Инновационный проект "Мир в чемодане"
проект (младшая группа)

Матуль Светлана Анатольевна

Цель поекта -   создание вокруг ребёнка особенной среды, приобретение личного опыта слияния с реалиями истории и культуры через познание предметного (вещного) мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsia.docx446.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                      

детский сад № 39 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением

 деятельности по физическому развитию детей                                                                                   Красносельского района  Санкт–Петербурга.

        

Инновационный проект

во второй младшей группе № 10

                        «Музей в чемодане»

                  Подготовили и провели

                                                                                                     воспитатели группы :

                                                                                                      Маталыго Е. М.

                      Матуль С. А.

Санкт – Петербург 2025 год

Инновационный проект

«Музей в чемодане

 Тип проекта: групповой, долгосрочный, познавательно - исследовательский.

 Участники проекта: дети, воспитателиродители.

         

Актуальность проекта

    Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Таким объединяющим средством может стать музей.

Проблема

Непонимание подрастающим поколением отечественной культуры, целостного опыта прошлого — одна из серьезных проблем современности. Развивать у детей осознание и принятие культуры своего народа, культуры, созданной и оберегаемой целыми поколениями, воспитывать бережное к ней отношение необходимо уже с дошкольного возраста.

Музеи сегодня представлены, как особые формы экскурсионной работы, несущие культурно-просветительский или досугово-развлекательный характер. Тогда как современность ставит перед родителями детей дошкольного возраста свои условия: их занятость и загруженность не всегда позволяют выделить время для похода в музей. При общении с детьми, к сожалению, нередко можно сделать вывод, что некоторые из них ни разу не были в музее и не представляют себе, что это такое.

Воспитатели сегодня редко вывозят за пределы дошкольного учреждения своих воспитанников по самым разнообразным причинам организационного характера. А вот создание музея прямо в нашей группе позволило решить данную проблему.

Цель:  создание вокруг ребёнка особенной среды, приобретение личного опыта слияния с реалиями истории и культуры через познание предметного (вещного) мира.

Задачи:

1. Знакомить дошкольников с музеем, его значением и коллекциями.

2. Формировать у детей чувство истории, чувство времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.

3. Формировать и развивать у воспитанников дошкольного учреждения нравственные ориентиры и патриотические чувства.

4. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

5. Повышать роль культурно-просветительской работы музеев в образовании и воспитании.

В нашем детском саду проблематично организовать специальное музейное пространство, поэтому результативным решением такой проблемы для нас стал «Музей в чемодане». Особенность его создания состоит в том, что для дошкольника гораздо полезнее и интереснее ситуация, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Знакомство с его самыми разнообразными тематическими коллекциями всесторонне развивает и расширяет культурный кругозор детей. Это новое направление активизирует развитие всесторонней деятельности.

«Музей в чемодане» в соответствии с веяниями времени мобилен и легко трансформируем — он не предполагает скучного и затянутого лектория. Идея создания музея возникла из-за отсутствия места в помещении группы для размещения той или иной тематической выставки.

«Музей в чемодане» - это эффективная форма работы по воспитанию у детей патриотизма и нравственных установок. Возможности такого музея безграничны, сама по себе форма удобна для применения в жизнедеятельности любого детского сада.

    Тема первой выставки называется «Великой Победе посвящается…» и была она посвящена празднованию юбилейного Дня Победы.

  Тема была выбрана не случайно, с этой темы, доступной для понимания младших дошкольников, мы решили начать знакомство воспитанников с Великой Отечественной войной.

Знакомя воспитанников с экспонатами музея, мы хотели донести до детей информацию о том, что победу в Великой Отечественной войне «ковали» все люди от мала до велика,в том числе труженики тыла. В тылу, как и на фронте, было очень тяжело. Все подчинялись одному всеобщему порыву: «Все для фронта! Всё для Победы!» Тем самым мы хотели воспитать в детях сопереживание, отзывчивость, вызвать желание оказывать посильную помощь, что очень актуально в настоящее время, когда проходит СВО .

   Цель: формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне, воспитание патриотических чувств, уважения к памяти героев.

Задачи:

- дать детям начальные представления о ВОВ, способствовать получению знаний детей о связи солдат на фронте с родными и близкими из тыла.

- познакомить с основными событиями войны (в доступной для детей форме).

- развивать познавательный интерес, речь, мышление, воображение

- воспитывать патриотические чувства: сострадание, сопереживание, отзывчивость, уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину, участникам тыла.

   Возрастная группа: дошкольный возраст (можно адаптировать для разных групп).

   Этапы проекта: подготовительный, практический, деятельностный.

  На подготовительном этапе мы определились с темой и обсудили возрастные интересы детей. Определили перспективы создания коллекции, возможности её сбора. Определились с оформлением и размещением экспонатов. Подключили родителей, для поиска экспонатов.

   Практический этап состоял в оформлении старого чемодана под нужную коллекцию.

Деятельностный этап состоял в размещении музея в группе и оформлении старинного чемодана под нашу тему (музей мобилен, его можно перемещать, что позволяет рационально организовать пространство в группе, и несмотря на то, что музей достаточно часто находится в активной зоне, интерес к нему у детей сохраняется, а его изучение их не утомляет).

На данном этапе мы постаралась испробовать всевозможные методы и приемы работы с детьми. Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. В создании нашего музея мы учитывали эту особенность.

Ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как известно многим, является игра: в ней ребенок не только смотрит, но и прикасается к жизни, производит пробы в познавательной деятельности. В игре он не просто созерцатель, а участник процесса. Когда ребенку дают возможность потрогать, рассмотреть экспонат вблизи, произвести с ним определенные действия, он начинает интересоваться тем, что попало к нему в руки, - заинтересованность помогает легче усваивать содержательный материал.

Работа с экспонатами была простроена по следующим принципам:

- наглядности (коллекции содержат обширный наглядный материал);

- интеграции образовательных областей ;

- научности (экспонаты рассказывают о жизненных явлениях в выбранной тематике доступным для ребенка языком);

- мобильности (коллекции экспонатов можно перемещать в любое помещение);

- доступности (все экспонаты доступны для детей).

Музей обладает уникальным потенциалом культурно-просветительской работы с детьми, а его экспонаты воспитывают патриотические чувства, нравственность маленьких посетителей музея.

Участие в работе музея и знакомство с его экспонатами в спокойной повседневной обстановке, когда не надо спешить и никто не мешает, очень увлекает детей, она естественно стимулирует, укрепляет и развивает познавательные интересы и индивидуальные особенности.

Мы разработали определенные правила поведения в нашем музее.

1. В нашем музее нельзя шуметь: «Слушай сам и дай слушать другому».

2. Многие экспонаты разрешено трогать руками.

3. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место: «Сохрани историю для других».

4. Экспонаты нельзя ломать

5. Можно и даже нужно задавать вопросы.

6. Нужно быть доброжелательным по отношению к другим: «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой».

Экспонаты нашего музея:

  1. Флаг СССР
  2. Награды времен войны
  3. Удостоверения к наградам
  4. Солдатские фляжки
  5. Солдатский котелок и ложка
  6. Солдатская кружка
  7. Саперная лопатка
  8. Армейский ремень
  9. Кобура для пистолета

   10.  Фуражки

   11. Пилотки

   13. Бескозырки

   14. Гюйсы

   15. Фотографии военных лет

   16. Военные письма-треугольники

   17. Почтовые карточки военных лет

   18. Поздравительные открытки « С Днем Победы» советского времени

   19. Георгиевская лента

Также была изготовлена информационная раскладка «Города-герои», «Дети-герои войны», «Помнить, чтобы не забыть»; оформлен содержательный альбом  «Оружие победы».

   

                

        

        

   Созданный мини-музей вызвал живой отклик в сердцах детей. он несёт за собой ознакомительный характер, воспитывает чувства патриотизма и гордости за подвиги советских людей. Дети с интересом рассматривали экспонаты, слушали рассказы о войне и даже задавали вопросы. Ведь это такое волнительное чувство – прикоснуться к истории, узнать, что было важным в жизни наших дедов. Прадедов и прапрадедов.

Музей передвижной, его можно перемещать, что экономит пространство, но при необходимости получения новой информации дает возможность им воспользоваться. В процессе сбора коллекции родители постепенно стали активными  участниками, что способствовало стимулированию познавательной деятельности детей.

Перспективы развития проекта:

- продолжать работу по теме «Музей в чемодане»

- в следующем учебном году оформить экспозицию «Это всё из дерева», «Такие разные пуговицы».

- использовать QR-коды, для полноты информации об экспонатах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникация младшая группа "Волшебный чемодан"

Задачи:      учить детей эмоционально воспринимать содержание потешек;     способствовать развитию речи детей через театрализованную деятельность;  закрепл...

музыкальное развлечение "Чемодан игрушек"

Дети входят в зал под музыку, обращают внимание на старый потертый чемодан, стоящий рядом с пианино.Дети. Что в чемодане? Кто приехал? Чей чемодан?Муз. рук. Я и сама была очень удивлена, обнаружив чем...

«Лето: чемодан ярких впечатлений!!!»

-Что ты мне подаришь ,лето?-Много солнечного света!В небе радугу  – дугу!И ромашки на лугу!...

"Ириска и ее волшебный чемодан"

Конспект совместной комбинированной деятельности детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям "познавательное развитие", "речевое развитие", "социально-коммуникативное развитие"....

Опыт вариативности центра детской активности "Волшебный чемодан"

Данный опыт был представлен в рамках Краевого конкурса вариативности предметной среды в группах детского сада "Как мы меняемся". Материал будет полезен воспитателям ДОУ, заинтересованных в преобразова...

Конспект экскурсии в музее в чемодане «Мир музыки в чемодане»

Формировать у дошкольников первичное представление о музее;- Познакомить с экспонатами музея, правилами поведения, сотрудниками;- Закреплять и расширять представления о музыкальных инструментах.- Разв...