Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:
    Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по картине "Северные олени"

    Хомушку Алдынай Кезеровна

    Тема: "Составление рассказа по картине "Северные олени" 

    Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания внешнем виде и жизни животных.

    Задачи:

    1. Образовательные:
    • Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине.
    • Продолжать учить детей придумывать загадки по картинке.
    • Обогащать и активизировать словарь детей.
    1. Развивающие:
    • Развивать монологическую речь детей;
    • Продолжать упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по картине в определённой последовательности.
    1. Воспитательные:
    • Воспитывать умение выслушивать рассказ сверстника, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
    • Воспитывать чувство уважения друг к другу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_sevrenyy_olen.docx350.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна

    «УТВЕРЖДЕНО»

    Заведующий МБДОУ

    д/с «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык

    ________________/Хомушку М.Б./

    Конспект

    открытого занятия в старшей группе

    Образовательная область «Речевое развитие»

    Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»

    C:\Users\fed\Desktop\SAM_2548.JPG

    Разработал: воспитатель

    старшей группы МБДОУ д/с

    «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык

    Хомушку А. К.

    Кызыл-Мажалык – 2018

    Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания внешнем виде и жизни животных.

    Задачи:

    1. Образовательные:
    • Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине.
    • Продолжать учить детей придумывать загадки по картинке.
    • Обогащать и активизировать словарь детей.
    1. Развивающие:
    • Развивать монологическую речь детей;
    • Продолжать упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по картине в определённой последовательности.
    1. Воспитательные:
    • Воспитывать умение выслушивать рассказ сверстника, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
    • Воспитывать чувство уважения друг к другу.

    Предварительная работа.  Просмотр фильма «Животный мир Севера», сюжетное рисование “Северный олень”, имитация действий с «подзорной трубой» - кто больше заметит интересного, чтение рассказов Чаплиной В.В. «Фомка белый медвежонок»; Н. Сладков «Плясунья», А. Толстой «Заяц»; Б. Житков «Рассказы о животных».

    Словарная работа:

    Чум – разборное жилище, покрытое оленьими шкурами;

    Нарты, сани – лёгкие сани для езды на собаках или оленях;

    Ягель – мох, который служит кормом северным оленям.

    Олениха – мать оленёнка;

    Оленёнок (или телёнок) – детёныш оленя;

    Методы и приемы:

    1. Словесный метод: беседа; вопросы по картине; педагогическая оценка; пояснение.
    1. Наглядный метод: демонстрация (рассматривание) картин.
    2. Практический: упражнения (в составление рассказов и загадок).
    3. Игровой метод: загадывание и отгадывание загадки.

    Оборудование: картина «Северные олени», разрезные картинки с изображением животным, «подзорная труба» из бумаги на каждого ребёнка, модель (схема) для рассказывания, ИКТ оснащение, кроссенс «Олени».

    Раздаточный материал: картинки домашних животных на каждого ребёнка.

    Ход занятия:

    1. Организационная часть

    1-2-3-4-5,

    Хлопаем руками,

    1-2-3-4-5,

    Топаем ногами.

    Не будем отвлекаться,

    Станем заниматься.

    1. Вводная часть.

    Педагог начинает образовательную деятельность

    с чтения стихотворения «Дети Севера».

    «Мы любим смеяться, на нартах кататься,

    По белому снегу зимой. И, честное слово, 

    С мороза большого идем неохотно домой». 

    Воспитатель:  Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (О времени года - зима)

    • Сколько месяцев у зимы? (У зимы 3 месяца)
    • Правильно, а как они называются? (Декабрь, январь, февраль, )
    • Какие приметы зимы вы знаете? (Работа по мнемотаблице «Зима»: Наступила зима. Солнце светит, но не греет. Мороз на окнах рисует узоры. Зимой часто идет снег, воет вьюга. дети играют снежки, лепят снеговика, катаются с горки. Зимой люди носят теплую одежду).
    • А снег какой? (Белый, чистый, пушистый, мягкий, хрустящий, серебристый)

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Это и есть признаки зимы. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в далекое путешествие в самый холодный край и познакомить вас с одним северным жителем.

    Воспитатель: Заводим мотор и полетели( имитация движений). На экране появляется сюжеты Севера.

    Воспитатель подводит детей к стульям в другом месте группы.

    Воспитатель: Прилетели. Садимся. Мы прилетели на Север, а кто нас тут встречает, вы должны отгадать загадку.

    Загадка:

    Хоть верь, хоть не верь.

    Пробегал по тундре зверь.

    Нёс на лбу он неспроста

    Два развесистых куста…Кто это? (Олень)

    Воспитатель: Правильно, ребята!

    Воспитатель вывешивает картину «Северные Олени».

    Дети рассматривают её некоторое время.

    Игра «Подзорная труба»

    А давайте с вами посмотрим на низ издалека, чтобы не распугать их. Для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

    (Дети называют увиденное со слов «Я вижу…»)

    1. Рассматривание картины «Северные олени».

    А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:

    • Что нарисовано на этой картине? (Оленуха с оленёнком)
    • Что делает оленуха? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)
    • Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)
    • Сравните оленуху с оленёнком.
    • Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у оленухи – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у оленухи  крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, (Оленуха большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый)
    • Чем похожи, Оленуха и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)
    • Что у оленя на голове? (рога). 
    • Какие рога у оленя? (большие, ветвистые). 
    •  На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые)
    • Чем покрыто тело оленя? (шерстью). 
    • Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая). 
    • А что на ногах у оленя? (широкие копыта). 
    • Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег). 
    • И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей. 
    • Что ещё изображено на картине? (Оленья упряжка, на ней ездят жители севера)
    • Как вы думаете какая зима изображена на картине? (морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)
    • Какой снег зимой? (легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).
    • Дети, олени бывают дикие и домашние. Какую пользу приносят домашние олени? (дети перечисляют).

    4) Составление рассказов детьми.

    Воспитатель: А теперь давайте посмотрим внимательно на картину. Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ.

    Схема рассказа:

    1. Название своего рассказа.
    2. Кто изображён на картине? (Герои).
    3. Внешний вид животного, части его тела.
    4. Где живет?
    5. Чем питается?
    6. Какую пользу приносит человеку.

    Воспитатель: Кто хочет рассказать о Северных оленях?

    Вариант рассказа образца.

    «На картине изображён оленёнок со своей мамой – Оленухой. Оленуха

    большая, у неё серая густая шерсть, большие ветвистые рога, которые служат ей защитой от врагов. У матери оленёнка широкие копыта. С помощью их она откапывает себе ягель в суровую холодную зиму, и они позволяют ей не проваливаться на снегу. Рядом с Оленухой стоит Оленёнок. Он намного меньше своей мамы, но его тело также покрыто густой коричневой шерстью. Оленёнок совсем ещё маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоит на своих длинноногих, тоненьких, слабых ногах и смотрит на свою маму, как она добывает и ест ягель. Сзади оленей стоит чум и по дороге едет оленья упряжка. Домашние олени служат для людей, живущих в тундре средством передвижения».

    НРК-минутка.

    Воспитатель: А вы знаете, что и в у нас в Туве есть северные олени – ивилер.

    Оленуха – мынды.

    Олень – чары.

    Олененок – анай.

    Чум – чадыр-ог.

    5) Музыкальная физминутка: «У Оленя дом большой».

    У оленя дом большой,

    Он сидит, глядит в окошко.

    Зайка по полю бежит,

    В дверь к нему стучит:

    «Тук-тук, дверь открой,

    Там в лесу охотник злой».

    «Зайка, зайка, забегай!

    Лапку мне давай».

    Руки над головой – изображаем крышу дома.

    Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой  поддерживаем правую.

    Бег на месте.

    Топот ногами, руки на поясе.

    Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.

    Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.

    Зазывание движения рукой.

    Протягиваем руки с открытой ладонью

    Воспитатель: Вот как хорошо мы поиграли с олененком и его другом зайкой. А какие еще у олененка друзья?

    Дидактическая игра «Назови детенышей»

    Дети по очереди открывают перевернутые карточки, называют, кто на ней изображен и говорят кто у нее детеныш.

    6) Рефлексия

    Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наше путешествие. Ребята, понравилось ли вам путешествие? (Да) Ребята, здесь очень холодно, у меня ручки начали замерзать. А у вас? Мне, кажется, надо собираться в детский сад. Заводим моторы, полетели?

    Воспитатель: Вот мы и прилетели, здесь тепло, правда, ребята? Ой, ребята,  я нашла картинки. Что бы они могли означать? (работа с кроссенсом «Олень») Спасибо, ребята, за ваши правильные ответы. А у меня для вас сюрприз от Олененка. Он очень любит молоко и дарит вам молочное лакомство. Спасибо, ребята.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи_Рассказывание по картине "Дети Севера"_

    Знакомство дошкольников с картиной с использованием элементов моделирования. devochka_hanty.gif...

    Конспект занятия по развитию речи: "Прогулка по Кремлю"

    Этот конспект поможет детям лучше узнать достопримечательности столицы нашей родины. В нем и работа по формированию грамматического строя речи. Проходит занятие с интересом, так как много иллюстрирова...

    Конспект занятия по развитию связной речи по методике В.К. Воробьёвой. Лексическая тема "Перелётные птицы". Подготовительная группа

    Конспект логопедического занятия по рассказу Н.И. Сладкова "Скворцы - знахари". Цели: развитие глагольной синонимии, формирование слоговой структуры слова, расширение представлений об окружающем мире ...

    Конспект занятия по развитию речи "Экскурсия по зоопарку". (Составление описательных рассказов)

    Непосредственная образовательная область "Коммуникация" . Составление описательных (по схеме) рассказов (по плану) о животных в старшей группе....

    Конспект занятия по развитию зрительного восприятия по русской народной сказке "Зимовье"

    Занятие основывается на сказке, в которую включаются специальные игры и упражнения. Знакомство со сказкой проводится на нескольких занятиях. В период изучения сказки в режимных моментах, на общеразвив...

    Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

    Целью данного занятия является  подготовка детей к составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием теории решения изобретательских задач, на примере игр:  «Подзорная тр...

    Конспект занятия по развитию связной речи по теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

    Конспект занятия по развитию связной  речи по  теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....