ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ на тему: «Развитие движений детей младшего дошкольного возраста в процессе игр и занятий»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Лариса Викторовна Алейчик

Физическая культура — органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет всё, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в системе физического воспитания и вне её. Если рассматривать физическую культуру во взаимосвязи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, эстетическим, трудовым и т.д., то можно говорить о «духовной физической культуре», как явлении, которое воздействует на природу человека, изменяя её в соответствии с закономерностями всестороннего развития личности. Физическая культура занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонически развитой личности.

К моменту поступления в школу дети должны овладеть определённым запасом навыков и умений, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения. Система оздоровительных мероприятий в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность и, не менее важно, привитию стойкого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в детском саду, начиная с самого раннего возраста, к моменту перехода в старшую группу дети обладают уже достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений. Процесс обучения движениям очень сложен и длителен. Он складывается из научно обоснованных принципов, разработанных российской педагогикой на основе практики работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчёт

на тему:

«Развитие движений

детей младшего дошкольного возраста

в процессе игр и занятий»

Физическая культура — органическая часть культуры общества и личности. Понятие «физическая культура» объединяет всё, что относится к физическому воспитанию, образованию, развитию человека в системе физического воспитания и вне её. Если рассматривать физическую культуру во взаимосвязи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, эстетическим, трудовым и т.д., то можно говорить о «духовной физической культуре», как явлении, которое воздействует на природу человека, изменяя её в соответствии с закономерностями всестороннего развития личности. Физическая культура занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонически развитой личности.

К моменту поступления в школу дети должны овладеть определённым запасом навыков и умений, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения. Система оздоровительных мероприятий в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность и, не менее важно, привитию стойкого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в детском саду, начиная с самого раннего возраста, к моменту перехода в старшую группу дети обладают уже достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений. Процесс обучения движениям очень сложен и длителен. Он складывается из научно обоснованных принципов, разработанных российской педагогикой на основе практики работы с детьми.

Учёные установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития.

Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье.

Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие его понимают упрощённо - как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, определение которой звучит угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Исследования специалистов свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы.

Тестирование будущих первоклассников, проводимое в школе, привело к тому, что многие родители и воспитатели детских дошкольных учреждений стремятся научить детей читать и писать уже в 5-6 лет. Появление лицеев, гимназий, престижных различных спецшкол для одарённых детей ещё более усилило желание родителей развивать детей умственно, забывая о значении двигательной деятельности для здоровья ребёнка. Много времени дома и в детском саду дети проводят в статичном положении - за столами, у телевизора. Это увеличивает статичную нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что ведёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты и ловкости.

В результате нарушения обменных процессов происходит избыточное отложение жира; дети заболевают ожирением. У таких детей часто регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями.

Учёные, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к раннему возрасту. В результате подобран надёжный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности. Этот ключ - движение!

Физиологи считают движение врождённой жизненно необходимой потребностью человека. Полное её удовлетворение особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечнососудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов, маленький ребёнок - деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребёнку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трёх лет жизни.

Все выдающиеся педагоги всегда прямо или косвенно считали движение важнейшим условием и средством всестороннего развития. Ещё Ж.Ж.Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Врач и педагог В.В.Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришёл к выводу, что недостаток движения не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

По мнению Е.А.Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Он рекомендовал предоставлять возможность детям двигаться, как в повседневной жизни, так и на занятиях.

Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения - первые источники смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка, а у более старших детей - форма появления этих важных человеческих качеств. А разве может быть труд - основа основ жизни - без точных, развитых движений?

Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.

Итак, движение

-        это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития;

-        это важнейшее условие и средство общего развития ребёнка, формирование его психики, способностей, жизненной активности;

-        это основа основ физического, умственного, эстетического и трудового воспитания.

В России, к сожалению, внедрение ЗОЖ ведётся медленно и не эффективно, хотя и существует законодательная основа для эффективной целенаправленной работы педагогов во всей системе образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни, укреплению и совершенствованию здоровья, начиная с дошкольного возраста. Тем не менее, оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности. И на современном этапе развития системы дошкольного образования это направление становится всё более значимым: получают дальнейшее распространение программы для часто и длительно болеющих детей, обогащается спектр оздоровительных и закаливающих мероприятий, а так же профилактических процедур, способствующих снижению заболеваемости детей, появляются развивающие программы физического воспитания нового поколения.

Как показали мои наблюдения дети-дошкольники имеют низкую активность. Их уровень физической подготовленности оставляет желать лучшего. Всё это сказывается не только на физическом развитии детей, но и на здоровье. Поэтому мне необходимо решить следующие задачи:

1.        изучить литературу по проблеме движения

2.        провести углубленную диагностику

3.        разработать систему по развитию движений детей

В книге Шишкина В.А. «Движение + движения» можно найти много новых интересных методов и приёмов организации разносторонней двигательной деятельности детей. Автор даёт ответы на вопросы: почему нужно обучать маленьких детей разнообразным движением? Как определить возможность каждого ребёнка при обучении и подобрать ему соответствующий комплекс упражнений?

Здоровые дети - богатство нации; это тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, но самый главный. В сложившейся ситуации, лозунг «Сохраним здоровье детей» устарел. Коль здоровье - богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а непросто сохранять. Поэтому в книге Шишкина В.А и Мощенко М.В. «Какая физкультура нужна дошкольнику» идёт речь об использовании и развитии природных задатков ребёнка.

Возможности человеческого организма огромны, а реализовать их, эффективно использовать не всегда удаётся. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Вместе с тем организация физической культуры в дошкольном возрасте имеет специфические, связанные с уровнем развития детского организма, особенности. Именно эти вопросы авторы рассматривают в своей книге.

В методическом пособии Руновой М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду» предложены рекомендации по организации рациональной Д А детей и её руководству во время организованной и самостоятельной двигательной деятельности. В книге представлено содержание разных типов и форм проведения занятий по физической культуре, подвижных игр и физический упражнений по прогулке, в совокупности обеспечивающих удовлетворение потребностей детей в двигательной активности.

Автор книги «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» Вавилова Е.Н. раскрывает методику обучения детей основным видам движений. Ведь маленький ребёнок проявляет большую потребность в движении. Это физиологически обусловлено. Помочь дошкольнику своевременно овладеть двигательными умениями - важная задача педагога. Вавилова Е.Н. уделяет большое внимание проведению игр - эстафет, соревнований с элементами спортивных развлечений.

Книга Дайлидене И.П. «Поиграем малыш!» содержит игры для детей от 1 года до 3-х лет, способствующие формированию, развитию и совершенствованию движений. Оригинальная методика, предложенная автором, объединяет речевую, музыкальную, физическую и интеллектуальную деятельность дошкольников.

Специальными исследованиями установлены значительные различия в двигательной активности детей. Так, двух - трёхлетних ребят объём движений за день составляет: у одних - в пределах 2160 шагов, у других более 13 тысяч шагов, а в среднем около б тысяч шагов. Время двигательной активности колеблется в пределах 1-3 часов, а интенсивность от 21 до 108 движений в минуту (в среднем 38 - 51).

Таким образом, можно выделить три группы детей: большой, средней и малой активности.

Поведение детей средней подвижности плавное и спокойное, подвижность их равномерна на протяжении всего дня. Учитывая условия для оздоровления и развития детей, дети были самостоятельно активны.

Движения их обычно уверенные, чёткие, целенаправленные. Продолжительность двигательной активности 2,5 - 3 часа, интенсивность - 32 - 56 движений в минуту.

Дети большой подвижности всегда заметны, среди них выделяются дети с умеренной и высокой интенсивностью движений. Поведение детей с умеренной интенсивностью двигательной активности ровное, спокойное. Дети с высокой интенсивностью движений (более 70 движений в минуту) отличаются неуравновешенным поведением, чаще других подают в конфликтные ситуации.

Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто, как кажется бесцельны. Из - за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должности степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы,поэтому эти отличаются неуравновешенным характером, отличаются расторможенностью, крикливостью, несдержанностью и даже агрессивностью. Они с трудом засыпают, спят беспокойно. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следуем уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами деятельности.

Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти пространство для игр, они стараются уйти в сторону, чтобы ни кому не мешать, выбирают деятельность, не требующую активных движений. Они робки в общении, не уверены в себе. Малая подвижность - фактор риска для ребёнка, она объясняется, как правило, его нездоровьем, отсутствием условий для движений, неблагоприятным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребёнок уже приучен к малоподвижному образу жизни.

У мало подвижных детей нужно воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию двигательных умений и навыков.

В августе 2002 года я приняла группу детей в возрасте от 2 до 2,5 лет.

В первые же дни знакомства меня поразило то, что родители зачастую ограничивают двигательную активность малыша, делая это, конечно, непреднамеренно. Ведь ребёнок 2 - 2,5 лет уже сам может наклониться и снять обувь, поставить её в шкафчик; поднять игрушки и убрать её на место; потянуть и взять с полочки нужную вещь и др. очень часто родители опережали ребёнка и выполняли за него все необходимые действия, лишая таким образом малыша двигательной активности и самостоятельности.

Посещая семьи на дому, я заметила, что детская потребность в движении удовлетворяется далеко не полностью: у детей мало игрушек - двигателей, не оборудован физкультурный уголок. Непременным атрибутом совместной прогулки малыша и мамы были ведёрко, совок и формочки для игрушек в песочнице, т.е. игрушки, не требующие высокой двигательной активности.

Часть детей была подвижна, активна, но их движения были однообразными и сводились в основном к бегу. Выходя с детьми на прогулку, я видела в глазах у некоторых малышей нерешительность. Им страшно было преодолеть небольшой барьер в виде крылечка с тремя ступеньками.

Было очевидно, что родители, не имея определённых педагогических знаний, недооценивали роль движений в развитии ребёнка. Вместе с врачом и старшей медсестрой ознакомились с медицинскими картами малышей, и я получила следующие сведения. Оказалось, что диагноз «здоров» стоял только у двух детей, а у остальных детей были заболевания различного рода.

Итак, 2 ребёнка имели I группу здоровья,

17 детей имели II группу здоровья,

3 детей имели III группу здоровья.

Из них 12 детей имеют серьёзные отклонения в физическом развитии, а следовательно будут сложности в адаптационный период.

Всё это позволило мне сделать вывод о необходимости вести серьёзную работу, направленную на оздоровление детей, начиная с ясельной группы.

Для этого необходимо было более глубоко изучить состояние здоровья детей, их физическое развитие, чтобы обеспечить индивидуальный подход в работе с ними.

Диагностическое исследование, проведённое в конце 2002 - 2003 учебного года показало, что дети в группе были малоподвижны. При играх в беге быстро уставали, что говорит об их низкой выносливости. Был снижен интерес к физическим упражнениями, подвижным играм, занятиям.

Все эти данные свидетельствуют о слабом состоянии здоровья детей группы, недостаточном развитии их физических качеств, двигательных умений и навыков. Оптимальным средством для реализации этой цели в младшей дошкольном возрасте является - движение.

Поэтому мною была разработана система работы с детьми на развитие движения, в которую вошли:

1.        Физкультурные занятия с игровой мотивацией.

2.        Система игр для ослабленных детей.

Разрабатывая систему занятий по физической культуре, я опиралась на методику Пензулаевой.

Основная цель работы: развитие крупной и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

-        формирование двигательных умений и навыков;

-        развитие психофизических качеств (таких как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость);

-        развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);

-        укрепление здоровья детей после болезни;

-        развитие физических и личностных качеств.

Формы:

-        физкультурные занятия;

-        игра;

-        Самостоятельная двигательная деятельность;

-        Игры и упражнения для детей с ослабленным здоровьем.

При разработке своей системы опиралась на следующие требования.

Учитывала:

-        оздоровительные условия при организации двигательной деятельности (пониженная температура, облегчённая одежда, выполнение движений в носочках, а затем босиком, влажная уборка);

-        возраст детей (система рассчитана на 2 года: с 2-х до 3-х и с 3-х до 4-х лет);

-        требование программы (при этом их последовательность определяла уровнем развития своих детей);

-        двигательную активность по возрастам (от возраста к возрасту увеличивала нагрузку, количество движений, дозировку);

-        посильность и доступность двигательного материала (в тоже время движения не должны быть лёгкими для выполнения, поэтому дифференцировала нагрузку в зависимости от физического здоровья и уровня развития детей);

-        постепенное и последовательное введение нового материала;

-        системный подход (обучение движениям шло на занятиях, а закрепление в самостоятельной деятельности, играх и игровых упражнениях).

Обучение основным видам движений идёт по следующему алгоритму.

I        этап Первоначальное разучивание движений.

На этом этапе основным приёмом является показ движении воспитателем.

II        этап Углубленное разучивание движения.

Основной приём - это упражнения детей под руководством воспитателя, выполнение движения вместе с воспитателем.

III        этап Формирование двигательного навыка.

Это многократное выполнение упражнений на занятиях, в играх, специально организованной среде для самостоятельной деятельности.

Разрабатывая систему физкультурно-оздоровительной работы детей своей группы, я руководствовалась следующими рекомендациями:

-        общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 50-60% периода бодрствования ребёнка;

-        содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физических упражнений, видам и формам деятельности. При этом целесообразными движениями должны быть насыщены и игры детей, бытовая и трудовая деятельность;

-        определённую часть двигательного режима составляют физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, коррекционной работы, которые включаются в организованные индивидуальные формы работы с детьми;

-        периоды двигательной активности чередуются со спокойными «сидящими» видами деятельности;

-        каждый ребёнок по своему желанию имеет возможность двигаться самостоятельно в любое время.

Двигательный режим дня для ребёнка I младшей группы. Оптимальный двигательный режим (объём двигательной активности в пределах 5,5 - 6 тыс. шагов; продолжительность - 4 часа в день).

Организованная двигательная деятельность:

-        утренняя гимнастика (ежедневно) - 5 - 7 минут;

-        занятия физкультурой (2 раза в неделю) - 30 минут;

-        подвижные игры на 1 и 2 прогулках 3-4 раза в неделю - 20 - 25 минут.

Самостоятельная двигательная деятельность = 45 - 57 минут с разными физкультурными пособиями:

-        утром 10 -15 минут

-        после завтрака 5 - 7 минут

-        на прогулке 40-50 минут

-        после сна 7-10 минут

-        на второй прогулке 30 - 40 минут = 92 - 122 минуты Бытовая и игровая деятельность: 60 -100 минут Двигательный режим меняется в соответствии с возрастом.

Двигательный режим в детском саду складывается из организованно" и самостоятельной двигательной деятельности. Организованная деятельность в младшем возрасте занимает немного времени. Наибольшее время в режиме дня маленьких детей занимает самостоятельная деятельность. Она является и наиболее утомительной из всех форм двигательной активности.

Малыши значительно быстрее привыкают к детскому саду, охотнее идут в группу, если воспитатель концентрирует их внимание на активных движениях и играх.

Работая с маленькими детьми, я всегда помнила слова К.Д.Ушинского: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Заставьте ребёнка сидеть - он очень скоро устанет; лежать - то же самое; идти - он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать и менее всего думать, но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает, все эти деятельности и не устаёт ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы на будущий день»[1].

Создание физкультурно-игровой среды.

Задача: Создать необходимые условия для удовлетворения потребности детей в разнообразных видах движения.

Чтобы обогатить игру ребёнка разнообразными движеньями, прежде всего я выделяла достаточную площадь для игр и обеспечивала детей разнородным игровым материалом: машинами, колясками, каталками, образными игрушками, куклами и т.д. При внесении в группу новой игрушки учила разным действиям с ней. Например: машину можно возить за верёвочку быстро и медленно (идти или бежать), ползти за ней на четвереньках, подталкивая осторожно сзади, если она нагружена; можно играть вдвоём, перекатывая машину друг другу и находясь в разном исходном положении (присев, нагнувшись).

Значительно разнообразит движения в играх использование физкультурных пособий. С помощью родителей оборудовала в группе физкультурный уголок. К имеющемуся оборудованию родители изготовили клеёнчатые дорожки, мягкое бревно, мешочки для метания, чурбачки, платочки, флажки и др. Часть оборудования храню в шкафу, а в уголке выставляю то, что необходимо для развития двигательной активности на данный день. Пока у детей был малый запас действий, вносимые пособия мы «обыгрывали» совместно, т.е. я показывала самые простые движения. Из обруча можно сделать дом для медвежонка, из скакалки построить дорожку для ходьбы, превратить его в «микрофон».

В течение дня физкультурные пособия в группе меняла несколько раз. Это необходимо для создания у малышей интереса к движениям, а также для частой смены двигательной деятельности, объясняемой возрастными и психологическими особенностями детей.

Внося пособия в группу, расставляла их каждый раз несколько по иному: в другой засти комнаты, в другом пространственном положении; дополняла основные пособия небольшими деталями (на доку можно положить кубики для перешагивания, на гимнастическую скамейку - мяч, который подскажет детям новое движение: прокатывание мяча по скамейке или вдоль неё); постепенно объединяла разные пособия в комплексы (например: доска, несколько кубов, дуга располагаются в ряд в центре групповой комнаты).

При внесении физкультурного оборудования показывала детям, как можно выполнить на нём все основные движения и разные их способы (например: ходить по доске обычно, на носках, босиком, спиной; показать, как по ней пройдёт Петя-петушок, цапля, пробежит лошадка, проползёт Миша-медведь, подпрыгивает воробышек).

Учила детей использовать физкультурное оборудование в играх с куклами. Дети с удовольствием «учили» кукол «заниматься» физкультурой - ходить по доске, спрыгивать с кубов, влезать на лестницу-стремянку.

Дети в самостоятельной деятельности любят бегать. Если бег становится чрезмерно продолжительным, это ведёт к перевозбуждению нервной системы и переутомлению. Вовремя подсказанный ребёнку сюжет вносит в бесцельную беготню целесообразность, вызывает необходимость регулирования движения. Для сюжетной направленности игр я изготовила различные атрибуты в виде нагрудных знаков, шапок с изображением зверей, птиц, автобуса, самолёта.

Во II младшей группе дети стали уже самостоятельно организовывать сюжетные игры, в том числе и на тему: «Утренняя гимнастика», «Физкультурные занятия». Обычно один ребёнок играет роль воспитателя, отбивает ритм погремушкой или бубном, а несколько человек выполняют определённые движения: ходьба по кругу, бег и т.д. В таких играх дети особенно радуются общению, умению выполнять действия совместно. Совместное выполнение движений - это прекрасная школа приобщения малыша к коллективу, к деятельности «вместе». Действия сообща богаче по содержанию, в них всегда есть новизна. Это способствует более глубокому усвоению движений, повышает их воспитательную ценность.

В совместной парной игре стараюсь объединять детей разной подвижности, представив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т.д.) и показав варианты действий.

Существует мнение, что детей, чрезмерно много двигающихся, непременно нужно переключать на спокойную деятельность. Но ведь это невозможно! Если у ребёнка повышенная потребность в движениях, она должна быть удовлетворена. Двигательная активность таких детей не должна ограничиваться, необходимо лишь сосредотачивать их внимание на движениях, требующих сдержанности, осторожности. Полезны все виды метания, точные движения с мячами (попасть в цель, прокатить мяч по дорожке, в ворота и т.д.), ходьба и бег по ограниченной площади, действия с одним предметом на двоих, когда движения выполняются по очереди. При внесении новых пособий детям в первую очередь показывают спокойные движения, не требующие большого пространства, например, вращение мяча на месте, упражнения с мячом, обручем типа общеразвивающих (посмотри в окошечко, подними повыше, возьми мяч в вытянутые руки, перекатись со спины на живот, и т.д.).

Малоподвижных детей вовлекаю в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Лучший метод руководства - увлечь застенчивого нерешительного ребёнка игрой. Чаще всего выбираю игры, связанные с бегом, прыжками.

Разнообразную игровую деятельность детей организую в зависимости от их эмоционального состояния, потребностей, настроения, желания и здоровья. Полноценное развитие движений происходит только в том случае, когда ребёнок выполняет их по собственной инициативе. Инициатива же появляется у малыша, если его незаметно стимулируют — примерами движений, словами и т.д. Так ребёнок приучается выполнять разнообразные упражнения, которые укрепляют его мышцы, совершенствуют движения и улучшают осанку.

Полезно помнить наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. Такое переключения для детей - естественный активный отдых. Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребёнка, а наоборот - снимает утомление, активизирует память; мышления, все психические процессы.

Можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности, используя совсем незначительное количество простых пособий, но, расставляя их по-разному; обучая детей отдельным движениям на каждом из пособий; развивая у малышей умение, выполнять на каждом пособии все знакомые движения.

Уже в раннем возрасте необходимо развивать двигательное творчество детей. Есть очень простое средство для этого - не допускать трафаретности в движениях, играх детей, дать им возможность быть всегда исследователями, создать условия для самостоятельного приобретения двигательного опыта в разнообразной предметно - игровой среде. В своей работе я использую и специальные приёмы развития двигательного творчества - проблемные ситуации, двигательные загадки, интересные игры-задания:

-придумать разные способы упражнений с обручами, гимнастическими палками, досками и т.д.

-найти в группе предметы, которые можно катать (мяч, шары, обручи, каталки, палки, колечки)

-        изобразить животных в движении (зайчика, медведя, жучка, лису)

-ответить на вопросы по рисунку (человек идёт, человек бежит, мальчик стоит, девочка сидит)

Полезны упражнения и соревнования, которые помогают детям почувствовать уверенность в движениях, оценить свои умения: пробежать змейкой, не задев предметы или не уронив их (кегли, кубики, мячи, стулья); метать в различно расположенные цели; постоять на одной ноге на пеньке, скамейке (позднее с закрытыми глазами); покружиться и остановиться не упав; удерживать определённое время («кто дольше?») мешочек с песком за уголок, подкинуть его и ловить на ладонь; выделять средства выразительности движений (быстро - медленно; легко - тяжело, на носочках

-        на всей стопе - на пятках); делать несложные рисунки для движений на земле, снегу (линии прямые, волнистые, круг, квадрат). Сначала дети рисуют, а затем обыгрывают то, что нарисовали.

Такие игры и упражнения помогают сделать игры детей целесообразными, обогатить содержание двигательной деятельности, приобрести двигательный опыт. В результате повысилась двигательная активность детей, высоко развит интерес к двигательной деятельности. Свободно и творчески используют разнообразные виды движений.

На физкультурных занятиях дети усваивают новые движения, уточняют способы выполнения уже знакомых действий, учатся применять их в новой для себя обстановке. При этом должна быть обеспечена оптимальная физическая нагрузка и двигательная активность каждого ребёнка; созданы благоприятные условия для общения между собой и воспитателем. Иными словами, решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

В своей работе я стараюсь отойти от традиционного подхода к планированию занятий по физическому воспитанию, в частности от такого типа физкультурных занятий, которые в давнем прошлом способствовали воспитанию «маленьких оловянных солдатиков» и - при отсутствии на них радости, смеха, песен, веселья, шуток - больше были похожи на тренировки. Для малышей 2-4 лет это совершенно недопустимо. Ведь даже самые простейшие построения друг за другом, в круг, передвижение в организованном порядке малодоступны и утомительны для детей до 3 лет. Занятия лучше проводить по подгруппам и только на положительном эмоциональном фоне.

Основы методики физкультурных занятий исходят из их специфики, заключающейся в том, что каждое из них:

-        определённая «оздоровительная доза» в виде движения, физической нагрузки, влияющей на здоровье детей, их правильное физическое развитие и подготовленность, обязательно с учётом индивидуальных особенностей;

-        это двигательная деятельность, где движение всегда должно восприниматься организмом как «мышечная радость» и использоваться воспитателем как средство разностороннего развития; общение со сверстниками и воспитателем как социальный комфорт; обучение двигательным умениям как возможность самовыражения.

В своей работе использую следующие виды занятий: сюжетные, игровые, тематические, комплексные, учебно-тренирующиего характера (только со II младшей группы) с использованием игровых подражательных движений.

Подражательные движения имеют большое значение в обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям. С подражания образу начинается познания ребенком техники движений, спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Это самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. При назывании движения через образ дети подражают зверям, птицам, людям разных профессий и т.д. Образно-подражательные движения развивают у них творческую двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию.

Со II младшей группы применяю в своей работе систему занятий с использованием нетрадиционных методов воспитания, разработанную Л.Д.Глазыриной и названной психолого-педагогической системой «Очарование».

Одним из важных правил в содержании данной методики является соблюдение сотворчества воспитателя и ребёнка, основанное на принципе уважительного отношения к личности ребёнка.

Задача физического воспитания в младшем возрасте - развивать у детей интерес к процессу движений, очаровать несложными игровыми действиями, которые помогут малышу в координации движений и дальнейшем физическом совершенствовании.

Хочу отметить, что практическое применение данных занятий приносит малышам радость и прекрасное настроение. Они чувствуют себя свободно, раскрепощено и уверенно, так как все движения вызывают интерес и выполняются в игровой обстановке. Формирование двигательных умении и навыков происходит в игре, с использованием предметов и оборудования, которое можно найти в любом детском саду: лопатки, карандаши, шнуры, деревянные дощечки, шары, ковёр, санки и др. У детей развивается заинтересованное отношение к природным явлениям, окружающему миру, создаётся положительное эмоциональное (отношение) состояние от общения с природой. Происходит приобщение детей к занятиям с элементами спорта, развивается ловкость, сила, смелость, воля.

Один раз в месяц, начиная со II младшей группы, я провожу с ребятами физкультурный досуг. Досуг способствует совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Содержание досуга составляют знакомые, в основном подвижные игры и физические упражнения, обновлённые новыми, неожиданными для детей условиями, использованием необычных пособий. Длительность досуга равняется длительности физкультурного занятия - 15 минут.

Программу физкультурного досуга составляю в основном сама, учитываю при этом уровень общего развития детей своей группы. Апробировала в своей работе цикл спортивных развлечений серии «Домашние животные», разработанный преподавателем физвоспитания в дошкольном учреждении А.П.Щербаком.

Свободная двигательная деятельность, которая обеспечивается его методикой, позволяет ребёнку испытывать радость от физических упражнений, трансформировать их из чисто механических в реабилитационно - лечебные, освобождаться от чувства тревожности, занятости, влиять на своё собственное состояние и поведение.

Дети с удовольствием перевоплощались в «котят», «лошадок», «весёлых поросят», энергично двигались. Положительный эмоциональный настрой сохранялся длительное время.

Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. Во время проведения гимнастики я стараюсь обеспечить детям полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.

В своей практике использую следующие формы проведения гимнастики:

-        обыгрывание сюжета: «Воробышки», «Самолёты» и т.д.; -подвижные игры с разным уровнем подвижности (средним - в начале занятия, большим — в середине, малым в конце).

-традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений (с разными предметами).

Утренняя гимнастика в детском саду важна не только как средство пробуждения, сколько как особым образом организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями.

Большие возможности для развития движений имеются на прогулке, особенно в весенне-летний период. Оборудуя участок, руководствуюсь максимумом двигательных возможностей детей. Помимо оборудования площадки время от времени выношу отдельные пособия: кубы, чурбачки, обручи, верёвки для объединения в одном комплексе.

Зимой делаю снежные валы, лабиринты, ступеньки, содействующие активизации движений детей. Использую набор объёмных и плоскостных изображений как дополнение к стационарным постройкам, придав им определённый образ (изображение тепловоза подставить на конце гимнастического бревна, скамейки - поезд готов!).

Во время прогулки провожу подвижную игру со всей группой детей и с небольшими подгруппами, индивидуальную работу по развитию движений.

Стремясь к повышению двигательной активности у детей в повседневной жизни, стараюсь предусмотреть её целесообразное распределение в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду.

Во время утреннего приёма двигательная деятельность детей должна быть спокойной, поэтому пособия рассчитываются на детей с разной потребностью в движениях. В основном планирую деятельность, знакомую по содержанию, ведь приходится уделять внимание вновь пришедшим детям и родителям. Предлагаю детям дидактические игры «Одень спортсмена для соревнований», «Угадай вид спорта», рассматривание альбома «Виды спорта». Провожу игры малой и средней подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кеглю»). Перед занятиями предлагаю детям пособия, которые в значительной степени удовлетворяли потребность в движении (особенно если занятия связаны с длительной статистической позой - математика, развития речи).

Во вторую половину дня провожу гимнастику после сна, планирую самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование. В этот период двигательная деятельность может быть подвижной, высокоэмоциональной, творческой. Очень важно создать в группе положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребёнку было комфортно. В это время провожу индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в физическом и двигательном развитии.

Вечером, перед уходом детей домой, планирую спокойную двигательную деятельность.

Движения должно сопутствовать ребёнку постоянно, ведь это непременное условие здоровья.

Пробуждение - серьезнейший момент для насыщения жизни малыша движениями. Исследованиями физиологов доказано, что физкультура в постели даёт прекрасный оздоровительный эффект, при этом она доступна и приятна любой категории детей - и лежебокам, и подвижным. Обычно я предлагаю детям выполнить в постели 3-4 упражнения. Например:

-        отложив одеяло в сторону, хорошенько потянуться;

-лёжа на спине, вытянуть до упора ноги, руки, затем расслабить мышцы; повторить эту процедуру в положении лёжа на правом, на левом боках;  

-        лечь ровно и поочерёдно поднимать - опускать левую-правую ноги, стараясь вытянуть носок;

-        поднять руки вверх и перебирать поочерёдно пальцами, сначала медленно, затем, ускоряя темп, закончить упражнение сжатием пальцев в кулак и сильным раскрытием кисти;

-        сидя в постели, медленно опускать голову, стараясь подбородком коснуться груди, затем медленно отводить голову назад; наклонить голову вправо, затем влево. Завершить этот цикл упражнений можно круговыми движениями головы в медленном темпе.

Таким образом, дети встают бодрые, с прекрасным настроением. Сокращается время на процедуру одевания. По дороге в туалетную комнату предлагаю выполнить ряд упражнений (в занимательной форме). Заранее расставляю простейшее спортивное оборудование: рифлёные коврики, скакалки, разложенные на полу в виде ручейков, кубы и др. Важно, чтобы ребёнок не тратил время на впустую и совершил ряд движений, которые не только помогут ему перейти в состояние бодрствования, но и «разработают» все системы организма.

Использую самые разные движения: ползание, перешагивание, хождение на пятках, на цыпочках, упражнения имитирующие движения таких животных, как медведь (встать «на четыре лапы», опираясь на пол полной поверхностью ладони и ступни, и тихонько передвигаться в таком положении; у детей 3 лет слабая мускулатура брюшной стенки, а это упражнение её укрепляет), кошка (крадущиеся движения при ползании, прогибание спины, принятие позы «калачиком»). Процедура переодевания предоставляет прекрасные возможности для развития мелкой мускулатуры пальцев (расстёгивание и застегивание пуговиц), координации движений; фактически даёт нагрузку на все суставы (плечевые, локтевые, коленные, тазобедренные), мускулатуру ног, рук. Помимо этого, она приобщает ребёнка к первым элементам пространственного планирования (как поступить, чтобы лучше, быстрее снять платье, свитер и т.д.).

Я всегда убеждаю родителей не выполнять за ребёнка те действия, которые он может выполнить сам. Ведь мало того, что затягивается время приобретения нужного навыка, но и теряется возможность для естественной двигательной активности. Во второй младшей группе, я активнее стала привлекать детей к бытовому труду: поставить на стол салфетницы, отнести на кухню чашки, подготовить к занятиям материал.

В педагогике утвердилось мнение, что для интеллектуального развития детей необходимы специальные «сидячие» занятия. Детей усаживают, чтобы заниматься с ними развитием речи, счётом, рисованием. Такие занятия связывают также с воспитанием усидчивости - специального качества, необходимого будущему школьнику. Часто детей стараются удержать на стульях, даже если они не хотят сидеть. Наблюдения показывают, что многие дети уже на четвертой, пятой минуте занятия начинают отвлекаться. Вернуть их внимание общепринятыми методами редко удаётся. Некоторые дети вообще не проявляют активности в восприятии материала. Основной причиной такого поведения дошкольников является то, что воспитатели недооценивают роль двигательного анализатора в речевом развитии малышей.

Все выдающиеся педагоги всегда прямо или косвенно считали движения важнейшим условием и средством всестороннего развития. Ещё Ж.-Ж. Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришёл в выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

По мнению Е.А.Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Он рекомендовал предоставлять возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях.

Стремясь увеличить двигательную активность детей на занятиях по рисованию и аппликации, я разработала методику проведения занятий следующих тем: «Мячи большие и маленькие», «Обручи», «Красивые платочка», «Гимнастическая стенка», «Мой весёлый звонкий мяч», «Медвежата делают зарядку», «С чем я люблю заниматься на физкультуре». На таких занятиях я не только отрабатываю технику рисования округлых и прямоугольных форм, учу аккуратному наклеиванию, но что гораздо важнее, даю детям возможность активно двигаться на занятии.

Начиная со 2-ой младшей группы, программа «Радуга» предусматривает приобщение детей к спортивным упражнениям. Выполнения требований программы, уже в конце лета и ранней осенью я стала учить детей кататься на двухколёсном велосипеде. К сожалению, не все дети имеют возможности закрепить навыки езды в домашних условиях (нет велосипеда). Зимой много радости доставляет детям катание на саночках и ходьба на лыжах. Нужно отметить, что за три года в детском учреждении дети окрепли физически, стали ловкими, уверенными, самостоятельными. Смело скатываются с горки, большая часть детей скользит по ледяной дорожке без помощи воспитателя. На каждую прогулку выносим две пары лыж, и дети учатся передвигаться ступающим шагом.

Периодические стала использовать такую нетрадиционную форму работы как домашние задания по физическому воспитанию. Наиболее эффективными формами работы с родителями я считаю следующие:

•        Приобщать родителей к совместной деятельности по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни - это совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья.

•        В помощь родителям, я составила тематический план сотрудничества с семьёй по физкультурно - оздоровительной работе с детьми.

•        Некоторых родителей и детей попросила подобрать и принести красочные иллюстрации о любых видах спорта. Весь материал оформила в альбом «Виды спорта». По каждой иллюстрации провожу беседы с детьми, расширяю их знания о спортсменах, спортивном оборудовании, одежде, присущей каждому виду спорта. С целью закрепления знаний детей изготовила дидактические игры: «Угадай вид спорта», «Одень спортсмена для соревнований», разрезные картинки «Виды спорта»; альбомы для раскрашивания «Быстрее, выше, сильнее!»; сборник загадок.

•        Привлекла родителей к созданию фотоальбома группы «Движение -залог здоровья», где помещены фотографии детей на прогулке, на физкультурном занятии, в бассейне, в игровой деятельности. Рассматривая собственные фотографии, дети эмоционально обмениваются своими впечатлениями, восторгаются и радуются. Поддерживая беседу в непринуждённой форме, учу ребят осознавать понятие «правильно, красиво двигаться». Подвожу их к мысли, что нужно заниматься физкультурой, спортом, делать утреннюю гимнастику, гулять на свежем воздухе, много двигаться, чтобы вырасти крепкими и здоровыми.

Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье. Часто недостаточная физическая культура семьи является причиной заболеваемости детей. Например: нарушается режим в праздничные и выходные дни; некоторые дети не имеют дневного сна; сокращается ночной сон в связи с просмотром телепередач; детская потребность в движении удовлетворяется не полностью. Это создаёт предпосылки к нервному перенапряжению ребёнка.

Чтобы достичь стабильных результатов, я стараюсь работать в тесном контакте со своей коллегой по группе и семьёй.

В начале каждого учебного года мы знакомим родителей с режимом дошкольного учреждения, чтобы рекомендовать его соблюдение дома. В помощь родителям предлагаем специальные консультации: «Движение - заряд бодрости и здоровья ребёнка», «Закаливание детей в семье», «Плоскостопие», «Дыхание», «Мне надо много двигаться», «Эмоции, движение и речь, их взаимосвязь в развитии ребёнка», «Берегите нервную систему ребёнка», «Комплекс упражнений при плоскостопии». Оформляем родительские уголки, которые важны в физкультурной пропаганде. Например: «Движение залог здоровья!», «Мама, пойдём на зарядку!», «Утренняя зарядка», «Подвижные спортивные игры», «Закаливание», «Катание на велосипеде», «Учимся кататься на велосипеде», «Учимся плавать», «Всей семьёй на лыжи», «Правила для сладкоежки»,«Физическое воспитание в семье»... Советуем родителям прочитать специальную литературу (имеется в группе):

-        «Игры и занятия с детьми от рождения до трёх лет». О.Н.Козак

-        «Поиграем, малыш» И.П.Дайлидене

-        «Какая физкультура нужна дошкольникам» В.А.Шишкин

Проводили день открытых дверей, где родители имели возможность присутствовать на утренней гимнастике, прогулке, физкультурном занятии.

Родители принимали активное участие в анкетировании на тему « Здоровый образ жизни», «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?». По нашей просьбе родители изготовили лопатки для прогулок в зимнее время, оказывают помощь в изготовлении оборудования для физкультурного уголка, в оснащении необходимым спортивным инвентарём: санками, лыжами. Очень радует то, что родители осознали важность двигательного развития детей, прислушиваются к нашим советам и выполняют необходимые рекомендации.

Тесное сотрудничество с семьёй помогает мне осуществлять индивидуальную работу в физическом воспитании детей. Прежде всего мне, как воспитателю, необходимо в начале каждого учебного года определить исходные данные состояния здоровья, физического и двигательного развития детей. Совместно с врачом, старшей медсестрой и моей коллегой по группе составляем диагностическую карту, куда заносим данные о состоянии здоровья, физического и двигательного развития (врач отмечает отклонения, составляем диагностическую карту, куда заносим данные о состоянии здоровья, физического и двигательного развития (врач отмечает отклонения, указывает диагнозы заболеваний, рекомендации по их устранению). Диагностическая карта выполняет роль перспективного плана индивидуальной коррекционной работы с детьми, ориентирует на конечный результат.

В моей группе у четверых детей стоит диагноз «плоскостопие». Во II половине дня с этими детьми провожу коррекционную работу. В комплексе упражнений включаю ходьбу на носках, на пятках, на наружных сводах стоп, перекаты с пяток на носки и обратно, катание мячей стопой, поочерёдный захват пальцами ног различных предметов (карандаши, палки) и др.

Один ребёнок в группе с низким ростом. С ним провожу прыжковые и беговые упражнения, кратковременные висы на перекладине, поощряю к высокой двигательной активности.

Особой заботы требуют часто болеющие дети. Необходимо более чуткое внимание к их психике, к двигательной активности. Недопустимы перегревы и переохлаждения. На прогулку этих детей одеваем последними, а с прогулки раздеваем первыми. Обязательно слежу за двигательным режимом часто болеющих детей.

В группе есть чрезмерно подвижные дети. Двигательная активность таких детей требует коррекционной работы. Ограничивать их в движении нельзя, нужно просто регулировать интенсивность движений; включая такие, которые требуют сосредоточенности, точности: метание в цель, прокатывание мяча в ворота. Полезны все виды лазания, упражнения в равновесии.

Успех физического воспитания во многом зависит от взаимоотношений между взрослым и ребёнком, которые я строю на уважении к личности ребёнка, на любви и душевной теплоте. Никогда не прибегаю к сравнению отстающего ребёнка с другими детьми, не противопоставляю их друг другу. Использую только поощрительные оценки. Своё заинтересованное отношение к каждому ребёнку пытаюсь дать почувствовать не только словами, но и тоном, действиями, жестом, взглядом. Только учитывая физическое и психологическое развитие детей, их индивидуальное особенности, можно добиться положительных результатов в физическом воспитании.


[1] Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. T.2. – М, 1982.– C. 158.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Развитие речи в младшем дошкольном возрасте»

«Развитие речи  в младшем дошкольном возрасте».Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок  входит в мир окружающих его людей. Х...

Статья по теме: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

рабочая программа по теме "Развитие у детей младшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью аппликации"

Цель программы:Развивать творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику.  Помочь ребенку проявить свои художественные способности в аппликации из ткани. Основные задачи:&bull...

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следуе...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие у детей младшего дошкольного возраста воображения, мышления и творческих способностей через ручной труд»

laquo;Развитие у детей младшего дошкольного возраста воображения, мышления и творческих способностей через ручной труд»...

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством  развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....