"Мой дом - мой друг" (проект по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников посредством валеологии).
проект (подготовительная группа) по теме

Чевелева Ольга Викторовна

Творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе самосозидания и создания вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.

Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 438 Г.О. САМАРА

_______________________________________________________________________________

Утверждаю Заведующий

МБДОУ детский сад

№ 438 г.о. Самара

__________________

Сороки

Методическая разработка

для воспитателей городского округа Самара

«Мой дом – мой друг»

(проект по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников посредством валеологии)

Подготовила: Чевелева Ольга Викторовна

Самара, 2012

Актуальность. Важная задача современного дошкольного образования – создание условий для расширения и обогащения «Я-концепции» ребенка в совместной с другими людьми творческой деятельности в окружающем мире.

Творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе самосозидания и создания вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.

Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии,  самопостроению,  самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни экологически здоровой окружающей среде.

Новизна. Предметом наших педагогических изысканий стала проблема реализации со старшими дошкольниками валеологических проектов, содержанием которых было вовлечение детей в экспертизу условий своего непосредственного ближайшего окружения, а именно дома и детского сада.

Включение воспитанников в оценку своего микросоциума, а в первою очередь своего дома, направлено на формирование восприятия дома как одухотворенного пространства, осознание необходимости его креативного созидания, сотворение наиболее оптимальной среды обитания, здоровье сберегающего пространства. Такая деятельность способствует реализации гуманистических идей жизнетворчества как высшей формы существования человека в окружающем его мире, является одни из способов привлечения родителей к совместному с детьми творчеству.

Цель: Наполнить представления детей о доме экологическим содержанием, сформировать личностное отношение к дому как ценности, одухотворенному пространству.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители, медицинский работник, психолог.

Тип проекта: практически-деятельностный, проблемно-поисковый, творческий, групповой.

Гипотеза: Через оценку и преобразование своего микросоциума, воспитанники начнут воспринимать свой дом как ценностно-одухотворенное пространство.

Сроки реализации: октябрь 2012 года - апрель 2013 года.

Этапы проекта:

  1. Мотивационный этап (целеполагание) – погружение в проект:
  • Прочтение и обсуждение сказки К. Чуковского «Федорино горе», с оценивание качеств настоящего хозяина дома (Ответственные: воспитатели)
  • «Экскурсия» по собственному дому с оценкой условий для поддержания здоровья: соблюдение режима проветривания комнаты, поддержание чистоты, наличие или возмозность создание в комнате «мини-спортзала», наличие индивидуальных туалетных принадлежностей, степень безопасности электроприборов и исправность водопроводных кранов и т.д. (Ответственные: родители).
  • Заполнение таблицы по результатам первой экскурсии, в которой дети выставляют оценки (по 5-ти бальной шкале) по организации своего жизненного пространства, а затем вместе с родителями определить меры «помощи» своему дому для исправления недочетов (Ответственные: родители).
  1. Планирование деятельности – разработка
  • Вторая «экскурсия» (Ответственные: родители).
  • Установление направлений деятельности: организация озеленения квартиры, оценка интерьера с точки зрения цветотерапии, выявление экологического состояния квартиры (Ответственные: педагоги и родители).
  • Консультация для и задания для детей и родителей (Ответственные: педагоги).
  • Проектирование «уголка хорошего настояния дома» (Ответственные: педагоги).
  • Выставка детских рисунков «Мой дом – мой друг» (Ответственные: педагоги).
  • Фотовыстовка «Мой уголок хорошего настроения» (Ответственные: педагоги).
  1. Практически-деятельностный – выполнение проекта:
  • Составление валеологических паспортов квартиры (Ответственные: педагоги и родители).
  • Составление валеологического паспорта группы (Ответственные: педагоги).
  • Демонстрация инструкционной карты (Ответственные: педагоги).
  • Заполнение фотоальбомов по этапам проекта (Ответственные: педагоги).
  • Дидактические игры: «Наведи порядок», «Кто в доме главный», «Как построить умный дом?» (Ответственные: педагоги).
  • Беседы на тему организации задорого жизненного пространства.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Консультирует доктор», «Спросим дизайнера», «Семейные хлопоты» (Ответственные: педагоги).
  • Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Экологические сказки», народные пословицы и поговорки. (Ответственные: педагоги).
  • Выполнение элементарных трудовых поручений в группе (вытирание пыли, анализ игрушек на степень безопасности, поливание цветов в уголке природы, уборка кроваток, уборка игрушек. (Ответственные: педагоги).
  • Конкурс на самый опрятный шкафчик. (Ответственные: педагоги).
  • Конкурс рисунков «Дом для домовенка Кузи»  (Ответственные: педагоги).
  1. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов):
  • Презентация валеологических паспортов.
  • Презентация фотовыставки
  • Награждение победителей конкурса рисунков «Дом для домовенка Кузи».
  • Итоговое мероприятие «Здоровый дом».

Задачи проекта:

1. Сформировать экологическое представление детей о доме;

2. Познакомить с основами здорового образа жизни;

3. Развить аналитические способности посредством экспертизы условий своего ближайшего окружения.

4. Вовлекать детей в игры, направленные на формирование здоровьесберегающих представлений.

5. Создать здоровьесберегающего пространство в группе.

6. Включать воспитанников в анализ и преобразование своего микросоциума.

5. Укрепить связи между детским садом и семьёй.

Механизмы реализации проекта:

  1. Реализация плана мероприятий по формированию экологических представлений,
  2. Внедрение в непосредственно образовательную деятельность с детьми принципов валеологического построение окружающего пространства,
  3. Проведение тематических бесед, театрализованных игр, сюжетно-ролевых игр и соревновательных мероприятий,
  4. Обогащение предметно-развивающей среды группы по формированию представлений о здоровом образе жизни.
  5. Реализовать плана по взаимодействию с родителями.

Ожидаемые результаты:

  1. Воспитанники повысят уровень сформированности интереса к условиям своего микросоциума;
  2. Предполагается рост интереса к здоровому образу жизни;
  3. Приобретение опыта аналитической деятельности;
  4. Успешность воспитанников в освоении принципов валеологического мышления;
  5. Положительная динамика в изменений условий пребывания воспитанников в группе и дома.

Информационные ресурсы проекта

  1. Александрова, Е. Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» / Е.Ю. Александрова. – М.: «Учитель», 2007.
  2. Дыхан, Л.Б. Педагогическая валеология / Л.Б. Дыхан, В.С. Кукушкин. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
  3. Каренова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников / Т.Г.  Каренова. – М.: «Учитель» 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников " Безопасный интернет"

Цель: формировать у детей знание правил безопасного пользования интернетом...

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников

Объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодейств...

«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»

«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»...

Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"

Цикл занятий к программе  по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...

Исследовательская работа "Педагогические условия формирования здорового образа жизни в семье дошкольника посредством проектной деятельности"

Исследовательская работа "Педагогические условия формирования здорового образа жизни в семье дошкольника посредством проектной деятельности"...

Консультация "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию» для детей 5-6 лет

Консультация "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию» для детей 5-6 лет...