Главные вкладки

    Использование малых форм русского народного фольклора в физическом развитии детей раннего возраста
    статья (младшая группа) по теме

    Материал полезен для начинающих воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_ispolzovanie_malyh_form_folklora.docx55.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Л.Ф. Валишева

    Воспитатель ГБДОУ д\с№20

    Использование малых форм русского народного фольклора

    в физическом развитии детей раннего возраста

    Благополучие любого общества в немалой степени зависит от состояния здоровья детей. К сожалению, дети, рожденные в XXI веке, не отличаются крепким здоровьем и выносливостью нервной системы. Они подвержены неблагоприятным влияниям окружающей среды и стрессам, но от этих факторов у  детей не существует иммунной защиты. И негативно воздействующие социальные  условия жизни  могут свести на нет огромные потенциальные возможности, дарованные ребенку от природы. Оздоровление детей с первых лет жизни остается задачей первостепенной значимости, по -  прежнему актуальной.

    Если иметь в виду маленького ребенка, то физическое здоровье – это его соматическое состояние; душевное – эмоциональный настрой, формирующий у малыша радостное восприятие мира, чувство защищенности, доверие к окружающему; духовное – познавательное развитие на основе интереса к окружающему миру. Можно сказать, что здоровье являет собой интегрированное выражение динамической совокупности физических, душевных и духовных сил. Здоровый образ жизни должен быть задан той средой, в которой живет малыш – как в семье, так  и в детском учреждении.

    Сохранить здоровье и интеллект нации – главная задача, в решении которой проблема воспитания и развития детей раннего возраста в условиях семьи и детского учреждения рассматривается как государственная. Она отражена в Федеральных       Государственных Требованиях к структуре основной общеобразовательной программе по дошкольному образованию. Одной из задач по укреплению и сохранению здоровья детей является формирование предпосылок к здоровому образу жизни. У детей третьего года жизни они отсутствуют.  Что же включают в себя данные предпосылки? Это, прежде всего: рациональное сбалансированное питание, культурно – гигиенические навыки, правильный режим дня, эмоциональное благополучие.

    Детей раннего возраста характеризуют наглядно-действенное мышление, кратковременная память, эмоциональная отзывчивость,  активное развитие всех анализаторов, формирование основ межличностных взаимоотношений. Этим особенностям психического развития детей наиболее полно соответствуют произведения русского  народного фольклора.

    Малым формам фольклора  свойственны: простота изложения, несложный сюжет, запоминающиеся  яркие образы, четкий ритм, звукоподражание, быстрое запоминание. Это делает его доступным для понимания и освоения детьми. Русское народное творчество включает в себя большое количество жанров: колыбельные песни, пестушки, потешки, поговорки, заклички, сказки, загадки, пословицы и поговорки, хороводные игры с проговариванием текста и пр. для которых характерны:  простота изложения, несложный сюжет, запоминающиеся  яркие образы, четкий ритм, звукоподражание, быстрое запоминание.

    На протяжении последних трех  лет мы стали применять произведения русского народного фольклора при организации педагогического процесса по физическому развитию детей. Постоянное и систематическое  использование малых  форм  фольклора при организации режимных  моментов позволило  ускорить процесс овладения детьми культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, что является одной из основ здорового образа жизни.

    Они развлекают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, т.е. вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира. Это помогает избежать нервных стрессов, снимает мышечную и мыслительную нагрузку, а значит, укрепляет  здоровье ребенка.

             Очень важным для здоровья детей является состояние сердечно - сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Из этого следует, что вся система физического воспитания в детском саду должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие и совершенствование этих систем организма. Основным же средством развития сердечно – сосудистой, дыхательной иммунной систем являются движения.

    Через движение ребенок познает мир, совершенствуется моторный аппарат, регулирует процессы обмена, причем для того чтобы подобная деятельность была успешна, ее необходимо сопровождать радостной зрительной и слуховой стимуляцией. Все детские русские  народные  игры являются логоритмическими (ритмичное движение сопровождается напевом) тем самым удовлетворяется естественная потребность ребенка в активном движении.

    Если  посмотреть на весь русский народный фольклор для детей, то можно увидеть, что народ закодировал в нем целый комплекс упражнений, целью которых является вырастить ребенка здоровым. В фольклоре можно найти элементы  детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями.  Эти игровые упражнения мы используем как бодрящую гимнастику в кроватке после сна. 

    Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Для того чтобы умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, мы применяем потешки, связанные с определенным режимным моментом.

    Например, во время умывания приговариваем:

    Водичка, водичка,

    умой мое личико…,

    при расчесывании:

              Расти, коса, до пояса

    не вырони  ни волоса…,

    во время приема пищи:

              Умница, Катенька,

     ешь кашку сладеньку…

    перед выходом на прогулку сначала надо одеться, чтобы ребенок мог это сделать самостоятельно и справиться с трудностями мы сопровождаем эту деятельность потешками, приговорками, например:

    Вот они сапожки,

    Этот - с правой ножки…

    Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подбираем такие потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание, например:

             Кто у нас хороший?

     Кто у нас пригожий?

    Ванечка хороший,

    Ванечка пригожий

    Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях мы стараемся ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит, например:

    Не плачь, не плачь, детка,

             Прискачет к тебе белка…

    Таким образом, в малых формах русского народного фольклора дается образец поведения, первые представления о том, что хорошо и, что такое плохо, а освоение этих норм поведения превращается в игру и незаметно для ребенка у него формируются основы здорового образа жизни.

           Общаясь с детьми, педагог должен быть артистичен, обладать определенными знаниями лучших образцов русского народного творчества, речь его должна быть эмоционально окрашена и выразительна. Изучив накопленный в этом направлении опыт других педагогов, мы подобрали необходимый дидактический материал,  создали  картотеку игр и стихов для различных режимных моментов и игр, разработали конспекты непосредственной образовательной деятельности с использованием русского народного фольклора. Опыт нашей работы обсуждался на методических мероприятиях ДОУ:  круглых столах,  создали презентацию <<Устное народное творчество  в физическом  воспитании детей раннего возраста>>.  

    Неоспоримым фактом остается то, что эффективности и результата можно достигнуть только при правильно организованной развивающей предметно - игровой среде. Во всех образовательных зонах  подобраны игрушки, отражающие сюжеты русского народного фольклора.  Это, способствует запоминанию текста, развитию речи, движений и вызывает у детей хорошее настроение. Так,  в зоне познавательно – речевого развития дети могут рассмотреть картинки, иллюстрации, поиграть игрушками, отражающими персонажей этих произведений. В зоне физического развития находятся игрушки – движетели, лошадки – качалки, расписанные в стиле дымковской и городецкой игрушки, мячи с изображениями героев русских народных сказок и др. Все это помогает повысить интерес детей и закрепить представления  об определенных правилах и нормах поведения детей.

    Современная педагогика  утверждает: для ребенка наиболее полезным может быть интегрированный тип воспитания, органично сочетающий семейную и общественную его формы.  Поэтому остается важным привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе. Для оказания педагогической помощи родителям по физическому развитию детей с использованием малых форм русского народного фольклора проделана следующая работа:

    - Проведено тематическое собрание <<Малые формы фольклора в  физическом воспитании детей раннего возраста>>;

    - Мониторинг детского здоровья;

    - Разработаны рекомендации по организации жизнедеятельности ребенка в выходные дни;

    - Оформлены информационные стенды <<Традиции русской народной педагогики>>, проведены:

    -  тематические консультации:

    <<Фольклор в физическом воспитании и в повседневной жизни>>,

    <<Роль семьи в физическом воспитании ребенка>>;

    - открытые мероприятия с участием родителей;

    - мастер – класс по приготовлению здоровой пищи;

    - организованы физкультурные досуги и праздники;

    - подобрана  библиотечка  со специальной литературой;

    -  создана картотека подвижных игр.

    Результатом проделанной работы  у детей - стала быстрая адаптация  к ДОУ, снижение заболеваемости, проявление устойчивого интереса к малым формам фольклора; у родителей – знания что, как,  когда и почему надо делать с ребенком, чтобы обеспечить его здоровье и его полноценное развитие.

    Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование малых форм русского народного фольклора во многом помогает реализовать задачи по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1.  Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.,1995.- 78с.
    2. Павлова Л.Н., Сотникова В. Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования. М.:ОБРУЧ, 2013.- 208с.
    3. Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. - М.;ТЦ СФЕРА,2006.- 96с
    4. Здоровье дошкольника №5, 2012., Капельки здоровья.

    Создать в ДОУ условия для обеспечения психического и физического благополучия каждого ребенка

    Обеспечить оптимальное освоение детьми комплекса движений и физических упражнений, необходимых для нормального физического развития

    Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья

    воспитатели сами подбирают упражнения и занятия по различным вилам физического совершенствования детей. Основными из них являются:

    подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;

    оборудование физкультурного уголка;

    организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;

    оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

    Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:

    Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.

    Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.

    Профилактика заболеваний.

    Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

    Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата и т.д. Но главные “киты”, на которых держатся жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно - сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Из этого следует сделать вывод: вся система физического воспитания в детском саду должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие и совершенствование сердечно - сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством этого развития являются движения.

    Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

    Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

    Задачи:

    Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.

    Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфа - и кровообращение в легких.

    Основные правила.

    Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.

    Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.

    Дышать медленно для насыщения организма кислородом.

    Дышать носом.

    Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в детских садах используется применение точечных массажей.

    Массаж рук

    Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости.

    “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.

    Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.

    Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.

    Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.

    Массаж ушных раковин

    Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.

    Ребенок, сидя по-турецки, “лепит” ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:

    поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;

    ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);

    нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”);

    лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);

    с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см.

    Массаж головы

    Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

    Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.

    Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

    Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.

    “Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.

    С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”.

    Массаж лица

    Цель: предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умение управлять мимикой, “лепить” красивое лицо.

    Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.

    Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).

    С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).

    Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.

    Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.

    В детском саду оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест:

    воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;

    рациональное, сбалансированное питание;

    оптимальная двигательная активность, физическая культура;

    закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;

    профилактическая работа (полоскание рта отварами трав, чесночно-лимонный настой и т.д.);

    здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.

    Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни.

    Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:

    значение здорового образа жизни;

    осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;

    обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;

    взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;

    научиться приемам самомассажа;

    усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.

    Цели физкультурно-оздоровительной работы:

    Стабилизация физического, психологического и эмоционального благополучия воспитанников

    Улучшение соматических показателей

    Снижение заболеваемости, снижение риска возникновения осложнений после заболеваний

    Снижение роста хронической патологии

    Улучшение функционального состояния дошкольников

     

    Задачи физкультурно-оздоровительной работы:

    Создать в ДОУ условия для обеспечения психического и физического благополучия каждого ребенка

    Обеспечить оптимальное освоение детьми комплекса движений и физических упражнений, необходимых для нормального физического развития

    Воспитывать интерес и желание участвовать в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий

    Воспитывать у детей осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности: развивать валеологическую культуру ребенка, основы валеологического сознания

    Организовать систематическую неспецифическую профилактику проблем здоровья детей, начиная с момента их поступления в ДОУ

    Осуществлять комплекс закаливающих процедур

    Реализовать индивидуально-дифференцированный подход к детям в системе физкультурно-оздоровительной работы

    Оптимизировать работу с семьей по проблеме физического развития и оздоровления детей

     

    Анкета

    Цель настоящей анкеты – выяснить отношение ребенка к художественным произведениям.

    Есть ли у ребенка любимые книги? Какие?

    Кто из членов семьи чаще всего читает ребенку?

    3. Какие произведения ребенок больше любит читать(слушать)?

    а) русские народные сказки

    б) сказки зарубежных авторов

    в) рассказы о природе, о животных

    г) рассказы о взаимоотношениях между людьми

    д)

    Читаете ли вы ребенку рассказы К.Д. Ушинского, Л. Н.Толстого, В.Осеевой?

    (да, нет, иногда)

     Обсуждаете ли вы после чтения поступки и характеры персонажей?

    ( да, нет, иногда)

     Предлагаете ли вы ребенку

    а) пересказать небольшой отрывок (да, нет)

    б) выучить понравившиеся строки

    Как вы считаете, оказывают ли положительное влияние художественные произведения?

    а) на поведение вашего ребенка (да, нет)

    б) на развитие речи ребенка (да, нет)

    спасибо

    Анкета для родителей

    Цель: Выявить отношение родителей к использованию малых форм фольклора в развитии детей.

    Какое значение вы придаете малым формам фольклора в развитии своего ребенка?

    а) считаю частью будущей образованности;

    б) отвожу одну из главных ролей

    в) особого значения не придаю

    2. Рассказывает ли дома ребенок услышанные в группе потешки, прибаутки, сказки и т.д.?

    3. Как вы приобщаете ребенка к фольклору?

    а) читаю ему книжки, играю в пальчиковые игры и т.д.

    б) считаю, что это должны делать в д\ с

    4.Каков интерес  вашего ребенка к фольклору?

    а) интереса не проявляет;

    б) рассказывает о том, что читали, пели, во что играли.

    5. Как ребенок реагирует на фольклор?

    а) внимательно слушает;

    б) сразу начинает помогать читать, петь, играть;

    в) равнодушен.

    6. Какие условия созданы для домашнего знакомства с фольклором?

    а) не занимаюсь этим;

    б) есть книги с фольклором, народные  игрушки и т.д.

    Воспитательное значение народных игр трудно переоценить. В них дети развиваются физически, совершенствуют свои двигательные навыки.

    Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные, т.е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

    Дети 2-3 лет достаточно эмоциональны. Но все их эмоции непостоянны. Ребенка в этом возрасте легко отвлечь или переключить с одного эмоционального состояние на другое. Чтобы восстановить эмоциональное равновесие малыша используют ритмическую стимуляцию. Это игры с взрослыми, включающие ритмичные покачивания, поглаживания или подбрасывания. Такие игры также решают некоторые задачи для интеллектуального развития ребенка.

    Маленькие дети 2-3 лет способны обучиться лишь тому, что их интересует. Это может произойти только от того, взрослого, которому малыш доверяет, так как успешность обучения зависит от индивидуального контакта педагога и ребенка. Поэтому нужно особое внимание уделять проведению периода адаптации ребенка к садику, а также установлению в детской группе эмоционального комфорта.

    Психологические особенности детей 2-3 лет

    Обсудить статью на форуме

    До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми до пяти лет методов и приемов. Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

    Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, резинка колгот или пояса брюк, ленты и резинки в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п. Педагог должен быть уверен, что каждому ребенку в данный момент времени комфортно и его ничто не беспокоит. Общение носит ситуативно-личностный характер: каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Это обусловливает кратковременность предлагаемых форм обучения и то, что все они позволяют воспитателю говорить понемногу, но как бы с каждым ребенком в отдельности и не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Мы уже отмечали ту особенность, что обучаться ребенок будет только от того взрослого, которому он доверяет и симпатизирует.

    Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания приятному взрослому. Таким образом ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют "рядом, но не вместе". Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т.п. Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

    Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Опыт работы показал, что часть детей имеет и сохраняет при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет, может ли быть названа каким-то привычным словом. В этом смысле часть детей, наряду с изобразительной тенденцией, демонстрирует и выразительную тенденцию в своем творчестве – если педагог не ставит своей задачей перевести всех детей на стезю предметно-имитирующего творчества. Для таких детей характерно меньшее стремление к постановке заранее цели своей работы, но зато им присущ большая способность получать наслаждение от процесса творчества и большая свобода в оценке результата, поскольку они не скованы рамками первоначального плана создания предметного изображения. В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

    наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;

    речь находится в стадии формирования;

    обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния ребенка;

    внимание, мышление, память непроизвольны.

    Дорогие мамочки! спасибо вам за вашу чуткость, преданность и желание наладить доверительные отношения с ребенком! Очень надеюсь, что смогу кому-то помочь. Во-первых, нужно помнить, что через СОПРОТИВЛЕНИЕ вашей воле ребенок познает себя, он уже не часть мамы, а самостоятельная личность, поэтому сопротивляться это НОРМАЛЬНО! Во-вторых, до трех лет ребенок не понимает ПЕРСПЕКТИВУ ДРУГОГО. Это приходит через ролевые игры и выводит малыша на другой уровень морального развития. Поэтому до трех лет ребенок будет что-то делать или не делать либо боясь НАКАЗАНИЯ, либо за ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ. И только после трех лет или позже ребенок сделать что-то, потому что его просит мама, которую он любит. И последнее- ребенок не умеет ЖДАТЬ, этому его нужно научить, начиная с семи месяцев. Например, если малыш хочет сок, нужно сказать ему, что сначала соберем игрушки или что-то другое, а потом сок, тем самым оттягивая желаемое. Он станет капризничать, не обращаем внимание, а спокойным голосом повторяем просьбу и так до нужного нам результата.если малыш игнорирует и занялся другим делом, спокойно ждем, пока он опять не подойдет к нам с просьбой. Тогда мы опять повторяем наше желание. Также важным элементом в отношениях с малышом является четкое им понимание слов: НЕТ и НЕЛЬЗЯ. Если эти слова не несут для него четкого значения, значит, нужно ввести другое слово, означающее, что это нельзя ни при каких обстоятельствах! Например, слово "стоп". Конечно, тренировать это лучше до года, но естественно никогда не поздно начать. Теперь переходим к основному, к трем шагам сотрудничества с малышом. Итак, если нам что-то нужно от ребенка, например, чтобы он разделся и пошел мыться, мы делаем следующее: Шаг 1. Четко и вежливо формулируем свою просьбу (Пожалуйста, разденься и пойдем в ванную). Повторите это несколько раз оч спокойно, без объяснений и криков. Шаг 2. Предложите малышу вознаграждение. Лучше, если это будет ваше время, но до трех лет можно использовать и что-то вкусненькое, то что малыш любит (Раздевайся скорее, помоешься и я успею почитать тебе сказку, рассказать историю про.., или посмотришь одну серию Барбоскиных, или я дам тебе какао, или папа нарисует тебе самолет с пилотами и тд). Шаг 3. Если малыш не идет на контакт, тогда "выключаем себя" из общения с ним. Сначала я ложилась и типа спала, сейчас я просто ухожу в другую комнату и жду, когда моя дочь успокоится и придет ко мне, чтобы договорится. Это касается не только дома, но и улицы, гостей. Хотя если начать дома, то на улице будет легче. Сразу скажу, что телесные наказания и крики долгосрочно не работают, так как НАКАЗАНИЕ придется УВЕЛИЧИВАТЬ, поэтому ПООЩРЕНИЕ гораздо эффективнее, его можно уменьшать со временем или вообще о нем будет забыто. Я привожу такой пример: представьте, что у вас сильно чешется нос, а вам говорят, что чесать нос нельзя. Вы не понимаете почему. Вы чешите, а вам бьют по рукам. Сначала вы убираете руки, но потом привыкаете к шлепкам и опять чешете. А теперь представьте вам скажут: не чеши нос, мы дадим тебе 5 тысяч евро! Вам легче будет себя контролировать? Дети рождаются без какой-либо системы ценностей и не понимают, почему есть руками плохо, почему игрушки нужно убирать и тд. Некоторые мамы мне отвечают, что поощрять неправильно, что потом всю жизнь придется так делать. Это так, если ребенок не будет развиваться и так и останется на уровне морали малыша. Но после трех лет, если ребенок привык сотрудничать с родителями, если его эмоциональная связь с мамой сильна, если он чувствует себя в безопасности, он обязательно перейдет на след уровень и будет вас слушать, потому что вы его мама. Он начнет понимать, что кому-то больно или холодно. Начнет сопереживать. Итак, поощрение эффективнее наказания! Конечно, поощрение должно быть соизмеримо с вашей просьбой. Что касается агрессивного поведения, то важно понимать: детям ИНТЕРЕСНА наша РЕАКЦИЯ. Даже если это негативная реакция. Поэтому правило: Хорошее поведение вызывает у нас восторг, а плохое - скуку! Чаще же встречаешь обратное: малыш правильно угадал, что на картинке - мама ноль эмоций, вроде бы ничего особенного, съехал с горки- ну так все же катаются... Но если малыш сунул палку в рот- тут такое начинается! неудивительно, что в след раз все повторится, мама ведь сразу бросается к тебе и так смешно кричит. Конечно, есть вещи кот просто нельзя и все. Но на это нужно тренировать спокойно и последовательно, не обращая внимание на истерику. Просто сказать, что да я понимаю, ты хочешь это взять, но это нельзя. Причем, нельзя всегда и везде! Обязательно, дать понять ребенку, что он понят! Если ему больно, зачем говорить, что тебе не больно?! Зачем вызывать негодование и крики: нет мне больно! Ведь проще сказать, что я вижу, тебе больно, сейчас пожалею и все пройдет. Это ослабит возмущение и малыш быстрее успокоится, ведь мама его поняла, она знает, что с ним. Воспитание начинается дома! Если ребенок дерется в саду, на площадке, скорее всего он дерется дома, кусается или бьет близких. Важно взять под контроль это дома: обижать никого НЕЛЬЗЯ, кусать никого НЕЛЬЗЯ. Даже в игре. Нужно тренировать: укусил, ударил- игре сразу конец, мама себя "выключает"! малыш идет на контакт- напоминаем, что кусаться нельзя! и так до тех пор, пока малыш не начнет себя контролировать. Если вы можете предугадать его агрессию, можно во время остановить его, сказав так нельзя, и если он не ударит, обязательно похвалить, поцеловать. Игнорировать агрессию нельзя! Ребенок имеет право выразить негодование через плачь, но не через битье окружающих. Если ребенок уже говорит, нужно дать ему понять, что когда он плачет, мама его не понимает, что нужно просто сказать. Мама с удовольствием выполнит его желание, если он попросит. В Европе есть курсы для мам и малышей, обучающие языку жестов, чтобы упростить общение. Ведь дети привыкли, что только плачем они добиваются своего.

    Движение – жизненно необходимая потребность. Движение -  главное условие нормального роста и развития детского организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, которые связаны с сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это эффективное лечебное средство

    Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами – ходьбой, бегом, прыжками, лазанием, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.

    Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащают двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, в труде и в быту.  Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей.

    В современном мире на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. У детей все меньше остается времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными, спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. В подавляющем большинстве, дошкольники страдают дефицитом движения, в результате чего у них исчезает интерес к занятиям физической культурой.

    Задачи

    -Формирование у детей жизненно необходимых двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, подлезание и т.д.) в различных видах деятельности

    -создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка

    -

    У детей 3-го года жизни потребность в общении с родителями, в чувствах уверенности в себе и в своей безопасности очень велика, и поэтому родители могут стать незаменимыми помощниками педагогов во всестороннем развитии ребенка, в том числе в формировании его здоровья. Главное, пробудить у родителей интерес к физическому развитию ребенка с раннего возраста(с 2 лет) и убедить их в том, что систематические занятия помогают ему приобрести двигательный опыт, развивают ловкость, быстроту динамическую силу, вырабатывают смелость и т.д. А когда все это  происходит с применением малых форм устного народного творчества Это положительно сказывается не только на физическом развитии ребенка, но и на его психическом развитии (появляются самостоятельность, хорошая реакция, увеличивается запас новых слов, формируется культурное поведение, понимание музыки и т.д.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Использование народных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста"

    Проблема, значимая для детей на решение которой направлен проект: обогащение и расширение знаний детей о народной культуре и традициях у дошкольников на материале народных игр и забав.ЦЕЛЬ:Формировани...

    Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."

    Произведения русского  фольклора  начиная с колыбельных песенок, потешек  и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...

    Использование нетрадиционного оборудования из бросового материала в физическом развитии детей раннего возраста

    Цель:  -  изготовление нетрадиционного оборудования из бросового материала своими руками для физкультуры и использование его на занятиях и играх.Задачи:- формировать интерес к нетрадици...

    Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста»

    Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи...

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с малыми формами устного народного творчества с детьми второй группы раннего возраста (1,6-2лет) Тема: Потешка "Огуречик, огуречик" (с использованием здоровьесберегающей технологии)

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с малыми формами устного народного творчествас детьми второй группы раннего возраста (1,6-2лет)с использованием здоровьесберегающей технологии...

    ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «Малые формы русского народного фольклора»

    Для заучивания песенок, закличек,прибауток,стихи и т.д. к разными народными  праздниками и обрядами.....