Инновационный педагогический опыт "Физкультурно-оздоровительная работа в условиях группы"
методическая разработка по теме

Гордеева Лиля Хажмухаметовна

В материале представлен инновационный педагогический опыт   по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях группы и воспитанию привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_no2_lilya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Физкультурно-оздоровительная работа

в условиях группы»

Актуальность и перспективность опыта:

     Проблема укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения, сегодня должно рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений, ориентируя  всю систему образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.  Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы, как одну из важнейших задач. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Концептуальность:

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Наличие теоретической базы опыта.

Широкий аспект традиционных и нетрадиционных форм работы с семьей определяется письмом Минобразования РФ от 22 июня 2002г. №30-51-547/16 "Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях". Данный документ определяет цель деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи, которая сводится к возрождению традиций семейного воспитания. Опираясь, на все вышесказанное, работа педагогического коллектива ДОУ должна быть направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей по вопросам развития ребенка. Т.Доронова подчеркивает важность наглядной информации для родителей и раскрывает основные критерии для ее оформления: единый стиль, ясность логики, доступность, конкретность. Е.П. Арнаутова, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва отмечают, что общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Т.В.Короткова подчеркивает важность общения в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке, что способствует сближению воспитателей, родителей и детей.

     Все  указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений.

Ведущая педагогическая идея

     Проблема оздоровления, воспитания и развития - кампания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени. Для решения проблемы нужно  создать следующие педагогические условия:

  • формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
  • прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;
  • повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Оптимальность и эффективность средств

   Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В своей практике я использую групповые и индивидуальные формы работы - это консультации, беседы, семинары-практикумы, тематические конференции по обмену опытом воспитания детей на всех уровнях развития, родительские собрания и т. д.

Выпускаю папки – передвижки на темы: "Пословицы и поговорки о здоровье", красочные стенгазеты, тематические стенды, оформляю семейные фотоальбомы. Родители имеют возможность посещать "Дни открытых дверей": посмотреть физкультурные занятия, гимнастику, закаливающие процедуры, режимные моменты, подвижные игры. Родители сами  изготавливают нестандартное физкультурно-игровое оборудование,  принимают участие в физкультурных праздниках и развлечениях.

   Таким образом, организованная мной работа приобщает родителей и детей к здоровому образу жизни, развивает физические качества и навыки, способствует самореализации каждого.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат.

Успехи и достижения обучаемых)

- Повышение уровня развития детей.

- Формирование у детей осознанной потребности ведения здорового образа жизни.

- Формирование личностных качеств ребенка.

- Формирование культурно – гигиенических навыков.

- Снижение заболеваемости.

- Активизация познавательной деятельности, творческой активности детей.

- Развитие у детей психических процессов: внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, мышления, речи.

Возможность тиражирования

   Передовой  педагогический опыт внедряется, обобщается и распространяется на уровне города и республики:

  • Выступление  «Физкультурно – оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста» для слушателей  КПК МРИО /2009г/;
  • Выступление  «Нетрадиционные формы работы с родителями   по вопросам здоровьесбережения дошкольников»  за круглым столом в ГБОУ ДПО (ПК) «МРИО» г.о. Саранск /2013г/;
  • НООД по физической культуре с инструктором по физкультуре «С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны» для слушателей КПК ГБОУ ДПО (ПК) «МРИО» /2013г/;
  • Выступление «Повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах формирования здорового образа жизни» на конференции для воспитателей МДОУ, МАДОУ г.о. Саранск /2013г/.
  • Консультации, открытые занятия для студентов МГПИ им. Евсевьева.
  • «Школа молодого воспитателя» -  наставническая работа с молодыми коллегами.
  • Участие в формировании учебно-методического пособия для педагогов  ДОУ  « Интегрированные занятия в ДОУ»/ ГБОУ ДПО (ПК) «МРИО» /2012г/
  •  Публикации из опыта работы на  персональном сайте в социальной сети работников образования nsportal.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология. Опыт работы

Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что проектный метод побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образова...

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Инновационная педагогическая технология в работе с дошкольниками на тему «Лэпбук – развивающая книга»

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятель...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТАПри  работе с детьми  раннего возраста, основными задачами познавательного разв...

Инновационные педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Одним из эффективных средств решения задач инновационной деятельности педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм пла...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрывается сущность метода проектов как инновационной педагогической технологии, а также возможности его использования в работе с детьми дошкольного возраста....

Инновационная педагогическая технология в работе педагога - психолога с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ - дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. Это «особенные дети», дети, с которыми наиболее важно использо...

Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Мой опыт работы, с применением педагогических технологий: проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской...