Педагогический проект на тему: "Как научить ребенка заботиться о своём здоровье"
проект по теме

Формирование  у дошкольников представления о здоровом образе жизни, привитие навыков  осознанного выполнения правил здоровье-сбережения  и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

Педагогический проект

на тему:

«Как научить ребенка заботиться о своем здоровье»

                                                                          Автор проекта:  Лысова

                                                                           Наталья        Евгеньевна                                                        

                                                                           воспитатель  СП Д/с ГБОУ

                                                                           СОШ №2.    

                                                                                                             

г.о. Сызрань.

2011г.

ПЛАН     ПРОЕКТА.

  1. Анализ ситуации.
  2. Актуальность.
  3. Цель, задачи педагогического проекта.
  4. Реализация проекта:

 1) Изучение нормативно –правовой базы;

          2)Составление рабочего плана реализации проекта;

  3)Ожидаемые результаты и механизм оценки результата;

          4) Перспективы проекта «Как научить ребенка заботиться о своем

              здоровье».                                                  

  1. Список используемой литературы.

                                                                         «Купить здоровье нельзя, его можно только

                                                                           заработать     постоянными     усилиями».    

                                                                                                                               Б.Н.Чумакова.    

                  1.  АНАЛИЗ  СИТУАЦИИ.

ХХI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников.

По статистике, на 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 15% возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчетливо выраженными хроническими заболеваниями.

Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы,

химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, условия

экономической нестабильности общества,- это лишь некоторые факторы,

агрессивно воздействующие на здоровье детей.

Поэтому, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами

является сохранение здоровья  детей в процессе обучения и воспитания.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду.

                          2.  АКТУАЛЬНОСТЬ.

         Здоровье нации, а следовательно, прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека ХХI века и будущим России.

Поэтому здоровье детей вызывает особую обеспокоенность как со стороны ведущих российских ученых (Н.Г. Веселов, И.А. Аршавский, Н.П. Дубинин и др.), так и со стороны педагогов. Данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного  общества. Актуальность этой проблемы очевидна. По мнению ученых необходимо  сконцентрироваться на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период происходит интенсивное развитие всех важных органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

         Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье и эмоциональное благополучие.

        Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, осознанного отношения к своему образу жизни. Особенно актуально это становится в наше время, когда  в педагогической деятельности наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования, к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его личными особенностями.

3. ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЕКТА.

Цель :  Формирование  у дошкольников представления о здоровом образе жизни, привитие навыков  осознанного выполнения правил здоровье-сбережения  и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи:

  • сформировать у детей адекватное отношение об окружающих людях;      
  • помочь ребенку создать целостное представление о строении своего

      тела;

  • научить  «слушать » и «слышать » свой организм;
  • осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  • формировать потребность в физическом и нравственном

самосовершенствовании;

  • прививать культурно-гигиенические навыки;
  • развивать охранительное самосознание, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  • воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать , сопереживать чужой боли;
  • формировать правильное поведение ребенка в процессе формирования здорового образа жизни.

   

            4.  РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРОЕКТА.

1)    ИЗУЧЕНИЕ  НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЙ БАЗЫ.

  • Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона

от  01.12.2007 г. №309-ФЗ.

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Материалы ФГТ.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г.

№655 «Об утверждении и введении в действие федеральных

требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

  • Конвенция по правам ребенка.

      2)   ИЗУЧЕНИЕ  ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО  ОПЫТА.

Приступая к решению задач по формированию здорового образа жизни

были проанализированы некоторые существующие авторские программы и                         разработки российских педагогов-новаторов.

  • Программа «Школа здорового человека» Г.И. Кулика, Н.Н. Сергиенко

     Цель: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом        

     образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья.

  • Программа «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких,

     Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой.

     Цель: В увлекательной, доступной для детей форме научить здоровому        

     образу жизни и правильному питанию, познакомить их с тем, какую

     пользу или вред приносят те или иные продукты.    

  • Программа «Я и мое тело»С.Е. Шукшина.

     Цель: Через увлекательные занятия и дидактические игры познакомить

     детей дошкольного возраста со строением человеческого тела,

     функциями различных органов.

  • Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

     Р.Стеркиной, Н. Авдеевой, О.Князевой.

     Цель: Формировать у детей адекватное поведение в различных

     жизненных ситуациях, используя различные приемы и методы обучения

     с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а так же

     своеобразия местных и бытовых условий.

После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен перспективный план работы для старшего дошкольного возраста, определены формы и методы работы.

3)  РАБОЧИЙ  ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.  

  1. НОД
  2. Работа с родителями (информация для родителей оформляется на

стендах, проводятся консультации, совместные занятия с детьми)

  1. Консультации, семинары, педагогические советы, деловые игры для сотрудников детского сада
  2.  Наглядная агитация( уголок здоровья в групповой комнате, альбомы для индивидуальной работы с детьми).
  3. Контроль и диагностика сформированности навыков ЗОЖ,

Мониторинг состояния здоровья.

Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении: режимные моменты, утренняя гимнастика, прогулки, питание, дневной сон, НОД (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки)

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у воспитанников детского сада.

 

 4)   ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ.

Реализуя данную программу  отследили следующие результаты работы у детей:

-  значительно повысился уровень знаний в области Здорового образа    

   жизни;

-  сформированы физические качества и потребность в двигательной

    активности;

-  сформированы культурно-гигиенические навыки;

-  имеют первичные представления о себе, строении своего организма;

- дети стали более осознанно относится к укреплению своего здоровья, а

родители больше проявляют интерес к изучению и формированию навыков

ЗОЖ в своей семье.

Мониторинг, проводимый в начале и в конце года, помогает проследить эффективность выбранных педагогом методов и приемов работы и уровень удовлетворенности родителей совместной работой с педагогом в направлении здоровья сбережения.

5) Дальнейшее развитие проекта.  

Обозначены  прогнозы и задачи деятельности  по формированию здорового образа жизни на будущее:

-  разработать систему последовательных циклов НОД для детей с

   валеологической  направленностью;

-   углубить содержание НОД;

-  изготовить наглядные материалы, которые должны быть направлены на

   предупреждение заболеваний и пропаганду ЗОЖ;

-  планирование спортивно-оздоровительных мероприятий в летний

   оздоровительный период с привлечением родителей;

-  совершенствовать методы и приемы работы с детьми в процессе НОД.

Вся работа в ДОУ должна быть подчинена лозунгу: «Сделай себя лучше умнее, здоровее». Пропаганда здорового образа жизни, научить ребенка фантазировать  и «осознать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность».

                          ЛИТЕРАТУРА.

Закон РФ «Об образовании». В редакции Федерального закона от 01.12.2007г. № 309-ФЗ;

Приказ Министерства образования  и науки РФ от 23. 11.2009г. № 655

«Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

Конвенция по правам ребенка.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:  Методическое пособие ; - М.:ТЦ Сфера, 2008г.

Дмитриев А.А., Жуковин И.Ю. Некоторые концептуальные положения валеологической работы повспомогательной школе. Московские педагогические чтения, 1999г.

Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.-СПб.: Изд-во «Акцидент»,1994г.

Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства».-Киров,1997г.

КареповаТ.Г., Жуковин И.Ю. программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция быть здоровыми!».-Психолог в  детском саду.-2006г-№3.-с52-80.

Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей.- М.:ТЦ Сфера, 2004г.

Лысаков В.Г. 1000 загадок.-М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2006г.

Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.-М.:ТЦ

       ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ    ПЛАН  РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

          Беседы

                НОД

      Дид.игры

 Худ. Литература

               1

                   2

              3

               4

С Е Н Т Я Б Р Ь

«На зарядку стано-вись» Т.А. Шорыгина

Цель: формировать

представление о связи двигательной

активности и здо-ровья.

Презентация «Знакомство с видами спорта»;

«Спорт и спортсме-ны»

Цель: Воспитывать желание заниматься

Физкультурой, уточнить знания о видах спорта.

«Будь стройным»

Цель: показать значение правильной осанки для здоровья человека.

«Бег не красен, а здоров».

«Без осанки – конь- корова».

«Силушка по жилушкам огнем бежит».

В. Драгунский.

Цель:Воспитывать осознанное отноше-ние к занятиям физ-культурой испортом.

О К Т Я Б Р Ь

«Я здоровье берегу-быть здоровым я хочу».

Цель: дать знания о значении закаливания для укрепления здоровья.

«Если хочешь быть здоров».

Цель: Уточнить знания детей о причинах простудных заболеваний.

«Маленькая мама».

Цель: научить детей выбирать одежду по сезону, чтобы предотвратить простудные заболевания.

«Кто с закалкой дружит –никогда не тужит».

«Смолоду закалишься –на весь век сгодишься».

«Мимиза».С.Михалков

«Первый снег»А.Аким.

Цель :дать знания о влиянии природных факторов на здоровье человека.

Н О Я Б Р Ь

«Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней».

Цель: расширить знания детей о закаливающих мероприятиях в осенний период, как сохранить свое здоровье.

«Для чего человеку нос»,»»Берегите нос».

Цель :дать знания о строении органов дыхания, значении чистого воздуха для здоровья.

«Как мы дышим».

Цель: познакомить детей с органами дыхания. Опыт «Много ли воздуха в легких?».

Цель: показать упражнения на увеличение воздуха в легких.

«Здоровью цены нет».

Н.Семенова. «Как стать  «неболейкой».

Цель: дать знания о пользе прогулок на свежем воздухе.

Д Е К А Б Р Ь

«Полезная еда»

Цель: формировать умение осознанного подхода к выбору пищи.

«Приятного аппетита».

Цель: дать представление о полезных продуктах, содержащих витамины. Пища необходима для жизни человека.

« Поваренок», «Кто в домике живет?»

Цель:познакомить с витаминной ценностью продуктов питания.

« На весь век не наешься».

«На голодный желудок и песня не поется».

«Хочешь-не хочешь, а есть надо».

Я Н В А Р Ь

Витамины укрепляют организм»

Цель:учить заботиться о своем здоровье,дать знания о пользе витаминов,овщей,фру-

Тов.

«Зачем человеку желудок»

Цель:сформировать представление об органах пищеварения.

Функции желудка.

«Во фруктовом царстве»

Цель:знания о витаминах.

«Чудо-дерево»

Цель:учить выбирать полезные продукты.

«Кто сколько жует,тот столько и живет».

«Морковь зубы укрепляет, а сахар разрушает»

С.Михалков»Овощи».

Ф Е В Р А Л Ь

«Спокойной ночи»

Цель:Формировать способность детей осознанно подходить к режиму сна и отдыха,

«Сон-лучшее лекарство»

Цель: значение отдыха для  здоровья и жизнидеятельности организма.

Альбом колыбельных песенок

Цель: способствовать формированию полезной привычки к быстрому засыпанию.

В.Бианки «Как муравь-

ишка домой спешил».

Цель:уточнить значение сна для здоровья человека.

М А Р Т

«Если кожа повреждена»

Цель: дать знания о личной гигиены в профилактике заболеваний.

«Для чего человеку кожа».

Цель:познакомить с функциями кожи в жизни человека, правильный уход за ней.

«Водяной лабиринт»

Цель: учить правильно использовать воду в быту.Уточнить знания о воде как средстве закаливания.

Найденов»Наши полотенца»

Цель: дать знания о предметах личной гигиены.

К.Чуковский «Мойдодыр».

А П Р Е Л Ь

«К здоровью без лекарств».

Цель: дать знания о лечении народными средствами.

«Проделки королевы простуды»

Цель: дать знания о необходимости витамина «С» для

Укрепления защитных сил организма.

«Грибники»

Цель: различать съедобные и несъедобные грибы.

М.Пришвин «Золотой луг».

Цель: дать знания о лечебных свойствах одуванчика.

М А Й

«В стране Болячки»

Цель: научить ребенка заботиться о своем здоровье.

«Наши умные помощники»

Цель: Уточнить о способах ухода за органами слуха и зрения.

«Чем мы слышим?»

Цель: закрепить знания об органах слуха и строении слухового аппарата.

«помоги себе сам»

Цель: Учить оказывать первую помощь в экстренных случаях.

«Здоров будешь, все позабудешь».

«Зачем болезнь лечить,если ее можно в тело не пустить»

В.Катаев «Цветик-семицветик»

Цель: учить забот. о своем здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей второй младший группы по привитию навыков здорового образа жизни Тема "Научим Машу заботиться о своём здоровье"

Данное занятие направлено на формирование установок на здоровый образ жизни; желание заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих....

Конспект занятия по ЗОЖ для 2 младшей группы (3-4 лет) Тема: "Научим Мишутку заботиться о своём здоровье"

Цель: Формировать у детей младшего возраста потребность к здоровому образу жизни. Задачи:- Закреплять представления детей о основных способах укрепления и сохранения здоровья (утренняя гимнастика...

Тема: "Научим « Хворайку» заботиться о своём здоровье"

laquo;Здоровье»Чтоб здоровье сохранить,                      Организм свой укрепить,Знает вся моя семьяДолжен быть режим у дня.Следует, ре...

Тема: "Научим « Хворайку» заботиться о своём здоровье"

Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека. Развивать  умение различать и называть органы чувств. Закреплять представление о полез...

Рекомендации для родителей "Как научить ребенка заботиться о своём здоровье?"

Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в младшей группе №3 «Почемучка». Тема: «Научим животных заботиться о своём здоровье».

Цель: Способствовать формированию элементарных понятий о здоровом  образе жизни у дошкольников....