«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики» Сержант Н.В., Иванова Т.В. ГБДОУ № 30 детский сад комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга
статья на тему

Иванова Татьяна Владимировна

В статье раскрываются особенности работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни  средствами народной оздоровительной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_serzhant.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики»

Сержант Н.В., Иванова Т.В.

ГБДОУ № 30 детский сад комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

 На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровьесбережения детей стоит особо остро. Это связано с тем, что состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу. Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что в стране появилась тенденция снижения показателей здоровья дошкольников. Не случайно задача здоровьесбережения подрастающего поколения является приоритетной в нашем государстве.

Дошкольное образовательное учреждение как уникальная образовательная система позволяет отчасти нивелировать неблагоприятный комплекс факторов, определяющих сегодня низкие показатели здоровья детей дошкольного возраста.

В практике дошкольного образования данной проблеме уделяется значительное внимание, пример тому – работы В.Г.Алямовской, Т.С.Овчинниковой и др. Но сложность для практических работников  состоит в том, что общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы по дошкольному образованию не  могут учесть конкретных условий дошкольных учреждений и предложить дифференцированный подход к детям в зависимости от их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.

В дошкольном возрасте закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром. И именно детский сад может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально-адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование представлений об основах здорового образа жизни. Вопрос о содержании указанного взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.

 Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них представлений о здоровом образе жизни.

Оптимально было бы найти такие технологии, которые не требуют больших материальных затрат, могут использоваться в любом учреждении, с разным количеством детей и помогут сохранить здоровье детей.

Такими, на наш взгляд, могут стать технологии, построенные на лучших традициях оздоровительной педагогики нашего народа, многие из которых были  утрачены.

Наши далекие предки не выделяли воспитание как специальную деятельность, но они просто все вместе жили, трудились в ладу со своей семьей и родной природой. Люди носили одежду из натуральных материалов, ели простую полезную пищу, большую часть времени в труде и отдыхе проводили на свежем воздухе. Особое место в воспитании занимал совместный труд и игры  старших и младших детей. Большое влияние на воспитание оказывали бабушки и дедушки, которые часто жили в одной семье. И опыт труда, отношений  друг к другу передавался из поколения в поколение.

Поэтому в нашей опытно-экспериментальной работе в дошкольном  образовательном учреждении № 30 Курортного района Санкт-Петербурга одним из ее направлений стало приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики.

Для определения готовности педагогов к приобщению детей к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики, мы провели анкетирование.

Результаты  показали, что  большинство из них знает и использует средства народного оздоровления  в быту, но не применяют в своей работе.

Многие педагоги затрудняются в подборе материала для ознакомления детей с прошлым жизни нашего народа. Многие забыли и не проводят народные подвижные, а особенно хороводные  игры с детьми, редко используется устное народное творчество. Не  проводятся народные методы закаливания.  

Но при этом 90% педагогов считает, что народная оздоровительная педагогика имеет очень важное  значение, проверенная временем, она не навредит, а окажет положительное воздействие.

  Решая вопросы повышения знаний и педагогической компетенции педагогов, мы использовали разнообразные формы: консультации, семинары, педсоветы, круглые столы. Например, на методическом объдинении обсуждали темы: «Роль народной подвижной игры в развитии и оздоровлении ребенка», «Значение прогулки в оздоровлении детей», провели семинар по теме «Роль педагогов в формировании культуры здоровья», консультацию «Здоровье от  народных истоков. Важной задачей этих форм работы было показать значение народной  педагогики для оздоровления, заинтересовать в приобщении родителей к оздоровлению детей.

В результате проведенной работы организовали  ярмарки идей  «Как сделать родителей соучастниками и партнерами детей», педагоги разработали проекты: « Мы вместе»,  «Здорово быть здоровому»,  «Здоровье души и тела», в которые включили мероприятия по вопросам использования народной оздоровительной педагогики, сближения педагогов, детей и родителей.

    Начиная работу с семьей, с помощью диагностики мы постарались изучить информированность наших родителей о  здоровом образе жизни и использовании народных средств  в семейном воспитании.

Большинство родителей проявило заинтересованность и осведомленность в вопросах оздоровления народными средствами. По результатам анкетирования родителей оказалось: 35% родителей считает, что с помощью народных средств вырос не один десяток поколений, 28%  считает эти средства малоэффективными, 7% - не всегда помогают, 30 % родителей не ответили на вопрос.

Нас встревожил такой факт, что родители очень плохо знают народные игры – (из знакомых игр были названы…) и только 35% родителей сказали, что играют с детьми в народные игры.

Обеспокоило и то, что из средств, используемых для лечения от простуды ребёнка, во время болезни, родители назвали только такие средства как травы,  прогревания картошкой, мед.

Таким образом, оказалось, что  в среднем 64% родителей ориентированы на оздоровление с помощью народных средств. Остальные родители равнодушно отнеслись к оздоровлению народными средствами.

Результаты диагностики позволили увидеть, что современные  родители хотят видеть своих детей здоровыми, но не всегда понимают зависимость состояния их здоровья от образа жизни,  испытывают затруднения в применении конкретных средств народной оздоровительной педагогики.

     После изучения представлений детей старшего возраста  о народных средствах оздоровления  было выявлено, что дети имеют  некоторые единичные  знания. Но не имеют опыта использования оздоровления народными методами дома  почти 90% детей. Также обнаружено, что дети знают мало подвижных народных игр, не играют в хороводные игры.

                      На основе полученных результатов нами была разработана образовательная  технология  по приобщению детей  к здоровому образу жизни  средствами народной педагогики.

Технология образовательной работы с детьми по формированию навыков здорового образа жизни средствами народной оздоровительной педагогики        строится на основе диагностики освоения народной оздоровительной культуры у дошкольников и членов их семей и учета этих результатов в педагогическом процессе ДОУ.

Она направлена на:

-   изменении традиционной позиции воспитателей и родителей на позицию партнера, участника, помощника в процессе приобщения детей к народной оздоровительной педагогике;

- реализации процесса приобщения дошкольников к народной оздоровительной педагогике, характеризующегося непрерывностью и взаимодополняемостью форм, методов и приемов  при взаимодействии педагогов и родителей;

-   создании здоровьесберегающей  и развивающей среды в ДОУ;

- реализации идей  народной оздоровительной педагогики  в семьях воспитанников при организации жизни семей дошкольников.

Для развития интереса к народным подвижным играм, хороводам, расширения спектра возможностей их использования в самостоятельной деятельности детей, мы внесли разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр, элементы национальной одежды, шапочки, маски) в развивающую среду групп, участка д/с…. Чтобы вызвать яркие эмоции детей, ближе познакомить их с народной музыкой и вызвать желание играть в хороводные игры,  подобрали музыкальное сопровождение движений на основе лучших образцов народного музыкального творчества.

Нами была разработана система мероприятий по формированию у детей представлений  о здоровом образе жизни на основе народного земледельческого календаря:

-  Зависимость здоровья от духовного состояния себя и окружающих (общение друг с другом, роль слов и добрых дел, «отношение к ближнему как к самому себе»,  положительные эмоции).

-  Особенности нашего организма: что для него полезно, а что вредно

(полезно: режим, закаливание, гигиена, правильное питание, труд, радость; вредно: несоблюдение режима, плохие привычки, страх, лень, злость, раздражение).

-  Использование естественных условий и даров природы для здоровья (солнце, воздух и вода, лес, лекарственные растения родного края: аптечная ромашка, подорожник, зверобой и др., целебные комнатные растения: алое, герань, фикус и др.)

-  Здоровое питание, традиции русской кухни и народов других национальностей (хлеб, вода, каши, кисели, пареные и квашеные овощи и т.д., блюда других народов: плов, лаваш, вареники, чак-чак).

«Зелень на столе – здоровье на сто лет»

-  Влияние труда на здоровье человека (кто трудится-приносит пользу, получает радость, хорошее настроение-залог здоровья).

-  Зависимость семейных отношений и здоровья (если все дружны, заботливы друг о друге - реже болеют, если все ухаживают за больным - он быстрее поправится) «Вся семья вместе и душа на месте»

- «Здоровые» традициях русского народа, людей других национальностей (жизнь по вере, труд по народному земледельческому календарю, отдых, народные  праздники).

        Для погружения к истокам нашего народа, разработали систему занятий   по физическому  воспитанию с  использованием фольклора. 

Проводили  фольклорные физкультурные занятия по темам:

 «Свою удаль покажи», сюжетное «У бабуси были гуси», театрализованное по сказке «Жихарка», музыкально-ритмические «Вот наш хоровод», игровое, на основе русских подвижных игр, физическое с элементами фольклора «Малыши-крепыши» и другие. На прогулках и в группе использовали считалки, поговорки в подвижных играх. Дети с большим желанием участвовали как в подвижных, так и в хороводных играх, развлечениях по темам народных праздников.

Для повышения заинтересованности родителей в приобщении к здоровому образу жизни детей народными средствами,  мы включили в систему взаимодействия с семьей разные формы работы: родительские собрания,  индивидуальные консультации, семинары-практикумы, педагогические тренинги, совместные занятия детей, взрослых и родителей  «Делу время, потехе час», «Полезная пища нашего народа», «Игры с детьми в природе», «Роль народных игрушек в эмоциональном благополучии ребенка». В ходе бесед, консультаций мы знакомили родителей с традициями русского народа по организации питания, сна, отдыха,  труда детей и взрослых, обсуждали актуальность этих традиций для оздоровления детей сегодня.

          Группа детей и родителей  и  педагогов выпустили газеты  под рубрикой «Если хочешь быть здоров», создали плакаты «Слово лечит», «Родники»,  оформили альбомы «Поделись рецептом», «Полезные травы нашего края». Во время проведения круглого стола родители поделились опытом здорового образа жизни.

В рамках  разработанных проектов были проведены совместные мероприятия детей, взрослых и родителей: «Час подвижных русских игр», «Вербное воскресение», праздники «Масленица», «Русская березка», «Сороки», в которых родители приняли активное участие.

    Подобранная нами система мероприятий по оздоровлению детей  методами народной оздоровительной педагогики оказалась эффективной, оптимальной:

-повысился профессиональный уровень педагогов;

- в результате проведенной работы у детей появились определенные знания, интерес к  подвижным народным играм, хороводам,  прогулкам. Дети старшего возраста стали организовывать игры дома, в детском саду с малышами, с активностью участвовать в праздниках, соревнованиях;

- во многих семьях изменилось отношение родителей к здоровью своего  ребенка. Многие родители заинтересовались  и стали применять народные оздоровительные средства в своей семье, делиться опытом. 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежегодный публичный доклад за 2011 - 2012 учебный год ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Ежегодный публичный доклад ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга....

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики» Сержант Н.В., Иванова Т.В. ГБДОУ № 30 детский сад комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга

В статье раскрываются особенности работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни  средствами народной оздоровительной педагогики....

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга» Хахалиной Тамары Васильены «Рассматривание картины «Медведи весной»

Методическая разработкавоспитателяГБДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга»Хахалиной Тамары Васильены«Рассматривание картины «Медведи весной»Из серии «Пособ...

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной медицины....

Статья "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами изобразительной деятельности в рамках реализации стандарта"

Статья раскрывает значение и актуальность приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, подчеркивается необходимость соблюдения ряда условий для его реализации. Рассказывается об особенностях прим...

Семинар-практикум: «Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики»

Семинар-практикум:«Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики»...

Семинар-практикум: «Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики»

Семинар-практикум:«Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики»...