Секреты здоровья.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Сайфутдинова Татьяна Александровна

Программа формирование мотивации здорового образа жизни у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sekrety_zdorovya.docx104.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно – эстетического развития

«Секреты здоровья»

Программа формирования мотивации здорового образа жизни у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Номинация «Пропаганда здорового образа жизни среди детей дошкольного и школьного возраста»

Автор:  

Сайфутдинова Татьяна

Александровна

педагог – психолог

Г.Губкинский

2012 год

Пояснительная записка

Актуальность.  В настоящее время  склонность к табакокурению и употреблению ПАВ закладывается уже в дошкольном возрасте. Пресечение возникновения этих вредных привычек среди дошкольников требует психолого-педагогического сопровождения. Современная научная профилактика формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития (от запугивания до информирования). Эти стадии развития оказались не только не эффективными, но и потенциально опасными, так как возбуждали любопытство детей. Для того  чтобы быть эффективными, профилактическая программа должна «работать» с формированием потребности в здоровом образе жизни у детей,  а так же обучить дошкольников необходимыми навыками сопротивления социальному давлению.

Наркотическая зависимость связана со слабостью эмоциональной сферы детей.

По данным  исследования красноярского государственного университета, к  различным видам зависимости склонны дети с узким диапазоном средств общения, высоким конформизмом, некомпетентностью эмоциональных проявлений. Такие дети все видят в черно – белых красках, им свойственна категоричность эмоций,  они не гибкие в общении и поэтому испытывают затруднения в разрешения конфликтных ситуаций.

При недостаточно сформированных волевых характеристиках у таких детей отсутствует способность сознательного регулирование собственной деятельности. У таких детей можно наблюдать упрямство (решения носит формальный характер, так как совершается без относительно к существу, или объективному содержанию принятого решения),  негативизм (немотивированное волевое противодействие всему, что исходит от других),  внушаемость (решение человека определяется другим лицом, независимо от объективности обоснования). Здесь бывает два плюса: с одной стороны конформизм, ведомость, такие дети нерешительны, не умеют принимать самостоятельных решений, они не настойчивы, не умеют бороться за исполнение принятого решения; с другой – наоборот, раскованность как гиперкомпенсация, утрата осторожности, им сложно подчинять свою деятельность какой – то определенной цели длительное время. В подростковом возрасте у таких детей также может появиться склонность к риску, как гипертрофированное средство самоутверждения в кругу сверстников, что может привести к первым пробам наркотиков. Таким образом, доминирование у ребенка таких качеств как упрямство, недовольство окружающими, преобладания одного стереотипа поведения  в разных ситуациях, ведомость, узость эмоционального диапазона, показывает его  конфликтную некомпетентность, дефицит средств  преодоления сложных жизненных ситуаций и служит одной из предпосылок возникновения наркозависимости.

Проблема формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов  

(Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.). Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы программы: «Пропаганды  здорового образа жизни у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

Очень часто у детей отсутствует заинтересованность в занятиях по формированию здорового образа жизни.  Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.    

 Таким образом, на сегодняшний день актуальным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни

Цель программы является формирование мотивации здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности. 

        Программа имеет профилактическую направленность в работе с детьми.

 В связи с этим включает в себя следующие задачи:

-  познакомить детей с разными эмоциональными состояниями,

- формирование  понимание роли здоровья в жизни,

- формирование адекватных форм поведения.

                Отличительная особенность программы состоит в предъявлении игрового сюжета направленного на формирования мотивации здорового образа жизни

Этапы реализации программы        

1. Прогностический:  15 октября – 15 ноября

2.Организационно – практический: 16 ноября - 16 января

3. Обобщающий: 4 февраля – 11  марта

                 Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза. До начала программы и после ее прохождения.

- знания эмоциональных состояний и антинаркотических установок детей;

- формирования функции приспособления и эмоционального «отыгрывания» ситуации

- формирование сознательной регуляции собственной деятельности

Адресат программы: наиболее продуктивно позволяет работать с детьми 6 – 8 лет.

Условия реализации. Групповая комната

Материалы и оборудования: магнитофон, кассеты (диски) с записью спокойной музыки, карандаши.

Дополнительные материалы расписаны в каждом занятие.        

Организация занятий.

Занятия проводятся психологом 1-2 раза в неделю в течение 1-2 месяцев, в групповой форме. Продолжительность занятия 30 минут. В занятиях участвуют дети 6-8 лет.

Структура занятий.

1. Разминка

Цели:

- создания в группе доверительной атмосферы;

- создание чувства общности с членами группы.

Средства: упражнения, направленные на «эмоциональный разогрев», знакомство и групповую сплоченность.

2. Рабочий этап

Цели:

- собственно работа по формированию здорового образа жизни

Средства: беседы, игры, рисование.

3. Заключительный этап.

Цели:

- подведение итогов занятия: обсуждение совместного и личного опыта детей, систематизация полученных знаний, поддержка самооценки.

Средства: рефлексия – рассказ каждого ребенка (самостоятельный или с помощью других детей, взрослого) о том, чему он научился, что ему было легко, а что трудно. Разделения чувств смягчает переживания, помогает детям понять, что не только у них бывает трудности, поверить в собственные силы и способность справиться с неприятными ситуациями.

Методы:

1. Игровая коррекция

2. Релаксация

3. Погружения в ситуацию

4. Арт-терапия

Приемы:

1.Этюды

2. Упражнения (творческого характера)

3. Ролевые игры

4. Рисования

5. Беседа

Тематический план занятий по формирования мотивации здорового образа жизни для детей 6-8 лет.

Тема

Задачи

Содержания занятия

1

"Путешествие в страну радости"

Расширять представлений детей об эмоции "радость";
формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; расширять представление детей о поступках, которые приносят радость Тренировка радостных эмоций.

«Давайте поздороваемся»,

«Беседа с детьми о радости»,

“Угадай и покажи настроение”,

«Переодевалки»,

«Художники»,

«Веселый торт»,

«Передай улыбку»

2

Слова бодрости

познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.

«Добрые дела»,

«Изобрази лягушонка»

«Беседа о боли»,

«Рассказ про мальчика Юру»,

Рисования «Юра выздоровел»

«Эстафета дружбы»

3

«Сильный человек – это человек с сильной волей»

Научить правилам поведения, позволяющим преодолевать  давление со стороны окружающих: научить устанавливать причинно-следственные связи; учить детей говорить: "Нет!"; помочь осознать ответственность за свой выбор; развивать чувство эмпатии; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Мысленная картинка на тему «Сильный человек»

Работа со сказкой «Сказка о двух братьев и сильной воле»

 «Хочухалки»

Рисование «Человек с сильной волей»

«Водопад»и

4

"Путешествие в страну "Виноватию

Знакомить детей с новой эмоцией "вина-стыд" и ее графическим изображением; формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов; учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

«Путешествие в сказочную страну»,

«Знакомство с гостем по имени Вина»,

«Приход Меры»

«Эстафета дружбы»

5

«Полезные и вредные привычки»

 Углубить знания детей о полезных и вредных привычках; воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.

«Знакомство с госпожой Польза и Вред»

Р,   «Привычки у Лисички».

 «Полезно-вредно».

 «Отгадывание загадок».

 «Закончи предложение».

«Конкурс рисунков».

6

«Путешествие в сказку»

Формирования потребности здорового образа жизни. Профилактика табакокурения.

«Путешествие на воздушном шаре»,

«Гусеница»,

«Письмо от Айболита»,

«Выполнения рекомендаций»,

«Летаем как бабочки»,

«Возвращения из путешествия»

7

"Дракончик  Памси"

Закрепить умение выражать эмоцию "грусть"; обратить внимание детей на то, что с помощью слова можно изменить настроение другого человека; развивать умение детей сравнивать эмоции; развитие эмпатии, развитие активного словаря эмоциональных состояний.

«Знакомство с Памси и его настроением»

Беседа «Как выйти из грустного состояния»

Рисование «Мое настроение»

8

"Избавляемся от злючек"

Закрепить умение детей выражать злость, гнев социально - приемлемыми способами. Показать многообразие принимаемых решений.

Показать детям факторы, влияющие на здоровье.

Дать детям представление о признаках здорового человека.

«Оживи камень»

«Рассерженные шарики»,

«Ноги топают», «Разрывания бумаги»,

9

"Страна волшебная - здоровье"

Объяснить, что значит ответственное поведение в отношении здоровья. Способствовать формированию у детей отношения к здоровью, как к ценности.

«Давайте поздороваемся»,

«Беседа о здоровье»,

«Приход гномов Растяпы и Здоровяка»

Физическая минутка «Божья коровка»,

Рисование «Гном – здоровячок»

10

«День психологического здоровья»

пропаганда здорового образа жизни; профилактика стресса; развития когнитивной сферы детей.

«Город Близнецов»,

«Пропасть Безпамятства»

«Сообразилия»,

«Лес Ссор»,

«Пещера Однообразия»,

«Вундеркиндия»,

«Пустыня Однообразия»

«Край Журчащих ручьев»

Список литературы:

  1. Гусева Н. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. СПб.Речь.2008
  2. Заватски Д. Детям о здоровье. Как научить вашего ребенка быть здоровым. Пер. с англ.= Заокский. «Источник жизни», 1994
  3. Мы выбираем здоровье и радость, прочь уходи ядовитая гадость! – Гармония жизни. Остров сокровищ, издание для детей, специальный выпуск.;2004.
  4. Кремлякова А.Ю. Программа по профилактике курения среди детей старшего дошкольного возраста. Справочник педагога психолога №5.2011г.
  5. Поркрасс М.Л. “Терапия поведением. Методика для активного психотерапевта и для всех, ищущих выхода” Самара 1997г.

Содержание занятий

 

Занятие 1.

Тема: “Радость; хорошее настроение”.

Задачи: раскрыть сущность понятия “Радость”; формирование у детей доброжелательного поведения; развивать эмоциональную произвольность, мимику, жесты, присущие эмоции “Радость”; учить конструктивным способам управления собственным поведением, снимать напряжение.

Материалы:  яркие, смешные украшения, обручи на голову, банты, заколки; два листа ватмана с изображением контура человечка без лица; фломастеры; карандаши цветные; карточки с рисунком “эмоции” звуковое оформление: В.Шаинский “Улыбка”; запись смеха.

  1. “Давайте поздороваемся ”.

Во время игры дети здороваются друг с другом различными способами (носиками, локоточками, пяточками и др.) под быструю, веселую музыку.

  1. Беседа с детьми о радости.

Дети прослушивают музыкальный отрывок веселого произведения, после чего отвечают на вопросы психолога и самостоятельно рассуждают о том, что такое “радость”.

– Какого характера музыка сейчас звучит?

– О чем вы думаете, когда слушаете эту музыку?

– Что чувствуете?

– Что хочется делать под такую музыку?

– Как вы думаете что же такое “радость”?

  1.  Игра “Угадай и покажи настроение”.

Дети двигаются под музыку по кругу вокруг выложенных на полу мимических картинок, с окончанием музыки каждый ребенок берет ту карточку, возле которой он остановился. Рассматривает картинку, определяет вид эмоции, изображенный на ней и показывает ее. (Игра проводится 2-3 раза).

  1. Игра “Переодевалки”.

Детям предлагается игра как способ улучшения настроения: дети наряжают друг друга с помощью смешных украшений (бантов, париков, заколок и пр. атрибутов) и разглядывают себя в зеркале.

  1. Игра “Художники”.

На изображенном во весь лист ватмана контуре человечка дети коллективно изображают веселое, радостное настроение, используя краски, цветные карандаши, фломастеры.

  1.  Упражнение “Веселый торт”.

Дети с помощью психогимнастики проговаривают и показывают сюжет стихотворения:

Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек –
Непременно захохочет!

Дети “угощают” испеченным тортом друг друга.

7. «Передай улыбку».

«Взяться за руки и передавать, как эстафету, улыбку. Начинает ведущий: «Я передам вам свою улыбку, и она идет от меня к Мате, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что радости стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей  радости. Пусть же она вас не покидает. До свидания!».

Вопросы для обсуждения занятия:

- Как вы себя чувствуете сейчас? Какое ваше настроение?

- Что нового вы почувствовали и узнали сегодня?

- Что вам было легко делать? Что трудно?

Занятие 2

Тема «Слова бодрости»

Задачи: познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.

Материалы: «волшебное яблочко», альбомные листы с контурным изображением человека, цветные карандаши.

  1.  “Давайте поздороваемся ”.

Во время игры дети здороваются друг с другом различными способами (носиками, пяточками и др.) под быструю, веселую музыку.

  1. Упражнение «Добрые дела».

Ведущий с помощью «волшебного яблочка» спрашивает у детей, какие добрые дела они сделали в детском саду, дома, на улице.

Комментарий: ведущий поощряет детей за желание помочь другим, прийти на помощь в трудную минуту.

  1. «Изобрази лягушонка».

Ведущий читает стихотворение. Задача детей – передать состояние лягушонка, поранившего ногу, с помощью мимики, жестов, пантомимики.

«Лягушонок прыгал по дорожке

И о каменешек поранил ножку.

Как же голосок его был тонок!

Он листочек к ранки приложил

И к лягушке – маме поспешил.

(Дети выражают боль на лице,  приподнимают «пораненную» ногу, прихрамывая, идут  к  «маме»).

  1. Беседа с детьми.

- Что чувствовал лягушонок, когда ушиб ногу? (боль)

- А вы  испытывали когда – нибудь боль? (ответы детей)

Боль бывает разная: есть физическая боль – больно, когда:

- падаешь;

- кто-то сильно толкнул, ударил;

- порезал стеклом руку или ногу;

- ожегся чем-то горячим;

- ужалила оса или пчела;

- кто-то укусил (комар, злая собака);

- очень холодно;

А бывает боль душевная (эмоциональная) – больно, когда:

- кто-то сердито кричит;

- кто-то дразнит, обзывает;

- кто-то не хочет делиться игрушками, сладостями.

Ребята, я сейчас вам расскажу рассказ про мальчика Юру, а вы скажите какую боль он испытывал.

  1. «Рассказ про мальчика Юру».

Мальчики во дворе затеяли игру в прятки.

- Юрка, бежим скорее, заберемся в тот большой ящик – там нас никто не найдет.

Юра изо всех сил побежал к ящику, но нечаянно споткнулся, упал и расшиб ногу. Он громко заплакал. Федя подбежал к Юре.

- Успокойся, пожалуйста, Юра. Потерпи. Сейчас я позову твоего папу. Вот увидишь, все будет хорошо.

Из подъезда вышел Юрин папа:

- Возьми себя в руки сынок. Ты же мужчина, а мужчины должны себя держать в руках.  Ну-ка, покажи, что там у тебя? Какие пустяки! Сейчас мы промоем ранку, перевяжем колено – и все пройдет, а пока не падай духом.

Вопросы к обсуждению:

- Кто помог Юре почувствовать себя лучше?

- Какие слова утешения использовали друг Федя и папа Юры?

(«Потерпи», «Вот увидишь, все будет хорошо», «Не падай духом», «Возьми себя в руки сынок», «Все пройдет».)

- Как вы понимаете слова папы «»Возьми себя в руки»?

(Сдержать слезы. Перетерпеть боль, не плакать когда нахлынули слезы)

- Когда вам больно, кто вам помогает почувствовать себя лучше?

(родные, друзья, врачи)

- Как можно назвать людей, которые приходят на помощь?

(добрыми, настоящими друзьями)

- Как можно назвать поступки людей, которые спешат на помощь?

(благородные, добрые дела)

  1. Рисование на тему «Юра выздоровел».

Детям предлагается контурное изображение мальчика.

Задача детей – показать в рисунке чувства Юры после того, как он выздоровел.

7. «Эстафета, дружбы».

«Взяться за руки и передавать, как. эстафету, рукопожатие. Начинает ведущий: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Мате, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!».

Вопросы для обсуждения занятия:

- Как вы себя чувствуете сейчас? Какое ваше настроение?

- Что нового вы почувствовали и узнали сегодня?

- Что вам было легко делать? Что трудно?

Занятие 3

Тема: «Сильный человек- это человек с сильной         волей».

Задачи:  Научить правилам поведения, позволяющим преодолевать  давление со стороны окружающих: научить устанавливать причинно-следственные связи; учить детей говорить: "Нет!"; помочь осознать ответственность за свой выбор; развивать чувство эмпатии; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Материалы: сказка, альбомные листы и цветные карандаши, магнитофон со спокойной музыкой.

1. «Доброе животное».

Ведущий таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг
и возьмитесь за руки. Мы одно большое доброе животное. Давайте
послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. На вдох- делаем шаг
вперед, на выдох- шаг назад. А теперь на        делаем шага вперед, на

выдох два шага назад. Вдох- 2 шага вперед, выдох- 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук- шаг вперед, стук- шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

3.        «Мысленная картинка» на тему «Сильный человек»

После обсуждения картинок подводятся итоги: в них присутствовали физически сильные герои. Ставится вопрос: может быть иногда сильнее совсем другая сила?

4. «Работа со сказкой».

Сказка о двух братьях и сильной воле (Хухлаева О.)

Давным-давно в одной далекой стране жили были два брата. Они жили очень дружно и все делали вместе. Оба брата хотели стать героями. Один брат сказал: «Герой должен быть сильным и смелым». И он стал тренировать силу и ловкость. Он поднимал тяжелые камни, лазал по горам, плавал в бурной реке. А другой брат сказал, что должен быть упорным и настойчивым, и он стал тренировать силу воли. Ему хотелось бросить работу, но он доводил ее до конца. Ему хотелось съесть на завтрак пирожок, но оставлял его на ужин. Он научился говорить «нет» своим желаниям.

Шло время, братья выросли. Один из них стал самым сильным человеком, а другой- самым настойчивым и упорным, он стал человеком с сильной волей. Но однажды случилась беда: на страну напал страшный черный Дракон. Он уносил скот, жег дома, похищал людей.

Братья решили спасти свой народ. «Я пойду и убью Дракона,»- сказал первый брат. «Сначала нужно узнать его слабости»- сказал другой брат.

-Мне не нужно знать в чем его слабость,- сказал силач,- главное, что я сильный.

И он направился к высокой горе, на которой стоял замок черного Дракона. - Эй, Дракон, я пришел победить тебя! Выходи на бой! - закричал силач. Ворота замка распахнулись, и навстречу ему вышел страшный черный Дракон. Его черные крылья заслоняли небо, его глаза горели, как факелы, а из пасти вырывался огонь. Увидев это чудовище, силач почувствовал, как страх входит в его сердце. Он начал медленно отступать от Дракона. А Дракон стал расти, расти, вдруг он щелкнул хвостом, и сильный брат превратился в камень.

Узнав о том, что случилось с силачом, его брат решил, что пришел его черед сразиться с Драконом. Но как его победить? И он решил спросить совета у мудрой черепахи, которая жила на другом конце Земли.

Путь к этой черепахе лежал через три очень опасных королевства.
Первым было королевство «хочукалок». У человека, попавшего в это
королевство, сразу появлялось множество желаний: ему хотелось получить
красивую одежду, дорогие украшения, игрушки и лакомства, но стоило ему
сказать «хочу», как он тут же превращался в «хочукалку» и навсегда
оставался в этом королевстве. У нашего героя тоже появилось множество
желаний, но он собрал свою силу воли, сказал им «нет» и миновал

первое опасное королевство.

Далее попал брат в королевство «тыкалок». Его жители все время друг друга дергали и отвлекали от дел, поэтому там никто не мог ничего делать: ни работать, ни учиться, ни отдыхать. Нашему герою также захотелось

подергать других за руки, поприставать к прохожим и он снова использовал свою силу воли, в «тыкалку» не превратился и пошел дальше в самое опасное третье королевство.

Называлось оно - королевство «яколок», В нем жили люди, которые постоянно выкрикивали «Я!Я! Вызовите меня! Спросите меня!», и никого не хотели слушать эти люди, кроме самих себя. Трудно пришлось нашему герою в этом королевстве. Понадобилась ему вся сила его воли, которую он тренировал много лет. Да и то приходилось ему свой рот рукой закрывать, чтобы «Я! Я! Я!» из него не выскочили. Но сумел он все-таки благополучно миновать и это королевство и добраться до мудрой черепахи.

-Здравствуй, Черепаха! - сказал он.- Научи меня, как победить черного Дракона.

- Победить его может только человек с очень сильной волей. Но ты прошел три опасных королевства, значит твоя воля очень сильна, А чем сильнее воля человека, тем слабее страшный Дракон, Иди, ты победишь!

И черепаха закрыла глаза, а наш герой поклонился ей и отправился обратно в свою страну.

Он подошел к воротам замка, где жил черный Дракон, и вызвал его на бой. Дракон вышел из замка, расправил черные крылья и пошел навстречу смельчаку. Герою стало страшно при виде чудовища, но он собрал всю свою силу воли и поборол страх. Он стоял на месте и не отступил ни на шаг, И вдруг страшный дракон начал уменьшаться, он становился все меньше и меньше, пока совсем не исчез. Черепаха сказала правду, чем сильнее воля человека, тем слабее Дракон,

Как только Дракон исчез, рассыпался и его черный замок, а навстречу герою выбежали живые и невредимые жители страны, и среди был и его брат, С тех пор они жили счастливо. Так сильная воля помогла герою победить зло.

5. «Хочукалки».

Ведущий кончиком карандаша медленно рисует в воздухе какую-либо известную детям букву, Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

6. Рисование на тему: «Человек с сильной волей».

Дети рисуют человека с сильной волей.

7. Упражнение «Водопад».

Сядьте (лягте) поудобнее и закройте глаза. Два- три раза вдохните и выдохните.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.

Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они

расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет также течет по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускаясь к твоим ступням. Вы чувствуете, что они расслабляются и становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы

чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым, вздохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами ...(30 секунд).

Теперь поблагодарим этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза,

8. «Эстафета, дружбы».

«Взяться за руки и передавать, как. эстафету, рукопожатие. Начинает ведущий: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Мате, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!».

Вопросы для обсуждения занятия:

- Как вы себя чувствуете сейчас? Какое ваше настроение?

- Что нового вы почувствовали и узнали сегодня?

- Что вам было легко делать? Что трудно?

- Что понравилось больше всего? Что меньше?

Занятие 4

Тема: «Путешествие в страну «Виноватию».

Задачи: Знакомить детей с новой эмоцией "вина-стыд" и ее графическим изображением; формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов; учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

Материалы: песочница, фигурки «Короля», «Меры», картонные карточки (6+6 см),  альбомные листы, карандаши.

  1. «Давайте поздороваемся».

Стол в кругу, дети здороваются, прикасаясь друг к другу по кругу, разнообразными частями тела:

  • глазами (два раза моргнуть);
  • плечами (прикасаясь);
  • ладошками.
  1. «Вход в сказочную страну».

Дети садятся на ковер, вокруг песочницы. Ведущий начинает рассказывать сказку:

« Где-то далеко-далеко, а может быть, и совсем рядом, например в этой песочнице, есть удивительная страна. Давайте создадим ее вместе. Есть там река (дети в песочнице создают реку), есть и горы (дети создают горы), есть темные дремучие леса (дети в песочнице сажают леса) и залитые солнцем луга (дети разравнивают площадку для луга и сажают цветы), есть топкие коварные болота (ребята создают болота). Посмотрите, как быстро у нас появилась Сказочная страна на месте пустыни!

        Правит этой страной Король (ведущий достает фигурку Короля и показывает ребятам, пуская ее по кругу). У  него есть слуга и придворная.

- Как вы думаете, где живет Король? Конечно же – во дворце!

        Чтобы создать дворец, мы станем архитекторами. Господа Архитекторы возьмите, возьмите картонные карточки (6+6 см), цветные карандаши и нарисуйте дворец Короля.

- Какие у вас получились дворцы, и посмотрите, какие они разные!   Как вы думаете почему?

        В жизни мы все очень разные, и каждый архитектор предлагает что-то свое, особенное. Но для сегодняшней истории вам  нужно выбрать для короля один из дворцов (дети делают выбор).

Возьмите ножницы и вырежьте его.  А теперь  вам предстоит выбрать местоположения дворца.

  1. «Знакомство со слугой по имени «Вина».

К Королю приближается гость по имени «Вина». Как она приходит?  (Врывается в широко распахнутые двери или тихонько проскальзывает в щелочку, влетает в распахнувшее окно или выползает из угла…). В образе какого животного является к Королю вина? (Трепетный мотылек или раненная ласточка, маленький сверчок или огромная серая слониха…) Как она движется? (Легко, крылато, невесомо или тяжело ступая по полу?…). Какие звуки произносит гость по имени Вина? (Охает, ахает, стонет, плачет, смеется, кричит и ругается, вообще молчит и лишь шмыгает носом…) Что говорит? Какие запахи с собой приносит? (Запахи нагретого солнцем пляжа или болотной воды и холодного дождя?...). Гость по имени Вина принес с собой блюда – угощенья.

- Что это за блюда? Какие они на вкус?

Составьте рецепт одного приготовленного блюда «Вины». Нарисуйте его.  Как вы думаете, понравиться ли Королю такое угощения, попросит ли он добавки? И, как часто бывает, за столом плавно течет беседа. О чем же беседует Король со своим гостем  по имени Вина?

  1. «Приход Меры».

Но вот звучит веселая музыка, в залы дворца заглядывает яркое солнышко. Это златокудрая Мера пришла напомнить гостью по имени Вина, что пора уходить. Король устал чувствовать вину и ему о многом надо поразмыслить.

О чем раздумывает Король после ухода Вины?

Чем же вина бывает полезна, а когда и в чем может навредить?

Зачем гостью по имени Вина обладать таким качеством как Мера?

  1. «Эстафета, дружбы».

«Взяться за руки и передавать, как. эстафету, рукопожатие. Начинает ведущий: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Мате, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!».

Вопросы для обсуждения занятия:

- Как вы себя чувствуете сейчас? Какое ваше настроение?

- Что нового вы почувствовали и узнали сегодня?

- Что вам было легко делать? Что трудно?

- Что понравилось больше всего? Что меньше?

Занятие 5.

Тема: "Полезные и вредные привычки"

.

Задачи: Углубить знания детей о полезных и вредных привычках; воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.

Материалы: иллюстрации с нарисованными девочками «Польза» и «Вред», зеленые и красные карточки у детей, цветные карандаши и альбомные листы по количеству детей.

1. «Доброе животное».

Ведущий таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг
и возьмитесь за руки. Мы одно большое доброе животное. Давайте
послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. На вдох- делаем шаг
вперед, на выдох- шаг назад. А теперь на        делаем шага вперед, навыдох два шага назад. Вдох- 2 шага вперед, выдох- 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук- шаг вперед, стук- шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

2. «Знакомство с госпожой Польза и Вред». 

Р,р Ребята я сегодня получила удивительные письма, от  интересных дам. Это  

Гос   госпожа Польза (показывает картинку) и госпожа Вред (показывает картинку).

Се    сейчас я их вам  по очереди прочитаю.  Письмо госпожа Пользы:

«Д  Делать  добро, говорить только правду, быть вежливыми и опрятными.

         Вспомни  правило когда нужно обязательно мыть руки:

   Руки мой после игры,

    И после туалета,

С улицы пришёл –

Опять не забудь про это.

И ещё закон простой,

Руки мой перед едой!»

Интересно, о чем же пишет госпожа Вред (ведущий читает)

«Не соблюдать правила гигиены, культуры поведения, не гулять на свежем воздухе».

- Дети, чье письмо вам понравилось? Почему?

Сегодня на нашем занятие мы будем говорить о привычках. А что такое привычка? Кто попробует сказать? Привычка – это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.

3. «Беседа о хороших и вредных привычках».

Полезные, хорошие привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они словно совершаются сами собой.

Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.

Вредные привычки – это наши коварные враги, они доставляют нам удовольствие и потихоньку отравляют нам жизнь, наносят огромный вред нашему здоровью. Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются вместе с нами.

У каждого из нас есть и хорошие привычки и плохие. Но с вредными привычками надо бороться, а сила воли поможет их победить.

4. Упражнение «Привычки у Лисички».

Я сейчас расскажу стихотворение про лисичку, а вы попробуйте определить: какие у лисички хорошие привычки, а какие нет.

«Есть у лисички привычки:

Собираясь в гости, холит пышный хвостик,

Приучать лисяток  соблюдать порядок.

Есть у лисички другие привычки:

В курятник - шасть и курочку украсть».

5. Игра «Полезно-вредно».

Ведущий называет привычки, дети сигнализируют карточками: зеленая карточка - полезно, красная карточка - вредно.

 Выполнять утреннюю гимнастику;

 Соблюдать режим дня;

 Грызть ногти;

 Долго смотреть телевизор;

 Употреблять алкоголь;

 Правильно питаться;

 Общаться с людьми;

 Говорить неправду.

  1. Упражнение «Отгадывание загадок».

 Продукт вкусный, сладкая паста, он эффективный как лекарство.(Мед)

 Содержит никотин растение, здоровью не найти спасенья.(Табак)

 Знают и взрослые и дети, не все полезно пить на свете. В жизни плохую играет роль. Здоровью недруг - ... (Алкоголь)

 Хороший мальчик не пойдет играть на скользкий и опасный ... (Лед)

 Чистый с запахом цветов, без него дышать нельзя. (Воздух)

Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, руки мыть не ленится (Мыло).

Ведущий спрашивает у детей:

- Что необходимо для здоровья?

- Что опасно для здоровья?).

7. Упражнение «Закончи предложение».

 Как о здоровье заботишься, так и ... (Имеешь)

 Больше витаминов в ... (Фруктах и овощах)

 Не читайте книгу в ... (Кровати)

 Без здоровья нет ... (Счастье)

8. «Конкурс рисунков».

 Послушайте «Вредные советы» Г. Остера.

«Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно.

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова».

- Нарисуйте портрет человека, который выполняет эти «вредные советы». Выскажите своё мнение.

9. «Эстафета дружбы».

«Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает ведущий: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!».

Вопросы для обсуждения занятия:

- Как вы себя чувствуете сейчас? Какое ваше настроение?

- Что нового вы почувствовали и узнали сегодня?

- Что вам было легко делать? Что трудно?

- Что понравилось больше всего? Что меньше?

Занятие 6

Тема «Путешествия в сказку».

Задачи: формирование потребности здорового образа жизни, профилактика табакокурения, отработать позитивное взаимодействия друг с другом.

Материалы:

Гусеница-игрушка

Крылья бабочки

Аудиозапись

Письмо от доктора Айболита

1. «Давайте поздороваемся».

Стол в кругу, дети здороваются, прикасаясь друг к другу по кругу,

разнообразными частями тела:

- глазами (два раза моргнуть);

- плечами (прикасаясь);

- ладошками.

2. «Вхождение в сказку».

Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Наверное, у каждого из вас есть самая-самая любимая сказка? Какая? Ребята, а путешествовать вы любите? Куда? А хотели бы вы отправиться путешествовать в сказку прямо сейчас? Знаете, волшебный мир очень хрупкий и тонкий, и там нужно соблюдать определенные правила поведения. Как вы думаете, какие это правила?

        Молодцы! И есть еще одно правило (добавить то, что не сказали дети). А теперь вы готовы отправиться в сказку? Еще раз вспомните правила поведения в сказке, сядьте, как можно удобнее и закройте глаза. Мысленно представляйте то, о чем я буду говорить.

Текст медитации (используется аудиозапись со звуками природы):

        Представьте себе, что вы идете по лесу. Вокруг растут деревья и поют птицы. Солнечные лучи проходят через листву. Очень хорошо и приятно идти по такому лесу. Вы идете по тропинке и вскоре замечаете, что тропинка ведет вверх. Теперь вы понимаете, что взбираетесь на гору. Вы добрались до вершины горы и оказались на небольшой площадке, на которой стоит корзина воздушного шара. Воздушный шар уже готов к отправлению. Вы залазаете в корзину, отвязываете веревку, и воздушный шар медленно и плавно взывает в небо. Сверху вы видите, как лес становится все меньше и меньше. Вы замечаете реку, похожую на светлую ленту. Ваш шар пролетает над горами, полями, летит над морем, над лесом. И начинает постепенно снижаться. Вот вы оказываетесь на лесной поляне. Мысленно, не открывая глаз, осмотритесь вокруг себя, а теперь откройте глаза.

Перед ребятами появляется гусеница.

Гусеница обращается к ребятам: Здравствуйте, ребята! Я, здешняя лесная гусеница. Я видела, как вы прилетели на воздушном шаре, и приползла на эту полянку, чтобы попросить у вас помощи. Я слышала, что скоро пойдете в школу, и , наверно, много чего уже знаете. Со мной произошла беда, я начала курить, никак не могу понять, почему это произошло, и как от этого избавиться.

Ведущий: Как вы думаете, ребята, почему гусеница начала курить?

Дети дают свои ответы.

Гусеница: Лесные друзья сказали, что меня околдовал злой волшебник Табачник. Мне так плохо, я, наверно, никогда не смогу стать бабочкой.

Ведущий:  Ребята, а зачем гусенице хочется стать бабочкой?

Дети дают свои ответы.

Гусеница: Вчера на лугу я видела много красивых бабочек, которые порхают от цветка к цветку. Они были такими веселыми, счастливыми, и, благодаря им, луг становиться разноцветнее. Они живут, принося пользу, опыляя цветы и делая жизнь радостнее. А я?... От меня никакой пользы.  (Пауза). И вот я попросила свою знакомую стрекозу написать письмо Доктору Айболиту, чтобы он дал совет, что мне делать. Получила ответ. Но я не умею читать, а стрекоза улетела на гастроли. Кто-нибудь из вас , ребята умеет читать?

Один из детей читает.

Текст письма:

        Дорогая Гусеница! Мне очень жаль, что ты попала в такую беду. К сожалению,  я не могу к тебе сейчас приехать, очень много больных. А помочь тебе могут только те люди, которые не курят. Для этого они должны: во-первых, показать, что готовы тебе помочь, для этого они изобразить тебя; во-вторых, снять чары злого волшебника Табачника можно, если кто-нибудь скажет, почему вредно курить. Каждый раз, когда будет произнесено одно из последствий курения, силы злого волшебника будут ослабевать. Но всего этого можно добиться только тогда, когда ребята будут поддерживать друг друга и делать все вместе.

Доктор Айболит.

Гусеница: Помогите мне, пожалуйста, дорогие ребята. Одной мне не справиться.

Ведущий:  Ну, что поможем гусенице. Что нам нужно сначала?

Изображение гусеницы.  Дети встают в колонну, затылок в затылок. Ноги на ширине плеч. Левую руку просовывают между ног, тот, который стоит сзади, берется за нее правой рукой. Остальные продолжают эту цепочку таким же образом. И начиная с правой ноги, начинают шагать одновременно.

Гусеница: Здорово, ребята, у вас получилось. Я даже себя узнала.

Ведущий:  Давайте похлопаем за то, что у нас так хорошо получилось. Сейчас подумайте хорошенько, почему вредно курить? Вы будете говорить, а я записывать. Тогда чары злого волшебника Табачника разрушаться, и гусеница будет спасена. Пусть она полежит, отдохнет. А мы,  без нее справимся. (Гусеница прячется под стол, где к ней потом прикрепляются крылья).

Ребята называют последствия курения.

Ведущий записывает их на доске.

Появляется гусеница, превратившаяся в бабочку: Здравствуйте, ребята, вы узнаете меня? Я та гусеница, которая курила. И только благодаря вам, я стала бабочкой. Я стала красивой, воздушной. Я очень хорошо себя чувствую. Мне хочется радоваться жизни. Я счастлива. Спасибо вам. Я больше никогда не буду курить. Ребята, а можно я немного побуду с вами, посмотрю на вас?

Ведущий:  Как здорово у нас все получается. Только вместе, доверяя друг другу, мы можем преодолеть все трудности, которые нам встречаются на пути! Ребята, вы спасли бабочку. Молодцы! А как вы думаете, что нужно делать, чтобы никогда не поддаваться чарам злого волшебника Табачника?

Ребята дают свои ответы.

Ведущий: Совершенно верно. Конечно, общаться с друзьями, читать книги, заниматься спортом, ходить в кино, путешествовать и, много чего интересного есть на земле.

Бабочка: Ребята, вы такие добрые, умные и я хочу с вами потанцевать. Представьте, что ваши руки – это крылья, вы ими машете, плавно и красиво, бережно, не мешая друг другу. Полетели друг за другом за луной (звучит легкая воздушная музыка). Теперь, кто где хочет. А теперь каждый летит на свое место. Спасибо,  ребята. Мне понравилось с вами танцевать, но мне очень хочется рассказать своим друзьям, как вы мне помогли.

Ведущий: Ребята, давайте что-нибудь пожелаем бабочке на прощанье.

Пожелания детей

Бабочка: Спасибо, до свидания!

Ведущий: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Сядьте, пожалуйста, удобно. Закройте глаза. Вспомните все, что вы сегодня видели и слышали в этой замечательной сказочной стране?   Мысленно попрощаетесь со сказкой, садитесь в наш воздушный шар и возвращайтесь обратно. Как только приземлитесь, открывайте глаза. На этом наше путешествие закончилось. Ребята, у меня к вам небольшая просьба. Сегодня, когда придете домой, отдохнете, сядьте за  стол, вспомните еще раз, где мы были, что видели и нарисуйте тот момент сказки, который вам больше всего запомнился, понравился. Этот может быть один или несколько рисунков. Мы организуем выставку рисунков.

Вопросы для обсуждения занятия:

- Как вы себя чувствуете сейчас? Какое ваше настроение?

- Что нового вы почувствовали и узнали сегодня?

- Что вам было легко делать? Что трудно?

- Что понравилось больше всего? Что меньше?

Занятие 7.

Тема: «Дракончик Памси».

Задачи: Сплочения коллектива. Ознакомить детей с понятием «настроение», развивать у детей умение управлять своим поведением.

Материалы: мягкая игрушка- дракончик Памси; три стакана с водой; текст рассказа «Памси грустит».

  1.  «Давайте поздороваемся».

Стол в кругу, дети здороваются, прикасаясь друг к другу по кругу, разнообразными частями тела:

  • глазами (два раза моргнуть);
  • плечами (прикасаясь);
  • ладошками.
  1. «Знакомство с Памси».

На краю луга среди диких цветов есть каменная пещера. В пещере живет
маленький дракончик по имени Памси. Памси- он особенный дракончик.
Дело в том, что он умеет думать. Памси очень любит учиться. Он уже умеет
считать и знает названия всех цветов, растущих на лугу около пещеры. Но
самое удивительное у Памси- это его мысли. Мысли Памси бывают очень
разными. Иногда они похожи на праздничный салют- яркие, быстрые, как
разноцветные искорки. Когда его мысли похожи на салют, они блестят,

играют, мчатся, а мир вокруг Памси кажется таким разноцветным. В голове появляются замечательные идеи. Когда мысли у Памси такие, то у него прекрасное настроение, и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше.

Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в центре весеннего луга- спокойные и тихие, очень-очень светлые. Все краски, - как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда его мысли такие, то он

чувствует себя хорошо и уверенно. Он мечтает, чтобы так было всегда и тогда душевное спокойствие никогда не покинет его,

Но иногда Памси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно. То, что происходит с ним, напоминает ему что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Памси похожи на мутную лужу в плохую погоду. Они темные и вязкие. Памси называет из гадкими. Когда у Памси такие неприятные мысли, он чувствует себя просто несчастным. Ему очень плохо, он расстроен. В такие моменты Памси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние».

  1. «Три стакана с водой».

После прочтения рассказа ведущий берет три стакана с водой и говорит;

-        Когда Памси чувствует себя хорошо, у него все получается, он свеем
доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду и
мысли у него «чистые и ясные» (показывает стакан с чистой водой).

-        Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает
прекрасным, радостным, и мысли  становятся как салют;  они блестят и
переливаются как в этом флаконе (показывает второй стакан с блестками).

-        но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, или
обидно.  Тогда его мысли похожи на темную, мутную воду (показывает
третий стакан с мутной водой).

3. Обсуждения.

Ведущий спрашивает у детей:

  1. Бывало ли у вас такое грустное настроение, как у Памси? Когда?
  2. Что вы чувствовали при этом?
  3. О чем вы думали?
  4. Как вы выходили из грустного состояния?
  5. Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
  6. Что нужно сделать, чтобы оно прошло?

 4.Рисование на тему «Мое настроение».

Ведущий предлагает детям нарисовать, на что похоже их настроение.

5.        «Эстафета дружбы».

«Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает ведущий: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!».

Вопросы для обсуждения занятия:

- Как вы себя чувствуете сейчас? Какое ваше настроение?

- Что нового вы почувствовали и узнали сегодня?

- Что вам было легко делать? Что трудно?

- Что понравилось больше всего? Что меньше?

Занятие 8

Тема «Избавляемся от злючек».

Задачи:  закрепить умение детей выражать злость, гнев социально - приемлемыми способами,  показать многообразие принимаемых решений, показать детям факторы, влияющие на здоровье, дать детям представление о признаках здорового человека.

Материалы: камешек небольшого размера, воздушные шарики (по количеству детей),  рисунки, изображающие следы, газеты, журналы.

  1. «Давайте поздороваемся».

Стол в кругу, дети здороваются, прикасаясь друг к другу по кругу, разнообразными частями тела:

  • глазами (два раза моргнуть);
  • плечами (прикасаясь);
  • ладошками.

  1. Упражнение «Оживи  камень»

Ведущий держит в руках камень небольшого размера и спрашивает:

- Что у меня в руках? (камень),

- Какой он? (прикладывает к щеке каждого ребенка), (холодный),

- Как вы думаете его можно согреть?

- Я знаю волшебные слова, которые помогут нам согреть камень.  «Камень, камень возьми тепло моих рук, жар моего сердца и подари их моему другу.

 Передает камень рядом стоящему ребенку. Тот  крепко сжимает камень в руках, говорит «волшебные слова» и передает его дальше по кругу. Через некоторое время камень вновь оказывается в руках у ведущего.

- Почувствуйте, какой теперь стал камень!  ( прикладывает к щеке каждого ребенка), (теплый).

- Вот видите, мы передали камешку часть нашего тепла и холодный камень стал теплее, как будто ожил. И если мы люди, будем дарить друг другу тепло, каждый почувствует себя уютнее, станет веселее и добрее.

3. Упражнения «Рассерженные шарики».

Мы все хотим быть добрыми, веселыми, послушными… Правда?

- Но это не всегда у нас получается. Вы уже знаете, что человек может испытывать различные чувства, переживать различные эмоции. Гнев, злость, обида – это человеческие эмоции. Их испытывает каждый человек, и это нормально. Самое главное – уметь правильно избавиться от отрицательных эмоций.

- Есть опасные способы избавления,  но они несут  вред  как вам , так и другому человеку  это такие как: драться, кричать друг на друга, бросать предметы, ломать их…(дети добавляют).

- Скажите, как можно безопасно избавиться от раздражения? ( побоксировать подушку, покричать в лесу, потопать ногами, порвать бумагу …)

- А на что вы чаще всего злитесь?  (отвечают). Что вызывает у вас раздражения, обиду? (отвечают). Давайте,  попробуем увидеть и услышать эти чувство. (Предлагает каждому ребенку  надуть шарик и завязать его. При необходимости помогает)

- Представьте, что шарик – это человек, в котором накопилось много раздражения, злости (это воздух внутри шарика). Видите, какой человек стал сердитый? Он вот – вот лопнет от злости! Как вы думаете, воздух сейчас может входит в шарик и выходить из него? (нет).

- А если человека переполняют злоба, гнев, может он оставаться спокойным и трезво мыслить? (нет).

- Почему?  (Предложения детей). Сделайте так, чтобы шарик лопнул, как будто взорвался. Его можно проткнуть, можно прыгнуть на него, можно его прокусить. (Выполняют). Как вы считаете, это безопасный  выход агрессии?  (Нет). Почему? (Можно испугаться  самому и испугать других).

- Что может означать ваш страх? Чего вы боитесь, когда слышите взрыв шарика?  (Ответы). Раз шарик – человек, то взрывающийся шарик может означать какой – либо негативный, агрессивный поступок, например, нападения, оскорбления, а это, как вы сами увидели,  опасно. Надуйте,  пожалуйста,  еще один шарик, но не завязывайте, а просто крепко держите , так, чтобы воздух не выходил наружу. Наш шарик по-прежнему человек, а воздух внутри него раздражения, гнев. Выпустите из шарика немного воздуха и вновь крепко зажмите. Посмотрите, шарик уменьшился? (Ответы детей (Да)). Лопнул ли он, когда вы выпускали воздух? Испугался ли кто-нибудь из вас? (Ответы детей (нет)).  Шарик остался целым? (Да).

- Вот видите, шарик остался целым и невредимым, не лопнул и никого не напугал. Так и человек: когда он выражает свои чувства контролируемым способом, он никому не причиняет вреда. Продолжайте сдувать шарик маленькими порциями, до тех пор, пока в нем не останется воздуха (выполняют) Помните, что воздух в шарике – это чувства, раздражения и гнева. Вышел воздух – прошла злость. А шарик – человек, остался цел и невредим. Как вы думаете, этот способ опасный или безопасный? (дети отвечают). Почему? (предположения детей) Поэтому  важно научиться избавляться от злости дозировано, безопасно.

4. Упражнение «Ноги топают».

- Вспомните, было ли с вами так: вы сердились и вам хотелось топнуть ногой? (ответы детей).

- Когда это происходило? (Рассказы детей). Чтобы раздражения не мешало играть и заниматься другими делами, нужно от него избавиться. Есть еще один безопасный способ – топнуть  изо всех сил ногой, рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и нам станет легче.  Начнем? (дети и педагог топают. Педагог помогает правильно выполнять упражнение застенчивым и гипервозбудимым детям). Что вы чувствуете? Потеплели ваши следы? (когда дети подтверждают, что стопы стали горячие, предлагает нарисовать рядом со ступнями солнышко).  А теперь, возьмите карандаш и нарисуйте рядом со ступнями солнышко. (Рисуют).

5. Упражнение «Разрывание бумаги».

- Есть еще один способ избавиться от неприятных чувств, но я расскажу о нем при условии: после выполнения задания вы поможете мне навести порядок в комнате.

Возьмите бумагу, разорвите ее на кусочки, сложите в центр круга. Размер кусочков значения не имеет (дети рвут бумагу)

. Вот сколько раздражения и злости вышло из нас! А теперь превратим бумагу…  в снег. (Педагог энергично подбрасывает кусочки бумаги в воздух;  к педагогу присоединяются дети).

 6. Упражнение «Водопад».

Сядьте (лягте) поудобнее и закройте глаза. Два- три раза вдохните и выдохните.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.

Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они

расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет также течет по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускаясь к твоим ступням. Вы чувствуете, что они расслабляются и становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы

чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым, вздохом и

выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами ...(30 секунд).

Теперь поблагодарим этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза,

8. «Эстафета, дружбы».

«Взяться за руки и передавать, как. эстафету, рукопожатие. Начинает ведущий: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Мате, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!».

Вопросы для обсуждения занятия:

- Как вы себя чувствуете сейчас? Какое ваше настроение?

- Что нового вы почувствовали и узнали сегодня?

- Что вам было легко делать? Что трудно?

- Что понравилось больше всего? Что меньше?

Занятие 9.

Тема "Страна волшебная - здоровье"

Задачи: Объяснить, что значит ответственное поведение в отношении здоровья. Способствовать формированию у детей отношения к здоровью, как к ценности.

Материал: Картинки с изображением 2 гномов или куклы: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, с перевязанной рукой, неаккуратный; на каждого ребенка альбомный лист и карандаши.

1. «Давайте поздороваемся».

Стол в кругу, дети здороваются, прикасаясь друг к другу по кругу,

разнообразными частями тела:

- глазами (два раза моргнуть);

- плечами (прикасаясь);

- ладошками.

2. Беседа «Что такое Здоровье»

Ведущий: Ребята! Сегодня я хотела с вами поговорить на очень важную тему - о здоровье. Как вы думаете. Что такое здоровье? (суждения детей). Да, дети, некоторые из вас понимают. Что же такое здоровье, но не все знают, что же надо делать для того, чтобы быть здоровы.

3.«Приход гномов Растяпы и Здоровячка»

Сегодня на занятии мне и помогут два новых моих друга поведать вам о волшебной стране - здоровье. Они пришли к нам из чудесной страны сказок. Это гномы. Одного зовут Здоровяк, а другого - растяпа( обращает внимание детей на персонажей)

Посмотрите. Как вы думаете, кто из них Здоровяк, а кто Растяпа?

Ответы детей.

А почему вы так решили? Кто поделится своим мнением? (суждения детей)

Да, я согласна с вашим мнением. Крепких, сильных, редко болеющих детей называют здоровяками. Посмотрите, какой цвет лица у нашего Здоровяка. У него румяные щеки, крепкая стройная фигура, я думаю, что он занимается спортом, много гуляет на свежем воздухе, он соблюдает правила поведения на улице, не ест не мытые фрукты и овощи, не забывает делать зарядку. И он конечно знает, что полезно. А что вредно для здоровья.

Вы со мной согласны? Или кто - то думает по - другому? Поделитесь своим мнением, или добавьте, может я что - то упустила и не сказала о Здоровяке.

А как вы думаете, Растяпа ведет такой - же образ жизни или нет? А почему? (Правильно, по нему видно, что он растяпа). Давайте с вами поможем стать ему таким как Здоровяк. Итак, начинаем помогать Растяпе, но прежде всего мы должны сами показать ему пример. Я правильно говорю? Предлагаю провести оздоровительную минутку.

  1. Физическая минутка "Божья коровка"  

  №

  Слова

  Движения

1.

Вокруг себя покружились И в божьих коровок превратились

 Кружатся

2.

Божьи коровки, покажите ваши головки, Носики, ротики, крылышки - ручки, ножки. животики

Показывают названные части тела

3.

Божьи коровки, поверните на право головки, Божьи коровки, поверните на лево головки,

Повороты головой вправо, влево

4.

Ножками притопните, крылышками хлопните

Топают ногами. Хлопают руками

5.

Друг к другу повернулись И мило улыбнулись

Поворачиваются, улыбаются, садятся

Ведущий: Дети, какого человека мы называем здоровым?

Если человек болен. Ему нездоровится, то как он выглядит? Какие вы молодцы ребята! Что должен сделать Растяпа, чтобы быть красивым, сильным, умным, здоровым? (Ответы детей).

Итак, теперь гном и мы знаем, что здоровье - это сила и ум.  Здоровье - это когда ты весел, когда у тебя все получается, когда у тебя нет температуры,  и ты можешь ходить в садик, гулять на свежем воздухе, кататься с горки, когда у тебя ничего не болит. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Вы со мной согласны? Я думаю. Что мы с вами помогли Растяпе и не хотелось бы, чтобы у него оставалось такое не красивое имя. Давайте с вами придумаем ему новое имя, но и внешний вид ему поменять тоже необходимо. Правда?

4. Рисование на тему «Гном - здоровячок»

Сейчас каждый из вас придумает нового гнома, собственного и нарисует его. Это может быть гном - мальчик или гном - девочка. Придумайте его сами и нарисуйте, но уже опрятного, красивого, здорового (самостоятельная деятельность детей). Анализ рисунков.

5. «Подари улыбку».

Дети берутся за руки, смотря соседу в глаза, и молча улыбаются друг

другу.

Вопросы для обсуждения занятия:

- Как вы себя чувствуете сейчас? Какое ваше настроение?

- Что нового вы почувствовали и узнали сегодня?

- Что вам было легко делать? Что трудно?

- Что понравилось больше всего? Что меньше?

Занятие 10

Тема: «День психологического здоровья».

Цель: пропаганда здорового образа жизни; профилактика стресса; развития когнитивной сферы детей.

Материалы: свисток, карты – подсказки с заданиями.

Сегодня у нас вами День здоровья! Кто из вас знает, что такое здоровье? Сегодня мы будем поправлять свое здоровье, а для этого мы отправимся в путешествие по городам и странам. В каждой из них , местные жители будут давать карту – подсказку, где указан маршрут, по которому вы будете двигаться дальше.

        Вся хитрость в том, что у вас несколько команд и победит тот, кто финиширует первым, правильно выполнив все задания. А сейчас вы получите карты-подсказки и по моему свистку начнется игра.

Ведущий ждет, когда все команды получат карты, и дает стартовый свисток. Команда раскрывают карты, читают и бегут по маршруту. Маршруты всех команд не должны пересекаться ни в одной точке, т.е. все команды проходят одни и те же препятствия и станции, но в разном порядке.

Один из возможных маршрутов.

Маршрут А.

(тест карта – подсказка)

  1. Бегите в город Близнецов, там будьте внимательны, все не просто, как кажется!
  2. Из города Близнецов дорога ведет в Сообразилию, но попасть туда можно только, миную глубокую пропасть Беспамятства. Будьте осторожны!
  3. Вам нужно в Вундеркиндию? Да…это непросто. Ваш путь лежит через дремучий лес Ссор и глубокие и темные пещеры Невежества. Лес Ссор опасен тем, что люди, попавшие в него тут же начинают ссориться и вместо того чтобы сплотиться и держаться вместе, помогая друг другу, они расходятся по одному и сами ищут выход из леса. Многие люди заблудились в том лесу и не вернулись домой. Но будьте осторожны, недалеко от леса Ссор находится еще одно опаснейшее место – это болото Лени.  Может, вы откажетесь и не пойдете туда? Нет? Тогда счастливого пути и удачи вам!
  4. Если вы читаете эту подсказку, значит вы добрались до Вундеркиндии. Поздравляю вас, вы молодцы! Теперь вам предстоит попасть в край Журчащих ручьев, а туда можно попасть только минуя пустыню однообразия, где очень ждут вашей помощи, поторопитесь!
  5. Ваш путь лежит в город по имени Финиш, где произойдет самое  интересное – подведение итогов игры!

На каждой станции детей встречают наряженные под местных жителей педагоги, которые проводят с детьми игры и испытания и вручают им карту подсказку. Правильность выполнения условий игры проверяется на Финише наличием всех 5 – ти карт – подсказок.

Описание станций.

  1. Город Близнецов. Ребят встречают 2 воспитателя в одинаковых костюмах и говорят им: «Здравствуйте, ребята! Вы попали в город Близнецов, где живут близнецы и близняшки. Все они на первый взгляд одинаковые, но это не так.

Вот вам первое испытание: найдите все отличия между этими близняшками.

Отлично, молодцы, но, чтобы получить карту, вам нужно справиться и со вторым испытанием. Перед вами две близняшки Маша и Даша. Дорисуйте их платья так, чтобы у обеих девочек они были одинаковыми.

Вы справились с заданиями и получаете свою первую карту – подсказку.

  1. Пропасть Беспамятства. На полу нарисована пропасть, а через нее сделан мостик из кирпичей и досок. У пропасти стоит человек и говорит: «Здравствуйте, ребята. Я – Хранитель, и стою я здесь для того, чтобы путники, идущие в Сообразилию, не упали в эту пропасть. Но просто так пропустить вас я не могу, по этому мосту может пройти только тот, у кого хорошая память. Я дважды назову вам 10 слов, тот, кто запомнит больше 5, сможет перечь этот мост и идти дальше».

Хранитель дважды называет 10 слов: вода, дорога, рюкзак, трава, карта, береза, ведро, солнце, камень, дождь.

  1. Сообразилия. Ребят встречает воспитатель в костюме звездочета и говорит: «Добро пожаловать в Сообразилию, в страну умных и сообразительных людей. Местные жители очень любят головоломки и отдадут карту лишь тем, кто их решит. Приступайте.

После того как дети справились с заданием, воспитатель отдает им подсказку и желает доброго пути.

  1. Лес Ссор. Здесь ребят встречает воспитатель в костюме лешего (Хозяина леса).

Леший. Здравствуйте дети, я – Леший, хозяин этого леса. Зачем вы пришли сюда? А-а-а, вам нужно пройти через мой лес, как сказано в карте – подсказке. Я пропущу вас, если вы выполните 2 задания.

  1. Задача каждого ребенка в максимально маленький срок дотронуться до «Сердца дружбы». Способ ребята выбирают сами. «Сердце дружбы» находится в самом дальнем углу и на пути к нему нужно преодолеть множество препятствий, их Леший обговаривает сразу, когда объясняет задание: «Каждый из вас дотронуться до «Сердца дружбы», которое находится (Леший показывает детям, где оно) на вершине холма. Я буду засекать время, поэтому вам нужно сделать это как можно быстрее. Приготовились, начали!
  2. Леший. Молодцы, справились с первым заданием. Посмотрим, совладаете ли со вторым?  Перед вами чаша с горохом и с фасолью. Вам нужно как можно быстрее отделить горох от фасоли и подсчитать, и подсчитать сколько всего горошин и фасолин.  Я засекаю время. Приготовились, начали!». После того, как дети закончили, Леший говорит: «Ну что ж, справились и с этим заданием. Теперь вы можете идти дальше!  Счастливого пути!» .

Сразу за лесом Ссор находиться болото Лени, в нем сидят два воспитателя, играя роль  детей – лентяев. (Они неопрятно одеты, с кляксами на щеке и руках, не расчесаны). Они кричат и просят о помощи: «Помогите, ребята, помогите нам! Мы застряли! Мы ленились ходить в садик и в школу и поэтому незнаем, как стать хорошим человеком, как  быть вежливым. Мы застряли в этом болоте Лени! Помогите, научите нас». Дети вместе с нерадивыми детьми заполняют схему (см приложение).

После заполнения схем детишки – лентяи освобождены и благодарят детей за помощь. Ребята идут дальше, в пещеру Невежества.

  1. Пещера Однообразия. Здесь детей встречает Олежа – невежа (воспитатель с взъерошенными волосами, угол рубахи торчит из брюк, с рогаткой а поясом): «О! Наконец – то вы пришли, я вас так ждал! В этой пещере мне было так холодно и страшно. Я попал сюда из-за того, что не знаю ничего о здоровье, зачем оно нужно и как его беречь? Помогите мне вырастить цветы на поляне Здоровья, расскажите мне о здоровье и тогда я смогу снова попасть домой» (см приложение).
  1. Какое бывает здоровье? Что может быть здоровым? (зубы, волосы, внутренние органы и т.д)
  2. Что нужно делать, чтобы не заболеть, сохранить здоровье? (одеваться по погоде, не пить холодную воду, чистить зубы, хорошо и регулярно кушать, принимать витамины, закаляться, делать по утрам зарядку, дышать свежим воздухом, не курить, не нервничать, мыть руки с мылом перед едой, есть только мытые фрукты и овощи ит.д.)

- Что же делать, если ты уже заболел? (Обратиться к врачу)

        3) Есть ли враги у вашего здоровья? Кто они? (вредные привычки, лень, плохое питание, переживания, страхи и т.д.)

После выполнения всех заданий Олежа – невежа  благодарит ребят и говорит: «Спасибо вам,  ребята, я теперь понял, что нужно все выполнять правильно, хорош учиться. Теперь я вернусь домой и обязательно буду все выполнять.  А вам пора идти дальше, вас ждут удивительные приключения, удачи вам.  До свидания».

  1. Вундеркиндия. Здесь ребят встречает Знайка (воспитатель в этом образе: в костюме, очках, с папочкой в руках): «Я рад приветствовать вас, вы пришли в Вундеркиндию. Здесь живут самые умные и старательные люди, поэтому и карту – подсказку я отдам только тем, кто справиться с моими заданиями. Вы готовы?  Тогда приступим».(см приложения).

Знайка проверяет правильность расшифровки поговорки, спрашивает у ребят, о чем она. Они ему рассказывают. Далее он им говорит: «Молодцы, вы справились с заданием, а теперь попробуйте отгадать мои загадки». Он читает им загадки. Если дети никак не могут догадаться, Знайка делает им небольшие подсказки (смотри  приложения)

Знайка. «Ну что ж вы справились и с этим заданием. Вот ваша карта». Отдает им карту, и ребята бегут дальше.

  1. Пустыня Однообразия. Здесь живут племена Тумба – Юмба, сегодня у них большой праздник. Ребят встречают несколько человек, одетых как папуасы: в цветные юбки и бусы, перья в волосах и т.п.). Они представляются: «Здравствуйте, я Тумба, а я Юмба. Мы живем в пустыне Однообразия, поэтому каждый день у нас происходит одно и то же. Но сегодня у нас большой праздник, к нам приехали вы – наши гости. Мы очень хотим поиграть с вами нашу любимую игру. Она  Нам называется «Изобрази». Нам нужен один доброволец.  Мы скажем ему название животного, а он постарается без помощи слов изобразить его, ваша задача отгадать, что это за животное». Так папуасы загадывают ребятам 3 животных (слон, змея, зебра). Затем они говорят: «Ой, ребята, вы такие молодцы, с вами так весело играть. Но у нас к вам есть одна просьба. В нашей пустыне живет один дракон. Он очень необыкновенный. Мы решили написать по него сказку, а как это сделать, не знаем. Мы придумали начало, а вам нужно придумать ее продолжение и конец» (рисунок см в приложении). Детям дается картинка с началом сказки. На эту работу отводится им 10 минут, при необходимости им можно немного помогать. Далее папуасы зачитывают  вслух сказку и хвалят ребят, благодарят за помощь и показывают путь до края Журчащих ручьев.
  2. Край Журчащих ручьев. Здесь их встречает воспитатель в голубом или синем платье и представляется: «Здравствуйте, ребята. Я – королева этого края, я – Водная стихия. Каждый день вы встречаете меня: я наполняю реки и озера, я падаю с неба в виде дождя или снега, вы пьете меня из - под крана. Скажите, пожалуйста, а вода может быть полезной?  А может ли она приносить нам вред? В каких случаях?». Героиня обсуждает с детьми свойства воды и заполняет схему (см приложение). Затем она спрашивает: «А зависит ли как-то наше здоровье от воды?» (Да). Как?  (если мы не будем пить, мы умрем; если пить холодную воду, можно заболеть).

- Какую воду нельзя пить? (грязную, холодную)

- А чистая ли вода течет из под кран, можно ли ее пить? (Нет, в ней есть хлорка; ее берут из реки, а в реку сбрасывают отходы завода, фабрик).

- Можно ли загрязнять реки и озера? Почему? (Нет, потому что люди, животные и растения из нее пьют). Правильно, молодцы ребята. Помните, вода – это самое большое наше богатство» Водная стихия благодарит ребят за знакомство, прощается с ними и отдает им последнюю карту- подсказку. Ребята бегут на станцию Финиш, где будет проходить подведения итогов и награждения команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День здоровья «Путешествие к гномам за секретом здоровья»

Цель:   доставить детям радость, создать хорошее настроение.Развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других, ловкость, силы, выносливости, быстроты реакци...

«СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ» Музыкально - театрализованное представление для детей средних, старших и подготовительной групп. Поучительная история о значении здорового образа жизни. Переработано из журнала «Воспитатель ДОУ» № 3 2008, стр.66-70 автор Паутова Н.Г. дл

Становление здорового образа жизни надо начинать с детского сада. Посеем привычку - пожнем новое поколение, которое будет заботиться о своем здоровье: правильно питаться, закаляться, двигаться, занима...

Приобщение детей к здоровому образу жизни. Конспект НОД в средней группе «Секреты здоровья».

Приобщение детей к здоровому образу жизни. Конспект НОД в средней группе «Секреты здоровья»....

Кукольный спектакль по здоровому образу жизни для детей с ОВЗ 4-5 лет "Секреты здоровья"

Целю кукольного спектакля "Секреты здоровья", являетя  формирование  представления детей о сохранении здоровья,  выделения правил навыков культурно-гигиенического поведения.За...

Презентация «Секрет здоровых зубов» к плану ООД в средней группе на тему: «Секрет здоровых зубов»

Закреплять правила и навыки ухода за зубами; развивать внимание, укреплять память....

Конспект проведения квест-игры "Секреты здоровья" на день здоровья.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступ...