Формирование доброжелательных отношений у дошкольников
элективный курс (подготовительная группа) по теме

Гузаль

 

• Формировать    у    детей    понятия    дружбы    между    людьми    разных    нацио

нальностей.

• Решить следующие задачи:

 

Воспитательные:

• учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;
• воспитывать    уважение    к    обычаям,    культуре    других    народов,    населяю
щих нашу планету;

воспитывать чувство общности;

•развивать потребность в общении со сверстниками;

•      воспитывать потребность нести радость другим.

 

Развивающие:

• продолжать работу по расширению кругозора у детей;

обогащать чувства, а также представления о мире;

•развивать    умения    участвовать    в    совместной    игре    с    другими    детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых; •развивать умение игрового общения;

•      обогащать словарь, закрепляя новые слова;

•развивать умение вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового

 

Образовательные:

• познакомить детей с разными народами, населяющими планету;

познакомить с элементами разной культуры этих народов;

показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;

•вызвать    интерес,    любознательность    к    культуре,    языку,    деятельности, быту других народов;

•      воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли;
•формировать     у     детей     планетарное     мышление,     толерантность     (терпи
мость) по отношению к людям других национальностей;

•дать представление о некоторых детских играх иных народов;

•закреплять   понятийный    аппарат:    планета,    Земля,    глобус,    карта,    народ,

страна, дружба и пр.


общения;

—    совершенствовать артикуляционный аппарат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей №77 «Теремок»

Формирование доброжелательных отношений у дошкольников

   

                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                   Минниханова  Г.М.

                                                                                                   

г. Набережные Челны

2013 год


ФОРМИРОВАНИЕ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ

(НОД в подготовительной к школе группе)

Програмное содержание

• Формировать    у    детей    понятия    дружбы    между    людьми    разных    нацио

нальностей.

• Решить следующие задачи:

Воспитательные:

• учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;
• воспитывать    уважение    к    обычаям,    культуре    других    народов,    населяю
щих нашу планету;

воспитывать чувство общности;

•развивать потребность в общении со сверстниками;

•        воспитывать потребность нести радость другим.

Развивающие:

продолжать работу по расширению кругозора у детей;

обогащать чувства, а также представления о мире;

•развивать    умения    участвовать    в    совместной    игре    с    другими    детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых; •развивать умение игрового общения;

•        обогащать словарь, закрепляя новые слова;

•развивать умение вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового

Образовательные:

познакомить детей с разными народами, населяющими планету;

познакомить с элементами разной культуры этих народов;

показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;

•вызвать    интерес,    любознательность    к    культуре,    языку,    деятельности, быту других народов;

•        воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли;
•формировать     у     детей     планетарное     мышление,     толерантность     (терпи
мость) по отношению к людям других национальностей;

•дать представление о некоторых детских играх иных народов;

•закреплять   понятийный    аппарат:    планета,    Земля,    глобус,    карта,    народ,

страна, дружба и пр.

общения;

—        совершенствовать артикуляционный аппарат.

Материал: магнитофон, аудиокассета «Большой хоровод», системный блок мультимедиа, видеомагнитофон, видеокассета, мольберты с размещенными на них предметами атрибутики различных стран; атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик, указка — волшебная палочка; глобус, карта мира для детей, куклы разных рас, картонные «куклы мира».

Предварительная работа:

—        изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностей
общения, коммуникабельности;

—        чтение сказки «Цветик-семицветик»;

—        решение головоломок.

Ход НОД,

Вступительная часть

Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б.Савельева, ел. М.Танича) воспитатель проводит детей в центр зала, образуя круг.

«СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»

- Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.

А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.

Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами. И начнем наше путешествие...

—Посмотрите на карту — сколько разных народов живет на нашей планете!

—Давайте    мыс     вами     отправимся    в     путешествие     по     земному    шару

на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.

—        Закройте   на   минутку   глаза   и   не   подглядывайте.   Сейчас   произойдет
маленькое превращение.

Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.

—        Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов. А
значит, больше всего на свете я люблю что?
(Цветы.)

—        мПравильно,  цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке   Земли.   Нужно   только   оторвать   один лепесток и четко произнести волшебные слова  —  скороговорку: «В цветнике      цветут цветы. Поиграем с ними мы».

—        Давайте скажем все вместе громко...

—        А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.

Включается мультиэкран: Дети монголоидной расы.

—        Ребята,    смотрите    —    «проснулся»    волшебный    экран!     (На    экране высвечивается  двигающаяся  заставка,   а  затем   появляются   иллюстрации   с изображением японской девочки.)

—        Как    вы    думаете,     из     какой     страны     может    быть     эта    девочка?
(Япония.)

—        Как      вы      догадались?      (Разрез     глаз,      национальная      прическа  и одежда.)

Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии. Там высокие красивые горы (показ слайдов: Фудзияма) и необычные многоэтажные (многоярусные) храмы (показ слайдов: буддийский храм). Эта девочка многое могла бы рассказать нам о своей стране, только как же мы ее поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)

—        Мы   смогли   бы   понять   друг   друга   с   помощью   языка   нашего   лица (мимики) и рук (жестов).

—Давайте пошлем ей наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)

—        А как бы нам подружиться с этой девочкой?

—        Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)

—        В    Японии    очень    любят    различные    головоломки,    среди    них    (вое питатель демонстрирует):

• оригами — искусство складывания бумаги

• и    танграм    —    выкладывание    геометрических    фигур;    есть    и    другоеназвание этой игры: Колумбово яйцо.

Мы попробуем с вами поиграть в такую игру.

«ТАНГРАМ»

Каждому из вас предлагается набор геометрических фигур. Вы должны, используя все эти фигурки, сложить одну, а что у вас получится, мы попробуем потом отгадать. (Звучит восточная музыка.)

Дети   выполняют   задание   на   ковре,   возле   1-го   мольберта,   а   затем

рассматривают, что получилось.

—        Ребята, вам понравилась эта игра?

—        Давайте помашем  рукой     девочке. (На     экране     появляется     за
ставка.)  
На   память о нашей встрече нам  осталась   кукла   и   картина   с
изображением     японки
(открывается  мольберт,      занавешенный     легкой
материей).  
Да еще интересная игра ТАНГРАМ,   в   которую   вы   сможете
поиграть в свободную минутку.

Мультиэкран: Дети негроидной расы.

—        Теперь нам пора лететь дальше.    Отрываем    еще    один    лепесток
и   вспоминаем волшебные слова...
(Дети встают   в    круг   и   повторяют
волшебные слова.)

—        Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся.    И   теперь    он
показывает нам детей с черным цветом кожи.

—        Кто из вас знает, где живут дети с черным цветом кожи? (Африка.)

—        Почему у людей в Африке такая темная кожа? (Жарко.)

—Действительно, в Африке очень жарко, поэтому и одежда у людей какая?

(Легкая.)

—А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки.

—        Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов.
Некоторые        племена        в        Африке        здороваются        носами,
вот так.
(Воспитатель показывает.)

—        Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом по-африкански.

—        Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети?
(Танцевать.)

—        Тогда,   как  вам   кажется,   как  легче   всего   будет  с   ними   подружиться?
(Потанцевать вместе с
ними.)

—        Давайте посмотрим, как это получается у героев одного мультфильма, когда в
гости к русским детям приехали дети с разных концов Земли, и потанцуем вместе
с ними.

Показ отрывка из мультфильма «Катерок». Танец «Чунга-Чанга».

—Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах. В память о них у нас остались картинка и кукла и некоторые вещи. (Открывается новый мольберт.)

Мультиэкран: Эскимосы (монголоидная раса).

—Сколько у нас осталось еще лепестков?

—Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова.

—Посмотрите на экран! Как  вы    думаете,    почему    этот    человек    так

тепло одет?

—Как называется народ, живущий на Севере?

—А почему у северных народов такой узкий разрез глаз?

—Где живут эскимосы? (На севере, там где холодно.)

—Вы    знаете, ребята, у эскимосов очень    необычные    дома.    Их  жи-

лище называется иглу.

—Так как это  северный  народ, то  даже    жилище    свое    они    строят

из    больших  обточенных  кусков  льда. В нем раскладывают    меховые

шкуры,   разводят огонь. Суровый мороз снаружи   не   даст   растаять   тол

стым  слоям снега, и пурга не   страшна.   А   еще   эскимосы   любят   охо

титься и ловить рыбу.

—А здороваются они, помахивая руками. (Дети показывают.)

—Вы  хотите сними подружиться?  Тогда    давайте    поиграем    в    люби

мую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

«БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ». Проводится под музыку «Песенка о медведях».

Ход игры

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

—        Молодцы, вы проявили настоящую    крепкую    дружбу    в    этой    не
легкой    борьбе    со льдинами, и про вас   действительно    можно    сказать,
что у вас, как в пословицах:

—         «Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось». «Сам — погибай, а товарища

—        выручай!»

—        Ну что ж, и в холодных   странах   мы   тоже   нашли   себе   друзей,   не
похожих   на нас. И память о них   осталась   на  нашем   магнитном   альбоме
(мольберте).

—        У нас последний лепесток, а    нам    ведь    нужно    вернуться    до
мой...

Давайте-ка скажем волшебные слова...

Мультиэкран: Дети европеоидной расы.

—        Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)

—        А это дети нашего детского сада. Они  очень  дружные,   любят  играть,
танцевать, умеют читать и считать.

—        И они приготовили для вас один сюрприз.

Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). И тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.

Дети выполняют задание под музыку.

—        Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)

—        Почему это важные слова?

—        А вы по-настоящему дружные ребята?

—        Для вас важно будет, какого   цвета   кожа,   волосы   или   какой   раз
рез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?

—        А что важно для дружбы?     (Доброта,     отзывчивость,     внимание
к другому...)

Закрепление

—        Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли:

• мы разговариваем на разных языках;

• по-разному одеваемся;

• выглядим по-разному;

• у нас разные жилища (дома);

• мы живем в разных уголках земного шара.

—        Вы пока еще дети, но скоро   станете   взрослыми.   И   от   вас   будет
зависеть мири счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с
детства!

—        Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые,
внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

«ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ»

— А сейчас пусть каждый из  вас возьмет по  одному маленькому . п нарисованному человечку и соединит их руки вокруг земного шара в знак

большой дружбы детей всей Земли. Звучит музыка. (Дети выполняют работу на полу.)

— Как красиво у вас получилось.

А теперь... давайте возьмем кукол наших друзей... И устроим большой хоровод. Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хаита «Большой хоровод».

Воспитатель благодарит ребят за дружеское участие в занятии и дарит на память сувениры.

Литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./ Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012.– 384 с.
  3. Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2011. – 688 с.: ил.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС,2010. - 160 с: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.

"Жизнь в лесу"Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей  ситуацию:"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между соб...

Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками.

Отчет по самообразованию "Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками"...

Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников

Консультация для воспитатлей с примерами работы...

Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности

Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности...