Комплексный сценарий по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Юные экологи».
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Картавых Валентина Васильевна

Комплексный сценарий  по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста  «Юные экологи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_ekologii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный сценарий  по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста  «Юные экологи»

Приоритетная образовательная область: «Познание»: познакомить детей с многообразием в природе.

В интеграции:

  • «Познание»: закреплять знания об овощах (форма, цвет, размер), о сезонных явлениях и о труде людей в природе, развивать наблюдательность, внимание, закреплять умение сравнивать большое - маленькое, больше – меньше.
  • «Труд»: учить детей аккуратно обращаться с семенами, землей и оборудованием для посадки, самостоятельно пикировать сеянцы, воспитывать желание трудиться.
  • «Коммуникация»: развивать способности  анализировать и на основе анализа делать логические умозаключения,  отражать знания в речи.    
  • «Социализация»: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
  • «Физическая культура»: формирование потребности в двигательной активности.

Подготовительный этап:

1.        Чтение сказок про овощи («Репка» р/н, «Чипполино» Дж. Родари, «Огурцы» Н. Носов, «Вершки и корешки» р/н)

2.        Чтение малых фольклорных форм (пословицы, потешки)

3.        Загадывание загадок

4.        Рассматривание изображения овощей, составление описательного рассказа по схеме

5.        Продуктивная деятельность (рисование иллюстраций к сказкам, лепка героев сказок, овощей)

6.        Посадка семян помидора и наблюдение за ними

Материал:

1.        Иллюстрации овощей

2.        Стаканчик с сеянцем, горшочек с землей, лопаточка (на каждого ребенка)

3.        Влажная салфетка для рук

4.        Фартук для детей

5.        Презентация: виды помидоров, логические схемы, схема последовательности роста растения, иллюстрации «Береги природу»

Дети  входят в зал.

В- Здравствуйте ребята!

Д- Здравствуйте!

В- Отгадайте загадку: Как на нашей грядке,

                                     Выросли загадки-

                                     Сочные да крупные,

                                     Вот такие круглые.

                                     Летом зеленеют

                                     К осени краснеют.

Д - Это помидор.

В - Правильно.

Педагог приглашает детей подойти к  столам.

 

В - А что у вас в стаканчиках на столе?

Д - Это сеянцы помидора.

В - Правильно. Откуда они у вас?.................

Д - Мы посеяли семечко помидора, оно проросло, появился росток, и теперь его надо пересадить в стаканчик побольше.

В - А почему его надо пересадить в стаканчик побольше?

Д – Потому что, помидор растет, ему будет тесно в маленьком стаканчике.

В - Правильно. Мы пересадим сеянцы в эти горшочки.

Пересаживание сеянца из маленького горшка в большой горшок называется пикировка.

Скажем вместе - ПИКИРОВКА. Посмотрите, как я буду это делать.

Лопаткой делаем ямку в большом горшке, затем за стебелек аккуратно берем сеянец и подкапываем снизу лопаткой, аккуратно вынимаем сеянец и сажаем в ямку большого горшка, закапываем. (педагог рассказывает и показывает)

Дети пикируют помидоры в своем режиме, педагог помогает.

С помощью влажных салфеток дети вытирают руки.

В- А какой будет сеянец помидора, когда вырастет?

Д- Это будет куст, у него есть корни, стебель, листья, цветы, плоды, в плодах семена, семена потом опять можно посадить.

В- Зачем нам нужна рассада?

Д- Мы посадим ее в огород.

В- Правильно,  пойдемте сейчас в огород.

Физкультминутка

Пойдем с тобою в огород,             -  ходьба на месте

Немало там у нас забот.                – правой рукой «вытираем» лоб

Возьмем лопаты, тяпки,                - имитация вскапывания

Взрыхлим, прополем грядки,        - присев «пропалываем»

Потом польем из лейки                  - «поливаем из лейки»

И сядем на скамейки.                     – сели на корточки

 

Дети подходят к доске с иллюстрациями.

В- Ребята, мы пришли в огород. А какие  еще растут овощи в нашем огороде?

Д- Морковь, свекла, капуста, картошка, перец, лук, огурцы.

В- Ребята, какие части этих овощей съедобные?

Д/игра «Вершки и корешки»

Задачи: научить детей определять съедобную часть растений, закреплять название частей растений, закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Педагог предлагает красной стрелочкой показать съедобную часть растения.

 

В – Ребята помогите мне определить съедобную часть растения красной стрелочкой.  

Дети прикрепляют стрелочки на иллюстрации. Педагог спрашивает у детей, почему они так  расположили стрелку.

Д – у свеклы, моркови, картошки, репы съедобный корень, у огурца, помидора, капусты – верхняя часть, у лука съедобные и вершки, и корешки.

В- какую часть помидора  едят люди?

Д- Плоды, помидоры.

В- А какие бывают  плоды помидора?

Д- Плоды помидора бывают:

Д/И «Назови прилагательные»

Дети перечисляют прилагательные характеризующие плоды помидора.

Д - Круглые, красные, желтые, зеленые, длинные, маленькие, большие, сочные, гладкие и т.д. .

В - Давайте посмотрим, какие еще бывают помидоры

Педагог предлагает детям пройти и сесть возле экрана на ковер.

Д/И «Сравни и назови»

Педагог предлагает на экране иллюстрации  разных видов помидор, задача детей сравнить и отразить в речи результат сравнения: большой – маленький, вытянутый, овальный – круглый, желтый – красный.

 

В- ребята, а  какой же помидор вырастет, если мы все сделаем по этой схеме.

Схема –  цветок – куст – семечко – помидор

Д – ничего не вырастет, потому что надо по другому

Д/И «Что сначала, что потом»

Дети должны расставить  стрелки  и определить, что надо сделать в первую очередь, и что получиться в конце.

Д - семя - куст – цветок – плод

В – Правильно, все помидоры растут одинаково,  куст у всех одинаковый, семена одинаковые, а помидоры разные, это потому, что в природе все многообразно.

В - Где еще в природе встречается многообразие

Д - Кошки и собаки, разных пород.

В – Правильно. Так же как и животные разделяются на виды и породы, растения разделяются на виды и сорта. Чтобы сохранить все многообразие природы, к ней нужно бережно относиться.

На экране показаны иллюстрации «Береги природу»

В – Как мы с вами можем сохранить многообразие природы?

Дети - не мусорить, не рвать и не топтать цветы и т.д. (схемы)

Молодцы!

Список используемой литературы

1. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. М., 2009.

 2. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 2000.

 3. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005

4. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «ОТКРОЙ СЕБЯ»//- Журнал «Дошкольное воспитание» №№ 2, 6, 7, 10 ,1998 г.

5. Рылеева Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «ОТКРОЙ СЕБЯ». — М.: Гном — Пресс,-1998 г.-  48 с.

6. Рылеева Е.В. Педагогическая технология «Открой себя» //Журнал «Детский сад от А до Я», -2005 г. — № 5 (11)

7. Наш дом-Природа : Программа экол. образования дошкольников / Рыжова Н. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»

Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...

Перспективное планирование кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Юные экологи»

Пояснительная запискаВ настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их эко...

Программа кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Юные экологи»

Программа кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Юные экологи»...

Конспект ООД в группе старшего дошкольного возраста «Юные экологи-исследователи» 2022г

Цель: развитие экологического образования (детей) через опытно - экспериментальную деятельность.Задачи:образовательные:- расширение представлений о предметах и явлениях природы, их взаимосвязи;- ...

Рабочая программа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста «Юные натуралисты»

Данная программа обеспечивает полноценное экологическое образование детей старшей группы на фоне эмоционального благополучия воспитанников и положительного отношения к окружающему миру, к себе и други...

Программма нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста "Юный патриот"

Программа нравственно-патриотического воспитания разработана в соответствии с ФОП ДО, федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  и  с учетом примерной ос...