человеку соль необходима для правильного пищеварения. Посмотрите, как животные любят соль. Что делают животные?

Ребята: Лижут соль.

Воспитатель: Правильно, поэтому такая соль называется лизунец.

Ребята, сегодня мы будем изучать соль и её свойства. Нам необходимо ознакомиться с правилами поведения в лаборатории. Что можно делать в лаборатории, а что нельзя!

Нельзя кричать,  баловаться, болтать!

Можно думать, задавать вопросы, помогать друг другу

Не все вещества во время эксперимента можно трогать, нюхать и пробовать!

В нашем эксперименте это делать будет необходимо!

Воспитатель: Хорошо! Теперь мы с вами можем приступить к экспериментам! Результат экспериментов будем заносить в таблицу, чтобы отправить ребятам в письме.

 

Опыт № 1«Внешний вид».

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с солью. Какого она цвета?

Ребята: Белого.

Воспитатель: Попробуйте посмотреть, ребята, сквозь соль, видно что-нибудь, например, дно тарелки?

Ребята: Нет!

Воспитатель: Значит соль какая?

Ребята: Непрозрачная.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы с вами можем все сделать, исходя из первого опыта? (Задать наводящие вопросы: соль какого цвета, прозрачная или нет).

Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.

 Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).

Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»

Воспитатель: Ребята, возьмите щепотку соли и затем разожмите пальчики. Что произошло с солью?

Ребята: Она сыпется.

Воспитатель: Значит, соль какая?

Ребята: сыпучая.

Воспитатель: А теперь, ребята, надавите на неё ложкой. Что вы слышите?

Ребята: хруст.

Воспитатель: Как вы думаете, на что похож этот хруст?

Ребята: ответы детей.

Воспитатель: Это похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, ребята, почему соль хрустит?

Ребята: ответы детей.

Воспитатель: Потому что кристаллики соли трутся друг о друга.

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы с вами можем все сделать, исходя из второго опыта? (Задать наводящие вопросы: соль какого цвета, прозрачная или нет).

Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.

Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).

Опыт №3 «Есть ли у соли запах и вкус»

Воспитатель: Ребята, приступаем к опыту №3. Нам свами нужно будет исследовать, есть ли у соли запах и вкус? Наберите, пожалуйста, в ложечки немного соли и понюхайте. Имеет ли запах соль?

Ребята: Нет.

Воспитатель: Предлагаю вам попробовать соль на вкус! Имеет ли она вкус? Какой?

Ребята: Да, соленый вкус.

Вывод: У соли есть вкус, но нет запаха.

Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).

Опыт №4. «Соль растапливает лёд»

Перед детьми в тарелке лежат кусочки льда.

Воспитатель: Ребята, мы говорили, что солью посыпают дорожки зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда. Один кусочек льда оставьте, а другой посыпьте солью и прислушайтесь. Что происходит?

Ребята: Соль начинает трещать.

Воспитатель: Ребята, чтобы исследование получилось верным, нам необходимо немного подождать. Мы с вами пока отставим блюдца в сторонку, а, чтобы нам не было скучно, выйдем в центр группы и поиграем в игру «Солят – не солят».

(Ребята выходят из-за столов и встают в круг.)

Воспитатель: Если услышите продукт, который солят – нужно присесть.

Если нет – нужно встать.

Малоподвижная игра «Солят – не солят».

Варенье, чай, борщ, компот, кисель, вареная картошка, мармелад, шоколад, котлеты, винегрет, мороженое.

Дети выполняют упражнения: приседают или стоят на месте.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Весело поиграли! Проходите, пожалуйста, на свои места.

Ребята проходят за столы и садятся на свои места.

Воспитатель: Посмотрим, как проходит наше исследование. Что мы с вами можем наблюдать? Что случилось со льдом, который мы посыпали солью?

Ребята: Он почти растаял, а другой кусочек льда еще нет.

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, какой вывод мы с вами можем сделать?

Вывод: соль помогает льду таять быстрее. Вот для чего посыпают дорожки солью.

Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).

Опыт №5. «Соль растворяется в воде»

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам приступить к опыту №4. Нам с вами предстоит исследовать, растворяется соль в воде или нет? Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать содержимое, используя трубочки, и, ответить, что за вещество у вас в стаканчике.

Дети пробуют воду.

Воспитатель: Что вы попробовали, ребята?

Ребята: Воду.

Воспитатель: Правильно! Это вода. Имеет ли она вкус?

Ребята: Нет.

Воспитатель: Теперь, ребята, возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Что произошло?

Ребята: Соль растворилась.

Воспитатель: Правильно, ребята, соль растворилась в ваших стаканчиках. Пробуем на вкус, какой стала вода? А какой была?

Ребята: Стала соленой. А была без вкуса.

Воспитатель: Правильно, ребята! Молодцы! Вода стала соленая, а была безвкусная, пресная. Какой мы с вами можем сделать вывод, исходя из этого опыта?

Вывод: Соль растворяется в воде, делает воду солёной.

Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).

 

Опыт №6. «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности»

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам проверить такую гипотезу: «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности».

Перед воспитателем в миске лежат 2 сырых яйца и стоят 2 банки с водой.

Воспитатель: Ребята, я сейчас насыплю в одну банку с водой 7 ложек соли и хорошо размешаю. Вы считайте вместе со мной.

Дети дружно считают до 7.

Воспитатель: А теперь осторожно опустим картошку в банку и понаблюдаем. Что произошло?

Ребята: В одной банке картофелина утонула, а у в другой нет.

Воспитатель: Ребята, может эта картофелина волшебная? Предлагаю поменять картошку местами (воспитатель вынимает из одной банки и кладет её в другую). Посмотрите, теперь она утонула. Как вы думаете, ребята, почему в одной банке картофелина плавает, а в другой – тонет? Почему так происходит?

Дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности).

Воспитатель: Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в речной. Морская вода держит нас на плаву. Значит, соленая вода что делает?

Вывод: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.

 Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу, чтобы потом отправить их ребятам в другой детский сад. (Воспитатель заносит результаты опыта в таблицу).

 

Рисование солью на тарелках.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все у нас получилось! Вы оказались настоящими учеными! А сейчас я вам предлагаю отгадать мои загадки и попробовать нарисовать отгадку на тарелочке с солью.

Загадки.

Воспитатель:

Утром рано я проснусь, посмотрю и засмеюсь.

Ведь в моё оконце, ярко светит …

Ребята: СОЛНЦЕ

Воспитатель:

В белой юбочке стою, жёлтым глазиком смотрю.

А на мне букашка. Кто же я?…

Ребята: РОМАШКА

Воспитатель:

В тихую погоду

Нет нас нигде,

А ветер подует

- Бежим по воде

Ребята: ВОЛНЫ

 Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем ваши отгадки в тарелочке с солью.

 

Этап 3 занятия

Продуктивная деятельность

 

Мастер - класс по нетрадиционному рисованию

с использованием клея и соли на тему: "Волшебный цветок"

 

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сделать «волшебный» цветок в подарок вашим друзьям. Для этого нам понадобятся соль, клей ПВА, акварельные краски, непроливайки с водой, кисточки.

Ход работы

Воспитатель: Ребята, для начала нам понадобиться картон  для основы.
1. С помощью клея ПВА обводим цветок  на картоне.
2. Затем цветок засыпаем солью с помощью ложечки. Примакиваем аккуратно салфеткой, а лишнюю соль стряхиваем в тарелку.
3. Берем акварельные краски. Можно использовать краску любого цвета, и методом примакивания наносить на наши цветы с солью.

 

Этап 4 занятия

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, кем вы сегодня были? Что исследовали? Какими свойствами обладает соль?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Теперь можно отправлять письмо ребятам. Я думаю, они очень обрадуются. Ребята, вы - большие молодцы! С вами было приятно работать. Наше занятие подошло к концу.

Ребята: Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства о проделанной работе, эмоции.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»заятие о том как появилась соль, как ее добывают, для чего она нужна. опыты с солью....

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль»

Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Cоль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без с...

Конспект опытно-экспериментальнойдеятельности в старшей группе на тему " Очистка воды"

Познакомить детей старшего дошкольного возраста со спосабами очистки воды....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности«Удивительная соль».  Цель: изучить особенности со...

Конспект ОД в подготовительной группе "Удивительная соль"

Данный материал поможет воспитателям познакомить детей с тем, как добывают соль, с ее свойствами, применением, значением для человека. А так же провеси опытно-экспериментальную деятельность с солью....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Подготовила и провела Воспитатель группы No3 Джахангирова С.А.

Данное занятие построено на экспериментировании с природным материалом - соль. Во время эксперимента дети знакомятся со свойствами соли. учатся делать выводы, подбирать нужные карточки....