Главные вкладки

    Педагогический проект "Осанка дошкольника"
    методическая разработка на тему

    Садварий Наталья Ивановна

    Представленный материал  - опыт работы дошкольного образовательного учреждения по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.  Включает следующее содержание: структуру проекта, паспорт практико-ориентированного проекта "Осанка дошкльника", обоснование значимости проекта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proet_osanka_doshkolnika.doc108.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад» № 53 («Радость»)

    Департамент СК и ДОУ

    ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «ОСАНКА ДОШКОЛЬНИКА»

    МО ГО «Воркута»

    2009-2010 уч.г.

    Содержание

    1. Методический паспорт педагогического проекта «Осанка дошкольника»… 4
    2. Обоснование значимости проекта ………………………………………………..  5
    3. Нормативная база проекта ………………………………………………………... 6
    4. Инновационная составляющая проекта ………………………………………… 6
    5. Условия реализации проекта ……………………………………………………..  7
    6. Этапы реализации проекта ……………………………………………………….. 7
    7. Ожидаемые результаты реализации проекта ………………………………….. 9
    8. Приложения

    Методические материалы по формированию правильного стереотипа осанки у дошкольников …………………………………………………………………………  10

    • Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..  11
    • Упражнения для формирования правильной осанки…………………………  28
    • Комплексы физкультурных минуток для формирования и укрепления правильной осанки у детей дошкольного возраста…………………………… 32
    • Конспекты физкультурно-познавательных занятий из цикла «Я позвоночник сберегу, сам себе я помогу!»……………………………………………………. 42
    • Беседы с детьми старшего дошкольного возраста об осанке………………… 52

    Организация работы с воспитателями по проблеме формирования правильного стереотипа осанки у детей дошкольного возраста………………………………….67

    • Консультация «Нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников. Причины и профилактика в ДОУ»………………………………………………68
    • Консультация «Основные условия предупреждения искривления позвоночника и формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»………..69
    • Консультация «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»…………………………………………………………………………..71
    • Консультация «Организация статико-динамического режима детей старшего дошкольного возраста»…………………………………………………………..73
    • Семинар-практикум «Физические упражнения с детьми для формирования правильной осанки»………………………………………………………………74
    • Анкета для воспитателей…………………………………………………………77

    Взаимодействие ДОУ с семьей по проблеме формирования правильного стереотипа осанки у детей дошкольного возраста…………………………………..78

    • Консультация «Создание гигиенических условий в семье, способствующих формированию правильной осанки у детей»…………………………………….79
    • Консультация «Выпрями спинку»………………………………………………..81
    • Консультация «Физические упражнения с детьми в семье для формирования правильной осанки»……………………………………………………………….83
    • Консультация «Осанка у малышей»…………………………………………….. 84
    • Консультация «Ученье – свет, но осанка дороже!»……………………………. 88
    • Консультация «Воспитание правильной осанки и предупреждение плоскостопия»…………………………………………………………………….. 92
    • Консультация «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»……………………………………………………………………………96
    • Примерная папка-передвижка «Правильная осанка»……………………………99
    • Примерная папка-передвижка «Осанка хорошая и нарушенная»……………  101
    • Примерная папка-передвижка «Красивая осанка. Как ее проверить, исправить, сохранить?»………………………………………………………………………. 103
    • Примерная папка-передвижка «Подражая - учимся»…………………………. 104
    • Примерная папка-передвижка «Формирование правильной осанки»……….. 106
    • Занятие-практикум «Профилактика нарушений осанки»…………………….. 107
    • Анкета для родителей…………………………………………………………….110
    1. Список литературы………………………………………………………………….111

    Методический паспорт педагогического проекта.

    № п/п

    Структура

    Содержание

    1

    Тема

    Осанка дошкольника

    2

    Адресация проекта

    Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

    3

    Руководитель проекта

    Тараторкина Т.В., старший воспитатель.

    4

    Участники проекта:

    - Деятельность на этапе разработки.

    - Разработчики: Тараторкина Т.В., ст.воспитатель

                                Гончарова Т.И., воспитатель

                                Овчинникова Л.Н., воспитатель

                          Шинкаренко Н.И., инструктор по физ.культ.

    - Выполнение проекта.

    - Коллектив ДОУ.

    - Другие участники проекта.

    - Дети, родители.

    5

    Возраст воспитанников

    Дети в возрасте 4-7 лет.

    6

    Особенности типа проекта.

    - По характеру создаваемого продукта: практико-ориентированный проект.

    - По количеству участников: групповой.

    - По продолжительности: долгосрочный.

    - По содержанию: ребенок и сохранение его здоровья.

    - По профилю знаний: межпредметный проект.

    - По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения – ДОУ.

    7

    Цель проекта.

    Совершенствование работы по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.

    8

    Задачи проекта.

    - Минимизировать влияние факторов риска ОУ на формирование правильной осанки у дошкольников.

    - Использовать знания о функциональных изменениях опорно-двигательного аппарата, возникновении отрицательных условно-рефлекторных связей в работе по профилактике нарушений осанки.

    - Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, усилению мышечного «корсета» позвоночника детей средствами физического воспитания – упражнениями и подвижными играми.

    - Способствовать развитию представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

    - Оптимизировать ДА детей в режиме дня.

    Ресурсы проекта

    Методическое обеспечение:

    - Базовая оздоровительная программа ДОУ «Здоровый жизнерадостный ребенок».

    - Рабочая учебная программа по физической культуре.

    Материально-техническое обеспечение:

    - Компьютер.

    - Сканер.

    - Аудиосистема.

    - Физкультурное оборудование.

    - Фонотека.

    - Опорные карты.

    Кадровое обеспечение:

    - Уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу.

    Предполагаемые методические продукты.

    - Перспективный план занятий для детей старшего дошкольного возраста по теме «Держи осанку!».

    - Тематическая подборка бесед для реализации задач перспективного плана по теме «Держи осанку!».

    - Подборка игровых упражнений подвижных игр для профилактики и коррекции нарушений осанки.

    - Подборка текстов для организации физкультурных минуток, способствующих профилактике и коррекции нарушений осанки.

    - Цикл консультаций для педагогов ДОУ «Осанка дошкольника».

    - Цикл консультаций для родителей воспитанников «Сохрани осанку ребенка!».

    - Конспекты занятий по физической культуре из цикла «Познай себя».

    - Конспекты физкультурных развлечений «Будем здоровы!»

    Обоснование значимости проекта.

             По данным Городского управления лечебно-профилактической помощи населению г.Воркуты, сохраняющиеся негативные тенденции последних лет в показателях здоровья новорожденных младенцев свидетельствуют о вступлении в жизнь новых поколений северян со сниженными потенциальными возможностями здоровья, требующими длительной и кропотливой медицинской, педагогической, социальной их реабилитации и оздоровления. Анализ первичной и общей заболеваемости детей от 0 до 14 лет показывает ее рост почти по всем основным классам и группам заболеваний. Наибольший рост (в 3,5 раза) имеет распространенность заболеваний костно-мышечной системы.

            В структуре общей заболеваемости болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани занимают шестое место (≈2%).

            Сравнение уровней заболеваемости детей г.Воркуты и аналогичных показателей по городским местностям Республики Коми показывает: при более низких общих уровнях первичной заболеваемости и распространенности заболеваний по некоторым классам и группам заболеваемость воркутинских детей существенно выше: частота сколиозов и нарушений осанки – 87,7%.

    - Результаты ежегодных профилактических осмотров в декретированных возрастах показывают, что ≈20% детей имеют нарушения осанки, 4-7% - сколиоз.

            Углубленные профилактические осмотры детей, посещающих МДОУ ЦРР-д/с № 53, показывают следующие результаты (в динамике за 3 года):

    Патология

    2006г.

    2007г.

    2008г.

    всего

    впервые

    всего

    впервые

    всего

    впервые

    Болезни костно-мышечной системы.

    175

    34

    141

    31

    63

    -

            Данные говорят о том, что роста хронической заболеваемости костно-мышечной системы не наблюдается, идет снижение количества случаев за счет проводимой профилактической и коррекционной работы и уходом детей из стен ДОУ.

            К сожалению, полностью исправить нарушение осанки не представляется возможным, однако ежедневная кропотливая работа по профилактике нарушений осанки (физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, корригирующие упражнения) требуют дальнейшего продолжения.

    Нормативная база проекта.

            Нормативной базой для разработки и реализации проекта «Осанка дошкольника» является:

    • Закон РФ «Об образовании».
    • Приказ МО РФ «О Конвенции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 11 февраля 2002г. № 393.
    • Постановление МО РФ «Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Концепция дошкольного воспитания» от 16 июня 1989г. № 7/1.
    • Закон РК «Об образовании».
    • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03 утв. 25 марта 2003г.
    • Программа развития образования МО ГО «Воркута» на 2006-2010 г.г.
    • Устав МДОУ ЦРР-д/с № 53 («Радость»).

    Инновационная составляющая проекта.

            На основе принципа паритетности образованности и здоровья воспитанников совершенствуется работа по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста. Выделяются следующие приоритеты:

    • максимальная акцентация на комплексном варианте (педагогические, медицинские работники) здоровьесберегающей системы в ДОУ;
    • первоочередное использование здоровьесберегающего потенциала образовательного пространства ДОУ;
    • дальнейшее развитие позиции педагогов ДОУ: «Здоровьесберегающая деятельность, как ведущая профессиональная функция»;
    • ДОУ – Центр содействия укрепления здоровья воспитанников.

    Условия реализации проекта.

            Для реализации данного проекта, его основных задач необходимо наличие благоприятных условий для их решения. К числу таковых относятся:

    • наличие у коллектива ДОУ сформированной мотивации на совершенствование работы по формированию правильной осанки у детей;
    • наличие опыта и профессиональной подготовки по вопросам здоровьесбережения дошкольников;
    • наличие поддержки со стороны родителей воспитанников;
    • наличие разработанного комплекса методических средств, базовой оздоровительной программы ДОУ «Здоровый жизнерадостный ребенок»;
    • наличие материально-технической базы ОУ.

    Этапы реализации проекта

    Этапы реализации

    Сроки осуществления

    Мероприятия по реализации проекта

    Ответственный

    Предполагаемый результат

    I этап Организационный

    Сентябрь-октябрь 2009г.

    • Анализ результатов углубленных профилактических осмотров детей, посещающих ДОУ. Определение динамики за 3 года (2006г., 2007г., 2008г.).

    Ст.м/с,

    ст.воспитатель

    Составление таблицы результатов. Определение перспективы в работе.

    • Анкетирование педагогов

    Определение уровня информирования педагогов по вопросу.

    • Знакомство коллектива ДОУ с основной идеей проекта, целями и задачами деятельности.

    Ст.воспитатель

    Формирование осведомленности коллектива ДОУ о реализации проекта.

    • Изучение специальной литературы для составления перспективного плана, подборки подвижных игр и упражнений, текстов консультаций, бесед с детьми и др.

    Ст.воспитатель, творческая группа.

    Составление списка необходимой литературы.

    • Систематизация знаний педагогов о характерных нарушениях педагогов о характерных нарушениях осанки, причинах дефектов осанки, мерах по профилактике и коррекции нарушений осанки у дошкольников.

    Ст.м/с

    Повышение профессиональной компетентности педагогов. Цикл консультаций для педагогов «Осанка дошкольника».

    • Анкетирование родителей.

    Ст.воспитатель, воспитатели групп

    Использование результатов анкетирования при составлении плана работы с родителями.

    • Оптимизация педагогического планирования физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с детьми.

    Ст.воспитатель

    Отражение в календарном плане воспитательно-образовательной работы с детьми реализации задач проекта. Использование условных обозначений.

    • Определение системы контроля (в т.ч. мониторинг) по реализации задач проекта.

    Директор, ст.м/с

    Пополнение базы данных физического развития детей.

    II этап

    Этап становления.

    Ноябрь 2009г.

    • Осуществление педагогического поиска, направленного на совершенствование работы по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.

    Коллектив ДОУ

    Реализация направлений деятельности по совершенствованию работы.

    • Оборудование центра «Осанка».

    Инициативная группа

    Реализация индивидуальных потребностей в двигательной деятельности детей, своеобразной формы самообразования в области здоровья.

    • Подбор мебели (столы, стулья) в соответствии с ростом детей.

    Директор, зам.дир. по АХР

    Выполнение требований СанПиН 2.4.1.1249-03

    III этап.

    Этап развития.

    Декабрь 2009г. – Май 2010г.

    • Реализация системы работы по профилактике и коррекции нарушений осанки.

    Коллектив ДОУ

    • Мониторинг физического развития детей.

    Ст.м/с

    Динамика здоровья, физического развития детей.

    • Разработка методических продуктов в рамках реализации проекта.

    Коллектив ДОУ, инициативная группа.

    • Перспективный план работы по теме «Держи осанку!».
    • Тематическая подборка бесед для реализации задач перспективного плана.
    • Подборки игровых упражнений, подвижных игр, физминуток для профилактики и коррекции нарушений осанки.
    • Цикл консультаций для родителей «Сохрани осанку ребенка!».
    • Конспект занятия по физкультуре из цикла «Познай себя!».
    • Конспект физкультурного развлечения «Будем здоровы!».

    • Координация работы по профилактике и коррекции нарушений осанки у детей.

    Ст.м/с, ст.воспитатель

    Внесение корректив в деятельность.

    Ожидаемые результаты реализации проекта.

    • Минимизация влияния факторов риска ОУ на формирование правильной осанки у дошкольников.
    • Организация постоянной работы по профилактике и коррекции нарушений осанки на основе знаний о функциональных изменениях опорно-двигательного аппарата детей.
    • Совершенствование условий для организации деятельности по профилактике и коррекции нарушений осанки.
    • Разработка пакета методических продуктов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

    Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНРОбщее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.Связь между речевыми нарушениями и д...

    педагогическое обследование дошкольников

    педагогическое обследование дошкольников...

    Психолого-педагогическое изучение дошкольников с общим недоразвитием речи

    АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 3. – М.: МОСУ, 2006. – С. 9-13. Дельфин Е.В. Учитель-логопедПсихолого-педагогическое изуче...

    Карта психолого педагогического обследования дошкольника

    Примерная карта психолого педагогического обследования дошкольников...

    Карта психолого-педагогического сопровождения дошкольника и его семьи

       Компоненты комплексного обследования. Составление программы индивидуальной работы с ребёнком и родителями. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи....

    Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

    Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования....

    Психолого-педагогический профиль дошкольника

    Очень удобная диагностика с наблюдением динамики в развитии ребёнка по 12 шкалам основных психических процессов, личностных и коммуникативных качеств. Есть инструкция, помогающая на начальной стадии д...