Главные вкладки

    Самообразование за 2012-2013 учебный год тема: «Приобщение детей к культуре здорового образа жизни»
    материал (младшая группа) по теме

    Братчикова Надежда Сергеевна

     Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_2012.docx27.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Пояснительная записка

     

     Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

       Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

    Проблемы: 

       Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи  с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.  

       С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.

       От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

       Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.

    Цели: 

    -расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;

    -формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;

    -формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;

    -формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;

    -формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о   факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;

     -формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.

    Задачи:

    -охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;

    - объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы;

    -формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;

    -воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры;

    -развивать основные физические способности(силу, быстроту, ловкость и др.), приобщать детей к спорту;

    -способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;

    -усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов;

    - закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.

    Участники:

    1.воспитатели;

    2.родители;

    3.медработник.

    Предполагаемый результат:

    1.Овладение детьми навыками ЗОЖ;

    2.Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;

    3.Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;

    4.Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;

    5.Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

         месяц

    содержание и задачи

    форма проведения

     

    Сентябрь

    «Питание и здоровье»

    Познакомить с полезными продуктами – овощами и фруктами(лук, капуста, яблоко, груша, зелень и др.).

    Рассказать детям о пользе для человека овощей и фруктов. Объяснить, что организму требуется пища, богатая витаминами, которых много во фруктах,  овощах, зеленом луке и т.д.; познакомить с витаминами, их значением.

    Диагностика  направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ.

    1.Беседа: овощи и фрукты- полезные продукты.

    2.Советы доктора Здоровая Пища. 3.Пальчиковые  игры.

    4.Подвижная игра «Огуречек-огуречек». 5гры: «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», «Сделай правильный выбор», «Отгадай-ка», «Угадай витамин», «Назови полезный продукт», Витаминное угощение.

    6.Русская народная сказка «Репка».

    7. Чтение стихотворений «Про девочку, которая плохо кушала», «Робин-Бобин»

    8.Загадки: про лук, морковь, капусту, грушу, огурец и др.

    9.Занятие «Растения вокруг нас. Овощи».

    10.Дидактические игры: «Витамины- это таблетки, которые растут на ветке», «Узнай на вкус», «Наполни баночку витаминами».

    11. Анкетирование родителей

    .

    Октябрь

    Закрепить представление о пользе употребления овощей и фруктов.

    Ознакомить с правилами питания.

    Продолжать знакомить с полезными продуктами

    1.Аппликация на тему: «Осенний урожай».

    2.Раскрашиваем продукты, полезные для здоровья.

    3.Учим золотые правила питания: а)не переедать; б)есть в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу; в)тщательно пережевывать, не глотать; г)перед приемом пищи сделать 5-6 дыхательных упражнений.

    4.Игра-демонстрация «Питание-дело серьезное».

    5. Обсуждение с детьми «Законов питания».

    6.Практическая часть занятия «Посадка лука».

    7.Беседы с родителями.

    Ноябрь

    «Чистота и здоровье»

    Гигиена тела:

    уход за руками, лицом, ушами.

    Рассказать о значении для здоровья санитарно-гигиенических процедурах. Рассказать о микробах.

    Рассказать о роли зубов в переработке пищи. Значение здоровья зубов для здоровья всего организма. Уход за зубами и полостью рта.

    Закрепить представление о важности для здоровья санитарно-гигиенических процедур.

    Продолжать знакомить  с санитарно-гигиеническими процедурами.

    1.Беседа- как правильно мыть руки и лицо. Заучивание слов: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! От простой воды и мыла у микробов тают силы.

    2.Загадки про брови, глаза, нос, зубы, язык, руки, пальцы.

    3.Проведение опытов

    4.Оздоровительная минутка- самомассаж ушей.

    5.Советы-чтобы сберечь органы слуха.

    6.Досуг «Осторожно микробы!»

    7. «Сказка о микробах».

    8.Игры: «Угадайка», «Найди правильный ответ», «У кого пена выше».

    9.Чтение стихотворений «Как у нашей Любы…», «Мойдодыр», «Девочка чумазая»,«Про мимозу».

    10.Упражнение «Спрятанный сахар».

    11.Беседа-зачем человеку зубная щетка.

    12. Практикум «Чистка зубов»

    13. Занятие на тему: «Учимся чистоте, аккуратности и опрятности».  

    14.Рекамендации родителям.

    15. Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас красивый», «Угадай, кто позвал».

    Ведутся наблюдения за родителями и детьми.

    Декабрь-

    Январь

    «Здоровье и болезнь»

    Рассказать детям о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил. Напомнить детям о микробах и среде их обитания. Рассказать о микробах, как причина некоторых заболеваний.

    Закреплять представления о признаках здоровья и болезни.

    Закрепить навыки правильного мытья рук используя игровые ситуации

    1.Беседы по теме.

    2.Игры: «Наденем белые перчатки», «Ладошки скрипят- спасибо говорят», «Скорая помощь».

    3.Стихи: «Грипп», «Животик», «Аллергия», «Насморк», «Ангина», «Горло», «Айболит», «Ветрянка», «Простуда», «Тетка Хандра», «Врач по имени Пчела», «У жирафа ангина».

    4.Дидактические игры: «Назови предметы», «Доктора природы», «Вопросы-ответы».

    5. Экспериментирование «Растаявший снег».

    6. Раскраски «Побеждай микробы, играя!».

    7. Зарядка «Чтобы нам не болеть».

    8.Загадки про микробы.

    9.Консультации родителей о профилактики заболеваний.

    Февраль  -

    Март

    «Физкультура и здоровье»

    Рассказать о пользе физической подвижности.

    Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений.

    Закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.

    Продолжать заниматься физическими упражнениями и спортом

    1.Беседа по теме.

    2.Утренняя гимнастика.

    3.Оздоровительный бег.

    4.Физкультминутки: «Жираф», «Осьминог», «Птица», «Обезьяна», «Лошадь», «Аист», «Кошка».

    5.Тематическое занятие: «Поиграй со мной дружок».

    6.Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Гости», «Горшок», «Комар», «Котик», «Апельсин».

    7.Сюжетно-игравое занятие: «Путешествие в лес».

    8.Интегрированное занятие: «Музыкальное путешествие».

    9.Игры: «Несколько секретов о самом себе», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Делаем зарядку».

    10. Упражнения: «Потягушечки», «Жираф», «Ветряная мельница», «Что стоишь качаясь, тонкая рябина…», «Ванька-встанька», «Прыжок-хлопок», «Гора»(для осанки).

    11.Праздник посвященный физкультуре.

    12.Проведение родительского собрания.

    13.Спортивные развлечения. «Мы растем сильными и смелыми», «Зимние радости», «Кто быстрее?».

    Апрель-

    Май

    «Здоровье и окружающий мир»

    Особенности жизни в большом городе.

    Рассказать о факторах угрозы здоровью(шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, много людей).

    Формировать представление детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека.

     Закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.

    Продолжать знакомит детей с другими источниками загрязнений в городе.

    Предложить детям рассмотреть кустарники, растущие вдоль забора на территории детского сада. Рассказать о намеренной посадке растений и о защитных функциях( защита от пыли, шума, палящего солнца).

    Расширить и закрепить представление о значении растений для жизни человека.

    Продолжать знакомить детей с растениями.

    Повторение и закрепление пройденного материала о Здоровом образе жизни.

    Подведение итогов

    1.Беседы по теме.

    2.Дать задание родителям- во время прогулки понаблюдать за движением транспорта на улице. Обратить внимание на загрязненность зеленых насаждений вблизи дорог.

    3.Проделать опыт с детьми- показать им прозрачный контейнер с ватными дисками, которые дети принесли после наблюдения за состоянием зеленых насаждений вблизи дорог.

    4.Коллективные детские  рисунки, на которых по следам наблюдения отражено состояние зеленых насаждений вблизи дорог и автомобильных стоянок.

    5.Беседа «Растения в городе».

    6. Игра «Холодно-жарко».

    7.Кукольное представление «Где Тимошка здоровье искал», «Как природа нам помогает здоровыми быть».

    8.Дидактические игры: «Группировка предметов», «Как вырасти здоровым?», «Различия и сходство предметов», «Что изменилось?», «Назови по порядку», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Городок здоровья».

    9.Стихи про растения.

    10.Загадки о растениях.

    11. Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни».  

    Диагностика детей и родителей.

    Отчет по самообразованию за 2012-2013 учебный год

    Тема: «Приобщение детей к культуре здорового образа жизни»

    Воспитатель Братчикова Н.С.

    Вторая младшая группа №8

     В завершении своей работы мной было проведено исследование индивидуально с каждым ребенком и их родителями виде бесед, диагностических заданий, анкетирования и наблюдений.

    Исследования показали:

    1.Дети овладели навыками здорового образа жизни;

    2. Повысилась сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям;

    3.Улучшились соматические показатели здоровья и показателей физической подготовленности;

    4. У трех воспитанников снят диагноз - часто болеющий ребёнок;

    5. Развиты умения предвидеть возможные опасности для своего здоровья;

    6. Повысилась заинтересованность работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;

    7. Повысилось внимание дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

       Предлагаю, для повышения  уровня  знаний педагогов о здоровье и ЗОЖ в методическом кабинете детского сада создать подборку книг и материалов по санитарно-гигиеническим, экологическим, социальным, педагогическим аспектам ЗОЖ, а также  продолжить формирование у дошкольников представление о ЗОЖ, повысить эффективность воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ( консультации, практические занятия, наглядная агитация , открытые Дни здоровья).

    Литература:

    1.Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.;

    2.Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.;

    3.Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.;

    4.Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г.;

    5.Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.;

    6.Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.;

    7.Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.;

    8.Научно-практический журнал «Медработник»  Дошкольного Образовательного Учреждения  №3, 2009г.;

    9.www.refoteka.ru.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.

    В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио...

    Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

    Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ , направленных на формирование культуры здорового образа жизни с детьми второй младшей группы на 2017-2018 учебный год

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ,направленных  на формирование культуры здорового образа жизнис детьми второй младшей группы на 2017-2018 учебный год...

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема : «Приобщение детей к культуре здорового образа жизни» в первой младшей группе

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем...

    Мониторинг формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в подготовительной группе № 6 «Белочки» на 2018-2019 учебный год

    Мониторинг формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в подготовительной группе № 6 «Белочки» на 2018-2019 учебный год...