"Индивидуальный подход в воспитании ребенка"
консультация (подготовительная группа) по теме

Афанасьева Анна Викторовна

Рассказано об индивидуальном подходе в воспитаниии ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nove2013.docx36.75 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

    Психологической подготовке детей к школе немалую роль играет специальная воспитательная работа, которая ведется в старшей и подготовительной группах детского сада. В этом случае дети получают обобщенные и систематизированные знания. Их обучают ориентироваться в новых областях действительности (в количественных отношениях вещей, в звуковой материи языка), организуют овладение навыками на этой широкой основе. В процессе такого обучения у детей вырабатываются те  элементы теоретического подхода к действительности, которые дадут им возможность сознательно усваивать любые знания.

    Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических  и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Следовательно, изучение анатомо-физиологических особенностей организма ребенка и особенностей протекания у него процессов высшей нервной деятельности является исходной основой.

    Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

    Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависит от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отметить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.

    Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

    Знание физического состояния и развитие детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе, а также в индивидуальной работе по развитию движений.

    В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, им прививается любовь к чистоте и порядку, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой, спортивным играм.

    Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно принимать профилактические меры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведении занятий. Ничто не должно ускользать от внимания педагога. Самые незначительные отклонения в самочувствии ребенка должны настораживать воспитателя. Нужно обязательно выяснить причину этого, если необходимо, привлечь врача или медицинскую сестру.

    Медицинские работники, регулярно наблюдая за детьми, могут дать воспитателю ряд полезных советов на основе систематического контроля за детьми. Выясняя особенности физического развития и состояние здоровья детей, педагог знакомится с записями в медицинских картах, где наряду со сведениями об уровне физического развития детей отмечаются наиболее частые отклонения (нарушение осанки, плоскостопие, близорукость, детская нервность, плохой аппетит), а также указывается диагноз заболевания отдельных детей.

    Причины ослабленного физического состояния детей могут быть различными, но наиболее частые – это недостаток закаливания организма. Частые простудные заболевания ослабляют организм ребенка и отражаются на его весе и росте.

    В некоторых случаях повышенная нервозность детей отрицательно сказывается на их правильном физическом развитии. Такие дети плохо спят, неохотно едят, часто плачут, чрезмерно обидчивы. Они выделяются по общему признаку – ослабленность здоровья, но у каждого из них проявляются еще и индивидуальные особенности.

    Приведем примеры характеристики таких детей и определения индивидуального подхода к ним.

    Юля Г. Болезненная девочка, имеет недостаточный вес, апатичная, робкая, не проявляет инициативы. Ребенок нуждается в постоянном внимании воспитателя и врача; особенно надо следить за тем, чтобы она не переутомлялась при выполнении трудовых поручений. Девочку необходимо привлекать к участию в жизни группы и проводить процедуры закаливания.

    Ира Г. Самая маленькая в группе; жизнерадостная, подвижная; у нее плохой сон из-за повышенной возбудимости. Эти особенности требуют привлечения ее к спокойным занятиям.

    Витя У. Веселый, упитанный, производит впечатление вполне здорового ребенка, но быстро утомляется, ему требуется частый отдых. В трехлетнем возрасте у мальчика было обострение туберкулезной интоксикации. Для него совершенно необходимы водные процедуры, закаливание. Работу следует проводить в тесном контакте с семьей.

    В любом детском саду можно увидеть детей, которые со скучным видом сидят за завтраком, обедом. Их сверстники уже закончили есть, вышли из-за стола, занялись своими любимыми делами: играют, рассматривают книги и т.д. Воспитатель ежеминутно напоминает оставшимся за столом, что пора кончать еду, но они продолжают медленно жевать, подолгу держат пищу во рту.

    Установить причину плохого аппетита необходимо. Он может быть вызван заболеванием органов пищеварения или наличием гельминтов, и определить это может только врач. Однако чаще плохой аппетит не связан с какими-то заболеваниями, является следствием неправильного режима питания. Многие родители уверены, что самое главное – накормить ребенка дома утром, до прихода в детский сад, и они заставляют его съесть обильный завтрак. Естественно, что в детском саду малыш не может справиться со своей порцией, у него возникает отвращение к еде. Также вредно и перекармливание ребенка на ночь, пичканье сладким и т.д. Совершенно очевидно, что необходим тесный контакт с семьей в организации питания детей. Необходимы специальные беседы врача и воспитателя с родителями, консультации. Их советы и рекомендации, чтение соответствующей литературы помогут родителям убедиться в значении для нормального

физического развития детей режима питания и правильного рациона.

    У некоторых детей долгое сидение за столом имеет тесную связь с их общей медлительностью. В таких случаях преодолеть медлительность во время еды помогают интересное трудовое поручение, которое ребенок должен выполнить после завтрака, предстоящая экскурсия, игра, заинтересовавшие его систематические наблюдения и др.

    Оправдывают себя такие приемы подхода к детям с пониженным аппетитом; им дают несколько уменьшенные порции, сажают за стол рядом с детьми с хорошим аппетитом, привлекают к участию в подготовке некоторых блюд (винегрета, салатов, печенья). Используя возрастные особенности дошкольников, их эмоциональность, тяготение ко всему необычному, можно придумать обыденным блюдам такие сказочные названия, как «заячьи блины», «лисичкин суп», «беличья каша».

    Для сохранения и улучшения аппетита у детей необходимо стремиться к тому, чтобы пища была разнообразной и вкусной. Большое значение имеет также и соответствующая обстановка: чистота, красивая сервировка стола, красивая раскладка пищи. Между первым и вторым блюдами не должно быть больших перерывов.

    За столом нужно поддерживать у детей хорошее настроение, но нельзя допускать громких разговоров и смеха, не следует делать им беспрерывные замечания, повышать голос, проявлять нетерпение, заставлять ребенка есть насильно.

    Антропометрические измерения показывает тенденцию у детей к избыточному весу. Иногда причиной избыточного веса является «культ еды» в семье. В этих случаях следует ограничить питание и дома и в детском саду, применив соответствующую диету, проводить лечебную гимнастику, водные процедуры. Но это может быть и показателем нарушения обменных процессов более сложного характера.

    У некоторых детей выявляется сутулость, искривление позвоночника. Наиболее подвержены нарушению осанки дети старшего дошкольного возраста. Если отклонения незначительны, воспитатели и родители подолгу их не замечают. Однако с течением времени недостатки осанки не только уродуют внешний облик ребенка, но и отражаются на состоянии его здоровья: нарушаются функции дыхательных органов, кровеносной системы, органов пищеварения. Поэтому важно своевременно проверять осанку детей, причем эту проверку должен осуществлять врач, опирающийся на научные данные и способный определить даже самые слабые отклонения от нормы.

    Причин нарушения осанки у детей может быть много: несоответствие мебели росту ребенка (неудобная мебель – стулья, столы и раскладушки – вызывают неправильную позу, что и влечет за собой деформацию костной системы); отсутствие систематического контроля за позой детей во время занятий, игр и трудовой деятельности; неправильная расстановка мебели по отношению к свету (некоторые дети, сидя спиной к окну, вынуждены низко наклоняться при рисовании, лепке или счете, что также способствует развитию сутулости и нарушает нормальные функции зрения); слабое общее физическое развитие ребенка.

    Установление причины отклонений в осанке дает возможность наметить профилактические меры: точнее подобрать мебель по росту отдельных детей, подобрать каждому свой стул, пометить его специальным значком, чтобы малыш мог всегда найти его среди других. Рассаживать детей за столами следует с учетом особенностей их зрения, слуха, роста, внимания; но через каждые два месяца детей крайних рядов меняют местами.

    Необходимо регулярно проводить с дошкольниками физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат. Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали на очень мягкой или прогибающейся под тяжестью тела кровати, на одном и том же боку. Не следует разрешать детям  подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокате. Надо следить за тем, чтобы дети не стояли продолжительное время на одном месте, не сидели долго на корточках, не переносили тяжестей. Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой.

    У некоторых детей наблюдается плоскостопие. Развитию его способствует заболевание рахитом, общее пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность. К плоскостопию приводит тесная обувь без каблука, на негнущейся подошве. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные физические упражнения для мышц ног и стопы, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком, ношение удобной обуви с эластичной подошвой и каблуком 1-1,5 см.

    С детьми, страдающими плоскостопием, врач должен проводить корригирующую гимнастику, делать им массаж. Таким детям нужно носить специальную ортопедическую обувь – по указанию врача.

    Частое отклонение от нормального физического развития – близорукость. Она может быть вызвана общим ослаблением здоровья, нарушением режима сна, питания ребенка, нарушением некоторых гигиенических требований, нормативов освещения групповых комнат, напряженной зрительной работой (рассматривание книжек с картинками, просмотр в течении длительного времени диапозитивов, телевизионных передач), а также наследственными факторами.

    Во всех возрастных группах рекомендуется систематически проверять зрение у детей. Факты нарушения нормального зрения очень тревожны, но их можно и предупредить, если принимать профилактические меры: следить за тем, чтобы освещение групповых комнат было достаточным, оборудовать уголки книг в наиболее светлых местах комнаты, следить за правильной позой детей. Ребят с плохим зрением нужно сажать ближе к источнику света. Если дети носят очки, взрослый должен следить за тем, чтобы они не причиняли им неудобств (не перекашивались, не сползали).

    У некоторых детей отмечается нарушение сна. Они долго не засыпают, просят разрешения встать, спят неспокойно. Обычно это дети нервные, легко возбудимые, им надо также оказывать особое внимание. Чтобы ребенок уснул спокойно, бывает достаточно посидеть возле него, даже подержать за руку, приласкать. Спокойствие воспитателя, его доброжелательность, ласка благотворно действуют на детей с повышенной возбудимостью.

    Причиной повышенной чувствительности, нервозности детей может быть неправильное воспитание в семье, проявление родительских чувств. Некоторые родители заласкивают ребенка, без конца его целуют, восхищаются, постоянно стараются доставлять ему удовольствия, избавляют от преодоления самых ничтожных трудностей. В результате нервная система малыша теряет эластичность, не укрепляется, а, наоборот, становится расслабленной и вялой. Если ребенок воспитывается в условиях чрезмерной строгости, это приводит к постоянному напряжению и даже истощению его нервной системы. Постоянные переходы от ласки к строгости также отрицательно действуют на нервную систему дошкольника.

    Нервные дети очень беспокойны, чрезвычайно чувствительны и неусидчивы, с окружающими часто вступают в конфликты. В обращении с такими детьми надо быть спокойным, ровным. Благоприятно влияют на укрепление нервной системы процедуры закаливания, спокойный и достаточный сон. Процедура закаливания – это не только фактор физического воспитания, но и средство формирования воли ребенка. Важным фактором укрепления нервной системы ребенка является жизнерадостная, спокойная обстановка, посильная деятельность.

    Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения

    Е. А. Аркин подчеркивал важность «интимного контакта» при изучении ребенка. Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видит глубокий интерес взрослого к нему, чувствует, что его переживания находят искренний, живой отклик. Без этого нельзя найти ключи к сердцу маленького человека. Только установив доверительные отношения с ребенком, педагог может понять особенности его психики, установить причину отрицательных черт характера. И тогда, искореняя именно эту причину, он сможет воздействовать на ребенка, изменяя его характер в лучшую сторону. Е. А. Аркин отмечал, что часто «за несносным поведением (грубостью, недисциплинированностью, озлобленностью) таится отсутствие каких-то «психических витаминов», неудовлетворенная потребность во внимании, ласке. Когда эта потребность удовлетворялась, наступало чудесное изменение в личности ребенка».

    «Психические витамины» крайне необходимы и в индивидуальном подходе в физическом воспитании. Радостная и содержательная обстановка, чуткое и внимательное отношение к детям поднимают их жизненный тонус, содействуют укреплению их здоровья.

    Особого внимания требуют дети с физическими недостатками. Они остро чувствуют свою неполноценность, часто неуверенны в себе, держатся замкнуто. У них проявляется недоверие к окружающим, а в некоторых случаях – озлобленность. Теплое участие, а не просто жалость, уважение к маленькому человеку, к его индивидуальности помогут развить все хорошее, что заложено в нем от природы, но без помощи взрослого не проявлялось.

    В один из детских садов г. Минска поступил Вадик М. с родимым пятном на правой стороне лица. И хотя он был общительный, развитой, во все вникал, задавал интересные вопросы, дети вначале не хотели с ним играть, становиться в пару. Тогда воспитатель стал привлекать внимание к его положительным поступкам, и похвала его всегда была кстати, звучала неназойливо. Вадику он часто поручал в чем-нибудь помочь товарищам. Дружелюбие мальчика расположило к нему детей, они перестали замечать его недостаток.

    Можно услышать возражение: «А что с Вадиком произойдет в дальнейшем? Ведь не всегда он будет в таком окружении, где умеют не замечать физические недостатки и оценивать истинные достоинства человека?» Это, конечно, так, но если у мальчика будут воспитаны уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, он будет выше обидных замечаний.

    А вот еще пример.

    Много было переживаний у маленькой Иринки, страдающей последствиями полиомиелита. Она не может красиво ходить, быстро бегать. Шумные, подвижные дети не хотели принимать девочку в свои игры, кое-кто даже дразнил. Постепенно она замкнулась, предпочитая одиночество, чувствуя себя чужой среди шумного и веселого коллектива. Никто не пытался вступить с нею в тот «интимный контакт», в котором она так нуждалась.

    Новый воспитатель сумел установить дружеские отношения с Ирой. Он даже так организовал выступления на празднике, чтобы не привлекать внимания к ее недостатку: дети сидели в зале вдоль стены и выступали, не выходя на середину. Так и Ира, поднявшись со своего места, прочитала наивные, но искренние стихи собственного

сочинения. Это выступление послужило началом вхождения девочки в коллектив.

    Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспитатель учитывает его индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное педагогическое воздействие. Он стремится своевременно скорректировать поведение ребенка, помогает преодолеть отдельные негативные черты, которые могут осложнить привыкание к новым условиям школьного обучения.

    Индивидуальные особенности ребенка связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

    И. П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

    1) силу возбуждения и торможения;

    2) уравновешенность или неуравновешенность этих процессов;

    3) их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил четыре типа высшей нервной деятельности. Напомним их воспитателю:

  1. Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Холерик горяч, вспыльчив, но отходчив. Быстрый в своей деятельности, но не обладает выдержкой. Очень впечатлителен, трудно переключается с одного настроения на другое.
  2. Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Сангвиник быстро реагирует на окружающие события, неудачи и неприятности, переживает легко, добродушен, движения быстрые.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный, соответствует флегматическому темпераменту. Флегматик медлительный, невозмутимый, хладнокровный, с устойчивыми стремлениями и настроением, внешне не выдает своих переживаний.
  4. Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости и малой подвижности, соответствует меланхолическому темпераменту. Меланхолик глубоко думает и чувствует, он прежде всего обращает внимание на трудности, внешне вяло реагирует на окружающее, работоспособный, но обидчив и мнителен.

    Известно, что дети-флегматики медлительны и усидчивы, темп их деятельности неторопливый. Они не могут быстро ответить на вопрос, переключиться с одного дела на другое. Зная эти особенности, воспитатель не пытается торопить детей, так как постоянное поторапливание излишне нервирует их и может привести еще к большей скованности и потере инициативы. Воспитатель предпочитает не делать им замечаний относительно темпа их деятельности, чтобы не привести к развитию у детей-флегматиков неуверенности в своих силах, а у сверстников создать чувство превосходства над ними и соответствующее отношение («Мы знаем, что он копуша. Он опять самым последним будет»).

    Задача воспитателя в подготовке таких детей к школе – способствовать развитию уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие ребенку выполнение задачи в более быстром темпе. Это достигается своевременным формированием у детей соответствующих умений и навыков, обучением наиболее целесообразным способам организации своей деятельности, развитием самостоятельности. Воспитатель часто использует по отношению к таким детям приемы опережающего воздействия, т.е. заблаговременно напоминает им о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении срока завершения работы, о предстоящей деятельности. Такие указания помогают ребенку вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело. Воспитатель использует разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более активным и целенаправленным действиям.

    По-иному строится подход к детям с чертами холерического темперамента, для которых характерны непоседливость, подвижность, потребность в шумных играх. Такие дети часто настолько увлекаются своими делами, общением со сверстниками, что не слышат указаний воспитателя. На занятиях они нередко приступают к выполнению задания, не выслушав объяснения до конца. Работу выполняют быстро, но часто очень небрежно, не замечают допущенных неточностей и ошибок. Эти черты поведения, закрепляясь, могут стать серьезным препятствием для успешного школьного обучения.

    Дети холерического темперамента благодаря своей безудержной активности всегда находятся в зоне повышенного внимания воспитателя и нередко считаются трудными. Неконструктивный подход воспитателя к таким детям выражается в жестком контроле за активностью, в замечаниях, направленных на ограничение их потребности в активных действиях. Находясь в атмосфере постоянного одергивания, сдерживания желаний, ребенок становится нервным, конфликтным, перестает реагировать на взрослого. Это приводит к потерям в формировании его личности и готовности к школьному обучению.

    Задача воспитателя состоит не в том, чтобы чрезмерной строгостью и ограничением активности перегружать и без того слабые тормозные процессы ребенка, а в правильной организации его образа жизни в группе. Главное – дать полезное направление выходу детской энергии. Поэтому детей с холерическим темпераментом надо приобщать к интересным и полезным делам, играм, давать разнообразные поручения, в которых находит выход их природная активность. На занятиях можно попросить ребенка повторить задание, проверить, правильно ли оно выполнено, и дать оценку своей работы и работы сверстников. Воспитатель помогает ребенку осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом труда («поспешишь – людей насмешишь»), поощряет проявление старательности и терпения. Организует спокойную деятельность для укрепления тормозных процессов (конструирование, рисование, ручной труд). Использует приемы сдерживания активности («Подожди начинать, сначала подумай еще раз», «Не спеши дальше рисовать, подожди, пока лучше просохнет краска»). Полезным для данных детей является прием, который ставит ребенка в позицию объясняющего, обучающего других: «Расскажи Саше и покажи, как склеить домик. Научи Нину строить мост из конструктора». Правда, сначала ребенок может быть несдержан, резок, но напоминание воспитателя о том, что он учитель, что он должен быть внимательным и терпеливым по отношению к своим ученикам, помогает ребенку-холерику через эту новую роль упражняться в более спокойном и сдержанном поведении.

    Ребенок-холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашивания. Главное – не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его, приучать ребенка выполнять правила культуры поведения: говорить спокойно, учитывать интересы сверстников, уступать. Старшему дошкольнику нужно терпеливо разъяснять, что недопустимо резко реагировать на замечания взрослых, слишком бурно выражать свое недовольство, желания, чувства. Важно показать ребенку-холерику красоту культурных поступков, проявления сдержанности, внимания к другим людям.

    Постепенно под влиянием правильного подхода воспитателя поведение ребенка-холерика приобретает необходимые для школьного обучения черты целенаправленности и организованности.

    Ребенок сангвинического темперамента отличается живостью, жизнерадостностью, активностью, любознательностью. Он достаточно работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. В школе процесс адаптации к новому режиму, коллективу, требованиям учителя протекает у таких детей довольно быстро и благоприятно.

    Ребенок-сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится к ее прекращению. Он может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручения воспитателя и предпочесть более интересное занятие. Способность быстро переключаться с одной деятельности на другую при неправильном руководстве может привести к развитию у ребенка отрицательных черт: разбросанности, излишней беспечности в отношении к своим обязанностям, неустойчивости во взаимоотношениях со сверстниками, быстрой смене привязанностей.

    Главное, что становится предметом особого внимания воспитателя при подготовке таких детей к школе, - это формировать умение доводить начатое дело до конца, не допускать развития привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность.

    К данным детям можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново и самому оценить полученный результат. Не следует поддерживать стремление детей-сангвиников к слишком частой смене деятельности, полезнее попытаться углубить интерес к тому или иному занятию, показать его новые, привлекательные стороны, направить активность на освоение более сложных умений и навыков. Важно поощрять настойчивость таких детей, их старательность, целеустремленность. Постоянно повышая требования к детям, воспитатель добивается устойчивости поведения и результативности деятельности.

    Особого внимания заслуживают дошкольники с проявлениями меланхолического темперамента. Они отличаются повышенной чувствительностью, обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. В школе они обычно дольше других адаптируются, с трудом входят в новые условия. Бережный, гуманно-личностный подход к ребенку-меланхолику наиболее соответствует его способностям и  дает высокие воспитательные результаты. В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, тревожность, активность их затормаживается. Дети быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки.

    Непонимание воспитателем индивидуальных особенностей данных детей нередко приводит к неправильным оценкам: их считают ленивыми, пассивными, неспособными. Делают им замечания при всех, дают отрицательные оценки. Все это усиливает развитие у детей неуверенности в своих возможностях. Дети-меланхолики часто выпадают из сферы особого внимания воспитателя, так как не нарушают порядок и ведут себя в группе незаметно. Тем самым они лишаются той поддержки взрослого, без которой невозможно полноценное развитие личности.

    Главная задача воспитателя в подготовке таких детей к школе – поддержать их, вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью соответствующей положительной оценки их поведения, создания установок на проявление воли, настойчивости, выражения уверенности в возможностях ребенка хорошо выполнить новое дело. («Я знаю, у тебя должно получиться. В прошлый раз, помнишь, как хорошо получилось?»).

    Детям целесообразно поручать такие дела, с которыми они справятся и результаты которых  увидят сверстники (если ребенок хорошо рисует, можно попросить его украсить узором рамочку для доски дежурных, сделать игрушку в подарок малышу и т.д.). Успех окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в своих силах при решении более сложных задач. Большое значение для таких детей имеют близкие контакты с воспитателем, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию.

    Динамическим стереотипом И. П. Павлов называл устойчивую систему условных рефлексов, возникающих в результате действия на нервную систему ребенка устойчивых раздражителей (первой или второй сигнальной системы). Скорость образования и прочность динамического стереотипа зависят как от характера действующих раздражителей, так и от типа нервной системы. У людей меланхолического темперамента ломка динамического стереотипа проходит болезненно, образование новых систем временных связей носит затяжной характер.

    Свойства нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом ).

    До сих пор бытует мнение, что ребенок со слабым типом высшей нервной деятельности должен вызывать тревогу и опасение, хотя советские психологи В. Д. Небылицин, Б. М. Теплов, В. С. Мерлин и др. научно опровергли это. Такие особенности этого типа, как высокая чувствительность, впечатлительность, дружелюбие к окружающим, являются, безусловно, положительными качествами личности. Но индивидуальные особенности ребенка, вызванные неуравновешенным состоянием нервной системы, требуют более внимательного отношения к нему. Конечно, в каждом случае требуются особые методы и приемы, но есть и некоторые общие правила.

    Возбудимых детей необходимо оберегать от обилия развлечений, частой сменой впечатлений и обстановки. Обращение с такими детьми должно быть всегда только спокойным и ровным. Для них чрезвычайно важен твердый режим, по которому довольно много времени отводится сну и отдыху. Безразличных, вялых детей нужно приобщить к коллективу, давать им поручения, привлекать к подвижным играм, побуждать к активной деятельности.

    В качестве методов определения темперамента детей дошкольного возраста можно использовать беседу, наблюдения за ними в различных видах деятельности. Кроме того, можно проводить и специальные игры: «Веревочка» - в целях выявления скорости движения, формы и силы реакции; «Так можно, так нельзя» - для выявления формы поведения при встрече раздражительного и тормозного процессов; «Сумей промолчать» - для выявления выдержки и торможения. Чтение сказки (печальной или веселой) помогает выявить эмоциональность детей.

    Для изучения и составления характеристики детей используются различные приемы.

    В качестве примера можно привести такую характеристику.

    Лена К. 6 лет.

    Отклонений в физическом развитии нет. Семья состоит из 4 человек (Лена, брат 14 лет, мать – домохозяйка, отец – инженер). Семья оказывает положительное воспитательное влияние. Девочка дисциплинирована, поведение дома и в детском саду одинаково. Любит точность, если даст слово, то обязательно сдержит. Переживает, если ей приходится в силу определенных обстоятельств изменить данному слову. Начатое дело доводит до конца, во всем старается быть самостоятельной. Очень общительна, со всеми дружна, всех в группе любит, и ее любят, с детьми быстро сходится. Любит делиться своими мыслями, переживаниями, отзывчивая и чуткая, всем старается помочь: матери, воспитателю. Настроение всегда хорошее. Впечатлительна, переживает за героев сказок и рассказов, но вначале должна обязательно выяснить, кто хороший, а кто плохой. После неудачи довольно скоро успокаивается. Хорошо распределено внимание. Движения в среднем темпе. Нельзя ее назвать трусихой, но в отношении смелости тоже ограниченна, не любит незнакомых мест. Довольно скоро переключается на новую ситуацию в игре, в физических упражнениях; проявляет терпение в игре, где нужно подождать. При проведении игры «Найди и промолчи» выполняла все правила, мимикой выражала желание помочь другим. Засыпает и просыпается быстро и так же быстро переходит от состояния покоя к активной деятельности, и наоборот. Не любит никаких медицинских процедур. Это объясняется тем, что ей пришлось лежать в больнице, о чем у нее остались неприятные воспоминания. Любит лепить, рисовать, любит музыку и балет.

    Воспитатель на основе наблюдений и проведения экспериментальной работы делает вывод, что в основе темперамента девочки – сильный, подвижный, уравновешенный тип, но темперамент сангво-флегматический (в сторону сангвиника).

    Есть довольно много детей застенчивых и нерешительных. Эти черты характера могут быть вызваны не только особенностями нервной системы, но и слабостью физического состояния ребенка. Причиной застенчивости может быть и неправильное воспитание ребенка в семье – подавление его самостоятельности, инициативы.

    Общие усилия воспитателей, медицинского персонала и родителей должны быть направлены на устранение причин, оказывающих неблагоприятное влияние на развитие ребенка.

    C позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная воспитателем эффективная тактика индивидуального подхода к детям получила свое дальнейшее развитие в семье и в соответствующем подходе к ним учителя.

    Умение воспитателя поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в группе, укреплять культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляет важное условие подготовки ребят к школьному коллективу. Педагог, стремящийся к тому, чтобы его воспитанники, став школьниками, быстро адаптировались в классе, подружились с ребятами, внимательно наблюдает за их поведением в группе. Он хорошо знает, с кем чаще всего играет тот или иной ребенок, есть ли у него свой круг общения, как развиваются его контакты с детьми. Особое внимание он уделяет детям, испытывающим затруднения в общении со сверстниками. Налаживая дружеские контакты непопулярных детей со сверстниками, воспитатель, с одной стороны, обогащает умение и навыки данных детей, развивает их склонности, интересы, помогает им накопить необходимые для содержательного общения со сверстниками умения, т.е. создает предпосылки для контакта с детьми. С другой стороны, он целенаправленно перестраивает отношение самих ребят к непопулярным сверстникам, специально обращая внимание на их успехи, новые достижения, хорошие качества, а также демонстрируя, подчеркивая свое заинтересованное отношение к непопулярным детям. Такой подход часто дает положительные результаты и помогает найти непопулярному ребенку друга, партнера для игры и тем самым обеспечивает так необходимую будущему школьнику практику дружеского общения со сверстниками

    Если воспитатель заботится об установлении в группе отношений дружеского доверия и симпатии, то он должен:

    - постоянно выражать ко всем детям заинтересованное, доброе отношение;

    - эмоционально-выразительно проявлять себя в общении с детьми, демонстрировать свое отношение к поступкам, чтобы дети научились «читать» эмоции, без чего невозможны взаимопонимание и контакт;

    - сделать свое общение с детьми, а также общение детей друг с другом предметом особого внимания. Анализировать состояние коммуникативной активности дошкольников, выявлять причины ее снижения, усиливать эмоциональный и содержательный контакт с детьми, не проявляющими стремления к общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального     подхода в  детском сад...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Личностный подход к детям второго года жизни, при поступлении в детский сад (адаптационный период первой младшей группы)...

Индивидуальный подход в воспитании ребёнка

Воспитатель должен помочь каждому ребёнку, пришедшему в детский сад. Для этого он должен изучить индивидуальные особенности, возможности детей. На основе своих знаний и умений оказывать помощь ребёнку...

Индивидуальный подход в воспитании ребенка.

В статье описаны взгляды известных педагогов на индивидуальный подход в воспитании.Раскрывается особенности индивидуального подхода в различных видах деятельности....

Индивидуальный подход в воспитании ребенка

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Все начинается с детства....

Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада

Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада...


 

Комментарии

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

СПАСИБО ЗА МАТЕРИАЛ...