Статья на тему: "Формирование позитивного отношения к человеку у дошкольников в игре"
статья (старшая группа)

Худолей Анастасия Михайловна,

г. Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,

научный руководитель: Колесова Светлана Владиславовна,

кандидат психологических наук, доцент

Формирование позитивного отношения к человеку у дошкольников в игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudoley_a.m._barnaul_statya.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья мною проверена и допускается к публикации

Научный руководитель: Колесова С.В.

Худолей Анастасия Михайловна,

г. Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет,

научный руководитель: Колесова Светлана Владиславовна,

кандидат психологических наук, доцент

Формирование позитивного отношения к человеку у дошкольников в игре

Аннотация. Человек по своей природе является биосоциальным существом. Формирование целостной личности возможно лишь в социуме, в среде межличностных отношений, при условии удовлетворения своих потребности через общение. В статье отмечено, что старший дошкольный возраст представляет собой период активного социального развития. При этом социальное развитие подразумевает взаимоотношения со сверстниками, личный опыт общения и взаимодействия, формирование первичных социальных ценностей. Социальное и личностное становление ребенка зависит во многом от его отношений в группе со сверстниками, со взрослыми. Поэтому важным является развитие позитивных межличностных отношений в детской группе.

Ключевые слова: старший дошкольник, личность, общение, детский коллектив, позитивные межличностные отношения.

Abstract. Man is by nature a biosocial being. The formation of a holistic personality is possible only in society, in the environment of interpersonal relationships, provided that their needs are met through communication. The article notes that the senior preschool age is a period of active social development. At the same time, social development implies relationships with peers, personal experience of communication and interaction, and the formation of primary social values. The social and personal development of a child depends largely on his relationships in a group with peers, with adults. Therefore, it is important to develop positive interpersonal relationships in the children's group.

Keywords: senior preschooler, personality, communication, children's group, positive interpersonal relationships.

Проблема формирования позитивного отношения к человеку у дошкольников актуальна в современном дошкольном образовании и является объектом научных исследований педагогов и психологов. Межличностные отношения являются основным фактором социального развития человека. Как и ряд других личностных механизмов и новообразований, они берут своё начало в дошкольном детстве. Как утверждал А.Н. Леонтьев, дошкольный возраст представляет собой период, когда начинает складываться база личности. Формируется самосознание и самооценка, активно развиваются эмоциональная и мотивационная сферы. Старший дошкольник интенсивно изучает окружающий его мир и мир человеческих взаимоотношений, постепенно готовясь к новому жизненному этапу — к обучению в школе [1].
Проблемой формирования позитивных взаимоотношений дошкольников занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.В. Артемова, Т.Н. Бабаева, Т.И. Ерофеева, Т.Л Коротаева и другие.  

Позитивность – это внутренняя установка, характеризующаяся оптимизмом, уверенностью в себе и способностью видеть возможности даже в сложных ситуациях [2]. Это не просто восприятие мира через призму хорошего, но и активное стремление к лучшему, независимо от обстоятельств. Позитивность проявляется в отношении к жизни, к себе и окружающим, и отражается в действиях, мыслях и эмоциях ребенка. 

Многие думают, что позитивное мышление — это радужное представление о действительности, нежные мечты, фантазии о светлом будущем.   В психологии   этот вид мышления имеет совсем другие характеристики.

Позитивное мышление — часть эмоционального интеллекта, благодаря которой человек мыслит в позитивном, или конструктивном, русле, что предполагает такое управление мыслями, при котором здравый смысл преобладает над эмоциями. Это не тот тип мышления, при котором каждое событие идеализируется, а негативные впечатления не замечаются и не проживаются. Напротив — позитивное мышление показывает, что человек умеет расставлять приоритеты, достигать целей, переосмысливать неудачи и извлекать из них опыт. При таком способе мышления он верит в свои успехи, умеет себя поддержать, проявляет заинтересованность к тому, что происходит в его жизни, гордится личными достижениями.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования в качестве одного из направлений развития детей выделяет – социальнокоммуникативное развитие [3]. Оно предполагает присвоение норм, моральных и нравственных ценностей, принятых в обществе, развитие позитивных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Известный психиатр и медицинский психолог В.Н. Мясищев полагал, что социальная направленность личности проявляется и формируется в отношениях и особенно важно, чтобы доминирующими были гуманные отношения [4]. Важной характеристикой таких отношений является позитивность. Авторы, изучающие взаимоотношения в детском коллективе, подчеркивают их решающее значение для формирования нравственных качеств ребенка, культуры общения и формирования отношения к человеку в целом.

Для полноценного социального развития дошкольникам необходимы различные социальные группы, как по возрастным, так и по социальным признакам. Отношения со взрослыми продолжают оставаться одними из важнейших, так как взрослый учит, направляет ребенка в его деятельности и познании. Но самые наилучшие отношения ребенка со взрослым остаются неравноправными, потому что взрослый воспитывает и учит, а ребенок − подчиняется и учится. В ситуации взаимодействия со сверстниками дошкольник более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами дети дошкольного возраста обретают такие качества, как взаимное доверие, добросердечность, стремление к совместной работе, способность дружить, отстаивают свои права, рационально решают возникающие конфликты. Ребенок, обладающий позитивным опытом взаимодействия с ровесниками, начинает более объективно оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, таким образом, растет его независимость, социальная компетенция, развивается позитивное мышление, формируется опыт позитивного отношения к другому человеку.

По мнению Т. А. Репиной, структурные единицы детского коллектива, имеют следующее содержание: поведенческую, эмоциональную, когнитивную[5]. Поведенческая, включает общение и взаимодействие в процессе совместной деятельности, поведенческое проявление относительно участников отношений. Эмоциональная, содержит самооценку и оценку окружающих, личностное отношение к субъекту деятельности и общения. Когнитивная, состоит из восприятия и понимания детьми друг друга, выражающаяся в социальной перцепции. В дошкольном возрасте взаимоотношения могут носить как дружественный, так и конфликтный характер. Отношения детей, испытывающих затруднения в общении, могут перерасти в форму недоброжелательности, а порой и агрессии. Если ребёнок вовсе закроется в себе, то у него может пропасть желание строить позитивные взаимоотношения со сверстниками, что в будущем может привести к социальной дезадаптации.

Проведенный анализ литературных источников по изучаемой проблеме позволяет сделать следующие выводы. Позитивные отношения к сверстникам у дошкольников – это общая положительно-эмоциональная направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях с детьми, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние окружающих сверстников, готовности оказывать поддержку и вступать во взаимодействие в совместной деятельности. Особенности отношения дошкольника к сверстнику заключаются в том, что недоброжелательность проявляется в форме драчливости, неуступчивости, агрессивности; доброжелательность – проявляется в виде взаимопомощи, отзывчивости, в умении откликнуться и разделить их радости и огорчения. При этом в игре характерна последовательность при выборе темы игры, справедливое распределение привлекательных ролей, принятие равных прав сверстников на участие в совместной игре и критическое отношение к собственным несправедливым поступкам.

Позитивные взаимоотношения между детьми не формируются сами собой. Для возникновения и развития позитивных отношений у детей нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Наиболее продуктивными могут быть следующие формы работы с дошкольниками.

Эмоциональные паузы. Например, «Смешные человечки», «Встреча с другом». Такие мероприятия создают атмосферу доброжелательности, комфорта и благополучия. 

Игры-знакомства. Например, «Назови себя», «Угадай, чей голосок?», «Назови ласково», «Чей ботинок?». 

Игры на формирование внимания к сверстнику. Например, «Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо». В таких играх дети должны повторить действия партнёра.

Игры на согласование движений. К ним относятся «Змея», «Танцуем вместе», «Медведи идут на охоту». Правила игр требуют от детей действовать с максимальной согласованностью. 

Игры на вербальное выражение отношения к сверстнику. По правилам таких игр отношение должно иметь исключительно положительный характер. Примеры: «Комплименты», «Скажи хорошее о друге», «Опиши друга». 

Разыгрывание ситуаций. Детям предлагают найти конструктивный, позитивный выход из реальной или предложенной конфликтной ситуации.

Большую значимость в формировании позитивных межличностных отношений старших дошкольников играет организация совместной деятельности детей и взрослых. З.С. Целенко утверждает, что дети перенимают социальный опыт, полученный в процессе общения со взрослыми, и переносят его на свой уровень, проигрывая его в разнообразных формах взаимодействия со сверстниками [6].

В процессе развития социально-коммуникативных навыков происходит формирование нравственных норм и принципов, идёт усвоение и обогащение познавательно-развивающей информации, устанавливается ценность каждой личности и человека вообще.

Таким образом, межличностные отношения в дошкольном возрасте представляют сложную целостную систему, со своей структурой и динамикой развития. Опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, приобретённый старшими дошкольниками, отражается в дальнейшем на становлении их личности. Поэтому для формирования позитивного отношения к человеку у дошкольников, необходимо создавать условия реализации позитивных межличностных отношений, использовать комплекс игр и игровых ситуаций, обеспечивающих опыт проживания детьми позитивных отношений к сверстникам и взрослым.

Библиографический список

  1. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности и образа жизни. / К. А. Абдульханова-Славская. — М., 1987. — 311 с.
  2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/28891/ПОЗИТИВНОСТЬ
  3. Федеральная образовательная программа дрошкольного образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847)
  4. Мясищев, В.Н. Психология отношений/В.Н.Мясищев/под ред.А.А.Бодалева. - Москва: Изд-во «Институт  практической психологии, Воронеж:НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
  5. Репина Т.А. Социально-психологическое изучение общения дошкольников в игре и их межличностные взаимоотношения. М.: АСТ, 2013. 200 с.
  6. Целенко З. С. Общение старших дошкольников в условиях совместной деятельности. — М., 1986.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей на тему:"Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру"

В статье раскрываются такие понятия как фонематический слух, фонематическое восприятие. Раскрывается роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте. Даны и...

Статья на тему: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое оно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажиг...

«Влияние литературного материала на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру у дошкольников».

Влияние литературного материала на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру у дошкольников....

Статья на тему: «Формирование экологического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Аннотация В данной статье педагог раскрывает роль дидактической игры в формировании экологического мышления у детей дошкольного возраста. Формирование бережного, заботливого отношения к природе м...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ : ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются вопросы формирования грамматических конструкций, отражающих пространственные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены механизмы нарушения, уровни н...

Статья на тему: "Формирование интереса к художественной литературе у младших дошкольников".

Формирование интереса к лмтературным произвидениям различного жанра у младших дошкольников....

Статья на тему «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников через дидактические игры»

Современные стандарты дошкольного образования предъявляют высокие требования к познавательному развитию детей. Ключевая задача воспитания в дошкольном возрасте – это стимулирование умственной де...