Конспект занятия по "Развитию речи" - "Составление рассказа по картине "Северные олени"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тарасова (Леващева) Елена Владимировна

Конспект занятия по "Развитию речи" - "Составление рассказа по картине "Северные олени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по «Развитию речи» в старшей группе

Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»»

Доминирующая ОО: Речевое развитие.

Интеграция ОО: Познавательное развитие. Художественно - эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.

Цель: продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных

Программное содержание: продолжать развивать у детей умение рассказывать связно, не отступая от заданной темы; соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст, формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; упражнять в образовании названий детёнышей животных с уменьшительными суффиксами, закреплять правильное произношение звуков «Ч» и «Ц», формировать умение различать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова со звуками «Ч» и «Ц», продолжать развивать знания о животных и их детёнышах; формировать у детей знания об особенностях внешнего вида животных, среды их обитания. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.

Материалы и оборудование: картина «Северные олени»; картинки с изображением животных.

Предварительная работа. Рассматривание книг «Животный мир Севера»; имитация действий с «подзорной трубой» - кто больше заметит интересного.

Чтение рассказов Чаплиной В.В. «Фомка белый медвежонок»; И. Соколов – Микитов «Горностай», «Лоси», «Медведи», «Заяц», «Лисицы»; Н. Сладков «Плясунья», А. Толстой «Заяц»; Б. Житков «Рассказы о животных», Н. Емельянова «Окся-труженица».

Структура занятия

1.Водная часть

Загадка

3мин

2.Основная часть

Игра «Подзорная труба»

Рассматривание картины «Северные олени».

Физкультминутка

Игра «Кто это?»

Игра «Доскажи словечко».

20 мин

3.Заключительная часть

2 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть.                       

Воспитатель читает загадку.

Стройный, быстрый.

Мех пушистый,

Рога ветвисты,

Бьет копытами цок-цок,

Снег летит, словно, песок,

Знают все, кому не лень –Это (Северный олень.)

II Основная часть

Воспитатель выставляет картину «Северные олени»

Воспитатель: А давайте мы с вами посмотрим на тундру издалека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

Игра «Подзорная труба»

Ход игры: Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.

Предполагаемые вопросы детям:

-Какое небо? Есть ли на нем облака, тучи?

-Есть ли на небе звезды, месяц? Почему?

-Как вы думаете, какое время суток?

-Какое солнце? Где оно находится? Как ты думаешь, жарко та или нет?

-Какие растения ты видишь? Почему они невысокие?

-Какой ты видишь снег? Есть ли там высокие сугробы? Как ты думаешь почему?

Рассматривание картины «Северные олени».

А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:

  • Что нарисовано на этой картине? (Олень, важенка и оленёнок)
  • Что делает Олень?
  • Что делает важенка? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)
  • Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)
  • Сравните важенку с оленёнком.
  • Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у важенки – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у важенки крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, важенка большая и сильная, а оленёнок маленький и слабый)
  • Чем похожи важенка и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)
  • Что у оленя на голове? (рога).
  • Какие рога у оленя? (большие, ветвистые).
  • На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые)
  • Чем покрыто тело оленя? (шерстью).
  • Для чего оленям нужна шерсть? (чтобы не замерзнуть)
  • Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая).
  • А почему шерсть такого цвета? (чтобы быть незаметным для врагов)
  • А что на ногах у оленя? (широкие копыта).
  • Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег). И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.

Воспитатель: А сейчас давайте внимательно посмотрим на картину и, теперь будем составлять по ней рассказ.

- Придумайте рассказ о жизни северных оленей, о малыше оленёнке, важенке и олене. Подумайте, как вы начнёте рассказ, о чём будете говорить и чем закончите.

Вариант рассказа образца.

«Жили – были на севере оленёнок со своей мамой – важенкой и папой-оленем. Оленёнок был совсем маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоял на своих слабых ногах. А у важенки – большие ветвистые рога, на длинной шее красивая голова. Она наклонилась, ест ягель и показывает оленёнку: «Ешь, это вкусно. Вырастешь большой и у тебя будут такие же большие красивые рога и стройные, крепкие длинные ноги!»

Воспитатель предлагает, кому-нибудь из детей придумать свой рассказ по картине

Воспитатель: Очень интересные рассказы у вас получились. Давайте немножко отдохнем?

Физкультминутка

У оленя дом большой,

Он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай».

Игра «Кто это?» показ картинок

У маленьких утят мама –Кто? - утка.

У цыплят? Курица.

Произнесите это слово, чтобы слышался звук –Ц-.

Кто мама у лисят? Лисица

У зайчат? Зайчиха.

Какой звук слышится в слове зайчиха?

Произнесите слово так, чтобы слышался звук –Ч-.

Кто мама у львят? Львица

У крольчат? Крольчиха.

У тигрят? Тигрица.

У волчат? Волчиха.

Игра «Доскажи словечко».

Воспитатель бросает мяч ребёнку, он должен подобрать слово.

А сейчас договаривайте вслед за мной:

Большая – птица, а маленькая … (птичка).

Большой – цветок, а маленький … (цветочек).

Большое – кольцо, а маленькое … (колечко).

Большое – крыльцо, а маленькое … (крылечко).

III Заключительная часть

- По какой картине составляли рассказы?

- Что вам больше всего понравилось? Почему?

- Было ли вам сложно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. Составление описательного рассказа «Об игрушках» с использованием мнемодорожек.

Цель: учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием мнемодорожек.Задачи:Закрепить навыки описывания игрушки, называть её характерные признаки; по...

Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"

Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Домашние животные"...

Конспект по развитию речи «Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим Дом.»

Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; уточнить и закрепить пр...

Конспект по развитию речи.Составление повествовательного рассказа по серии картин "Новенькая"

Конспект по обучению детей старшей группы составлению повествовательного рассказа по серии картин....

Конспект по развитию речи Составление описательного рассказа по картине "Куры"

Образовательные задачи:Учить составлять короткий описательный рассказ по картинке;Учить сравнивать петуха, курицу и цыплят (по цвету, величине, повадкам);Формировать представление о внешнем виде петух...