ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Человек и здоровье» . Проект расчитан на три года (средняя, старшая и подготовительная группы)
проект по теме

формационная карта проекта

Полное название проекта: «Человек и здоровье»

Автор проекта: Кирсанова Ирина Николаевна

Участники проекта:

Воспитанники группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, медицинский работник, старший воспитатель.

Возраст детей: 4-5, 5-6, 6-7 лет

Вид проекта: познавательно-исследовательский

долгосрочный, групповой

Сроки реализации:

Октябрь 2011 – май 2014г

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

«Для чего нужно знать свое тело и заботиться о своем здоровье»

Цели проекта:

- Создать условия для формирования привычки к здоровому образу жизни.

- Создать условия для  укрепления здорового образа жизни в семье.

- Создать условия для мотивации здоровья на основе овладения системой познавательных умений и навыков, валеологических знаний («Я хочу и могу быть здоровым»).

- Научить детей бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

 

Задачи проекта:

-для детей:

Обучающие:

  1. Приобщение к процессу познания, побуждение интереса к предлагаемой деятельности;
  2. Знакомство детей с телом человека и его возможностями, расширение и закрепление представлений о различных системах и органах.
  3. Научить детей бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

 

Развивающие:

  1. Создать условия для развития и поддержки познавательного интереса детей к существующей проблеме.
  2. Создать условия для развития познавательно-поисковой активности ребенка.
  3. Создать условия для развития специальных способов ориентации – экспериментирования и моделирования.
  4. Создать условия для развития умения самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке (в семье, коллективе).
  5. Создать условия для развития  творческих способностей.
  6. Создать условия для формирования практических умений и навыков по укреплению личного здоровья.

Воспитательные:

  1. Создать условия для формирования осознанного отношения к своему здоровью.
  2. Воспитывать задатки партнерских отношений.

-для педагогов:

  1. Объединение педагогов в единый творческий коллектив для разработки учебно-методического комплекта проекта.
  2. Создание информационной базы для родителей.
  3. Создать условия для заинтересованности родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
  4. Создание условий в предметно-развивающей среде группы для познавательно-исследовательской деятельности по формированию привычки к здоровому образу жизни.
  5. Создать условия для организации совместной деятельности детей и родителей по решению к данной проблеме.

-для родителей:

  1. Помочь детям в овладении новыми знаниями и умениями в процессе проектной деятельности.
  2. Создать условия для совместной деятельности при создании продуктов проектной деятельности.
  3. Создать условия для совершенствования взаимодействия взрослого и ребенка.
  4. Создать условия для наполнения жизни семьи созидательной энергией.

-для социальных партнеров:  Проведение просветительной работы в ДОУ о здоровом образе жизни.                               

  1. Музыкальный работник  (музыкально-оздоровительные занятия по программе «Здравствуй» М.Л.Лазарева).
  2. Медицинский работник (Консультации для родителей о здоровом образе жизни).

Продукты проекта

-для детей:

  1. Произведения детского творчества (Рассказы, коллажи, рисунки, изделия из пластилина и соленого теста, бумаги).
  2. Открытые мероприятия для детского сада (Непосредственная образовательная деятельность, спортивные праздники).
  3. СД-диск с презентацией проекта.

-для педагогов:

  1. Конспекты мероприятий.
  2. Образцы планирования.
  3. Семинар «Формы работы с семьей по привитию здорового образа жизни».
  4. СД-диск с презентацией  проекта.

-для родителей:

  1. Семейные газеты. (Здоровье – дороже всего на свете).
  2. Фотовыставка «Лучшее блюдо нашей семьи», «Что растет у нас на даче».
  3. Коллаж «Высказывание детей о здоровом образе жизни».
  4. Фотомонтаж «В здоровом теле – здоровый дух».
  5. Видеоматериал: «Оздоровительные и закаливающие процедуры в детском саду».

-для социальных партнеров:

Обмен опытом с дошкольным учреждением по проведению семейных праздников и других мероприятий.

Гипотеза:

Здоровье человека, это самое важное, что есть у нас в жизни. И его надо беречь, заботиться и укреплять с самого детства.

 Мы предполагаем, что использование в НОД, а также в режимных моментах воспитания и обучения детей:

- Различных информационных сведений о теле человека, о сохранении каждого органа здоровым, о мерах профилактики, об увеличении двигательной активности детей, вводя в работу различные тесты, опыты и эксперименты.

- Расширяя основную программу и знакомя детей со сказочными персонажами– Здоровячками программы М.Л.Лазарева. 

Все это:

- Дополнит основную программу в детском саду и окажет позитивное влияние на развитие заботливого отношения к своему здоровью, умений и навыков, которые дети смогут применить в общественной жизни, создаст условия для мотивации здорового образа жизни даже на далекое будущее.

Актуальная проблема проекта:

Дети стали больше болеть, упала познавательная активность, заметно снижение иммунитета за счет частых простудных заболеваний, низкая двигательная активность детей. Отмечается низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья детей.

Актуальность темы:

Дети задают много вопросов: Кто я? Какой я? Что я могу делать? Из чего я сделан? Что у меня внутри? Почему бывают синяки? Зачем люди болеют? В детском саду имеется методическая литература и различные пособия по изобразительной деятельности, по формированию математических представлений, по физической культуре, развитию речи. И очень мало пособий, различных методических рекомендаций в помощь воспитателю по формированию у дошкольников взглядов на здоровый образ жизни. Помочь ответить на все вопросы ребенка может только взрослый. Вопрос об обучении ребенка осознанному отношению к своему здоровью – важная проблема. При этом не предполагается изучение с детьми курса анатомии и физиологии человека. Главная задача – поддержать имеющийся интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить помогать себе, бережно относиться к своему организму и здоровью. Важно учить ребенка любить себя, свое тело, воспитывать в нем оптимистическое само- и мироощущение, что обеспечит более легкое и безболезненное  вхождение малыша в социум и, как следствие, высокую жизненную позицию. Поэтому на сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.

Предполагаемый результат:

-для детей:

  1. Проявлять познавательный интерес к изучению своего тела, иметь представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.
  2. Знать и называть основные важные для жизнедеятельности человека органы и системы, понимать значение органов для жизни  человека.
  3. Определять многочисленные причины болезней, отдавать приоритет в сохранении здоровья здоровому образу жизни.
  4. Заинтересованность в образовательном процессе (интересуются новым, задают вопросы, самостоятельно действуют в различных видах детской деятельности).
  5. Уметь применять полученные знания в повседневной жизни. Предвидеть последствия своих поступков для здоровья и жизни, как своей, так и других людей.

-для педагогов:

  1. Реализация основных целей проекта, их полное отражение в проекте.
  2. Систематизация знаний детей о человеческом организме, мерах профилактики, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
  3. Мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.

-для родителей:

  1. Приобретение родителями базовых знаний о возрастных и  индивидуальных особенностях детей, о способах взаимодействия с ребенком дома, в обществе.
  2. Активная позиция в создании условий для здорового образа жизни семьи.
  3. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.

Презентация проекта:

  1. Завершение проекта: «Веселая Здравиада». (Совместный спортивный праздник для родителей и детей).
  2. Открытые мероприятия:
  3. НОД: «Дыхательная система человека», «Урок в школе дыхания», «Скелет человека», «Учимся дышать правильно», «Полезные продукты», «Клетки тела человека», «Мое тело» (Из опыта работы). 
  4. Родительское собрание: «Здоровый образ жизни». (С использованием видеоматериалов).
  5. Участие в совместном валеологическом  досуге: «Мы за здоровый образ жизни!», участие в стенгазете: «Верные друзья нашего здоровья в школе».

6. Краткое содержание проекта: 

1. Подготовительный этап: Определение темы проекта.

Действия педагога:

Создает проблемную ситуацию и описывают ее, формирует проблемные вопросы. Определяют задачи.  Собирают информацию, литературу, дополнительный материал. Использование компьютерных технологий, подбор специальной литературы, энциклопедий, художественной литературы по теме «Здоровый образ жизни», пословиц, поговорок, изготовление различных пособий и карточек по валеологии. Изучение опыта работы других педагогов по данной теме. Обработка информационного материала. Создает предметно-развивающей среду для исследовательской деятельности. Проводит собрание для родителей с целью привлечения их к участию в проекте.    

Проводит анкетирование по вопросу проекта.

Действия детей: Осознают и личностно воспринимают проблему о привитии здорового образа жизни, эмоционально реагируют на проблемные вопросы. После чего дети вовлекаются в проблему  «Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?»  Мы узнаем «Для чего нужно знать свое тело и заботиться о своем здоровье» через игровые ситуации, сюжетно-ролевые и дидактические игры. Все это будет способствовать  развитию мотивации к активности ребенка.

Дети предлагают варианты решения проблемы, дополняют задачи.

Действия членов семьи и социальных партнеров:

Намечается план движения к поставленной цели, которая обсуждается  с родителями, с музыкальным, медицинским работником и с педагогами ДОУ.

Принимают проблему на родительском собрании, помогают собирать литературу по валеологии. Беседуют с детьми о влиянии здорового образа жизни на здоровье человека и помогают им в решении проблемной ситуации.

2. Деятельностный этап: На этом этапе решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

Действия педагога:

Организует совместную деятельность  с детьми в соответствии с определившимся планом. Помогает детям и родителям в изготовлении игровых пособий и атрибутов. Проводит наблюдения, беседы, разучивает с детьми стихи, загадки, считалки, подвижные игры, составляет рассказы, рассматривает иллюстрации о теле человека. Контролирует развитие проектной деятельности. Собирает рисунки детей, вырезки из журналов для оформления выставок «Здоровый образ жизни», совместное изготовление стенгазеты: «В здоровом теле – здоровый дух». Записывает интервью с детьми: «Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?» Помогает в организации деятельности (познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной).

Действия детей:

Планируют деятельность при помощи педагога и определяют средства реализации проекта. Подбирают и изготавливают атрибуты для проекта (пластилиновые модели микробов, рисунок сердца, схемы физических упражнений). Участвуют в обследовании и самообследовании своего тела, в проблемных ситуациях, экспериментах. Принимают активное участие в выставке рисунков «Полезные продукты», придумывают загадки, совместные рассказы (Как помочь Фырке вылечиться от простуды»). Тренируют выносливость, равновесие, гибкость, силу дыхания. Готовятся к итоговому мероприятию «Здравиаде». Обмен опытом с детьми других групп (бодрящий массаж, упражнения на дыхание).

Действия   членов семьи и социальных партнеров:

Помогают в составлении рассказов о здоровом образе жизни, принимают активное участие в выставках и фотовыставках, беседах, обсуждениях. Изготавливают стенгазеты, атрибуты для оздоровительных мероприятий (дорожки здоровья,  массажеры, рукавички для сухого обтирания). Оказывают помощь в пополнении развивающей среды в группе (плакаты о теле человека, скелет человека, модель сердца, технологические карточки, оборудование для лаборатории экспериментов: микроскоп, лупы, образцы клеток кожи, клеток крови человека, материалы для оказания первой медицинской помощи).  Проводятся интегрированные музыкально-оздоровительные занятия со сказочными персонажами – Здоровячками.

3. Завершающий этап:

Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Дети, родители и педагоги помогают в подготовке презентации, приглашаются все группы, сотрудники ДОУ. Проведение «Здравиады».  Обсуждаются результаты проектной деятельности, выясняются причины успехов и неудач. Участие в совместном валеологическом  досуге: «Мы за здоровый образ жизни!», участие в стенгазете: «Верные друзья нашего здоровья в школе».

4. Подведение итогов:

Проект способствует формированию знаний о человеке, формированию практических умений и навыков по укреплению личного здоровья, развитию познавательных способностей. Дети научились бережно относиться к собственному здоровью и здоровью других людей, применять полученные знания в повседневной жизни.

Награждение медалями и грамотами всех участников проекта.

Пути реализации проекта:

  1. Анкетирование среди детей, родителей, педагогов ДОУ.
  2. Беседы с детьми, родителями, педагогами ДОУ. Знакомство с проектом.
  3. Просмотры НОД с целью знакомства с опытом работы педагога.
  4. Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений на данную тему.
  5. Разучивание пословиц и поговорок о здоровье.
  6. Рисование иллюстраций к прочитанным произведениям, загадкам, пословицам.
  7. Составление здоровых правил.
  8. Моделирование из пластилина микробов, сердца, почек.
  9. Аппликация и конструирование по сказкам М.Л. Лазарева.
  10. Сюжетно-ролевые игры, инсценировки,  игры-драмматизации, проблемные ситуации, эксперименты.
  11. Подвижные, дидактические игры развивающей направленности, эксперименты, лабораторные опыты.
  12. Закаливающие и оздоровительные мероприятия: дорожки здоровья, дорожки-цветоножки, массажные коврики, сухое обтирание, полоскание горла, мытье рук до локтей.
  13.  Бодрящая гимнастика после дневного сна, массаж, самомассаж.
  14. Дыхательная, звуковая, пальчиковая гимнастики.
  15.  Использование двигательно-оздоровительных физминуток на занятиях и  в режимных моментах.
  16.  Выполнение творческих работ детьми, совместно с родителями, педагогами.
  17.  Спортивные праздники и соревнования.
  18. Оформление и пополнение папки для родителей, совместно с медицинским работником ДОУ: «Консультации и рекомендации по работе над проектом», уголка для родителей: «Будьте здоровы!»
  19. Изготовление вместе с родителями атрибутов, нетрадиционного оборудования для уголка физического воспитания. Участие родителей в оформлении предметно-развивающей среды по валеологии.
  20. Практическая работа с родителями: обучение правилам закаливания, массажа, технике выполнения упражнений для каждой возрастной группы, оказание первой медицинской помощи.
  21. Проведение тематического родительского собрания по итогам проекта.
  22. Фотоотчет проекта.
  23. Участие в конкуре рисунков: «Здоровая семья – наше будущее».
  24.  Участие в стенгазете: «Верные друзья нашего здоровья в школе».
  25. Презентация детского альбома: «Здоровый образ жизни».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник, посвящённый всемирному дню здоровья. Для детей средней, старшей и подготовительной групп.

Праздник, посвящённый всемирному дню здоровья.Для детей средней, старшей и подготовительной групп....

«СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ» Музыкально - театрализованное представление для детей средних, старших и подготовительной групп. Поучительная история о значении здорового образа жизни. Переработано из журнала «Воспитатель ДОУ» № 3 2008, стр.66-70 автор Паутова Н.Г. дл

Становление здорового образа жизни надо начинать с детского сада. Посеем привычку - пожнем новое поколение, которое будет заботиться о своем здоровье: правильно питаться, закаляться, двигаться, занима...

Психопрофилактическое занятие с детьми средней, старшей и подготовительной групп «Волшебный остров здоровья»

Цель: просвещение среди детей средних, старших и подготовительных групп о здоровом образе жизни через достижение душевного равновесия.Задачи:- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достиж...

Фотоотчет спортивно-развлекательного досуга с детьми средней, старшей и подготовительной группы. День здоровья на тему: «За здоровьем в детский сад»

Программное содержание: предоставить детям возможность применить двигательные умения и навыки, приобретенные ранее. Укреплять физическое здоровье детей. Развивать любознательность, ловкость, координац...

День здоровья. Конспект физкультурного развлечения для детей средних, старших и подготовительной групп/

laquo;День здоровья» для детей старшего возрастаЦель: Формирование привычки к здоровому образу жизни.Задачи:1. Закрепить знания детей о том, как сохранить и укрепить здоровье;2. Удовлетворить п...