Лучики здоровья
проект (старшая группа) по теме

Евстигнеева Юлия Николаевна

проект физкультурно-оздоровительный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_word.docx758.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 73- ЦРР»

Физкультурно-оздоровительный проект

для старших дошкольников

«Лучики здоровья»»

        

Автор:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 73»

Евстигнеева Юлия Николаевна

Актуальность

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать в нашем обществе приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

Цель

 Пополнение знаний о здоровье, приобщение детей к нормам здорового образа жизни.

Задачи:

  • формировать морально- эстетические качества личности через двигательно- игровую деятельность;
  • пополнение знаний о поведении в быту и на улице, о значении режима дня и питания, о пользе гигиенических процедур для здоровья;
  • приобщать детей к нормам здорового образа жизни;
  • воспитывать умение бережного отношения к своему организму;
  • содействовать в умении детей анализировать полезность и важность приобретенных знаний и умений.

Паспорт проектной работы

Проект рассчитан на детей 5-6лет.

Участники проекта: дети, воспитатели группы,  родители, инструктор ФИЗО.

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.

Форма проведения:

  • организованная форма обучения;
  • совместная деятельность педагога и детей;
  • совместная деятельность педагога, детей и родителей;
  • самостоятельная деятельность детей

Методы и приемы:

  • непосредственно- образовательная деятельность;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • игры;  
  •  работа с родителями;
  • изучение специальной литературы (научной, методической);
  • совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

Материально – техническое обеспечение:

  • демонстрационный и раздаточный материал;
  • аудиозаписи;
  • предметно – развивающая среда;
  • художественная, методическая литература

Предполагаемый результат:

  •  В результате работы над проектом дети сформируют активную жизненную позицию; получат представления о своем, теле, организме; научатся укреплять и сохранять свое здоровье; понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.

Продолжительность: долгосрочный, 1год

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Целеполагание

Подготовительный

 Реализация проекта:

  • Постановка цели;
  • Обоснование выбора темы;
  • Модель пяти пальцев;

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта

II этап

Разработка проекта

1. Помогает в решении задачи.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность

1.Распределение деятельности.

III этап

Выполнение проекта

1.Практическая помощь

2.Направляет и контролирует осуществление проекта.

1. Формирование специфических знаний, умений и навыков.

IV этап

Итоги проекта

Заключительный.

День Здоровья

  1. Подготовка к дню Здоровья(организация выставки рисунков, изготовление приглашений).
  2.  День Здоровья.

Этапы работы над проектом

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Задачи

Сроки проведения

Режим дня

1

Анкетирование родителей

Выявить участие родителей в оздоровлении детей в семье

Сентябрь

Создание проблемной ситуации, постановка целей проекта

Развитие мышления, способность принимать решения

2-я половина дня

Сентябрь

 Родительское

собрание

Знакомство

с результатами

анкетирования,

пропаганда

здорового об-

раза жизни

2-я поло-

вина дня  

Октябрь

Спортивные

игры

Развитие координации движений, укрепление мышц

позвоночника

 На протяжении всего года

Консультация

«Роль семьи в физическом воспитании»

Показать родителям значение семьи в физическом воспитании

Ноябрь

2

 Изготовление

нестандартного

оборудования

Пополнение

развивающей

среды

Декабрь

Заучивание пословиц

Знакомство

с пословицами

о спорте и здоровом образе жизни

Каждый месяц 2-3

 НОД по физической культуре

 Развитие различных физических качеств и умений

1половина дня, 2раза в неделю

Игры на развитие различных анализоторов

Способствовать всестороннему, гармоничному,

физическому

и умственному

развитию

Утро и вечер, на протяжении всего года

 Консультация

для родителей

«Здоровье всему голова»

Познакомить родителей со способами укрепления здоровья ребенка

Январь

 НОД на воздухе

Продолжать

укреплять организм, показать значение свежего воздуха

1раз в неделю, на протяжении всего года,

1-я поло-

вина дня

Различные виды массажа

Познакомить с различными видами массажа

Уро, вечер, между занятиями, на протяжении всего года

Дыхательная гимнастика

Развитие дыхательного аппарата

Во время утренней гимнастики и гимнастики после сна на протяжении всего года

3

Подвижные игры

Упражнять в различных движениях, развивать волевые качества

На прогулке, на физкультурных занятиях, в группе утром и вечером (средней и малой подвижности)на протяжении всего года

 Шоу с родителями

«Спорт – это жизнь»

Активное участие родителей

в физкультурно-оздоровительных мероприятиях

2 половина  дня Февраль

Пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики

 Утро, вечер, на протяжении всего года

 Упражнения на профилактику плоскостопия

Развитие координации движений, равновесия, укрепление стопы ног

Утро или вечер, на физкультурном занятии, на протяжении всего года  

Развлечение

Доставить радость от занятия спортом

1раз в месяц, в теплое время года на улице,

Спортивный праздник

Учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений радоваться достигнутым результатам

2 раза в год, летом на спортплощадке

Катание на лыжах

Обучение детей катанию

на лыжах

На прогулке в зимний период

Стихотворения о спорте

Знакомство со стихотворениями о спорте и здоровом образе жизни

На протяжении всего года (1 в месяц)

Босохождение

Укрепление организма, закаливание

В теплое время года до и после дневного сна, в холодное время- по температуре

 Нод по основам здорового образа жизни

Закрепление

знаний о частях тела человека,  и гигиене, о безопасности  при занятии спортом и закаливании

На протяжении всего года 1 раз в месяц

1-я половина дня

4

Круглый  стол с родителями «Правильное питание- залог здоровья»

Показать родителям значение правильного питания

Март

Папка- передвижка «Почему у вашего ребенка должны работать пальчики»

Апрель

Фотовыставка «Мама, папа, я- спортивная семья»

Наглядная пропаганда здорового образа жизни

май

Разработка памятки «Что нужно для красивой осанки»

Привлекать

детей к созданию советов, рекомендаций для героя (Бармалей)

Четвертая неделя

 Рассматривание и беседа  с детьми «Человеческое тело»

 Продолжать воспитывать у детей потребность знать о себе и своем теле

Утро, вечер на протяжении всего года

Рисование «Мама, папа, я- здоровая семья»

Обобщение полученных знаний о здоровом образе жизни

Май

 Беседы о правильном питании и значении режима дня

Познакомить

детей с правилами здорового питания

Утро, вечер, перед обедом в течении всего года

Гимнастика для глаз

Снятие напряжения

По    мере    необходимости, на протяжении всего года

Загадки о спорте и спортивных атрибутах

Ознакомление с загадками о спорте и здоровом образе жизни

На протяжении всего года

Психогимнастика

Снижение психоэмоционального напряжения, управление эмоциями

По мере необходимости, в течении всего года

День Здоровья

Прививать любовь и интерес к здоровью, спорту

Май

Приложение

Приложение № 1

МАТЕРИАЛЫ К РОДИТЕЛЬСКИМ СОБРАНИЯМ

Анкета для родителей

«Какое место занимает физкультура в Вашей семье"

  1. Ф.И.О., образование________________________________________________________________________________________________________________
  2. Количество детей в семье_______________________________________
  3. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?_______________________________________________________
  4. Есть ли в доме спортивный снаряд? Какой?_______________________________________________________
  5. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?_______________________________________________________
  6. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (ДА, НЕТ)
  7. Соблюдает ли ребенок этот режим? (ДА, НЕТ)
  8. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?(подчеркнуть)

Мама(да, нет) .   Папа(да, нет)  .   Дети(да, нет).

Взрослый вместе с ребенком (да, нет).    Регулярно, не регулярно.

  1. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены?

(моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги ).

  1. Знаете ли Вы основные методы и принципы закаливания? Перечислите,пожалуйста___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?(ДА.НЕТ)
  3.  Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком_____________________________________________________
  4.  Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (ДА, НЕТ, ИНОГДА)
  5.  Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (ДА, НЕТ, ИНОГДА)
  6. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

- подвижные игры

- спортивные игры

- настольные игры

- чтение книг

- просмотр телепередач

- компьютерные игры

- рисование, конструирование

- занятия музыкой, танцами

-другое:________________________________________________________

                                СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Приложение 2

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задачи:

  1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
  2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо - и кровообращение в легких.

Основные правила.

  1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
  2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
  3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  4. Дышать носом.

Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в детских садах используется применение точечных массажей.

 

Массаж рук.

Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости.

  1. “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
  2. Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.
  3. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.
  4. Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.

Массаж ушных раковин.

Цель: в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.

Ребенок, сидя по-турецки, “лепит” ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:

  1. поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;
  2. ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);
  3. нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”);
  4. лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);
  5. с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см.

 

Массаж головы.

Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

  1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
  2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
  3. Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
  4. “Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.
  5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”.

Массаж лица.

Цель: предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умение управлять мимикой, “лепить” красивое лицо.

  1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.
  2. Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).
  3. С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).
  4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
  5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.

Приложение 3

Пальчиковые игры.

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

ПРЯТКИ 

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

  С этим братцем щи варил,

  С этим братцем кашу ел,

              С этим братцем песни пел.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!  Ззззз!

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять  держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Поочередное сгибание пальцев,

 начиная с большого.

По окончании покрутить кулачком.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному.

На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

Имитация всех движений двумя руками

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих  руках

Плавно поднять руки перед собой,

встряхивать кистями.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.

На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.

На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх.

Затем имитировать движения волн и рыбок.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

Приложение 4

Игры направленные на профилактику и исправление плоскостопия

 «Спящий кот»

Цели игры: развитие навыков в ходьбе, ловкости, внимания.

Необходимый материал: стулья.

Ход игры

Один играющий ложится (садится) на скамью (стулья), стоящую в середине площадки (комнаты), изображая спящего кота. Остальные дети - мыши - тихо на носках обходят его со всех сторон. По сигналу ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь становится котом.

«Парашютисты»

Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление связочно-мышечного аппарата ног; улучшение рессорной функции стопы.

Необходимый материал: скамейка или стул, мел.

Ход игры

Около скамеечки чертят три кружка: один совсем близко, другой подальше, третий еще дальше. Дети по очереди прыгают с пенька (скамейки) в кружок.

Выигрывает тот, кто точнее приземлится в каждый из кружков и не упадет. Спрыгивать надо мягко, пружиня на носках.

«Ловкие ноги»

Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимый материал: ковер, палки и платки по числу игроков.

Ход  игры

Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами - палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. Правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2-4 раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки.

Выполняя упражнение, можно приговаривать:

Я платок возьму ногой,

 Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю,

Палку я не зацеплю.

«Бегущая скакалка»

Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимый материал: длинная скакалка или веревка.

Ход  игры

Двое берут длинную скакалку (веревку) за концы и ходят с ней вдоль площадки, то, ускоряя, то, замедляя темп ходьбы. Остальные дети перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку сменяет держащего ее.

«Мяч бросай, не теряй»

Цели игры: умение координирование выполнять различные упражнения; формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища и конечностей.

Ход игры

Детям раздают средние и маленькие мячи. Ведущий инструктор говорит: «Можете с мячом как хотите играть!». Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят. На слова: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется 3-4 раза. После этого ведущий предлагает детям пройти с мячом в руках по кругу.

Расположив детей по кругу, ведущий предлагает им проделать несколько упражнений с мячами, например:

  1. поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить;
  2. развести руки в стороны, затем, соединив их перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз;
  3. наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч;
  4. присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать, подняв мяч;
  5. поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади.
    Во  время  выполнения  упражнений  контролируют спокойное размыкание губ.

«Заяц, елочки и мороз»

Цели игры: тренировка различных навыков передвижения;   формирование   правильной  осанки;  развитие   внимания, быстроты реакции, координации движений; укрепление мышечного аппарата стоп и голеней.

Ход  игры

Ведущий выбирает «елочек», «зайчика» и «мороза». Ведущий чертит круги, в них расставляет «елочки».

По команде ведущего начинается игра. «Заяц» бежит к ближайшей «елочке» укрыться под ней от «мороза». «Мороз» стремится «заморозить» - осалить - «зайчика». Но если «зайчик», убегая от «мороза», успевает прыгнуть в кружок, где стоит «елочка», он становится «елочкой», а «елочка» - «зайчиком» и бежит от «мороза», вытесняя затем из другого круга следующую «елочку». Осаленный «зайчик» становится «морозом». Если «зайчика» при его перебежках от одной «елочки» к другой, а от последней - «домой» «мороз» не сумеет осалить, то «мороз» продолжает водить. Если же «мороз» сумеет осалить «зайчика», последний становится «морозом». «Мороз» может осалить «зайчика» в двух случаях: 1) когда тот перебегает к «елочке» или 2) если в кругу стоят двое. Например, когда «елочка» замешкалась в ту минуту, как к ней прыгнул «зайчик», и, став сама «зайчиком», не выбежала из круга.

«Донеси, не урони»

Цели игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп; развитие ловкости.

Необходимые материалы: стулья, простынки.

Ход  игры

В зале игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.

«Гуси-лебеди»

Цели игры: тренировка навыков правильного дыхания; укрепление мышц туловища и конечностей; формирование осанки, сводов стоп; развитие координации движений.

Ход игры

На одной стороне площадки (зала) чертится круг - «дом», в котором живут «гуси». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от дома - логово, в котором находится «волк». Остальное место - «луг». Ведущий назначает детей на роль «волка» и «пастуха». Остальные изображают «гусей»: ходят с гордой осанкой, тянут вверх шею, поднимают голову, летают: взмахивают руками через стороны вверх и, опуская, шипят - выдыхают «шшш». «Пастух» громко говорит: «Гуси, гуси». Гуси останавливаются и хором отвечают: «Га-га-га». Пастух: «Есть хотите?». Гуси: «Да, да, да». Пастух: «Так летите». Гуси: «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». Пастух: «Так летите, как хотите, только крылья берегите».

Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). После нескольких пробежек подсчитывают пойманных волком гусей. Вновь назначаются «пастух» и «волк». Игра продолжается.

«Самый стойкий»

Цели игры: тренировка равновесия, координации движений; воспитание выносливости, решительности.

Ход игры

Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие - сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».

«Поймай комара»

Цели игры: развитие быстроты реакции, внимания; формирование правильной осанки; укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стоп.

Необходимые материалы: прут с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани.

Ход игры

Игроки становятся в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки. Ведущий находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1-1,5 м) с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани. Ведущий кружит шнур с «комаром» немного выше голов играющих. Когда «комар» пролетает над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками.

Приложение 5

«Здоровье всему голова»

Запомните:

  • Здоровье дороже богатства
  • Здоровым будешь – всё добудешь
  • Здоровье не купишь
  • В здоровом теле – здоровый дух

Режим приёма, а также дозы лекарственных средств надо обязательно согласовывать с врачом.

Как повысить иммунитет

Все процедуры необходимо проделывать с утра до 11.00 в течении 7-10 дней каждый месяц (в один месяц по одной процедуре)

  • Настойка элеуторококка (1 капля на 1 год жизни)
  • Сок моркови (50,0г)
  • Сок свёклы (50,0г)
  • «Флорента» - 1 ч.л. на ¼ стакана воды, курс 10 дней («Арго», ул.Шагова,4)
  • «Аевит» (витамины)
  • Рыбий жир
  • Оротат калия (курс лечения 10 дней)
  • 100г – дрожжи, 1 ст.л. – сах. песка, 1 ч.л. – какао растопить, добавить 100г тёртого ореха (Применять по 1 десертной ложке в день)
  • 100г изюма, 100г кураги, 100г грецких орехов, лист столетника перемолоть, добавить 100г мёда и сок 1 лимона (Принимать по 1 столовой ложке в день)

Лук от семи недуг

Бронхит, сопровождающийся сухим кашлем с трудно отделяемой мокротой, можно лечить тёртым луком с мёдом (1:1). Принимают смесь по 1 ст.л. 4 раза в день вои время еды.
При гриппе свежим соком лука смазывают слизистую оболочку носа или вдыхают его пары через нос в течении 2-3 минут 3-4 раза в день. Особенно эффективно это лечение в начале заболевания. Вместо указанных процедур можно ставить марлевые тампоны с тёртым луком, закладывая их в каждую ноздрю на 10-15 минут 3 раза в день.
Кашица из запечённого лука способствует созреванию абсцессов, фурункулов и отхождению из них гноя. Тёплую кашицу накладывают на фурункул и прибинтовывают. Повязку меняют 2 раза в день.
Свежий сок лука является хорошим ранозаживляющим средством при гнойных, долго не заживающих язвах и ранах. Он способствует ликвидации зудящих высыпаний на коже, угрей и веснушек.
Сок и кашицу лука используют для укрепления и предупреждения выпадения волос, втирая в кожу головы на ночь. Процедуру проводят через день в течении 3-4 недель.

Грипп

Грипп – чрезвычайно заразное острое инфекционное заболевание, характеризующееся симптомами интоксикации и слабым дыханием верхних дыхательных путей.

Мы предлагаем наиболее доступные в домашних условиях методы профилактики гриппа:

  • Избегать массового скопления людей
  • Применять препараты, содержащие витамин С (аскорбиновая кислота ½ драже 3 раза в день или сироп шиповника 1 ч.л. 3 раза в день)
  • Смазывание носа оксолиновой мазью
  • Вдыхание паров лука и чеснока
  • Настойка элеуторококка 2 раза в день утром и в обед за 30 минут (1 капля на год жизни детей)
  • 300г грецких орехов, 300г кураги, 300г изюма, 2 лимона с цедрой пропустить через мясорубку. Добавить 300г мёда. Применять по 1-2 ч.л. в день
  • Чеснок натереть на тёрке, смешать с мёдом (1:1). Принимать детям по 1 ч.л., взрослым по 1 ст.л., запивая водой, перед сном.
  • Смазывать заднюю стенку глотки растительным маслом (оливковым, персиковым, абрикосовым, маслом шиповника). Для этого 2-3 раза в день закапывайте масло в нос (половину пипетки в каждую ноздрю), после этого сразу же лягте на спину, чтобы масло прошло через полость носа и, достигнув задней стенки глотки, смазало её. Достаточно полежать 5-10 минут.

Ларингит

Острый ларингит – это воспаление слизистой оболочки гортани. В результате голос хрипнет, иногда полностью пропадает голос на несколько дней. Беспокоят саднение в гортани, кашель.
При этом заболевании необходим голосовой покой. В первые 3-4 дня хороший эффект дают ножные ванны (1 ст.л. порошка горчицы на 5 литров горячей воды) и согревающие компрессы на область гортани. Смочите чистую мокрую тряпочку тёплой водой, наложите её на область гортани, сверху вощённую бумагу или часть полиэтиленового пакета, затем слой ваты и всё прибинтуйте.
Хорошо пить тёплое молоко с содой (1/2 ч.л. пищевой соды на стакан тёплого молока). Для разжижения слизи, скапливающейся в гортани и на голосовых складках, рекомендуются ингаляции с пищевой содой. Противовоспалительное и успокаивающее действие оказывают ингаляции смесью лекарственных препаратов и масел в аэрозольной упаковке «Каметон» или «Ингалипт».

Фарингит и ларингит

С наступлением холодов обычно резко увеличивается заболеваемость ОРВИ, гриппом, а одновременно и фарингитом, ларингитом.
При остром фарингите восполняется слизистая оболочка задней стенки глотки. Его первые симптомы: ощущение першения, сухости, царапанья в глотке. Может повыситься температура тела. Уменьшить неприятные ощущения в горле помогают полоскания йодно-содовым раствором (1/2 ч.л. пищевой соды и 2-3 капли 5%настойки йода на ½ стакана воды). Полоскать горло 3-4 раза в день. Для полоскания можно использовать тёплый отвар листьев эвкалипта (1/2 ст.л. на стакан воды), настойку эвкалипта (10-15 капель на стакан тёплой воды)
Положительный терапевтический эффект дают ингаляции с отварами различных лекарственных растений: ромашки, шалфея, липового цвета.
Горячий отвар налейте в чайник и дышите через бумажную воронку в течении 5-7 минут. Вдох делайте ртом, а выдох через нос


Приложение 6

Консультация для родителей
«Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет.

Ошибочность такой точки зрения несомненна. «Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос», - гласит пословица. Однако, ее часто забывают. Естественно, что у родителей, которые не понимают значения своевременно начатого и систематически проводимого физического воспитания, даже при отличных условиях быта, оно не будет налажено. В просторных квартирах из-за большого количества мебели тесно, кроме того, они редко проветриваются. В них не найдется места для детской мебели. О физическом воспитании в таких семьях родители просто не думают. Малыш редко бывает на свежем воздухе (простудится!), у него нет определенного режима - днем он спит, а вечерами долго засиживается у телевизора. В таких случаях родители, не обращая внимания на то, что ребенок бледен, малоподвижен, неловок, часто утешают себя тем, что он «смышленый, все знает». Никогда не следует забывать, что прежде всего от родителей зависит, какими вырастут их дети. Необходимо с первых месяцев сознательной жизни ребенка установить ему строгий режим и стараться твердо выполнять его. Приучите его спать, есть, гулять и играть в определенное время. Было бы ошибкой считать, что роль семьи в физическом воспитании детей ограничивается только организацией правильного режима. Не менее важно привить ребенку правила личной гигиены: ежедневно умываться, мыть руки перед едой, вытирать ноги при входе в помещение и т. д. Если вы хотите, чтобы сын или дочь слушали ваши советы и выполняли их, необходимо прибегать не только к ласковому слову или строгому обращению, но и быть личным примером для него. Если кто - либо из родителей садится за стол, не помыв рук, то бесполезно требовать от малыша, чтобы он их мыл.

Систематическое мытье пола, дверей, окон, ежедневная уборка пыли влажным способом, чистка одежды, обуви вне жилых помещений должны являться строгим правилом.

Рост и развитие детей во многом зависит от того, насколько правильно составлено меню. Рациональное питание является одной из необходимых основ физического воспитания ребенка.

Помимо создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности. Приучить детский организм быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды - нелегкая задача. Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения.

Однако, прежде приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях, перед сквозняками или струей прохладной воды. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр.

Особенно велика роль примера при воспитании детей.

    «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания», - пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.

Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и нравственно здоровыми. Ребенок невольно старается походить на своих родителей.

С чего же начинается физическое воспитание?

Прежде всего выпишите на отдельный лист режим и рекомендуемый комплекс физических упражнений согласно возрасту вашего ребенка. Если у вашего сына или дочери имеются какие - либо отклонения от нормы в состоянии здоровья (рахит, диатез и др.), то перед началом физических упражнений необходимо посоветоваться с врачом детской консультации.

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья - это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Толь правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком.

Приложение 7

ГИМНАСТИКА   ДЛЯ    ГЛАЗ

Проводится два раза в день для улучшения работы головного мозга.

  • Наложить ладони на закрытые глаза, не касаясь их. Согревать глаза центром ладони 30 секунд.
  •   Под закрытыми веками рисовать глазами круги — влево, вверх, вправо, вниз; затем круг в обратную сторону. Повторить 5 раз.
  •   Погладить пальцами веки, открыть глаза и быстро поморгать.
  •   И. п. — вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотреть на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы, следить за этим ногтем — рука перемещается вправо в сторону затем — влево. Сменить руку, все повторить по 5 раз каждой рукой медленно.
  •   И. п. см. упражнение 4. Медленно приблизить правую руку к носу, затем удалить. Повторить 10 раз.

«Пчела - оса»

                Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У         воспитателя в руках изображение пчелы на палочке, у второго педагога — осы. По         звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее         взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу голова должна находиться в         фиксированном положении, двигаются только глаза.

«Солнышко   и   тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло.

Посмотреть вправо-влево, вверх-вниз.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких — две штучки,

Тяжелых — три штучки.

Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе вовсю засияло.

Поморгать.

      «Елочка»

Дети берут в руку маленькую елочку

на палочке, четко проговаривая чистоговорку.

При выполнении гимнастики голова все время находится в одном положении, двигаются только глаза. Хором.

      Ашу-ашу-ашу — Нарядим елку нашу.

Передвигают елочку вправо-влево, прослеживая

     движение   взглядом.

Ишки-ишки-ишки  -  Вот золотые шишки.

Поднимают елочку вверх и опускают вниз, следя за ней взглядом.

Ош-ош-ош - Шар большой хорош.

Рисуют глазами в воздухе круг.

Ша-ша-ша - Елка тоже хороша.

Рисуют глазами в воздухе елочку.

«Белка»

Белка дятла поджидала,

Дети резко перемещают взгляд вправо-влево.

Гостя вкусно угощала:

— Ну-ка, дятел, посмотри —

Перемещают взгляд вверх-вниз.

 Вот орехи: раз, два, три!

 Пообедал дятел с белкой

Помигивают.

И пошел играть в горелки.

Закрывают глаза и поглаживают веки указательными пальцами.

Упражнение для снятия усталости глаз

Выпрямляют вверх большой палец правой руки, вытягивают руку вперед на уровне глаз и пристально  смотрят на него в течение 10 секунд. Затем, оставляя большой палец в этом же положении, отводят правую руку вправо, следя за кончиком большого пальца, не поворачивая головы, до тех пор, пока он не исчезнет из виду. Каждой рукой 2 раза.

Комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления

В основу данного комплекса положены многолетние исследования и опыт внедрения в школы Красноярского края, Канады, Финляндии.                                                                                             Автор методик — доктор медицинских наук В. П. Базарный.

1. Развитие глазодвигательных мышц

Для проведения нужен рисунок размером 50x60 см, который может быть сделан на стене над доской,

на любой другой стене, на потолке. Схема выполнения упражнений видна по рисункам (см. справа). Каждое упражнение выполняется по 10-15 раз.

     2. Сигнальные метки

В различных участках групповой комнаты, на полках фиксируются (подвешиваются) привлекающие внимание сигнальные метки. Это могут быть игрушки или красочные картинки.

Упражнение следует выполнять только в положении стоя. Педагог периодически дает соответствующие команды и под счет «один, два, три, четыре» дети быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движение головой, глазами, туловищем. Продолжительность выполнения 1-2 минуты.

Приложение 8

Гимнастика пробуждения - 1

(гимнастика после сна)

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ - 2

  1. Потягивание рук и ног.
  2. Подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением.
  3. Перекрестное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища.
  4. Покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным движением рук.
  5. «Воздушный велосипед».
  6. Лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища, поднимать и опускать голову с прогибом спины.
  7. Лежа на боку, упор на локти, делаем «ножницы» ногами.
  8. Поглаживание рук и ног поочередно.

Приложение 9

Пословицы и поговорки про спорт и здоровый образ жизни

  • Закаляй свое тело с пользой для дела.
  • Холода не бойся, сам по пояс мойся.
  • Кто спортом занимается, тот силы набирается.
  • Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
  • Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
  • И смекалка нужна, и закалка важна.
  • В здоровом теле здоровый дух.
  • Паруса да снасти у спортсмена во власти.
  • Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
  • Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
  • Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
  • Крепок телом - богат и делом.
  • Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
  • Пешком ходить — долго жить.
  • Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
  • Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.

Приложение 10

Загадки про спорт и здоровый образ жизни

Любого ударишь –

 Он злится и плачет.

А этого стукнешь –

От радости скачет!

 То выше, то ниже,

 То низом, то вскачь.

 Кто он, догадался?

 Резиновый ... (Мяч)

 

 Силачом я стать решил,

К силачу я поспешил:

 - Расскажите вот о чем,

 Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

 - Очень просто.

Много лет,

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я ... (Гантели)

Есть лужайка в нашей школе,

А на ней козлы и кони.

 Кувыркаемся мы тут

 Ровно сорок пять минут.

В школе – кони и лужайка?!

 Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал)

Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг,

 От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

 Рыбацкие сети. (Стадион)

 Деревянные кони по снегу скачут,

 А в снег не проваливаются. (Лыжи)

Кто по снегу быстро мчится,

 Провалиться не боится? (Лыжник)

  Он на вид - одна доска,

 Но зато названьем горд,

Он зовется… (Сноуборд)

Есть ребята у меня

 Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (Коньки)

Палка в виде запятой

Гонит шайбу пред собой. (Клюшка)

 Во дворе с утра игра,

 Разыгралась детвора.

 Крики: "шайбу!", "мимо!", "бей!" –

Там идёт игра - ... (Хоккей)

Этот конь не ест овса,

 Вместо ног – два колеса.

 Сядь верхом и мчись на нем,

 Только лучше правь рулем. (Велосипед)

 Не похож я на коня,

 Хоть седло есть у меня.

 Спицы есть.

 Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

Но звонить умею, знай! (Велосипед)

 Эстафета нелегка.

 Жду команду для рывка. (Старт)

 На квадратиках доски

Короли свели полки.

 Нет для боя у полков

 Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

         

Приложение 11

Стихи про спорт и здоровый образ жизни

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!

***
Закалка.

По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.

***
О зубках.

Перестану зубки чистить,
и пойду я в сад гулять.
Попрошу я папу, маму,
на качельке покачать.

А с качели-карусели
захочу в бассейн пойти,
ох, как зубки заболели…
мне пора к врачу идти…

Зубки врач мои посмотрит,
плохо дело-то, дружок —
бормашиною посверлит
коренной уже зубок…


Ну а если ты не будешь,
зубки чистить по утрам,
боль зубную не забудешь,
будешь ныть по вечерам…

Ребяткам мой совет такой,
Чисти зубки, руки мой!!!
О врачах тогда забудешь,
и здоровеньким ты будешь.

***
О ногтях.

Кто ногтей не чистит
И не подстригает,
Тот своих знакомых
Здорово пугает.

Ведь с ногтями грязными,
Длинными и острыми
Могут очень просто вас
Перепутать с монстрами.

***
Мишка

Послушай, мишка,
Не кушай лишка!
Живот разболится-
У кого будешь лечиться?

***
Мойдодыр

Самый чистый, самый умный,
Самый добрый Мойдодыр.
Он твердит и днем, и ночью:
«Три до дыр» да «Мой до дыр!»
Моет он мышат, лягушек,
Моет маленьких детей —
Даже самых непослушных
Умывает каждый день.

Приложение 12

 Десять золотых правил здоровьесбережения

 ( относятся  к детям, родителям и  воспитателям)

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

           

Приложение13

Цель  психогимнастики:

  1. Обучение детей выразительным движениям.
  2. Тренаж узнавания эмоции по- внешним сигналам.
  3. Формирование у детей моральных представлений.
  4. Коррекция поведения с помощью ролевых, игр
  5. Снижение эмоционального напряжения.
  6. Тренировка психомоторных функций.
  7. Обучение ауторелаксации.

Я - солнышко

Я - маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом. Я - большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю свое тепло всей земли - лесам, рекам, лугам. Я вдыхаю тепло. Я лечу над землей и освещаю зеленую листву, красные цветы.

Котенок греется на солнышке

Я - маленький котенок. У меня гладенькая мягкая шерсть, я люблю греться на солнышке. Ложусь на спинку, протягиваю свои лапки к солнышку, нежно улыбаюсь ему, солнышко ласкает меня своими ласковыми лучиками.

Утенок плескается в водичке 

Я - желтенький утенок. Больше всего я люблю плескаться в водичке. Головку опускаю, клювика умываю, крылышками махаю - водичку стряхиваю, лапкой - хлюп-хлюп, рясочку ищу.

Смелый козленок

Козленок любит стоять на горке и громко петь песни. Он не боится, что его может услышать серый волк.

Исходное положение: положение стоя, одна нога перед другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика: уверенный взгляд.

Злой пес

Ребенок гуляет. Мимо него на поводке проходит собака, она лает на ребенка и старается, натягивая поводок, достать до его ног. Ребенок очень напуган.

Исходное положение: голова наклонена вперед и втянутая в поднятые плечи, ноги прямые, руки свисают вдоль тела.

Щенок принюхивается

Щенок увидел котенка. Оно мгновенно застывает в напряженной позе. Мордочка у него вытягивается вперед, глаза напряженно смотрят, а нос бесшумно втягивает запах. Зверята подружились.

Приложение 14

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков

Упражнение «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

 

Разминка «Ласковое приветствие»

Ведущий предлагает, передавая « волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок»…При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.


Разминка «Паровозик»

Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй,… Поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик»не соберутся все дети.

 

Игра « Дотронься до…»

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

 

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

 

Игра «Змея»

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

 

Разминка «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берут за руки друг друга, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую и ласковую улыбку. 

 

Приложение 15

Папка- передвижка для родителей

Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?

В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие, среди же левшей гораздо больше встречаются дети с задержкой речевого развития, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения. Например такие:

"Пчела"

  • выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
  • то же левой рукой;
  • то же двумя руками;

Я пчела, лечу, лечу,

Меда сладкого хочу!

Я лечу, я жужжу,

Я на клевере лежу!

"Человечек"

  • указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
  • те же движения производить пальцами левой руки;
  • те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

Ножки, ножки,

Топ-топ-топ!

Ножки, ножки,

Шлеп, шлеп, шлеп!

Раз шажок, два шажок,

Догони меня дружок!

"Коза"

  • вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
  • то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
  • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

Я коза-дереза,

Все деревни я гроза!

Забодаю я рогами,

Дай мне каши с пирогами!

Развитию ручной моторики способствуют также:

•        Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;

•        Нанизывание бус, бисероплетение;

•        Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;

•        Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;

•        Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

•        Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Очень хорошо себя зарекомендовала разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики:

– застёгивание и растёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);

– всевозможные шнуровки;

– нанизывание колец на тесьму;

– игры с мозаикой;

– сортировка мозаики по ячейкам;

– игры с конструктором;

– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

- Изготовление гирлянд, бус.

- Хорошее упражнения для развития координации движений - складывание салфеток по размеченным линиям.

- Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.

- Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи.

- Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.

- Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и, в конце концов - указательным и большим пальцами в другую миску.

- Хорошим занятием послужит игра с телефоном.

Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.

- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.

Можно обводить наперегонки квадратики или кружочки, или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Вот с помощью таких интересных игр и упражнений вы родители будете проводить время, играть и развивать вашего ребенка!

Приложение 16

Памятка.

(для детей и их родителей)

«Что нужно для красивой осанки»

 

  • Не лениться, выполнять трудовые поручения дома и в детском саду;
  • Правильно сидеть за столом на стуле, не горбиться, не склонять низко голову;
  • Ежедневно делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями;
  • При переносе тяжестей равномерно нагружать руки;
  • Спать на жесткой постели с невысокой подушкой;
  • При чтении каждые 15-20 минут менять позу, потягиваться, двигаться, делать физкультминутку;
  • Больше гулять на свежем воздухе; играть в спортивные игры, кататься на велосипеде, коньках, санках, роликах, лыжах, играть с прыгалками, обручами, мячами и т.д.;
  • Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое будет вам напоминать, какая у вас осанка.

Приложение 17

День здоровья в детском саду

Задачи:

  • Формировать знания, умения и навыки, полученные ранее;
  • активизировать двигательную активность детей;
  • создавать условия для физической разрядки детей;
  • укреплять физическое здоровье детей;
  • доставить детям и родителям радость от совместной деятельности;
  • прививать любовь и интерес к здоровью, спорту;
  • воспитывать у детей желание следить за здоровьем и заниматься спортом .

 

Оформление: плакаты с высказываниями о здоровье, о спорте; иллюстрации о спорте. Фотовыставка «Мама, папа, я- спортивная семья»

 

Утренний приём детей:

- Здравствуйте, ребята! Будьте здоровы! (Всегда здоровы!)

Сегодня у нас праздник «День здоровья».

  • скажите мне, пожалуйста, что значит быть здоровыми?
  • люди какой профессии следят за здоровьем людей?
  • как уберечься от простудных заболеваний?
  • почему летом надо есть очень много фруктов и ягод?
  • почему каждый день надо заниматься физкультурой и спортом?
  • что вы любите есть больше всего?
  • в чем разница между «вкусным» и «полезным»?

 Д/игра «Полезно - вредно»

Цель: уточнить знания детей о полезных и вредных продуктах питания; развивать внимание, память, воспитывать желание быть здоровым.

 Индивидуальная работа по рисованию

Педагог предлагает детям раскраски «Овощи, фрукты, спорт»

Цель: совершенствовать навыки равномерного закрашивания, использование нажима на карандаш для усиления цвета. Развивать мелкую моторику, воспитывать аккуратность, усидчивость.

 

Рассматривание плаката «Режим дня»

 Утренняя гимнастика

Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна.

От лени и болезни

Спасает нас она.

Рефлексивный круг

 Психогимнастика «Чтобы ты здоровым рос, никогда не вешай нос»

Цель: развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

- Ребята, у каждого человека бывает хорошее и плохое настроение. Как узнать какое у человека настроение? (ответы детей)

 Игра «Маска».

Педагог предлагает детям изобразить на лице разные чувства и эмоции. Плохое настроение не позволяет нам быть весёлыми. Бодрыми, здоровыми. Чтобы избавиться от плохого настроения что можно сделать? (ответы детей) А ещё проще – улыбнуться!

 Игровое упражнение «У кого какая улыбка»

У бездельников в покое

Настроение плохое.

Делом пусть они займутся,

Вот тогда и засмеются.

Самомассаж рук

 Физкультурное развлечение с родителями

 Прогулка

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель: формировать представления об изменениях в природе поздней весной, учить различать характерные приметы поздней весны, узнавать их в стихотворении, обратить внимание детей, как необходимо одеваться, чтоб не болеть.

 Педагог задаёт детям вопросы:

  • К какому времени года относится май?
  • Как изменился вид участка по сравнению с началом весны?
  • Как одеваются люди весной и летом?

 П/игры: «Попади в обруч», «Парный бег»

Цель: продолжать учить бегать парами, кидать мешочки с песком в цель

 Вторая половина дня

Гимнастика пробуждения

 Изодеятельность  «Что продают в спортивном магазине»

 Цель: учить рисовать предметы по представлению; упражнять в умении делать набросок простым карандашом. Развивать творческое воображение, мелкую моторику; воспитывать интерес к занятиям спортом.

 Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цель: продолжать учить детей развивать многоперсонажные сюжеты, поощрять к импровизации, смене и совмещению ролей, стимулировать детей к использованию предметов заместителей, воспитывать дружеские взаимоотношения.

 Художественная литература

Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», М.Ясон «Я мою руки»

Рассказывание пословиц, поговорок о здоровье.

Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе; учить внимательно слушать произведения, запоминать пословицы, поговорки. Способствовать формированию эмоциональных отношений к литературным произведениям.

 

Д/игра «Если хочешь быть здоров»

Цель: уточнить и расширить знания детей о том, что необходимо делать, чтоб быть здоровым, развивать внимание, сообразительность, воспитывать желание быть здоровым.

 Самостоятельные игры детей.

Предложить детям кольцеброс, кегли

Цель: учить самостоятельно находить себе занятие по интересам, развивать двигательную активность, силу, ловкость. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

 

Родителям

Фотовыставка «Мама, папа, я- спортивная семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Здоровый образ жизни на занятиях по развитию элементарных математических представлений, изодеятельности». Подготовительная группа. На тему "Лучики здоровья".

Конспект занятия  написан по программе ФГТ . Включает в себе интеграцию образовательных областей "Здоровье", "Познание", "Художественное творчество".Материал познавательный и доступный, а главное...

План тематической недели «Лучики здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в подготовительной к школе группе

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «План тематической недели «Лучики здоровья»...

Конспект здоровья на тему : "Лучики здоровья"

Конспект здоровья на тему : "Лучики здоровья"...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в старшей группе «Лучики здоровья»

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в старшей группе «Лучики здоровья»...

Конспект по формированию здорового образа жизни в подготовительной группе на тему: «Лучики здоровья»

Формирование у детей понятия здорового образа жизни и учить их заботится о своем здоровье....

Конспект совместной деятельности. Игра - квест «Солнечные лучики-лучики здоровья» по основам формирования здорового образа жизни для детей второй младшей группы

Задачи:Образовательная: Учить детей понимать и осознавать понятие здоровый человек; уточнить и закрепить знания детей о навыках личной гигиены, выяснить назначение мыла, зубной щетки, расчес...

Конспект ООД по формированию здорового образа жизни "Лучики здоровья"

Создание условий для представления у детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....