Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни
проект (подготовительная группа) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovitelnye_proekty.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Радуга»

(ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика структурное подразделение Детский сад «Радуга»)

 «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через проектную деятельность»

Разработал:

Старший воспитатель

Илюхина Ирина Аркадьевна

2013г.

Тема: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через проектную деятельность»

Цель:

Защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни

Задачи:

1.      Создать условия для осуществления оздоровительных мероприятий

2.      Формировать первоначальные представления о здоровом образе жизни

3.      Воспитывать у детей правильного отношения к своему здоровью

4.      Оптимизировать работу с родителями

Проблема сохранения здоровья дошкольников и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Работа по оздоровлению детей – это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива.

Известно, что первые и главные воспитатели в жизни ребенка – родители, поэтому большая часть ответственности лежит на их плечах. Задача взрослых – с ранних лет формировать у ребенка понимание значимости здоровья и умения  бережно к нему относиться. Сотрудничество родителей и педагогов в данном вопросе позволяет решать поставленную задачу намного эффективнее.

Так, успешным опытом взаимодействия педагога и родителей по приобщению детей к здоровому образу жизни стало использование педагогических проектов для детей начиная со старшего дошкольного возраста.

В проекте принимают участие педагоги дошкольного учреждения, воспитанники и их родители.

В основе этих разработок лежала оздоровительная программа, разработанная нашим детским садом для часто и длительно болеющих детей.

Итак, на протяжении года реализуется 4 оздоровительных проекта, в соответствии со временем года:

осень – «За здоровьем в детский сад!»,

зима – «Зимние игры и забавы»,

весна – « Береги здоровье смолоду»

лето – «Лето красное, безопасное».

           

Я хотела бы более подробно раскрыть содержание проектов.

ПРОЕКТ «ЗА ЗДОРОВЬЕМ В ДЕТСКИЙ САД»

Цель: формирование привычки к здоровому образу жизни, привлечение родителей  формированию и закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышение знаний о культуре здоровья.

Задачи:

  1. Формирование потребностей семьи в здоровом образе жизни;
  2. Помочь получить родителям знания и навыки, для укрепления здоровья их детей
  3. Дать представление о возможном влиянии детско – родительских отношений на формирование необходимых для ребенка критериев здорового образа жизни

Срок реализации: Сентябрь - Ноябрь

Подготовительный этап:

  1. Родительское собрание, определение проблемы.
  2. Согласование с родителями плана мероприятий по укреплению здоровья детей.
  3. Консультация для родителей «В здоровом теле – здоровый дух»; «Активный семейный отдых», «Режим дня в жизни дошкольника»
  4. Подборка и изготовление дидактического и методического оснащения проекта;
  5. Диагностика детей по образовательной области «Физическая культура», «Здоровье»;
  6. Анкетирование родителей «Определение уровня знаний о ЗОЖ и соблюдение его в семье»
  7. Календарно- тематическое планирование работы с детьми;

Практический этап:

  1. Создание рубрики в родительском уголке «ЗОЖ – основа жизни»
  2. Конкурс детских рисунков «Мы любим спорт»,
  3. Оформление стенгазеты «Здоровые дети – счастливые дети»
  4. Фотовыставка «Как мы отдыхали летом»
  5. Конкурс «Водичка, водичка, умой мое личико», смотр – конкурс физкультурных уголков
  6. Совместный поход с родителями в парк, использование элементов соревнования, проведение комплекса дыхательной гимнастики.
  7. Семинар – практикум «Нетрадиционные методы оздоровления»
  8. Проведение познавательных занятий «Я – человек»
  9. Спортивно – игровая программа «Вот и стали мы на год взрослей»
  10. Создание клуба «Здоровая семья»
  11. Спортивный праздник для детей «День здоровья»
  12. Акция «Здоровый образ жизни»
  13. Музыкально – спортивный праздник «Осень золотая»

Заключительный этап:

  1. Анкетирование родителей

ПРОЕКТ «ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ»

Цель: обеспечить детям полноценный активный отдых на зимней прогулке.

Задачи:

  1. Расширить перечень  спортивных игр и забав, развлечений, используемых в воспитательно – образовательной работе.
  2. Выявление наиболее рациональных приемов организации развлекательной и двигательной деятельности детей на прогулке зимой.
  3. Оказание помощи родителям в организации игровой деятельности на прогулке в зимнее время.

Срок реализации: Декабрь - Февраль

Подготовительный этап:

  1. Консультация для родителей «Активность ребенка – залог здоровья»; «Как уберечься от инфекции»,
  2. Подборка и изготовление дидактического и методического оснащения проекта;
  3. Диагностика детей по образовательной области «Физическая культура», «Здоровье»;
  4. Анкетирование родителей «Определение уровня знаний о ЗОЖ и соблюдение его в семье»
  5. Календарно- тематическое планирование работы с детьми;

Практический этап:

  1. Игровая программа «Здравствуй, зимушка – зима!»
  2. Оформление памятки «Как сохранить здоровье», папки - передвижки для родителей;
  3. Конкурс детского рисунка «Зимние забавы»,
  4. Стенгазета «Как я оздоравливаюсь дома»
  5. Создание мини – музея физической культуры и спорта «Все о спорте»
  6. Фотовыставка «Как мы оздоравливаемся в детском саду»
  7. Неделя зимних игр и забав
  8. Итоговое мероприятие «Зимняя олимпиада»
  9. Смотр – конкурс зимних участков
  10. Создание зимних построек
  11. Прогулка в зимний парк, наблюдении за птицами
  12. Семинар – практикум «Организация подвижных игр»
  13. Экскурсия к спортивному стадиону: знакомство с зимними видами спорта
  14. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
  15. Музыкально – спортивный праздник «Будем в армии служить»

Заключительный:

  1. Анкетирование родителей

ПРОЕКТ «БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ»

Цель: формирование у детей представлений о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.

               Задачи:

  1. расширение представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья, знаний об отдыхе и спорте, необходимых для его сохранения;
  2. формирование об окружающей среде, влияющей на здоровье человека;
  3. обогащение и закрепление представлений о том, что для жизни и здоровья необходимы хорошие условия;
  4. ознакомление с устройством организма человека, воспитание познавательного интереса;
  5. привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте, правильном уходе за телом.

Срок реализации: Март - май

Подготовительный этап:

  1. Родительское собрание «Семья – здоровый образ жизни»
  2. Подбор иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок по теме
  3. Консультация для родителей «Полезные и вредные комнатные растения», «Как уберечься от инфекции», «Прогулки на свежем воздухе – основа здоровья ребенка»
  4. Подборка и изготовление дидактического и методического оснащения проекта;
  5. Организация дидактических игр «Что было бы?», «Что надо делать, чтобы быть красивым?», «Друзья и враги здоровья», «Можно – нельзя», «Полезно – вредно»
  6. Диагностика детей по образовательной области «Физическая культура», «Здоровье»;
  7. Анкетирование родителей «Определение уровня знаний о ЗОЖ и соблюдение его в семье»

Практический этап:

  1. Музыкально – спортивный праздник «Масленица»
  2. Конкурс детского рисунка «Здоровая семья», «Чистота – залог здоровья»
  3. Спортивное развлечение «Тропа здоровья»
  4. Фотовыставка, стенгазета или памятка
  5. Смотр – конкурс «Витамины на подоконнике», «Тренажеры своими руками», «Готовность к летнему оздоровительному сезону»
  6. Беседы с детьми: «Почему человеку нужен отдых», «Что полезно и что вредно для здоровья»
  7. Экскурсия по экологической тропе
  8. Спортивный праздник «День здоровья»

Заключительный:

  1. Анкетирование родителей
  2. Итоговая диагностика знаний детей;

ПРОЕКТ «ЛЕТО КРАСНОЕ, БЕЗОПАСНОЕ»

Цель: содействие в становлении адекватного поведения дошкольников в опасных ситуациях, повысить их компетентность в вопросах личной безопасности, а также оказать методическую помощь родителям.

Задачи проекта:

  1. Знакомство детей с правилами поведения в опасных ситуациях;
  2. Формирование навыков безопасного поведения в опасных ситуациях путем участия в различных видах деятельности;
  3. Закрепление правил поведения в опасных ситуациях и практических навыков в условиях игрового пространства;
  4. Обучение детей применению полученных знаний в конкретных ситуациях
  5. Развитие чувства ответственности за свои поступки;
  6. Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах безопасности детей.

Срок реализации: июнь – июль

Подготовительный этап:

  1. Консультация для родителей;
  2. Подборка и изготовление дидактического и методического оснащения проекта;
  3. Диагностика детей по образовательной области «Безопасность»;
  4. Анкетирование родителей «Безопасность вашего ребенка»
  5. Календарно- тематическое планирование работы с детьми;

Практический этап:

  1. Рассматривание тем: «Безопасное поведение в природе»; «Незнакомые люди на дороге», «Пожарная безопасность», «Безопасность на дороге»,
  2. Оформление памятки, папки - передвижки для родителей;
  3. Экскурсия к светофору
  4. Конкурс детских рисунков
  5. Фотовыставка
  6. Изготовление книжки – самоделки «Внимание, опасность – огонь»
  7. Туристический поход «Мы туристы»
  8. Итоговое мероприятие «Тропа безопасности»
  9. Игровое развлечение «Тропа безопасности»

Заключительный этап:

  1. Итоговая диагностика знаний детей;
  2. Анкетирование родителей

Ожидаемые результаты:

Будет решена одна из наиболее сложных проблем - стимулирование и развитие самостоятельности и ответственности дошкольников, направленных на приобретение детьми не только теоретических знаний, но определенных навыков поведения в опасных ситуациях, формирование умения применять их в реальной жизни.  

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно – тематическое планирование работы

с детьми по проекту «Лето красное – безопасное»

Мероприятие

Ответственный

Тема «Безопасное поведение в природе»

Беседа с детьми о туристах, о правилах поведения на природе»

Воспитатель

Рассматривание альбома и иллюстраций. Игра «Что с собой возьмем в поход»

Воспитатель

Туристический поход «Мы туристы!»

Ст.воспитатель

Воспитатель

Инструктор по физкультуре

Тема «Я и незнакомые люди»

Беседа «Незнакомые люди на улице»

Творческое задание «Знакомые и незнакомые»

Дидактическая игра «Свой – чужой»

Воспитатель

Обсуждение опасных ситуаций, которые могут произойти с участием незнакомых людей; воспоминание о Буратино (на примере сказки «Золотой ключик», эпизод, где Буратино уходит с котом Базилио и лисой Алисой), чтение «Сказки о глупом мышонке», тренинг «Я и незнакомец»

Воспитатели

педагог – психолог

Беседа и тренинг «Насильственные действия взрослого»

Воспитатель

педагог – психолог

Беседа «К кому обратиться, если я потерялся»

Воспитатель

Изготовление коллажа «Я и незнакомые люди»

Воспитатель

Тема «Пожарная безопасность»

Беседа «Пожар. Что делать?»

Чтение рассказов о пожаре, пожарных

Воспитатель

Игровые ситуации «Что я буду делать, если…»

Воспитатель

Сюжетно – ролевая игра «Пожарные» (обучение);

Пожарная тревога - учение

Воспитатель

Чтение художественной литературы, стихов о пожаре, огне., Разгадывание кроссвордов по теме «Огонь»

Воспитатель

Конкурс рисунков «Пожар – это опасно»,

Оформление книжек – самоделок «Внимание: опасность – огонь»

Воспитатель

Тема «Безопасная дорога»

Беседа «Дорога и безопасность", просмотр учебного видеофильма «Безопасная дорога»

Ст.воспитатель

Воспитатель

Экскурсия к светофору

Ст.воспитатель

Воспитатель

Сюжетно – ролевая игра «Дорога»

Тренинг «Я и дорога»

Воспитатель

педагог – психолог

Оформление альбома «Безопасная дорога»

Воспитатель

Итоговое мероприятие «Тропа безопасности»

Ст.воспитатель

Воспитатель

Инструктор по физкультуре

БИБЛИОГРАФИЯ:

1.Авдеева Н.Н., Князева Н.П., Стеркина Р.Б.: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.

2. Алямовская Г.А. Программа Здоровье. – М.2008

3. Беляева И.В. Методическая поддержка педагогов в организации физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.   Журнал «Старший воспитатель» №1. 2011 г.

4. Зайцев Г.К."Твоё здоровье"изд."Детство-пресс" C.П.2002

5. Картушина М.Ю. “Зеленый огонек здоровья”. – М.: “Детство-Пресс”, 2009.

6. Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 4-5лет. Сценарии для ДОУ.- М.: ТЦ Сфера,2009.

7. Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.

8. Сорокина С.В. Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду. Журнал «Старший воспитатель» №3. 2011 г.

9. Тарасова Т.А., Власова Л.В. "Здоровый образ жизни». - М.: «Школьная Пресса», 2007

10. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МДОУ детский сад № 5 с семьей по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Работа с родителями по оздоровлению....

Организация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни

В настоящее время применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий позволяет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ц...

Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»

Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных  способностей, умен...

Опыт работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни «Здоровье детям!»

laquo; Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их  духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитиепрочность знаний, вера в св...

Опыт работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни «Красота в движении, здоровье с детства!»

Детский сад, как первая ступень непрерывного образования, должен обеспечить охрану здоровья детей и стать «школой здорового стиля жизни». Воспитанию у детей привычек, а затем и потребносте...