Статья на тему: "Формирование интереса к художественной литературе у младших дошкольников".
статья по художественной литературе (младшая группа)

Колдина Лариса Викторовна

Формирование интереса к лмтературным произвидениям различного жанра у младших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Статья:

«Формирование интереса к художественной литературе у младших дошкольников». 

«То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться,

прежде всего, должно быть для него интересным».

 В.Сухомлинский.

Отношение к книге в современном мире сильно изменилось. С появлением телевидения, затем компьютера поток информации обрушился на человека с небывалой силой. Чтобы черпать новую  информацию, достаточно экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в тексте книг. Их литературный опыт ограничен рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии – попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном виде.

Одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений и родителей пробудить интерес к чтению, развивать его и поддерживать. Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. Здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей – знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось.

Значение понятия «интерес» достаточно широкое: Это есть «внимание», «любопытство», «сосредоточенность» и др. Чем раньше и систематически приучают ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат.  Начало системы – в семье. Ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Как говорится: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример ему». И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребенка к книге. Как это грамотно сделать?

Любовь к искусству, литературе связана с любовью к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними надолго.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из важнейших задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни. Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, это период, когда ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, осмысливает, оценивает. Детям до года совершенно не важно, о чем говорится в сказке. Главное – это мамины интонации, мимика, голос, артистичность, т.е. сам процесс чтения. Это должны быть простейшие по своему содержанию сказки с яркими  красочными образами, добрыми персонажами и их понятными действиями.

Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом – книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях в детском саду и дома, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе со взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.

Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания:

- Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

- Поддерживание интереса к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики.

-  Закрепление представлений о жанровых особенностях художественных произведений, развитие умений анализировать тексты.

- Поощрение творческих проявлений в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности.

- Развитие литературной речи.

- Приобщение к словесному творчеству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Полноценная работа по данному направлению необходима в качестве важнейшего средства развития детей, так как художественная литература, с одной стороны, расширяет представления дошкольников об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству; с другой стороны, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важны для маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций. Решение основных задач психолого-педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.

Используемые источники:

1). Гриценко З. «Ребенок и книга» 2000 г.

2). Барташева Н. «Воспитание будущего читателя» 1996 г.

3). Гончарова Е. «Ранние этапы приобщения детей к чтению» 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие у детей интереса к художественной литературе".

В статье говорится о том, каким способами можно заинтересовать ребенка для знакомства с произведениями....

Опыт работы по теме: «Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе»

Детская литература – явление универсальное. В ней можно найти ответы на все вопросы, связанные с детством, ребёнком, семьёй. Но искать их и пользоваться ими надо грамотно....

Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии у дошкольников интереса к художественной литературе, воспитании любви к художественному слову

Процесс формирования грамотного читателя начинается в дошкольном учреждении и в семье первоначально как процесс формирования грамотного слушателя....

Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов по теме: "Формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе".

Выступление на методическом объединении воспитателей младших групп детских садов. Интерес к художественной литературе у детей возникает при правильной организации совместной деятельности детского сада...

Проект на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе»

В старшем дошкольном периоде у детей достаточно жизненного опыта для  бурного и развитого  воображения и фантазии. У детей очень активно развиваются способности к творчеству в различных вида...

статья на тему: "Формирование основ культурно – гигиенических навыков детей 4 – 5 лет средствами детской художественной литературы"

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гиги...

Педагогическая мастерская Тема: «Формирование образной речи средствами художественной литературы»

Педагогическая мастерскаяТема: «Формирование образной речи средствами художественной литературы» Цель:  в результате педагоги получили представление  о  приемах формиро...