Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Я Сам
консультация (младшая группа)

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, очень важно поддержать их в этом.

Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: «Я сам!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_samosttoyatelnosti_u_detey_ml_voz.docx453.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Карымкарская «СОШ»

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1ce475f52afec957d88024d12c608ea626cad7f3-5887817-images-thumbs&n=13

Воспитатель Зонова Е. В.

2025г.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=cb5e2db519abe398f826a96771118b026c3556ea-4145875-images-thumbs&n=13

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, очень важно поддержать их в этом.

Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: «Я сам!»

Давай будем одеваться. - Я сама! Я сама!

Пойдем, будем одеваться. - Я сама! Я сама!

Ну, идем, хоть причешу я. - Я сама! Я сама!

Ну, давай, хоть покормлю я. – Я сама! Я сама!

(«Я сама» И. Муравейка)

Часто по разным причинам, из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы (взрослые) стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Вот что думают об этом психологи. Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослых, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого.

Первый из них – негативизм, то есть не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребенок настаивает на своем просто потому, что он этого потребовал. Кроме того, наблюдается строптивость. Ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни. И наконец, своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.

Также в поведении ребенка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребенок будто находится жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказываться играть с ними.

 Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Я в своей родной квартире как на службе строевой.

Командир на командире, я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться. По приказу – умываться,

По приказу – одеваться, рано заправлять кровать.

По команде – есть садиться, по заданию – учиться.

По режиму – спать ложиться, по будильнику – вставать.

Теперь вам ясно, почему начал огрызаться я?

Конец терпенью моему – ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ!

(«Взрослым» М. Шварц)

Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то, что они еще малы? Такой ребенок уже способен включаться в различную полезную деятельность. Например, трехлетние дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться ложкой и вилкой. Они очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: подает картошку, чтобы бабушка ее почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрыть на стол.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь.

Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить по росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т. д. Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей.

Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Памятка для родителей!

  • Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребёнка;
  • Поощряйте, хвалите своего ребёнка даже за небольшие достижения;
  • Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет на примере как, что и в каком порядке делать;
  • Нельзя торопить ребёнка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнить все спокойно, самостоятельно;
  • Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он сам этого не попросит;
  • Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка;
  • В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример;
  • Старайтесь использовать игровую ситуацию;
  • Всегда поддерживайте доброжелательного эмоционального настроя.

https://gdou4.ru/public/users/994/img/200120212334.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

План:1.     Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.2.     Решение проблематичных ситуаций.3.     Сов...

Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”....

Конспект родительского собрания во II младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.Решение проблематичных ситуаций.Совместная деятельность с ребенком....

Конспект родительского собрания в младшей группе«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».Родительское собрание...

Родительское собрание в первой младшей группе "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Родительское собрание в первой младшей группе "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"...