«Двигательно-оздоровительные моменты в режиме дня- элементы психогимнастики, физминутки, двигательные паузы»
консультация по теме

 

В наши дни все знают, что физкультура и спорт полезны для здоровья, что же касается роли движении для физического и психического развития ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах, посвященных воспитанию детей.

За время пребывания в детском саду дети проходят большой путь в развитии движении. Именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой  единую систему воспитательно – оздоровительных  мероприятии в режиме дня. Включающую  ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятии, подвижных игр и развитии в помещении и на свежем воздухе.

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятии, достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

   Цель проведения физкультурной минутки- повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях.  Обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятии, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

   Исходя из этого, для  физминутки составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнении для больших групп мышц, активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течении 1,5-2 минут. И физические упражнения, и игры должны быть детям хорошо знакомы.

  Полезно содержание физкультурных пауз строить на программном  материале, включая в них упражнения, знакомые детям , или упражнения, способствующие подготовке нового двигательного действия.

   Дети дошкольного возраста, выполняя упражнение, не умеют правильно сочетать движение с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкульт минутки помогают решить эти проблемы, чтобы научить  детей правильно дышать при выполнении упражнений. Надо предложить при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова, например: при наклоне вперед протяжно произнести звук  «ш –ш- ш» как шипят гуси, как сдувается шарик.

  На эффективность проведения физкульт минуток влияет качественное и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособии и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение  оставит неизгладимый след в памяти дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движении. От правильного дыхания во многом зависит  здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальное дыхательное упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, улучшают функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность  и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. Для того чтобы правильно дышать, нужно научится управлять дыхательными мышцами, всячески их развивать. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходимы специальные дыхательные упражнения.

Точечный массаж-элементарный прием самопомощи своему организму.  Упражнения точечного массажа  учат детей сознательно заботится о своем здоровье и являются профилактикой заболеваний.

  Специальные дыхательные упражнения лучше проводить в начале занятии, так как они требуют внимания и кроме того, создают благоприятные  условия для дальнейшей физической деятельности, положительный эмоциональный настрой. Продолжительность каждого комплекса, состоящего  из нескольких упражнении точечного массажа и дыхательной гимнастики, составляет 1-2 минуты.

  Каждое упражнение для ребенка- это маленькая победа в своем физическом совершенствовании. Наблюдение за выполнением упражнении дает возможность воспитателю оценить у каждого ребенка уровень физической восприимчивости тех или иных мышечных нагрузок, и, тем самым , индивидуализировать  объем иколичество повторений. Вместе с тем целый ряд упражнении требует физического  напряжения в течении определенного  времени, что может вызвать у детей  ощущение рутинности физических тренировок. Поэтому все упражнения имеют названия, символизирующие на время его исполнения подражание каким- либо действиям различных персонажей из известных произведении и сказок, а также, предметов, птиц, рыб, зверей, деревьев и т.п. Это позволяет детям лучше запомнить и качественнее выполнять упражнения. При этом выполнение упражнении и, особенно, повторений должно сопровождаться  фразами и выражениями  воспитателя, стимулирующими в сознании ребенка поддержание образа объекта подражания. Каждое упражнение выполняется в течении двух недель, то есть 8 раз, следуя от более легкого к сложному. Все они способствуют  развитию или гибкости, или подвижности суставов, или укреплению определенных мышц шей, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и осанки. Весь комплекс вместе с рисунками можно оформить в виде консультации для родителей , и предложить им выполнять эти упражнения дома вместе  с детьми, что, несомненно, поможет повысить интерес детей и родителей к физкультурным занятиям.

 

Хотим ли мы быстро сбросить утомление, напряжение, волнение, скованность  мысли? Побыстрее прийти в себя?

 Полное расслабление мышц- неплохое средство для самоуспокоения.

 

 

  1. Стоя или сидя, уроним голову на грудь, как это делает, засыпая, крайне усталый человек(поза кучера). В этой позе легко покачиваем головой из стороны в сторону( как будто шея резиновая).

 

  1. Из положения сидя прямо с расслабленными руками заваливаемся на бок всей тяжестью. Вправо, влево, попеременно.

 

  1. Стоя, сидя или равномерно шагая, раскачиваем расслабленные руки как маятники, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду колебаний (пустые рукава на ветру).

 

  1. Сидя или лежа. Плечи висят (лежат) свободно. Двигается предплечье. Согнем под прямым углом. Опустим свободно, как плеть, так, чтобы оно падало  лишь под воздействием собственной тяжести. Попеременно слева и справа. В комбинации с расслаблением кистей и пальцев.

 

  1. Стоя на низкой подставке или на толстой книге, свободно качаем висящей ногой, как разболтанным маятником,  затем другой.

 

  1. Сидя, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях. Покачиваем бедрами, сдвигая и раздвигая колен. Вытянув одну ногу, слегка приподнимаем её.

 

 Хорошее средство сохранения спокойствия.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательно-оздоровительные моменты на занятиях

Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки для детей средней группы....

Организация двигательно-оздоровительных моментов на занятиях дошкольников в группе

Организация оздоровительных моментов на  занятиях дошкольников...

Организация двигательно-оздоровительной работы в ходе режимных моментов

В движении заложены огромные возможности физического, творческого, художественного потенциала личности....

Консультация для воспитателей «Двигательно-оздоровительные моменты на занятиях

На занятиях в дошкольных учреждениях традиционно применяются так называемые «физкультминутки». Ничуть не оспаривая значимости этой формы, можно отметить, что ее собственно развивающе-воспитательный эф...

Двигательно-оздоровительные моменты на не физкультурных занятиях в течение дня.

Двигательно-оздоровительные моменты на не физкультурных занятиях  в течение дня....

Физминутки, двигательные паузы.

Физминутки, двигательные паузы....