Компонентный состав здоровьесберегающей среды в ДОУ
консультация по теме

Анохина Наталья Александровна

Консультация раскрывает содержание понятия здоровьесберегающая среда в ДОУ и ее компоненты (образовательный процесс, предметный, социальный)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komponentnyy_sostav_zdorovesberegayushchey_sredy.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Компонентный состав здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Эффективность процесса физического воспитания детей дошкольного возраста обусловлена, в основном, двумя группами факторов:

1) детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям;

2) в дошкольном возрастном периоде происходит:

  • становление двигательных способностей;
  • формирование базовых двигательных умений и навыков;
  • создание фундамента двигательного опыта, необходимого в жизненной практике;
  • формирование здорового образа жизни.

Если учитывать то обстоятельство, что двигательная деятельность ребенка является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития различных сфер личности, то становится очевидной необходимость разработки вопросов совершенствования здоровьесберегающих технологий.

Поэтому, полноценный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ невозможен без создания здоровьесберегающей среды.

Здоровьесберегающая среда в дошкольном образовательном учреждении представляет собой систему, состоящую из воспитательно-образовательного процесса, социального и предметного компонентов, через которые педагогический коллектив обеспечивает всестороннее развитие ребенка

К социальному компоненту здоровьесберегающей среды в ДОУ относятся:

  • педагогический персонал, осуществляющий в практической деятельности здоровьесберегающие технологии, в том числе физкультурно-оздоровительную работу,
  • медицинский персонал, призванный обеспечивать контроль в состоянии здоровья дошкольников;
  • семья, соседи, родственники и пр.

Кроме того, социальный компонент имеет огромные воспитательные возможности воздействия на ребенка. С одной стороны это делает двигательные действия ребенка коммуникативными, с другой - общение в двигательных действиях раскрывает ребенку значимость выполняемых физических упражнений. И, наконец, третья сторона в общении происходит с помощью физических упражнений при взаимодействии в коллективных действиях игры. Например, «передачи мяча», «танец в паре» - совместные социальные действия, от слаженности в которых зависит конечный результат.

Предметный компонент представлен:

  • физкультурно-оздоровительной базой;
  • играми, игрушками, физкультурно-спортивным оборудованием, инвентарем, тренажерами и пр.;

Схема координации воспитательно-образовательного процесса, в том числе и организация здоровьесберегающей среды, в детском образовательном учреждении представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема координации воспитательно-образовательного процесса

Специалист физического воспитания ДОУ выступает в роли организатора всей методической и консультативной работы физкультурного процесса. Главным направлением деятельности специалиста по физической культуре является формирование и развитие системы физического воспитания, повышение методического уровня работы всего педагогического персонала, объединение усилий педагогов и медиков в решении оздоровительных задач.

Медицинский работник проводит консультативную работу с инструктором по физкультуре, воспитателями, музыкальными руководителями - по обследованию физического развития детей-дошкольников, по профилактике заболеваний, общеукрепляющим и закаливающим процедурам, а также контроль в состоянии здоровья дошкольников.

Музыкальный руководитель обеспечивает музыкальное сопровождение при проведении всех физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, а также составляет совместно с воспитателем и инструктором по физическому воспитанию интегрированный план занятий.

Старший воспитатель координирует работу педагогов в данном направлении.

При построении здоровьесберегающей среды ДОУ выделены следующие наиболее важные направления:

  • соответствие предметного окружения санитарно-гигиеническим требованиям и нормам;
  • создание предметной среды по оздоровлению детей, закаливанию, профилактике заболеваний;
  • обеспечение положительного эмоционального состояния дошкольников;
  • условия для полноценного физического развития, удовлетворения потребностей в разнообразной двигательной активности;
  • условия для формирования привычек здорового образа жизни.

Таким образом, в процессе физического воспитания необходимо создать условия, в которых физические и духовные возможности ребенка раскрываются во всей полноте.

Особое внимание необходимо уделять возможностям ощущения детьми радости от активного участия в различных формах занятий физической культурой, закаливающих процедур, оздоровительной гимнастики.

Формирование здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении происходит только при постоянном и последовательном применении оздоровительных мероприятий соответствующей направленности и под контролем педагогического коллектива. Только тогда можно добиться, чтобы дети были здоровыми, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровня физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...

Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...

Формирование педагогом - психологом здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве по средствам здоровьесберегающих технологий

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации  становится гармоническое развити...

Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....

Долгосрочный проект «Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО Профилактика плоскостопия.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...