Формирование доброжелательных отношений у дошкольников
элективный курс (подготовительная группа) по теме
• Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных нацио
нальностей.
• Решить следующие задачи:
Воспитательные:
• учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;
• воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяю
щих нашу планету;
воспитывать чувство общности;
•развивать потребность в общении со сверстниками;
• воспитывать потребность нести радость другим.
Развивающие:
• продолжать работу по расширению кругозора у детей;
обогащать чувства, а также представления о мире;
•развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых; •развивать умение игрового общения;
• обогащать словарь, закрепляя новые слова;
•развивать умение вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового
Образовательные:
• познакомить детей с разными народами, населяющими планету;
познакомить с элементами разной культуры этих народов;
показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
•вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
• воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли;
•формировать у детей планетарное мышление, толерантность (терпи
мость) по отношению к людям других национальностей;
•дать представление о некоторых детских играх иных народов;
•закреплять понятийный аппарат: планета, Земля, глобус, карта, народ,
страна, дружба и пр.
общения;
— совершенствовать артикуляционный аппарат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей №77 «Теремок»
Формирование доброжелательных отношений у дошкольников
Воспитатель:
Минниханова Г.М.
г. Набережные Челны
2013 год
ФОРМИРОВАНИЕ
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ
(НОД в подготовительной к школе группе)
Програмное содержание
• Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных нацио
нальностей.
• Решить следующие задачи:
Воспитательные:
• учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;
• воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяю
щих нашу планету;
воспитывать чувство общности;
•развивать потребность в общении со сверстниками;
• воспитывать потребность нести радость другим.
Развивающие:
• продолжать работу по расширению кругозора у детей;
обогащать чувства, а также представления о мире;
•развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых; •развивать умение игрового общения;
• обогащать словарь, закрепляя новые слова;
•развивать умение вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового
Образовательные:
• познакомить детей с разными народами, населяющими планету;
познакомить с элементами разной культуры этих народов;
показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
•вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
• воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли;
•формировать у детей планетарное мышление, толерантность (терпи
мость) по отношению к людям других национальностей;
•дать представление о некоторых детских играх иных народов;
•закреплять понятийный аппарат: планета, Земля, глобус, карта, народ,
страна, дружба и пр.
общения;
— совершенствовать артикуляционный аппарат.
Материал: магнитофон, аудиокассета «Большой хоровод», системный блок мультимедиа, видеомагнитофон, видеокассета, мольберты с размещенными на них предметами атрибутики различных стран; атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик, указка — волшебная палочка; глобус, карта мира для детей, куклы разных рас, картонные «куклы мира».
Предварительная работа:
— изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностей
общения, коммуникабельности;
— чтение сказки «Цветик-семицветик»;
— решение головоломок.
Ход НОД,
Вступительная часть
Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б.Савельева, ел. М.Танича) воспитатель проводит детей в центр зала, образуя круг.
«СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ»
- Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.
А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами. И начнем наше путешествие...
—Посмотрите на карту — сколько разных народов живет на нашей планете!
—Давайте мыс вами отправимся в путешествие по земному шару
на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
— Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет
маленькое превращение.
Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.
— Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов. А
значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)
— мПравильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова — скороговорку: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».
— Давайте скажем все вместе громко...
— А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.
Включается мультиэкран: Дети монголоидной расы.
— Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране высвечивается двигающаяся заставка, а затем появляются иллюстрации с изображением японской девочки.)
— Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка?
(Япония.)
— Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии. Там высокие красивые горы (показ слайдов: Фудзияма) и необычные многоэтажные (многоярусные) храмы (показ слайдов: буддийский храм). Эта девочка многое могла бы рассказать нам о своей стране, только как же мы ее поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
— Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
—Давайте пошлем ей наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)
— А как бы нам подружиться с этой девочкой?
— Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
— В Японии очень любят различные головоломки, среди них (вое питатель демонстрирует):
• оригами — искусство складывания бумаги
• и танграм — выкладывание геометрических фигур; есть и другоеназвание этой игры: Колумбово яйцо.
Мы попробуем с вами поиграть в такую игру.
«ТАНГРАМ»
Каждому из вас предлагается набор геометрических фигур. Вы должны, используя все эти фигурки, сложить одну, а что у вас получится, мы попробуем потом отгадать. (Звучит восточная музыка.)
Дети выполняют задание на ковре, возле 1-го мольберта, а затем
рассматривают, что получилось.
— Ребята, вам понравилась эта игра?
— Давайте помашем рукой девочке. (На экране появляется за
ставка.) На память о нашей встрече нам осталась кукла и картина с
изображением японки (открывается мольберт, занавешенный легкой
материей). Да еще интересная игра ТАНГРАМ, в которую вы сможете
поиграть в свободную минутку.
Мультиэкран: Дети негроидной расы.
— Теперь нам пора лететь дальше. Отрываем еще один лепесток
и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют
волшебные слова.)
— Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он
показывает нам детей с черным цветом кожи.
— Кто из вас знает, где живут дети с черным цветом кожи? (Африка.)
— Почему у людей в Африке такая темная кожа? (Жарко.)
—Действительно, в Африке очень жарко, поэтому и одежда у людей какая?
(Легкая.)
—А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки.
— Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов.
Некоторые племена в Африке здороваются носами,
вот так. (Воспитатель показывает.)
— Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом по-африкански.
— Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети?
(Танцевать.)
— Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться?
(Потанцевать вместе с ними.)
— Давайте посмотрим, как это получается у героев одного мультфильма, когда в
гости к русским детям приехали дети с разных концов Земли, и потанцуем вместе
с ними.
Показ отрывка из мультфильма «Катерок». Танец «Чунга-Чанга».
—Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах. В память о них у нас остались картинка и кукла и некоторые вещи. (Открывается новый мольберт.)
Мультиэкран: Эскимосы (монголоидная раса).
—Сколько у нас осталось еще лепестков?
—Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова.
—Посмотрите на экран! Как вы думаете, почему этот человек так
тепло одет?
—Как называется народ, живущий на Севере?
—А почему у северных народов такой узкий разрез глаз?
—Где живут эскимосы? (На севере, там где холодно.)
—Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жи-
лище называется иглу.
—Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят
из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые
шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять тол
стым слоям снега, и пурга не страшна. А еще эскимосы любят охо
титься и ловить рыбу.
—А здороваются они, помахивая руками. (Дети показывают.)
—Вы хотите сними подружиться? Тогда давайте поиграем в люби
мую игру эскимосских детишек «Белые медведи».
«БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ». Проводится под музыку «Песенка о медведях».
Ход игры
Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
— Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословицах:
— «Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось». «Сам — погибай, а товарища
— выручай!»
— Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не
похожих на нас. И память о них осталась на нашем магнитном альбоме
(мольберте).
— У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться до
мой...
Давайте-ка скажем волшебные слова...
Мультиэкран: Дети европеоидной расы.
— Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)
— А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть,
танцевать, умеют читать и считать.
— И они приготовили для вас один сюрприз.
Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). И тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.
Дети выполняют задание под музыку.
— Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)
— Почему это важные слова?
— А вы по-настоящему дружные ребята?
— Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой раз
рез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?
— А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, внимание
к другому...)
Закрепление
— Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли:
• мы разговариваем на разных языках;
• по-разному одеваемся;
• выглядим по-разному;
• у нас разные жилища (дома);
• мы живем в разных уголках земного шара.
— Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет
зависеть мири счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с
детства!
— Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые,
внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.
«ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ»
— А сейчас пусть каждый из вас возьмет по одному маленькому . п нарисованному человечку и соединит их руки вокруг земного шара в знак
большой дружбы детей всей Земли. Звучит музыка. (Дети выполняют работу на полу.)
— Как красиво у вас получилось.
А теперь... давайте возьмем кукол наших друзей... И устроим большой хоровод. Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!
Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хаита «Большой хоровод».
Воспитатель благодарит ребят за дружеское участие в занятии и дарит на память сувениры.
Литература:
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./ Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012.– 384 с.
- Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2011. – 688 с.: ил.
- Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС,2010. - 160 с: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.
"Жизнь в лесу"Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей ситуацию:"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между соб...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-182114-1358508680.jpg)
Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками.
Отчет по самообразованию "Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/22/picture-69871.jpg)
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками через игровые ситуации
Буклет для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-182114-1358508680.jpg)
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками через игровые ситуации
Буклет для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/22/picture-69871.jpg)
Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников
Консультация для воспитатлей с примерами работы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-327415-1382855020.jpg)
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности...