Конспект занятия по развитию речи "Составление рассказа по картине "Северные олени"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Хомушку Алдынай Кезеровна

Тема: "Составление рассказа по картине "Северные олени" 

Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания внешнем виде и жизни животных.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине.
  • Продолжать учить детей придумывать загадки по картинке.
  • Обогащать и активизировать словарь детей.
  1. Развивающие:
  • Развивать монологическую речь детей;
  • Продолжать упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по картине в определённой последовательности.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать умение выслушивать рассказ сверстника, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_sevrenyy_olen.docx350.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна

«УТВЕРЖДЕНО»

Заведующий МБДОУ

д/с «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык

________________/Хомушку М.Б./

Конспект

открытого занятия в старшей группе

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»

C:\Users\fed\Desktop\SAM_2548.JPG

Разработал: воспитатель

старшей группы МБДОУ д/с

«Аленушка» с. Кызыл-Мажалык

Хомушку А. К.

Кызыл-Мажалык – 2018

Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания внешнем виде и жизни животных.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине.
  • Продолжать учить детей придумывать загадки по картинке.
  • Обогащать и активизировать словарь детей.
  1. Развивающие:
  • Развивать монологическую речь детей;
  • Продолжать упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по картине в определённой последовательности.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать умение выслушивать рассказ сверстника, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу.

Предварительная работа.  Просмотр фильма «Животный мир Севера», сюжетное рисование “Северный олень”, имитация действий с «подзорной трубой» - кто больше заметит интересного, чтение рассказов Чаплиной В.В. «Фомка белый медвежонок»; Н. Сладков «Плясунья», А. Толстой «Заяц»; Б. Житков «Рассказы о животных».

Словарная работа:

Чум – разборное жилище, покрытое оленьими шкурами;

Нарты, сани – лёгкие сани для езды на собаках или оленях;

Ягель – мох, который служит кормом северным оленям.

Олениха – мать оленёнка;

Оленёнок (или телёнок) – детёныш оленя;

Методы и приемы:

  1. Словесный метод: беседа; вопросы по картине; педагогическая оценка; пояснение.
  1. Наглядный метод: демонстрация (рассматривание) картин.
  2. Практический: упражнения (в составление рассказов и загадок).
  3. Игровой метод: загадывание и отгадывание загадки.

Оборудование: картина «Северные олени», разрезные картинки с изображением животным, «подзорная труба» из бумаги на каждого ребёнка, модель (схема) для рассказывания, ИКТ оснащение, кроссенс «Олени».

Раздаточный материал: картинки домашних животных на каждого ребёнка.

Ход занятия:

  1. Организационная часть

1-2-3-4-5,

Хлопаем руками,

1-2-3-4-5,

Топаем ногами.

Не будем отвлекаться,

Станем заниматься.

  1. Вводная часть.

Педагог начинает образовательную деятельность

с чтения стихотворения «Дети Севера».

«Мы любим смеяться, на нартах кататься,

По белому снегу зимой. И, честное слово, 

С мороза большого идем неохотно домой». 

Воспитатель:  Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (О времени года - зима)

  • Сколько месяцев у зимы? (У зимы 3 месяца)
  • Правильно, а как они называются? (Декабрь, январь, февраль, )
  • Какие приметы зимы вы знаете? (Работа по мнемотаблице «Зима»: Наступила зима. Солнце светит, но не греет. Мороз на окнах рисует узоры. Зимой часто идет снег, воет вьюга. дети играют снежки, лепят снеговика, катаются с горки. Зимой люди носят теплую одежду).
  • А снег какой? (Белый, чистый, пушистый, мягкий, хрустящий, серебристый)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Это и есть признаки зимы. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в далекое путешествие в самый холодный край и познакомить вас с одним северным жителем.

Воспитатель: Заводим мотор и полетели( имитация движений). На экране появляется сюжеты Севера.

Воспитатель подводит детей к стульям в другом месте группы.

Воспитатель: Прилетели. Садимся. Мы прилетели на Север, а кто нас тут встречает, вы должны отгадать загадку.

Загадка:

Хоть верь, хоть не верь.

Пробегал по тундре зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста…Кто это? (Олень)

Воспитатель: Правильно, ребята!

Воспитатель вывешивает картину «Северные Олени».

Дети рассматривают её некоторое время.

Игра «Подзорная труба»

А давайте с вами посмотрим на низ издалека, чтобы не распугать их. Для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

(Дети называют увиденное со слов «Я вижу…»)

  1. Рассматривание картины «Северные олени».

А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:

  • Что нарисовано на этой картине? (Оленуха с оленёнком)
  • Что делает оленуха? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)
  • Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)
  • Сравните оленуху с оленёнком.
  • Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у оленухи – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у оленухи  крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, (Оленуха большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый)
  • Чем похожи, Оленуха и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)
  • Что у оленя на голове? (рога). 
  • Какие рога у оленя? (большие, ветвистые). 
  •  На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые)
  • Чем покрыто тело оленя? (шерстью). 
  • Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая). 
  • А что на ногах у оленя? (широкие копыта). 
  • Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег). 
  • И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей. 
  • Что ещё изображено на картине? (Оленья упряжка, на ней ездят жители севера)
  • Как вы думаете какая зима изображена на картине? (морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)
  • Какой снег зимой? (легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый).
  • Дети, олени бывают дикие и домашние. Какую пользу приносят домашние олени? (дети перечисляют).

4) Составление рассказов детьми.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим внимательно на картину. Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ.

Схема рассказа:

  1. Название своего рассказа.
  2. Кто изображён на картине? (Герои).
  3. Внешний вид животного, части его тела.
  4. Где живет?
  5. Чем питается?
  6. Какую пользу приносит человеку.

Воспитатель: Кто хочет рассказать о Северных оленях?

Вариант рассказа образца.

«На картине изображён оленёнок со своей мамой – Оленухой. Оленуха

большая, у неё серая густая шерсть, большие ветвистые рога, которые служат ей защитой от врагов. У матери оленёнка широкие копыта. С помощью их она откапывает себе ягель в суровую холодную зиму, и они позволяют ей не проваливаться на снегу. Рядом с Оленухой стоит Оленёнок. Он намного меньше своей мамы, но его тело также покрыто густой коричневой шерстью. Оленёнок совсем ещё маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоит на своих длинноногих, тоненьких, слабых ногах и смотрит на свою маму, как она добывает и ест ягель. Сзади оленей стоит чум и по дороге едет оленья упряжка. Домашние олени служат для людей, живущих в тундре средством передвижения».

НРК-минутка.

Воспитатель: А вы знаете, что и в у нас в Туве есть северные олени – ивилер.

Оленуха – мынды.

Олень – чары.

Олененок – анай.

Чум – чадыр-ог.

5) Музыкальная физминутка: «У Оленя дом большой».

У оленя дом большой,

Он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай».

Руки над головой – изображаем крышу дома.

Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой  поддерживаем правую.

Бег на месте.

Топот ногами, руки на поясе.

Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.

Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.

Зазывание движения рукой.

Протягиваем руки с открытой ладонью

Воспитатель: Вот как хорошо мы поиграли с олененком и его другом зайкой. А какие еще у олененка друзья?

Дидактическая игра «Назови детенышей»

Дети по очереди открывают перевернутые карточки, называют, кто на ней изображен и говорят кто у нее детеныш.

6) Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наше путешествие. Ребята, понравилось ли вам путешествие? (Да) Ребята, здесь очень холодно, у меня ручки начали замерзать. А у вас? Мне, кажется, надо собираться в детский сад. Заводим моторы, полетели?

Воспитатель: Вот мы и прилетели, здесь тепло, правда, ребята? Ой, ребята,  я нашла картинки. Что бы они могли означать? (работа с кроссенсом «Олень») Спасибо, ребята, за ваши правильные ответы. А у меня для вас сюрприз от Олененка. Он очень любит молоко и дарит вам молочное лакомство. Спасибо, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ"

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "Благородный олень"Цели занятия:Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.Словарь: изящное, па...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Конспект занятия по развитию речи (с элементами конструирования) для средней группы «Дом для оленя»

Кнспект занятия по развитию речи с элементами конструирования (Лего-конструктор). Расчитан на средний дошкольный возраст....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи «Рассказ по картине с импровизацией сервировки стола «Пообедаем вместе»»

Конспект занятия поможет воспитателю, учителю-логопеду ДОу в игровой форме закрепить и обогатить знания по лексической теме "Посуда. Сервировка стола. Правила этикета при приеме пищи"....

Конспект занятия по "Развитию речи" - "Составление рассказа по картине "Северные олени"

Конспект занятия по "Развитию речи" - "Составление рассказа по картине "Северные олени"...