Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников
статья на тему

Горицкая Татьяна Петровна

Объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. Стратегия формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у подрастающего поколения сегодня объявлена на государственном уровне одной из приоритетных. Данное направление требует межотраслевого исполнения и новых нестандартных решений, поиска оптимальных путей и технологий организации формирования ЗОЖ детей в системе образования. Такой поиск осуществляют различные исследователи во многих регионах России. Проблемы здоровья подрастающего поколения находят отражение в педагогической теории, в активизации научных междисциплинарных, комплексных исследований.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждениях.

Использование данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение.

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.

Анализ современных исследований (Н. А. Андреева, В. А. Деркунская, А. Козлова и др.) свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности, желание вести основы здорового образа жизни.

Исходя из проблематики, можно обнаружить целый ряд противоречий в формировании здорового образа жизни дошкольников, среди которых - неосознание родителями основных компонентов здорового образа жизни, их недостаточная педагогическая образованность относительно содержания и путей формирования здорового образа жизни детей, малоэффективная система взаимоотношений, совместных усилий дошкольного учебного учреждения и семьи и педагогического руководства семейным воспитанием.

Одной из причин такого положения на сегодня является, во-первых, недостаточное внимание дошкольной педагогики отношениям между семьей и дошкольным учебным заведением и их общим действиям по формированию здорового образа жизни дошкольника, во-вторых, недостаточно изучается семья как фактор формирования личности, психолого-педагогические условия семейного воспитания, воспитательный потенциал семьи.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Здоровье - «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В.П. Казначеев).

Здоровый образ жизни – это «поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья» (Р.Г.Оганов, Р.А.Халатов, Г.С.Жуковский). Общепринятое сокращение здорового образа жизни – ЗОЖ.

По мнению В.С.Попова в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • закаливание; личная гигиена;
  • положительные эмоции.

Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.

Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательного – образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы обеспечивающие приобщение к ценностям и прежде всего к ценностям здорового образа жизни.

Формирование у детей представлений о ЗОЖ предусматривает организованную образовательную деятельность дошкольников, наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, изобразительную и театрализованную деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры; рассказы педагога, беседы, объяснения; решение проблемных ситуаций, опыты, упражнения, предметно-практическую и продуктивную деятельность; оздоровительные и закаливающие мероприятия; детско-взрослую проектную деятельность и др.

К задачам работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

  1. формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;
  2. воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  3. помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  4. развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  5. вырабатывать навыки правильной осанки;
  6. обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  7. развивать художественный интерес.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.

Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика.

Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

Основные задачи работы с родителями и дошкольниками относят следующие положения:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Повышение компетентности в вопросах ЗОЖ.
  3. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
  4. Уточнение запросов родителей относительно качества дошкольного воспитания.
  5. Поиск новых эффективных форм сотрудничества родители- ДОУ, ребенок-родители-педагоги.
  6. Воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни или здоровью, сознательно избегать, а иногда и предотвращать их.
  7. Воспитывать интерес к движению, желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
  8. Обогащать детей знаниями о пользе физических упражнений, роли двигательной активности, влиянии физических упражнений на организм человека, на самочувствие.
  9. Способствовать овладению основными культурно- гигиеническими навыками, воспитывать привычку к чистоте, аккуратности, порядку.
  10. Конструктивно-партнерское взаимодействие родителей с детьми и всеми участниками образовательного процесса.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей по основам здорового образа жизни осуществляется через коллективные, индивидуальные и наглядные формы работы. Сюда входят беседы, консультации, посещение семей, индивидуальные памятки, советы, бюллетени, папки-передвижки, альбомы-эстафеты, родительские собрания, групповые консультации, лектории педагогических знаний, школы молодых родителей, семинары-практикумы, родительские конференции, фестивали, стенгазеты, практические рекомендации для родителей по вопросам здорового образа жизни.

Для того, чтобы систематизировать работу, объединить эти формы в единое целое так, чтобы совместная работа дошкольного учебного заведения и семьи дала плодотворные результаты в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста необходимо начать работу в самом педагогическом коллективе дошкольного учреждения, потому что роль педагога имеет очень большое значение в формировании здорового образа жизни детей. Собственный пример педагогов будет стимулировать родителей к активизации в решении проблем валеологического воспитания детей.

На начальном этапе работы с семьями основной целью является налаживание взаимопонимания между педагогами и родителями, достижение заинтересованности родителей проблемой формирования здорового образа жизни детей. Необходимо подвести родителей к пониманию того, что нужно заботиться не только о том, тепло ли одет ребенок, не продует ли его, но и задуматься над вопросом, как приучить ребенка следить за своим здоровьем, воспитать культуру здоровья. Этот этап работы носит просветительский характер.

В повышении педагогической культуры родительской общественности ведущее место должны занимать формы пропаганды здорового образа жизни: организация работы университета валеологического-педагогических знаний, выпуск агитационных и предупредительных плакатов, оформление тематических стендов, работа консультативных пунктов, пресс-конференции, родительские педагогические студии по данной проблематике, родственные мосты, клубы и т.д. 

Одним из главных путей повышения взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи является использование нетрадиционных форм и средств работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников. Среди них - функционирование консультативных пунктов по проблеме валеологического воспитания, конференции родителей по обмену опытом по организации рационального досуга детей, двигательного режима, оптимального питания, семинаров-практикумов по возрождению национальных традиций валеологического содержания в семьях.

Заседания дискуссионных клубов предусматривают различную тематику и формы работы, среди которых: лекция-консультация «Народная педагогика о здоровом образе жизни», дискуссия «Роль родителей в формировании и укреплении здоровья детей», вечер вопросов и ответов «Методика валеологического воспитания: принципы и подходы», родительский фестиваль «Здоровая семья - здоровая страна», круглый стол «Давайте разберемся вместе, что мешает нашим детям быть здоровыми», семейный портрет «Здоровый образ жизни в нашей семье», беседа «Ответственность родителей за сохранение физического и психического здоровье детей».

Заслуживают внимания проведения таких оригинальных форм проведения работы с семьями, как педагогический десант, когда педагоги выступают перед родителями на предприятиях, организациях, где работают родители, устраивают выставки, выпуски специальных стенгазет. Уместным является проведение такой формы работы, как «Дерево рода», где встречаются поколения, обсуждаются подходы к укреплению здоровья детей, обращение к народной педагогики.

Эффективна такая форма работы, как встреча в семейном кругу, где осуществляется индивидуальная помощь семьям через консультации валеологического направления, показ, встреча с врачами, психологом.

В системе педагогического всеобуча желательно использовать педагогические задачи и задания для родителей, имеющих валеологический содержание. Эти задачи могут быть логичными, главная цель которых заключается в стимулировании активности родителей к самостоятельному приобретению педагогических валеологических знаний, умений, осмыслении важных положений педагогической валеологии, воспитание детей в семье. Логические задачи помогают анализировать, сопоставлять с практической деятельностью воспитания детей в семье и в дошкольном учреждении, делать выводы, замечать перспективы и пути улучшения валеологического воспитания. 

Практические задания помогают родителям формировать и развивать педагогические умения и навыки, применять их в конкретных ситуациях воспитания детей в семье. Это могут быть исследования конкретных условий воспитания детей, изучение причин недостатков в воспитании и разработка на этой основе меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в семье и дошкольном учебном заведении. Учебные задачи широко используются педагогами в системе родительского всеобщего обучения. Выполняя такие задачи, родители индивидуально или коллективно анализируют литературу по вопросам формирования здорового образа жизни детей, обсуждают педагогические ситуации, предлагают пути и способы улучшения валеологического воспитания детей.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.

Список литературы

  1. Андреев, В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание [Текст] / В.И. Андреев. – Казань, 2008. – 326 с.
  2. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни: учеб пособие для высшей школы [Текст] / Г.П. Артюнина., С.А. Игнатькова – М.: Академический проект, 2009. – 560 с.
  3. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье [Текст] / И.И.Брехман. – М., 2009. – 304 с.
  4. Васильева, О.С. Исследование представлений о здоровом образе жизни [Текст] / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Психологический вестник РГУ. – Выпуск 5. – Ростов н/Д, 2009. – С. 420-429.
  5. Глушкова, Л.И. Показатели физического развития детей, проживающих в условиях Крайнего Севера [Текст] / Л.И. Глушкова, Н.Р. Гордеева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения)». – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. – С. 48-49
  6. Гончарова Е. В. Технология развития здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников [Текст] / Е.В. Гончарова, Т.Л. Кузнецова // Педагогические науки.  2007.  № 3 (25).  С. 159168.
  7. Горчак, С.И. Здоровый образ жизни [Текст] / С.И. Горчак // Социально-философские и медико-биологические проблемы. – 2009. – С. 19-39.
  8. Доронова, В.Т. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей [Текст] / В.Т. Доронова - М.: Просвещение, 2009. – 450 с.
  9. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века [Текст] / Авт.-сост. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. - М.: АРКТИ, 2008 – 87 с.
  10. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» [Текст] / под редакцией З. И. Бересневой.  М.: ТЦ Сфера, 2009. – С. 32.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом - мой друг" (проект по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников посредством валеологии).

Творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе самосозидания и создания вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.Необходимо ...

Проект по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников " Безопасный интернет"

Цель: формировать у детей знание правил безопасного пользования интернетом...

Режим дня в дошкольном образовательном учреждении как основной фактор формирования здорового образа жизни ребенка.

Режим дня в ДОУ начинается с отношения периодов бодрствования и сна. Для дошкольников полноценный сон - один из главных источников здоровья и развития. Систематическое недосыпание болезненно отражаетс...

Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"

Цикл занятий к программе  по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...

Программа "Взаимодействие детского образовательного учреждения с семьей по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников"

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Только во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхожд...

Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...