Конспект занятия по развитию речи Составление рассказа по картине И. Шишкин «Зима» Образовательная область: «Речевое развитие» Группа: подготовительная к школе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гладкина Марина Анатольевна

Обучение детей умению последовательно составлять описательный рассказ по картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Составление рассказа по картине И. Шишкин «Зима»

Образовательная область: «Речевое развитие»

                     Группа: подготовительная к школе.

Воспитатель: Гладкина М.А.

МБДОУ Д/сад №8 г.Коркино

Тема: Составление описательного рассказа по пейзажной картине И.И. Шишкина «Зима».

Цель: обучение детей умению последовательно составлять описательный рассказ по картине.

Задачи:

Образовательные:

-расширять, уточнять представления детей о природе через рассматривание картины;

-формировать умение устанавливать связь между явлениями природы, наблюдать, делать выводы;

-обогащать и активизировать словарь детей терминами, отражающими содержание картины (дремлет лес, поваленные деревья, теплое покрывало, одеяло).

Развивающие:

-развивать монологическую речь,  эстетические чувства, художественное восприятие, способность видеть и чувствовать состояние зимней природы и эмоционально откликнуться на ее красоту, наблюдательность.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать детскую познавательную активность, усидчивость, умение регулировать свое поведение.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Средства реализации: проектор, картина И.И.Шишкина «Зима», портрет художника, видеоролик, аудиозапись Вивальди «Зима», бумажные  снежинки,  коробка.

Методические приемы: внесение и рассматривание картины, вопросы, сравнение, анализ, синтез, беседа, игра, дыхательное упражнение.

Активизация словаря: зима, поваленные деревья, кремово-белый, коричневатый, желтоватый, голубоватый,   дремлет лес под сказку сна,

Предварительная работа: экскурсия в парк, прогулка по территории детского сада, рассматривание репродукций картин художника И.И. Шишкина «Зимой», «Зимой в лесу».

Ожидаемый результат: целостное восприятие образа пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности и составление описательного рассказа по картине.

Ход занятия:

Вводная часть. Организационный момент.

 Дети стоят в кругу.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

-Настроение хорошее?

-Ой, что это на столе, под салфеткой?

-Посмотри, Никита.

-Коробка, вроде посылка, что же там?

-Кто прислал?

 

 -Да это же Зимушка - Зима, я догадалась, она приглашает нас в зимний лес, чтобы мы полюбовались красотой зимнего леса, а чтобы попасть в зимний лес подуем на волшебные снежинки, которые прислала нам Зимушка – Зима и поможем ей укрыть деревья, кустарники, землю белоснежным покрывалом (видео ролик на зимнюю тему).

 Дыхательное упражнение: «Снежинки»

-Дуем правильно: вдыхаем воздух через нос, плечи не поднимаем, при выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку, в это время идет видео ролик на зимнюю тему).

Основная часть:

-Вот мы и в сказочном, зимнем лесу, присаживаетесь, дети.

На  экране  репродукция картины И. И. Шишкина «Зима».

-Посмотрите на нее, подумайте какое время года изображено, что главное на картине? (показываю портрет художника  Ивана Ивановича Шишкина).

- И.И. Шишкин замечательный русский  художник. Он очень  любил зимнюю природу, зимний лес, пейзажную живопись. Чтобы передать красоту зимнего леса, он использовал такие цвета как кремово-белый, коричневый, нежно-голубой.

«Зима» картина Шишкина

Вопросы для обсуждения:

-Какое время года изображено на картине? (зима)

-Почему вы так думаете?

-На переднем плане лежит снег, его очень? (много).

-Укрыты снегом что? (поваленные деревья)

-Скажем вместе, а теперь шепотом.

-Что вы скажите про елочки? (они укрыты снегом, словно одеялом)

-Снег какого цвета? (белого)

-Он чисто белый?

-Нет, посмотрите внимательно, он кремовый, коричневатый, желтоватый, а вдали голубоватый.

-Почему снег коричневатый, потому что на солнце отражается стена деревьев.

-Какие деревья здесь изображены?

- Изображены елки, они старые, стволы толстые.

-Как вы думаете,  почему не видно верхушек деревьев?

-Художник изобразил картину с близкого расстояния, хотел передать красоту снежного, зимнего леса.

- Что изобразил художник на картине?

- Что такое пейзаж?

- Какая по настроению картина?

- Какая главная мысль, что хотел донести до нас художник? ( как прекрасна наша родная русская природа)

- Какой вывод вы можете сделать для себя? ( природа-красота и богатство Родины, ее надо охранять и беречь)

 Художественное слово:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна…   (С. Есенин)

-Давайте все вместе скажем: «Дремлет лес под сказку сна…»

- Дети, на снегу есть какие - то следы? - Нет.

- Почему? (он свежий, только выпал)

- Есть ли в лесу кто живой? -Есть.

-Увидели птицу?

-Птица как и деревья, тоже словно заснула, задремала.

-Как вы думаете, как назвал картину И.И. Шишкин? (Ответы детей)

Физкультминутка

Встаньте, дети.

Давайте попробуем изобразить содержание картины.

Снега много, ой как много.

Деревья высокие,  стволы толстые,

Ёлочки низкие, стволы тонкие

Скрип-скрип, снег скрипит.

Присели.

Встали.

-А теперь послушайте мой рассказ внимательно, после меня вы составите свой рассказ.

Рассказ воспитателя

Зима.

Наступила зима.

   Кругом лежит снег, он  укрыл деревья, елочки,  поваленные деревья своим теплым одеялом.  

   На елке сидит птица, она затихла. Тихо в лесу! Дремлет лес, под сказку сна…

  Сквозь стволы деревьев проникают солнечные лучи. Как красиво в волшебном зимнем лесу!

Беседа по вопросам:

- Дети, вам понравился мой рассказ?

- Да, понравился.

- Как называется картина?

- И. Шишкин «Зима»

- Сейчас вы тоже должны составить свой рассказ по картине И. Шишкин «Зима».

- Сначала надо рассказать, что мы видим на переднем плане, затем в середине, а потом на заднем плане.

- Кто желает?

- Виолетта, выйди к доске, составь описательный рассказ по пейзажной картине. (рассказ составляют два-три ребенка).

- Спасибо, Виолетта ты подробно описала картину И.И. Шишкина «Зима». (рассказ составляют два-три ребенка).

Заключительная часть:

- По какой картине мы составляли рассказ? (И.И. Шишкин «Зима»)

- Чей рассказ вам больше понравился?

- Что вы на занятии, рассматривая картину, узнали о зиме?

- Картину «Зима» мы повесим в группе, будем ею любоваться, а в четверг мы с вами нарисуем зимний лес.

- Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Кошка с котятами". Младшая группа.

В своем конспекте я предложила материал по рассматриванию картины с детьми младшего дошкольного возраста.Включила стихи и загадки, дидактические и подвижную игру....

Конспект занятия по развитию речи :«Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»».

Образовательная область : Развитие речи.Цель занятия: Учить детей составлять описательный рассказ по картине "Кошка с котятами".Возрастные особенности детей 4 года....

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

Данный конспект может быть использван воспитателем младшей группы на занятии по развитию речи ( составление рассказа по картине "Кошка с котятами")...

Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по картине "Северные олени"

Тема: "Составление рассказа по картине "Северные олени" Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по карт...

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие состоит из 8 частей. В каждой части дети выполняют определённые задания....

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Продолжать учить составлять рассказы по картине, развивать речевую активность....