Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни
проект (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение Детский сад «Радуга»
(ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика структурное подразделение Детский сад «Радуга»)
«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через проектную деятельность»
Разработал:
Старший воспитатель
Илюхина Ирина Аркадьевна
2013г.
Тема: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через проектную деятельность»
Цель:
Защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни
Задачи:
1. Создать условия для осуществления оздоровительных мероприятий
2. Формировать первоначальные представления о здоровом образе жизни
3. Воспитывать у детей правильного отношения к своему здоровью
4. Оптимизировать работу с родителями
Проблема сохранения здоровья дошкольников и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Работа по оздоровлению детей – это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива.
Известно, что первые и главные воспитатели в жизни ребенка – родители, поэтому большая часть ответственности лежит на их плечах. Задача взрослых – с ранних лет формировать у ребенка понимание значимости здоровья и умения бережно к нему относиться. Сотрудничество родителей и педагогов в данном вопросе позволяет решать поставленную задачу намного эффективнее.
Так, успешным опытом взаимодействия педагога и родителей по приобщению детей к здоровому образу жизни стало использование педагогических проектов для детей начиная со старшего дошкольного возраста.
В проекте принимают участие педагоги дошкольного учреждения, воспитанники и их родители.
В основе этих разработок лежала оздоровительная программа, разработанная нашим детским садом для часто и длительно болеющих детей.
Итак, на протяжении года реализуется 4 оздоровительных проекта, в соответствии со временем года:
осень – «За здоровьем в детский сад!»,
зима – «Зимние игры и забавы»,
весна – « Береги здоровье смолоду»
лето – «Лето красное, безопасное».
Я хотела бы более подробно раскрыть содержание проектов.
ПРОЕКТ «ЗА ЗДОРОВЬЕМ В ДЕТСКИЙ САД»
Цель: формирование привычки к здоровому образу жизни, привлечение родителей формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышение знаний о культуре здоровья.
Задачи:
- Формирование потребностей семьи в здоровом образе жизни;
- Помочь получить родителям знания и навыки, для укрепления здоровья их детей
- Дать представление о возможном влиянии детско – родительских отношений на формирование необходимых для ребенка критериев здорового образа жизни
Срок реализации: Сентябрь - Ноябрь
Подготовительный этап:
- Родительское собрание, определение проблемы.
- Согласование с родителями плана мероприятий по укреплению здоровья детей.
- Консультация для родителей «В здоровом теле – здоровый дух»; «Активный семейный отдых», «Режим дня в жизни дошкольника»
- Подборка и изготовление дидактического и методического оснащения проекта;
- Диагностика детей по образовательной области «Физическая культура», «Здоровье»;
- Анкетирование родителей «Определение уровня знаний о ЗОЖ и соблюдение его в семье»
- Календарно- тематическое планирование работы с детьми;
Практический этап:
- Создание рубрики в родительском уголке «ЗОЖ – основа жизни»
- Конкурс детских рисунков «Мы любим спорт»,
- Оформление стенгазеты «Здоровые дети – счастливые дети»
- Фотовыставка «Как мы отдыхали летом»
- Конкурс «Водичка, водичка, умой мое личико», смотр – конкурс физкультурных уголков
- Совместный поход с родителями в парк, использование элементов соревнования, проведение комплекса дыхательной гимнастики.
- Семинар – практикум «Нетрадиционные методы оздоровления»
- Проведение познавательных занятий «Я – человек»
- Спортивно – игровая программа «Вот и стали мы на год взрослей»
- Создание клуба «Здоровая семья»
- Спортивный праздник для детей «День здоровья»
- Акция «Здоровый образ жизни»
- Музыкально – спортивный праздник «Осень золотая»
Заключительный этап:
- Анкетирование родителей
ПРОЕКТ «ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ»
Цель: обеспечить детям полноценный активный отдых на зимней прогулке.
Задачи:
- Расширить перечень спортивных игр и забав, развлечений, используемых в воспитательно – образовательной работе.
- Выявление наиболее рациональных приемов организации развлекательной и двигательной деятельности детей на прогулке зимой.
- Оказание помощи родителям в организации игровой деятельности на прогулке в зимнее время.
Срок реализации: Декабрь - Февраль
Подготовительный этап:
- Консультация для родителей «Активность ребенка – залог здоровья»; «Как уберечься от инфекции»,
- Подборка и изготовление дидактического и методического оснащения проекта;
- Диагностика детей по образовательной области «Физическая культура», «Здоровье»;
- Анкетирование родителей «Определение уровня знаний о ЗОЖ и соблюдение его в семье»
- Календарно- тематическое планирование работы с детьми;
Практический этап:
- Игровая программа «Здравствуй, зимушка – зима!»
- Оформление памятки «Как сохранить здоровье», папки - передвижки для родителей;
- Конкурс детского рисунка «Зимние забавы»,
- Стенгазета «Как я оздоравливаюсь дома»
- Создание мини – музея физической культуры и спорта «Все о спорте»
- Фотовыставка «Как мы оздоравливаемся в детском саду»
- Неделя зимних игр и забав
- Итоговое мероприятие «Зимняя олимпиада»
- Смотр – конкурс зимних участков
- Создание зимних построек
- Прогулка в зимний парк, наблюдении за птицами
- Семинар – практикум «Организация подвижных игр»
- Экскурсия к спортивному стадиону: знакомство с зимними видами спорта
- Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
- Музыкально – спортивный праздник «Будем в армии служить»
Заключительный:
- Анкетирование родителей
ПРОЕКТ «БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ»
Цель: формирование у детей представлений о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.
Задачи:
- расширение представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья, знаний об отдыхе и спорте, необходимых для его сохранения;
- формирование об окружающей среде, влияющей на здоровье человека;
- обогащение и закрепление представлений о том, что для жизни и здоровья необходимы хорошие условия;
- ознакомление с устройством организма человека, воспитание познавательного интереса;
- привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте, правильном уходе за телом.
Срок реализации: Март - май
Подготовительный этап:
- Родительское собрание «Семья – здоровый образ жизни»
- Подбор иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок по теме
- Консультация для родителей «Полезные и вредные комнатные растения», «Как уберечься от инфекции», «Прогулки на свежем воздухе – основа здоровья ребенка»
- Подборка и изготовление дидактического и методического оснащения проекта;
- Организация дидактических игр «Что было бы?», «Что надо делать, чтобы быть красивым?», «Друзья и враги здоровья», «Можно – нельзя», «Полезно – вредно»
- Диагностика детей по образовательной области «Физическая культура», «Здоровье»;
- Анкетирование родителей «Определение уровня знаний о ЗОЖ и соблюдение его в семье»
Практический этап:
- Музыкально – спортивный праздник «Масленица»
- Конкурс детского рисунка «Здоровая семья», «Чистота – залог здоровья»
- Спортивное развлечение «Тропа здоровья»
- Фотовыставка, стенгазета или памятка
- Смотр – конкурс «Витамины на подоконнике», «Тренажеры своими руками», «Готовность к летнему оздоровительному сезону»
- Беседы с детьми: «Почему человеку нужен отдых», «Что полезно и что вредно для здоровья»
- Экскурсия по экологической тропе
- Спортивный праздник «День здоровья»
Заключительный:
- Анкетирование родителей
- Итоговая диагностика знаний детей;
ПРОЕКТ «ЛЕТО КРАСНОЕ, БЕЗОПАСНОЕ»
Цель: содействие в становлении адекватного поведения дошкольников в опасных ситуациях, повысить их компетентность в вопросах личной безопасности, а также оказать методическую помощь родителям.
Задачи проекта:
- Знакомство детей с правилами поведения в опасных ситуациях;
- Формирование навыков безопасного поведения в опасных ситуациях путем участия в различных видах деятельности;
- Закрепление правил поведения в опасных ситуациях и практических навыков в условиях игрового пространства;
- Обучение детей применению полученных знаний в конкретных ситуациях
- Развитие чувства ответственности за свои поступки;
- Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах безопасности детей.
Срок реализации: июнь – июль
Подготовительный этап:
- Консультация для родителей;
- Подборка и изготовление дидактического и методического оснащения проекта;
- Диагностика детей по образовательной области «Безопасность»;
- Анкетирование родителей «Безопасность вашего ребенка»
- Календарно- тематическое планирование работы с детьми;
Практический этап:
- Рассматривание тем: «Безопасное поведение в природе»; «Незнакомые люди на дороге», «Пожарная безопасность», «Безопасность на дороге»,
- Оформление памятки, папки - передвижки для родителей;
- Экскурсия к светофору
- Конкурс детских рисунков
- Фотовыставка
- Изготовление книжки – самоделки «Внимание, опасность – огонь»
- Туристический поход «Мы туристы»
- Итоговое мероприятие «Тропа безопасности»
- Игровое развлечение «Тропа безопасности»
Заключительный этап:
- Итоговая диагностика знаний детей;
- Анкетирование родителей
Ожидаемые результаты:
Будет решена одна из наиболее сложных проблем - стимулирование и развитие самостоятельности и ответственности дошкольников, направленных на приобретение детьми не только теоретических знаний, но определенных навыков поведения в опасных ситуациях, формирование умения применять их в реальной жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно – тематическое планирование работы
с детьми по проекту «Лето красное – безопасное»
Мероприятие | Ответственный |
Тема «Безопасное поведение в природе» | |
Беседа с детьми о туристах, о правилах поведения на природе» | Воспитатель |
Рассматривание альбома и иллюстраций. Игра «Что с собой возьмем в поход» | Воспитатель |
Туристический поход «Мы туристы!» | Ст.воспитатель Воспитатель Инструктор по физкультуре |
Тема «Я и незнакомые люди» | |
Беседа «Незнакомые люди на улице» Творческое задание «Знакомые и незнакомые» Дидактическая игра «Свой – чужой» | Воспитатель |
Обсуждение опасных ситуаций, которые могут произойти с участием незнакомых людей; воспоминание о Буратино (на примере сказки «Золотой ключик», эпизод, где Буратино уходит с котом Базилио и лисой Алисой), чтение «Сказки о глупом мышонке», тренинг «Я и незнакомец» | Воспитатели педагог – психолог |
Беседа и тренинг «Насильственные действия взрослого» | Воспитатель педагог – психолог |
Беседа «К кому обратиться, если я потерялся» | Воспитатель |
Изготовление коллажа «Я и незнакомые люди» | Воспитатель |
Тема «Пожарная безопасность» | |
Беседа «Пожар. Что делать?» Чтение рассказов о пожаре, пожарных | Воспитатель |
Игровые ситуации «Что я буду делать, если…» | Воспитатель |
Сюжетно – ролевая игра «Пожарные» (обучение); Пожарная тревога - учение | Воспитатель |
Чтение художественной литературы, стихов о пожаре, огне., Разгадывание кроссвордов по теме «Огонь» | Воспитатель |
Конкурс рисунков «Пожар – это опасно», Оформление книжек – самоделок «Внимание: опасность – огонь» | Воспитатель |
Тема «Безопасная дорога» | |
Беседа «Дорога и безопасность", просмотр учебного видеофильма «Безопасная дорога» | Ст.воспитатель Воспитатель |
Экскурсия к светофору | Ст.воспитатель Воспитатель |
Сюжетно – ролевая игра «Дорога» Тренинг «Я и дорога» | Воспитатель педагог – психолог |
Оформление альбома «Безопасная дорога» | Воспитатель |
Итоговое мероприятие «Тропа безопасности» | Ст.воспитатель Воспитатель Инструктор по физкультуре |
БИБЛИОГРАФИЯ:
1.Авдеева Н.Н., Князева Н.П., Стеркина Р.Б.: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.
2. Алямовская Г.А. Программа Здоровье. – М.2008
3. Беляева И.В. Методическая поддержка педагогов в организации физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ. Журнал «Старший воспитатель» №1. 2011 г.
4. Зайцев Г.К."Твоё здоровье"изд."Детство-пресс" C.П.2002
5. Картушина М.Ю. “Зеленый огонек здоровья”. – М.: “Детство-Пресс”, 2009.
6. Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 4-5лет. Сценарии для ДОУ.- М.: ТЦ Сфера,2009.
7. Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.
8. Сорокина С.В. Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду. Журнал «Старший воспитатель» №3. 2011 г.
9. Тарасова Т.А., Власова Л.В. "Здоровый образ жизни». - М.: «Школьная Пресса», 2007
10. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МДОУ детский сад № 5 с семьей по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Работа с родителями по оздоровлению....
«Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»
Выступление на педагогическом совете....
Организация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни
В настоящее время применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий позволяет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ц...
Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»
Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных способностей, умен...
Сценарий интеллектуальной игры для дошкольников с участием родителей "Что? Где? Когда?" Тема:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни в детском саду и семье».
Сценарий игры "Что? Где? Когда?" для семейной команды участников....
Опыт работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни «Здоровье детям!»
laquo; Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитиепрочность знаний, вера в св...
Опыт работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни «Красота в движении, здоровье с детства!»
Детский сад, как первая ступень непрерывного образования, должен обеспечить охрану здоровья детей и стать «школой здорового стиля жизни». Воспитанию у детей привычек, а затем и потребносте...