Организация и содержание работы с детьми первой младшей группы по обучению культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания
учебно-методическое пособие (младшая группа) по теме

Кучеренко Майя Евгеньевна

В данном материале представлено содержание работы по организации обучения малышей навыкам культуры и самообслуживания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_formirovaniya_kgn.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Кировского района Санкт-Петербурга

Обобщение опыта по теме:

«Организация и содержание работы с детьми первой младшей группы

по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания»

Материал подготовила

Воспитатель

Кучеренко М.Е.

Санкт – Петербург

2011


Формирование навыка самостоятельной еды

В возрасте от года до двух лет ребенок приобретает первые навыки самостоятельной еды. На этом возрастном этапе дети учатся пользоваться ложкой и пить из чашки. Если ребенок освоил эти навыки, то можно закреплять их в играх

Закрепление умения пользовать ложкой:

- правильно держать ложку;

- наполнять ложку содержимым;

- опускать ложку в тарелку;

- повторять все части формируемого навыка пока тарелка не будет пустой;

- формировать навыки опрятности во время приема пищи.

        

Формирование умения пользоваться вилкой

- показать детям, как правильно держать вилку в руке (ручка держится щепотью);

- показать детям, как правильно накалывать на вилку кусочки;

- совместные действия взрослого и ребенка  при накалывании кусочков еды на вилку (рука ребенка в руке взрослого);

- действия детей по подражанию при накалывании кусочков еды на вилку;

- показать детям, как надо отправлять вилку с наколотым кусочком еды в рот.

Формирование навыка самостоятельно одеваться

        На втором году жизни дети учатся самостоятельно снимать штанишки и носочки.  Теперь ребенка надо научить надевать вещи на себя.

Формирование умения надевать штанишки

        Для обучения лучше использовать трикотажные штанишки на размер больше того, что носит ребенок, без застёжки и с ослабленной резинкой.

- посадить ребенка на стульчик, удобный по размеру;

- сопровождать каждое действие словесно («возьми штанишки, сядь на стул» и т.д.);

- взять штанишки за резинку;

- поднять и просунуть одну ногу в штанишки;

- затем просунуть вторую ногу в пустую штанину;

- держать крепко штанишки за резинку, встать со стула и натянуть их вверх.

        При необходимости взрослый оказывает помощь детям, положив свои руки поверх рук ребенка и натягивая штанишки вместе. Постепенно помощь сокращается.

Формирование умения застегивать молнию

        Необходимо взять куртку с застежкой-молнией.

1.Взять основание молнии левой рукой.

2. В правую руку взять язычок молнии.

3. Вставить одну часть застёжки в другую.

4. Потянуть молнию вверх.

Формирование умения застегивать липучки на ботинках

- взять прилипающую часть липучки в правую руку;

- продеть её конец в петлю застёжки;

- потянуть вперёд;

- прижать липучку ко второй её половине, пришитой к ботинку.

        Первый раз взрослый показывает ребенку, как выполнять каждое действие. Показ осуществляется медленно, сопровождается словесным объяснением. Можно выполнить действия совместно с ребенком.

Формирование умения застёгивать пуговицы

- раскрыть петлю;

- просунуть в неё пуговицу;

- взять просунутую в петлю пуговицу двумя пальцами (большим и указательным);

- вытянуть пуговицу с другой стороны;

- завести пуговицу за край петли.

        Можно помочь ребенку на тех этапах, где встречаются затруднения(помочь ребенку взять пуговицу, помочь просунуть в петлю и т.п.). Какое либо из действий взрослый может выполнить сам (просунуть пуговицу в петлю).

Формирование умения завязывать узел

- взять в каждую руку по концу шнурка;

- зажать концы между большим и указательным пальцами и натянуть;

- продеть один конец шнурка под второй конец и протолкнуть его в образовавшуюся петлю;

- потянуть за концы шнурков в разные стороны.

Формирование навыков опрятности и гигиены

Формирование умения мыть руки и умываться

1. Включить воду.

2. Выбрать комфортную температуру воды.

3. Намочить руки под струёй воды.

4. Взять мыло.

5. Намылить мылом обе руки – потереть мыло между ладонями.

6. Круговыми движениями растереть мыло по тыльной стороне левой и правой кисти.

7. Смыть пену под струёй воды.

8. Стряхнуть воду с кистей.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

НА I  И  II  УЧЕБНЫЙ ГОД

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Месяц

Тема

Культура еды

Одевание и раздевание

Туалет и личная гигиена

Умывание и вытирание


Сентябрь

I и II. Адаптационный период.  Педагогическое обследование детей с целью выявления уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Формирование подгрупп детей в зависимости от уровня навыков. Составление перспективного плана на учебный год. II. Закрепление навыков полученных в прошлом учебном году.  




Октябрь

I и II. Обучение умению знать свое место за столом;

Обучение правиль-ному поведению за столом

II. Учить набирать умеренное количество пищи в ложку, тщательно пережевывать твердую пищу, глотать не спеша, небольшими порциями.

I и II. Обучение умению узнавать место своего шкафчика

Учить знать свою одежду

II. Учить просить взрослых о помощи при затруднениях с одеждой.  Продолжать учить самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы.

I и II. Обучение умению знать место своего горшка

II. Закреплять интерес к уходу за своей внешностью и телом

I и II. Обучение умению знать место своего полотенца

II. Учить самостоятельно мыть руки, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло.



Ноябрь

I и II. Обучение умению правильно держать чашку

Закрепление знания своего места и правильного поведения за столом

II. Учить подносить ложку ко рту плавным движением. Учить помогать себе хлебом при набирании пищи на ложку.

I и II. Закреплять умение узнавать свою одежду

Закреплять знание места своего шкафчика

II. Знакомить детей с застегиванием и расстегиванием одежды – пользование молнией и липучками.

Учить надевать шапку, обувь, рубашку, кофту, платье с помощью взрослого.

I и II. Обучение умению своевременно проситься на горшок

Закреплять знание места своего горшка

II. Учить использовать туалетную бумагу.

Учить говорить: «Я хочу в туалет»

I и II. Учить намыливать руки

Закреплять знание места своего полотенца

II. Учить самостоятельно мыть руки, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло.



Декабрь

I и II. Обучение умению различать левую и правую руку

Продолжать учить пользоваться чашкой

Закрепление правильного поведения за столом

II. Учить благодарить взрослых после еды.

I и II. Учить натягивать шорты и колготки при одевании после дневного сна

Закреплять знание своей одежды

II. Учить аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик. Учить пользоваться стульчиком при одевании.

I и II. Учить ставить свой горшок на место

Закреплять умение своевременно проситься на горшок

II. Закреплять желание выполнять действия по уходу за своим телом и одеждой самостоятельно

I и II. Учить закатывать рукава

Продолжать учить намыливать руки

II. Продолжать учить самостоятельно мыть руки, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло.


Январь

I и II. Обучение умению правильно держать ложку (в зависимости от ведущей руки)

Закреплять умение пользоваться чашкой, пить не проливая

Закрепление правильного поведения во время еды

II.Закреплять умение набирать в ложку умеренное количество пищи и подносить ложку ко рту плавными движением.

I и II. Учить снимать шорты и колготки при укладывании на дневной сон

Учить расстегивать пуговицы

Закреплять умение натягивать колготки и  шорты

Продолжать закреплять знание своей одежды

II. Учить самостоятельно снимать верхнюю одежду (расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, снимать шапку и шарф). Знакомить с навыками ухода за одеждой – класть варежки и ставить обувь в сушильный шкаф.

I и II. Обучение умению снимать необходимую одежду перед совершением туалета

Закреплять умение своевременно проситься на горшок

Закреплять умение ставить свой горшок на место

II. Учить пользоваться расческой, смотря при этом на себя в зеркало.

I и II. Учить мыть руки прямыми движениями

Продолжать учить закатывать рукава

Закреплять умение намыливать руки

II. Закреплять навыки мытья рук.



Февраль

I и II. Обучение умению наполнять ложку  густой пищей (с помощью взрослого)

Закрепление умения правильно держать ложку

Продолжать учить соблюдать правила поведения за столом

II. Закреплять умение есть не торопясь, хорошо пережевывая пищу.

I и II. Учить натягивать и снимать рейтузы при одевании или раздевании

Закреплять умение расстегивать пуговицы

Закреплять умение снимать шорты и колготки

II. Учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды – пользоваться молнией, кнопками, липучками и пуговицами. Учить правильно надевать обувь, различать правый и левый ботиноки.

I и II. Продолжать учить снимать необходимую одежду при совершении туалета

Закреплять знание места своего горшка, продолжать учить ставить свой горшок на место

II. Закреплять умение  использовать туалетную бумагу.

Продолжать учить говорить: «Я хочу в туалет»

I и II. Продолжать учить мыть руки прямыми движениями

Учить опускать рукава после мытья рук

Учить отжимать руки после мытья

Закреплять умение засучивать рукава

II. Учить полоскать рот после еды.




Март

I и II. Обучение умению самостоятельно наполнять ложку густой пищей

Учить быть аккуратными во время приема пищи

Закреплять умение правильно вести себя во время еды.

II. Закреплять навык аккуратной еды. Продолжать учить пользоваться салфеткой после еды, благодарить, задвигать стульчик.

I и II. Учить детей снимать кофту (рубашку, платье)

Учить детей застегивать пуговицы

Закреплять умение расстегивать пуговицы

II. Учить надевать носки, рейтузы, кофту в определенной последовательности. Знакомить с навыками ухода за одеждой – выворачивать наизнанку шапку, вешать пальто для просушки, класть варежки в сушильный шкаф.

I и II. Учить натягивать одежду после совершения туалета

Закреплять умение своевременно проситься на горшок

II.

I и II. Учить мыть руки круговыми движениями

Закреплять умение закатывать и опускать рукава

Закреплять умение отжимать руки после умывания

II. Учить ухаживать за полостью рта – полоскать рот.



Апрель

I и II. Учить подносить наполненную густой пищей ложку до рта не роняя и выполнять это действие до тех пор, пока тарелка не будет пуста

Закреплять умение самостоятельно наполнять ложку пищей

II. Закреплять навык аккуратной еды /не разговаривать с полным ртом, не размахивать ложкой и т.п./

I и II. Учить детей надевать платье (рубашку, кофту)

Учить надевать головной убор при одевании на прогулку

Закреплять умение снимать кофту (платье, рубашку)

Закреплять умение застегивать и расстегивать пуговицы

II. Учить детей взаимодействовать в процессе одевания и раздевания, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстнику. Продолжать учить застегивать и расстегивать одежду – пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками.

I и II. Учить пользоваться носовым платком при необходимости

Продолжать учить снимать и надевать необходимую одежду при посещении туалета

II. Учить оценивать свою внешность и при необходимости вносить в нее изменения.

I и II. Учить пользоваться полотенцем после умывания

Закреплять умение намыливать руки круговыми движениями

Закреплять умение закатывать и опускать рукава

II. Продолжать учить ухаживать за полостью рта – полоскать рот и чистить зубы дважды в день.



Май

I и II. Учить наполнять ложку жидкой пищей и подносить ее ко рту не роняя ни крошки

Учить пользовать салфеткой после приема пищи

II. Закреплять навык аккуратной еды /правильно вести себя за столом, пользоваться салфеткой, благоларить/

I и II. Учить соблюдать последовательность при раздевании перед дневным сном и после прогулки

II. Учить благодарить друг друга за помощь. Продолжать учить застегивать и расстегивать одежду – пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками.

I и II. Учить детей пользоваться расческой, знать место своей расчески

Продолжать учить пользоваться носовым платком

II. Закреплять умение оценивать свою внешность и при необходимости вносить в нее изменения.

I и II. Учить умывать лицо

Учить быть аккуратными при умывании

Продолжать учить пользоваться полотенцем

Закреплять умение мыть руки круговыми движениями

II. Продолжать учить ухаживать за полостью рта – полоскать рот и чистить зубы дважды в день.


Июнь

I и II. Учить кушать самостоятельно наполняя ложку, подносить ее ко рту и выполнять эти действия до тех пор, пока тарелка не будет пуста

Закреплять умение пользоваться салфеткой

Закреплять правила поведения за столом

II. Закреплять навыки полученные в течение года.

I и II. Учить соблюдать последовательность при одевании после дневного сна и перед прогулкой

II. Закреплять навыки полученные в течение года.

I и II. Продолжать учить пользоваться расческой и носовым платком, знать место своей расчески

Обращать внимание на опрятный внешний вид ребенка

II. Закреплять навыки полученные в течение года.

I и II. Продолжать учить умывать лицо

Закреплять умение пользоваться полотенцем после мытья

Продолжать учить быть аккуратными при умывании

II. Закреплять навыки полученные в течение года.

Критерии оценки навыков культуры еды

1. Знание своего места.

2. Правильная посадка.

3. Умение правильно держать ложку.

4. Умение правильно держать чашку.

5. Умение пользоваться ложкой.

6. Умение пользоваться чашкой.

7. Умение пользоваться салфеткой.

8. Аккуратность.

9. Поведение за столом.

Исходя из перечисленных критериев были выделены следующие уровни развития:

Высокий уровень – самостоятельное выполнение всех действий (знание своего места, правильная посадка, умение правильно держать ложку, чашку, умение пользоваться ложкой, чашкой,  салфеткой, аккуратность, поведение за столом).

Средний уровень -  самостоятельное выполнение действий (знание своего места, умение правильно держать ложку, умение правильно держать чашку, умение пользоваться чашкой, поведение за столом);

 Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (правильная посадка, умение пользоваться ложкой, умение пользоваться салфеткой, аккуратность)

Низкий уровень – самостоятельное выполнение действий (знание своего места, умение пользоваться чашкой).

Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (правильная посадка, умение правильно держать ложку, чашку, умение пользоваться ложкой,  салфеткой, аккуратность, поведение за столом).

Критерии оценки навыков умывания и вытирания

  1. Закатывание рукавов.
  2. Намыливание рук.

     3.  Мытье рук.

     4.  Умывание лица.

     5.  Отжимание воды с рук.

     6.  Знание места своего полотенца.

     7.  Умение пользоваться полотенцем.

     8.  Опускание рукавов.

     9.   Аккуратность.

Исходя из перечисленных критериев были выделены следующие уровни развития:

 Высокий уровень - самостоятельное выполнение действий (закатывание рукавов, намыливание рук, мытье рук, умывание лица, отжимание воды с рук, знание места своего полотенца, умение пользоваться полотенцем, опускание рукавов, аккуратность.)

Средний уровень -  самостоятельное выполнение действий (мытье рук, умывание лица, знание места своего полотенца, опускание рукавов).

Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (закатывание рукавов, намыливание рук, отжимание воды с рук, умение пользоваться полотенцем, аккуратность.)

Низкий уровень – самостоятельное выполнение действий (знание места своего полотенца).

Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (закатывание рукавов, намыливание рук, мытье рук, умывание лица, отжимание воды с рук, умение пользоваться полотенцем, опускание рукавов, аккуратность.)

Критерии оценки выполнения действий туалета и личной гигиены

1. Своевременное посещение туалета.

2. Знание своего горшка.

3. Умение поставить горшок на удобное место.

4. Умение снять необходимую одежду.

5. Одевание после результата.

6. Пользование носовым платком.

7. Пользование расческой.

Исходя из перечисленных критериев были выделены следующие уровни развития:

         Высокий уровень - самостоятельное  выполнение действий   (своевременное посещение туалета, знание своего горшка, умение поставить горшок на удобное место, умение снять необходимую одежду, одевание после результата, пользование носовым платком, пользование расческой, полоскание рта).

Средний уровень – самостоятельное выполнение действий                           (своевременное посещение туалета, знание своего горшка, умение поставить горшок на удобное место, умение снять необходимую одежду).

Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (одевание после результата, пользование носовым платком, пользование расческой).

         Низкий уровень – самостоятельное выполнение действий  (своевременное посещение туалета, знание своего горшка).

 Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (умение поставить горшок на удобное место, умение снять необходимую одежду, одевание после результата, пользование носовым платком, пользование расческой, полоскание рта).

Критерии оценки навыков одевания и раздевания

1. Знание  своего шкафчика.

2. Натягивание (колготки, шорты и др.).

3. Надевание (майка, платье, рубашка и др.).

4. Надевание головного убора.

5. Снятие (колготки, брюки и др.).

6. Раздевание (кофта, рубашка и др.)

7. Соблюдение последовательности надевания.

8. Аккуратность.

Высокий уровень – самостоятельное выполнение действий (знание своего шкафчика, натягивание колготок шорт и др., надевание майки, платья и др., надевание головного убора, снятие колготок, брюк и др., раздевание кофты, рубашки и др., соблюдение последовательности надевания, аккуратность).

Средний уровень – самостоятельное выполнение действий (знание своего шкафчика, натягивание колготок, шорт и др., надевание головного убора, снятие колготок, брюк и др.).

Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (надевание майки, платья и др., раздевание кофты, рубашки и др., соблюдение последовательности надевания, аккуратность).

Низкий уровень – самостоятельное выполнение действий (знание своего шкафчика, натягивание колготок, шорт и др.).  

       Выполнение по подражанию или по словесной инструкции действий (надевание майки, платья и др., надевание головного убора, снятие колготок, брюк и др., раздевание кофты, рубашки и др., соблюдение последовательности надевания, аккуратность).

  1. СПОСОБОВ СКАЗАТЬ: «ОЧЕНЬ  ХОРОШО»

  1. Прекрасно!
  2. Мне нравится, как ты это сделал.
  3. Это просто получилось лучше всего.
  4. Я просто обожаю это!
  5. Здорово придумал!
  6. Умница!
  7. Ты сделал это!
  8. Молодец, у тебя все получилось!
  9. Об этом надо обязательно рассказать папе /маме/!
  10. Все лучше и лучше!
  11. Удивительно!
  12. Ура!
  13. Здорово!
  14. Молодец!
  15. Так чудно, пальчики оближешь!
  16. Хорошо! А как тебе это?
  17. Очень неплохо!
  18. Ты делаешь все так аккуратно!
  19. Это просто замечательно!
  20. Ах, превосходно!
  21. Именно так!
  22. Восхитительно!
  23. Правильно!
  24. Это выглядит здорово!
  25. Это что-то особенное!
  26. Ух ты, вы только посмотрите!
  27. Я так рада!
  28. Отлично!
  29. Мне это нравится!
  30. Ну, просто изумительно!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста».

Проект  «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»....

Эксперементально - практическая работа с детьми раннего возраста по формированию культурно – гигиенических навыков.

Выпускная квалификационная работа, выполнена на тему "Общение педагога с детьми как условие развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста". Данная тема является актуально...

Обучение детей культурно - гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания

В материале представлены возрастные показатели развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Даны алгоритмы обучения детей самостоятельности, которые бу...

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста. (консультация для родителей)

Дети наша гордость. В них все нам мило и дорого. И, пожалуй, нет таких родителей, которые бы не прикладывали стараний, чтобы их ребенок выглядел привлекательно, - одевают его красиво, стараются нагуля...

Конспект родительского собрания «Задачи воспитания и содержания работы с детьми первой младшей группы. Знакомство родителей с ФГОС»

Конспект родительского собрания  тема:                «Задачи воспитания и содержания работы с детьми  первой младшей группы. Знакомство родител...

Из опыта работы по привитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у де...