Инновационный проект "Мир в чемодане"
проект (младшая группа)
Цель поекта - создание вокруг ребёнка особенной среды, приобретение личного опыта слияния с реалиями истории и культуры через познание предметного (вещного) мира.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 446.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт–Петербурга.
Инновационный проект
во второй младшей группе № 10
«Музей в чемодане»
Подготовили и провели
воспитатели группы :
Маталыго Е. М.
Матуль С. А.
Санкт – Петербург 2025 год
Инновационный проект
«Музей в чемодане
Тип проекта: групповой, долгосрочный, познавательно - исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Таким объединяющим средством может стать музей.
Проблема
Непонимание подрастающим поколением отечественной культуры, целостного опыта прошлого — одна из серьезных проблем современности. Развивать у детей осознание и принятие культуры своего народа, культуры, созданной и оберегаемой целыми поколениями, воспитывать бережное к ней отношение необходимо уже с дошкольного возраста.
Музеи сегодня представлены, как особые формы экскурсионной работы, несущие культурно-просветительский или досугово-развлекательный характер. Тогда как современность ставит перед родителями детей дошкольного возраста свои условия: их занятость и загруженность не всегда позволяют выделить время для похода в музей. При общении с детьми, к сожалению, нередко можно сделать вывод, что некоторые из них ни разу не были в музее и не представляют себе, что это такое.
Воспитатели сегодня редко вывозят за пределы дошкольного учреждения своих воспитанников по самым разнообразным причинам организационного характера. А вот создание музея прямо в нашей группе позволило решить данную проблему.
Цель: создание вокруг ребёнка особенной среды, приобретение личного опыта слияния с реалиями истории и культуры через познание предметного (вещного) мира.
Задачи:
1. Знакомить дошкольников с музеем, его значением и коллекциями.
2. Формировать у детей чувство истории, чувство времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.
3. Формировать и развивать у воспитанников дошкольного учреждения нравственные ориентиры и патриотические чувства.
4. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.
5. Повышать роль культурно-просветительской работы музеев в образовании и воспитании.
В нашем детском саду проблематично организовать специальное музейное пространство, поэтому результативным решением такой проблемы для нас стал «Музей в чемодане». Особенность его создания состоит в том, что для дошкольника гораздо полезнее и интереснее ситуация, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Знакомство с его самыми разнообразными тематическими коллекциями всесторонне развивает и расширяет культурный кругозор детей. Это новое направление активизирует развитие всесторонней деятельности.
«Музей в чемодане» в соответствии с веяниями времени мобилен и легко трансформируем — он не предполагает скучного и затянутого лектория. Идея создания музея возникла из-за отсутствия места в помещении группы для размещения той или иной тематической выставки.
«Музей в чемодане» - это эффективная форма работы по воспитанию у детей патриотизма и нравственных установок. Возможности такого музея безграничны, сама по себе форма удобна для применения в жизнедеятельности любого детского сада.
Тема первой выставки называется «Великой Победе посвящается…» и была она посвящена празднованию юбилейного Дня Победы.
Тема была выбрана не случайно, с этой темы, доступной для понимания младших дошкольников, мы решили начать знакомство воспитанников с Великой Отечественной войной.
Знакомя воспитанников с экспонатами музея, мы хотели донести до детей информацию о том, что победу в Великой Отечественной войне «ковали» все люди от мала до велика,в том числе труженики тыла. В тылу, как и на фронте, было очень тяжело. Все подчинялись одному всеобщему порыву: «Все для фронта! Всё для Победы!» Тем самым мы хотели воспитать в детях сопереживание, отзывчивость, вызвать желание оказывать посильную помощь, что очень актуально в настоящее время, когда проходит СВО .
Цель: формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне, воспитание патриотических чувств, уважения к памяти героев.
Задачи:
- дать детям начальные представления о ВОВ, способствовать получению знаний детей о связи солдат на фронте с родными и близкими из тыла.
- познакомить с основными событиями войны (в доступной для детей форме).
- развивать познавательный интерес, речь, мышление, воображение
- воспитывать патриотические чувства: сострадание, сопереживание, отзывчивость, уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину, участникам тыла.
Возрастная группа: дошкольный возраст (можно адаптировать для разных групп).
Этапы проекта: подготовительный, практический, деятельностный.
На подготовительном этапе мы определились с темой и обсудили возрастные интересы детей. Определили перспективы создания коллекции, возможности её сбора. Определились с оформлением и размещением экспонатов. Подключили родителей, для поиска экспонатов.
Практический этап состоял в оформлении старого чемодана под нужную коллекцию.
Деятельностный этап состоял в размещении музея в группе и оформлении старинного чемодана под нашу тему (музей мобилен, его можно перемещать, что позволяет рационально организовать пространство в группе, и несмотря на то, что музей достаточно часто находится в активной зоне, интерес к нему у детей сохраняется, а его изучение их не утомляет).
На данном этапе мы постаралась испробовать всевозможные методы и приемы работы с детьми. Во многих музеях к экспонатам нельзя прикасаться, а дошкольникам хочется всегда не только посмотреть, но и потрогать. В создании нашего музея мы учитывали эту особенность.
Ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как известно многим, является игра: в ней ребенок не только смотрит, но и прикасается к жизни, производит пробы в познавательной деятельности. В игре он не просто созерцатель, а участник процесса. Когда ребенку дают возможность потрогать, рассмотреть экспонат вблизи, произвести с ним определенные действия, он начинает интересоваться тем, что попало к нему в руки, - заинтересованность помогает легче усваивать содержательный материал.
Работа с экспонатами была простроена по следующим принципам:
- наглядности (коллекции содержат обширный наглядный материал);
- интеграции образовательных областей ;
- научности (экспонаты рассказывают о жизненных явлениях в выбранной тематике доступным для ребенка языком);
- мобильности (коллекции экспонатов можно перемещать в любое помещение);
- доступности (все экспонаты доступны для детей).
Музей обладает уникальным потенциалом культурно-просветительской работы с детьми, а его экспонаты воспитывают патриотические чувства, нравственность маленьких посетителей музея.
Участие в работе музея и знакомство с его экспонатами в спокойной повседневной обстановке, когда не надо спешить и никто не мешает, очень увлекает детей, она естественно стимулирует, укрепляет и развивает познавательные интересы и индивидуальные особенности.
Мы разработали определенные правила поведения в нашем музее.
1. В нашем музее нельзя шуметь: «Слушай сам и дай слушать другому».
2. Многие экспонаты разрешено трогать руками.
3. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место: «Сохрани историю для других».
4. Экспонаты нельзя ломать
5. Можно и даже нужно задавать вопросы.
6. Нужно быть доброжелательным по отношению к другим: «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой».
Экспонаты нашего музея:
- Флаг СССР
- Награды времен войны
- Удостоверения к наградам
- Солдатские фляжки
- Солдатский котелок и ложка
- Солдатская кружка
- Саперная лопатка
- Армейский ремень
- Кобура для пистолета
10. Фуражки
11. Пилотки
13. Бескозырки
14. Гюйсы
15. Фотографии военных лет
16. Военные письма-треугольники
17. Почтовые карточки военных лет
18. Поздравительные открытки « С Днем Победы» советского времени
19. Георгиевская лента
Также была изготовлена информационная раскладка «Города-герои», «Дети-герои войны», «Помнить, чтобы не забыть»; оформлен содержательный альбом «Оружие победы».
Созданный мини-музей вызвал живой отклик в сердцах детей. он несёт за собой ознакомительный характер, воспитывает чувства патриотизма и гордости за подвиги советских людей. Дети с интересом рассматривали экспонаты, слушали рассказы о войне и даже задавали вопросы. Ведь это такое волнительное чувство – прикоснуться к истории, узнать, что было важным в жизни наших дедов. Прадедов и прапрадедов.
Музей передвижной, его можно перемещать, что экономит пространство, но при необходимости получения новой информации дает возможность им воспользоваться. В процессе сбора коллекции родители постепенно стали активными участниками, что способствовало стимулированию познавательной деятельности детей.
Перспективы развития проекта:
- продолжать работу по теме «Музей в чемодане»
- в следующем учебном году оформить экспозицию «Это всё из дерева», «Такие разные пуговицы».
- использовать QR-коды, для полноты информации об экспонатах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникация младшая группа "Волшебный чемодан"
Задачи: учить детей эмоционально воспринимать содержание потешек; способствовать развитию речи детей через театрализованную деятельность; закрепл...

музыкальное развлечение "Чемодан игрушек"
Дети входят в зал под музыку, обращают внимание на старый потертый чемодан, стоящий рядом с пианино.Дети. Что в чемодане? Кто приехал? Чей чемодан?Муз. рук. Я и сама была очень удивлена, обнаружив чем...
«Лето: чемодан ярких впечатлений!!!»
-Что ты мне подаришь ,лето?-Много солнечного света!В небе радугу – дугу!И ромашки на лугу!...

"Ириска и ее волшебный чемодан"
Конспект совместной комбинированной деятельности детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям "познавательное развитие", "речевое развитие", "социально-коммуникативное развитие"....
Опыт вариативности центра детской активности "Волшебный чемодан"
Данный опыт был представлен в рамках Краевого конкурса вариативности предметной среды в группах детского сада "Как мы меняемся". Материал будет полезен воспитателям ДОУ, заинтересованных в преобразова...

Конспект экскурсии в музее в чемодане «Мир музыки в чемодане»
Формировать у дошкольников первичное представление о музее;- Познакомить с экспонатами музея, правилами поведения, сотрудниками;- Закреплять и расширять представления о музыкальных инструментах.- Разв...






