методическая разработка
методическая разработка (средняя группа) по теме
методическая разработка на тему"Формирование валеологических знаний у детей среднего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №57 красногвардейского района
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ
«ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ»
ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ №2
САПОЖНИКОВОЙ ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ
(из опыта работы)
Санкт – Петербург
2013
Содержание
Глава 1 Теоретическая часть
Глава 2 Диагностический материал
Глава 3 Перспективное планирование
Глава 4 Практическая часть
4.1. Организация процесса обучения
4.2 Организация развивающей среды
Глава 5 Работа с родителями
Глава 6 Практический материал
Глава 1 Теоретическая часть
Здоровье - величайшая человеческая ценность. Очевидно, что хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Очевидно также, что болезнь и не-здоровье - это ограниченная в своей свободе жизнь.
В России очень высокая заболеваемость. Она на 30-40% выше, чем в среднем по Ев-ропе. Огромное количество больных туберкулезом, гепатитом, психически и онко-логически больных, наркоманов, ВИЧ-инфицированных и т.д. Количество людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 40-50% превышает показатели Европы и Америки. В России количество курящих и употребляющих крепкие напитки - выше всех разумных пределов. По стандартам Всемирной Организации Здравоохранения, если потребление чистого спирта в стране превышает 8 л на душу населения, это грозит вырождением нации. У нас только, по официальным данным, потребляют 18 л чистого спирта, по другим данным - 22-23 л. В стране цифра курящих возросла за последние десять лет у мужчин на 20%, у женщин - на 35%, у подростков - на 50%.
Выступая с посланием Федеральному Собранию 8 июля 2000 г., Президент Российс-кой Федерации В.В. Путин отметил: "...Нас, граждан России, из года в год становит-ся все меньше и меньше, численность населения страны ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. Если верить прогнозам, через 15 лет россиян может стать мень-ше на 22 млн человек. Если нынешняя тенденция сохранится, - выживаемость нации окажется под угрозой...".
Для сохранения и развития духовного, интеллектуального и физического потенциа-ла человечество на протяжении всего своего развития формирует соответствующие социальные институты. В сохранении духовности человека трудно переоценить роль религии, искусства, литературы. Интеллектуальный потенциал сохраняется и развивается системой образования и воспитания, наукой. За физический потенциал ответственны физическое воспитание и спорт, здравоохранение, система рекреаци-онных мероприятий и т.д.
Значительную роль в формировании культуры личности, в повышении интеллекту-ального, физического и духовного потенциала человека должны сыграть, на мой взгляд, образование и просвещение человека. Оттого, какими будут выпускники детских садов, школ, вузов, во многом зависит будущее России. Научный анализ не оставляет сомнения, что именно здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны.
Профилактическая медицина в России сегодня - это медицина "предупреждения за-болеваемости ", а не самовозрастающего здоровья нации. С такой пассивной профи-лактикой нам не решить проблем здоровья нации. Но именно такой профилактичес-кой медицины у нас нет.
"Медициной здоровья" является валеология (от лат. valeo - здравствовать) – родив-шееся в России в 80-е гг. прошлого столетия новое междисциплинарное научно-пе-дагогическое направление. Именно тогда профессор И.И. Брехман предложил тер-мин "валеология" для обозначения "здоровья человека". В 1987 г. он выпустил пер-вую монографию по проблеме, в которой утверждается, что наука о здоровье долж-на быть интегральной, формируясь на основе экологии, биологии, психологии, ме-дицины, теории и практики физической культуры и других наук [1]. Возникновение валеологии, по мнению академика РАМН В.П. Казначеевa, - это прорыв российско-го интеллекта в науках о здоровье [2]. .
Впервые в России в Ленинградском институте усовершенствования врачей в 1987 г. профессором В.П. Петленко была создана кафедра валеологии. Он же автор пяти-томника, в котором раскрыты все сферы валеологии как науки и учебной дисципли-ны [3].
Предмет изучения валеологии - сфера здравствования человека. Основными пробле-мами валеологии являются: 1) здоровье как биосоциальная категория;
2) механизмы формирования здоровья;
3) методы определения конституциональных особенностей индивида;
4) методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индиви-да;
5) практические способы сохранения и укрепления здоровья;
6) теория и методика валеологического образования.
Объектом изучения валеологии выступают здоровый человек и человек, находящий-ся в так называемом состоянии предболезни, а цель валеологии - вооружить челове-ка научно-теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здо ровья и практическими знаниями оздоровления организма. Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, эколо-гов, культурологов и других специалистов в создании учения о здоровье и валео-практических (оздоровительных) технологий. Валеология - это метанаучная теория и практика здоровья.
Напомню, что многие науки носят комплексный характер. Почему же валеология - наука об индивидуальном здоровье человека - не может опираться на морфологию и физиологию человека, терапию, гигиену, экологию, генетику, фитотерапию, гомео-патию, фармакологию, биотику, психологию, сексологию, физическую культуру, бо танику, цитологию, астрологию, хрононавтику. Валеология как наука об индивиду-альном здоровье человека - наука педагогической стратегии XXI в.
В свое время, в 30-е гг. XX в., в СССР по идеологическим мотивам была ликвидиро-вана педология, стремившаяся прочитать задатки человека через призму генетики, антропологии, физиологии, психологии, социологии. Педологии нет, но ее задачи может взять на себя валеология. Современная школа должна выпускать одухотво-ренных, добрых и здоровых людей. И немалое место в этой задаче отводится валео-логии. Педагогическая стратегия должна опираться:
а) на здравосохраняющие основания наук
б) на здравосохраняющие элементы педагогики
в) на здравосохраняющие культуру и искусство нации.
Только такой "педагогический ансамбль" даст нам человека здорового, умного и красивого. О таком человеке мечтали И. Кант и Ф.М. Достоевский. Человек, по Дос-тоевскому, - существо божественное, истинно красивое - и такая божественная кра-сота спасет мир.
До сих пор раздаются голоса - зачем создавать валеологию, когда есть гигиена? В своей монографии украинские валеологи Г.Л. Апанасенко, и А.А. Попова проводят сравнение этих научных дисциплин, убедительно иллюстрирующее различия гиги-ены и валеологии [4].
Валеология опирается на новый синтез наук - антропологических, психологических, социальных, биологических, экологических и т.д., на новый педагогический синтез, направленный на познание человеческого здоровья, человеческой любви и красоты, на новый синтез науки и искусства: эстетику здоровья, эстетику и сексологию люб-ви, эстетику и каноны красоты, на новый синтез науки и культуры.
Структура валеологии
Отметим, медицина не может дать ответ на вопрос о сущности здоровья, так как она решает проблемы болезней, а не здоровья. Рассмотрение здоровья не только как ме-дико-биологической категории, но и с позиций культуры - необходимо и правомер-но.
Валеологию, на мой взгляд, нужно рассматривать как научно-педагогическую дис-циплину о формировании резервов биологической и социальной адаптации челове-ка, о потенциях физических и духовных (душевных) сил человека, как научную ос-нову здорового образа жизни.
Валеология включает в себя две составные части: 1) теоретическую валеологию
2) практическую валеологию.
В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: ме-дицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, эколо-гический, культурологический и т.д.
В рамках практической валеологии следует выделять два относительно самостоя-тельных раздела: 1) диагностическая валеология (валеометрия - измерение здоровья) 2) собственно практическая валеология (оздоровление организма).
С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию. Специальная валеология - это возрастная, семейная и профессиональная валеология.
Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на: дошкольную, школьную, вузовскую и поствузовскую.
Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здрав-ствования человека, и в частности - индивидуального здоровья. Общественное здо-ровье - предмет исследования социальной гигиены. Вместе с тем валеологи хорошо представляют себе роль социально - гигиенических факторов в сохранении и укреп-лении здоровья индивида. И в системе оздоровительных средств они предусматри-вают соответствующие мероприятия, корригирующие образ жизни человека.
Валеология сейчас - относительно новая научная и учебная дисциплина, не имею-щая пока четко сложившейся структуры и методики преподавания. Вместе с тем это перспективная отрасль научного знания, которая в будущем сможет занять одно из ведущих мест в системе человекознания в целом. При реализации комплексного, междисциплинарного подхода в анализе проблемы "Человек и его здоровье" валео-логические знания приобретают особое значение в подготовке специалистов высо-кой квалификации. Валеология, без сомнения, в скором будущем станет одним из важнейших научно-педагогических направлений в наступившем столетии.
И.И. Брехман писал: "Валеология родилась. Почему этого слова нет в словаре? По-чему у нас нет зеркального отражения науки о болезни? Хочется верить, что это сло-во появится во многих словарях, что валеология превратится в большую самостоя-тельную науку и породит в ряде стран государственную систему обеспечения здо-ровья. Пока положено лишь начало валеологии, но, как считал великий Пифагор, "Начало - половина целого" [1].
Для воспитания у детей и молодежи заботливого отношения к своему здоровью во многих дошкольных учреждениях, школах, вузах введен новый учебный курс "ва-леология". Главная цель этого курса заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих меро-приятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей и молодежи.
Интегративний курс "валеология" в детском садике - первый важный этап непре-рывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реа-лизацию таких задач:
1 Воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества
2 Установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой
3 Формирование личности ребенка
4 Воспитание привычек личной гигиены
5 Закаливание ребенка и его двигательная активность
6 Профилактика и устранения вредных привычек
7 Осуществление валеологического мониторинга
Значение подачи этого курса состоит в познании ребенком природы, человека, вза-имодействия человека с природой и обществом, которое оказывает содействие фор-мированию его как здорового, самосовершенствованого объекта целостной системы. Познавая свое бытие, близких и родных, ребенок становится активным тружеником своей Родины.
Глава 2 Диагностический материал
Дети дошкольного возраста пяти лет могут показать следующие знания и умения: "Здоровье человека"
Знать элементарное анатомическое строение и функции частей тела; условия в ко-торых человек может быть здоровым.
Понимать человека как составляющую систему природы и общества, бережно и с уважением относиться к ней.
Элементарно понимать и анализировать проявления физического, психического состояния человека, морального поведения, позитивных отношений, ценить поло-жительное в человеке.
Понимать, что позитивные проявления психического состояния человека и мораль-ные поступки формируют ее здоровье.
Уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по некоторым внешним признакам и проявлениям поведения.
Проявлять чуткость к старым и больным людям, желание им чем-то помочь.
"Здоровье ребенка"
Иметь элементарные представления о своем рождении.
Сознавать роль матери, отца, семьи, рода у здорового ребенка.
Знать строение своего тела, мальчика и девочки, чем они отличаются, основные про-цессы жизнедеятельности внешних органов; ценность их нормального функциони-рования для укрепления и сохранение здоровья.
Понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими на-выками, практическими приемами закаливания, умениями правильно двигаться, вы-полнять разные гимнастические упражнения для укрепление своего здоровья.
Использовать знания о некоторых признаках детских болезней, с целью предупреж-дения заболеваний.
Пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги.
Знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье.
"Здоровье в природе"
Понимать взаимозависимость человека (ребенка) и природы, использовать знания на практике (с целью оздоровления).
Регулировать свою жизнь и состояние здоровья в зависимости от времени года, по-годных условий, климата.
Выполнять правила поведения на природе.
Защищать естественные объекты от загрязнений и заболеваний.
Отличать полезные растения и грибы от вредных; запрещать своим товарищам и взрослым пользоваться ими.
"Здоровье и общество"
Понимать пользу всех видов работ для здоровья взрослых и детей, помогать стар-шим, жалеть их.
Принимать участие в повседневной работе взрослых (в семье, детсаду), вместе с ними создавать условия для существования.
Не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным пове-дением.
Соблюдать правила этического поведения при общении со взрослыми, детьми раз-ного пола, уважать их.
Помогать медицинской сестре в профилактической работе.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется по-требность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и моз-гом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка.
При валеологическом обследовании дети средней группы должны знать:
1.Чем отличается живая природа от неживой?
2.Работа с картинками, показать представителей:
а) живой природы;
б) неживой природы.
3.Назвать признаки: зимы, весны, лета, осени.
4.Какая связь между живой и неживой природой? (Ответы давать на примере.)
5.Влияет ли состояние погоды на поведение и здоровье людей? Как?
6.Какие явления природы наиболее характерные для нашего города? Найти и пока-зать их на картинках.
7.Как охраняют природу в нашем городе?
8.Какой вклад в охрану природы можешь внести ты?
9.Работа с картинками:
a) Показать и назвать садовые растения. Какая их роль в нашей жизни?
б) Показать и назвать декоративные растения. Какая их роль в нашей жизни? Есть ли среди них лечебные?
Глава 3 Перспективное планирование
Перспективное планирование помогать распределить материал на весь учебный год. Занятия построены по степени сложности, от более простого к более сложному. Я стремилась проследить внутреннюю связь каждого нового занятия с предыдущим, и последующие занятия строила, опираясь на уже приобретённый детьми опыт. Кро-ме занятий валеологические знания и умения давались детям во время совместной деятельности.
Лексическая тема | Организованная деятельность | Форма проведения |
Овощи, фрукты, ягоды, осень | ТЕМА: «Витаминная семья» ЗАДАЧИ: Дать представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день для здоровья. Нау-чить детей выбирать самые полезные про-дукты. Познакомить детей со значением ви-таминов и минеральных веществ в жизни человека. Сформировать представления о связи рациона питания и образа жизни. Вос-питание способности к согласованному вза имодействию. Воспитывать у детей осознан ное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты для противостояния болезням. | Игра - занятие |
Деревья и кустар-ники, комнатные растения, домаш-ние и дикие жи-вотные | ТЕМА: «Белые жемчужинки во рту» ЦЕЛЬ: Раскрыть строение и функции зубов. Объяснить причины болезни зубов. Форми-ровать потребность в сохранении зубов здо ровыми. Приучать детей быть вниматель-ным к себе, к состоянию своих зубов. | Игра – занятие |
Одежда, обувь, зима, игрушки | ТЕМА: «Ветер, ветер, ты могуч…» ЗАДАЧИ: Познакомить детей с таким при-родным явлением, как ветер; его ролью в жизни природы и человека. Закрепить зна-ния о воздухе, его свойствах. Закладывать в детях первоначальные элементы экологи-ческой культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром. Совершенс твовать навыки техники дыхания. Воспита-ния культуры общения. | Игра – занятие |
Зимние забавы, зимующие птицы, домашние и дикие птицы, зимняя одежда и обувь | ТЕМА: «Зимушка – зима нам веселье при-несла» ЗАДАЧИ: Закреплять дыхательные и дви-гательные упражнения. учить детей петь, танцевать и импровизировать. Приучать де-тей к ЗОЖ и формированию здоровья. Раз-вивать эмоционально-волевую и игровую сферы деятельности. Вызывать стремление к добрым поступкам. | Спортивный вечер досуга |
Мебель, посуда, мой дом и моя квартира | ТЕМА: «Прогулка в лес» ЦЕЛЬ: Приобщать детей к ЗОЖ через: фор- мирование культурно-гигиенических навы-ков; занятия физическими упражнениями; поддержания духовной установки по отно-шению к окружающему миру. | Музыкальный вечер досуга |
Моя семья, тран-спорт, профессии, весна | ТЕМА: «Изучаем своё тело» ЦЕЛЬ: Учить называть органы чувств; рас-сказывать об их роли в организме и о том, как их беречь. Учить различать запахи и вку сы. Воспитывать доброжелательное и чут-кое отношение друг к другу. Учить культу-ре поведения. | Игра – занятие |
Перелётные пти-цы, ПДД, мой город | ТЕМА: «Волшебная страна чувств и её жи-тели» ЦЕЛЬ: Развивать эмоциональную сферу де-тей. Знакомство детей с понятиями: «чувст-во», «радость», «грусть», «гнев». | Игра – занятие |
ПЛАНИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Месяц, форма проведения | Название |
Сентябрь Чтение художественной литературы | О.Тувим «Овощи» ЦЕЛЬ: Формировать интерес к своему здоровью, жела-ние правильно питаться. Рассказать о пользе витаминов, содержащихся в овощах и фруктах. |
Формирование ЕНП | «Весёлые человечки играют» ЦЕЛЬ: Знакомство детей с внешним строением челове-ка. Прививать желание бережно относиться к своему здоровью. |
Рисование | «Колобок катится по дорожке» ЦЕЛЬ: Формировать умение рисовать лицо человека, со-блюдая правильное расположение носа, рта, бровей, глаз |
Дидактическая игра | «Природа и Я» ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о внешнем строении че-ловека на собственном примере. |
Сюжетно-ролевая игра | «Семья» ЦЕЛЬ: Знакомство детей с названием членов семьи. Во-спитание бережного отношения к членам семьи. |
Октябрь Чтение художественной литературы | К.Чуковский «Мойдодыр» ЦЕЛЬ: Вызвать у детей эмоциональный отклик через художественное произведение. Формировать у детей представления о личной гигиене. |
Формирование ЕНП | «Мой портрет» ЦЕЛЬ: Знакомство детей с внешним строением человека пространственным расположением частей тела. Обра-тить внимание на внешние различия детей: рост, цвет и длина волос, цвет глаз. |
Рисование | «Нарисуем свой портрет» ЦЕЛЬ: Прививать желание рисовать человека доступны-ми средствами выразительности, соблюдая пропорции частей. |
Дидактическая игра | «Почему надо дружить с мылом?» ЦЕЛЬ: Заинтересовать детей, вызвать эмоциональный отклик. Воспитывать через игру желание быть всегда чистым, опрятным. |
Сюжетно-ролевая игра | «Банный день» ЦЕЛЬ: Воспитание у детей любви к чистоте, желание заботиться о других. |
Ноябрь Чтение художественной литературы | «Сказка о зубике» ЦЕЛЬ: Формировать потребность в сохранении зубов здоровыми. Приучать детей быть внимательными к себе, к состоянию своих зубов. |
Формирование ЕНП | «Починим игрушку» ЦЕЛЬ: Знакомство детей со строением человека, прост-ранственным расположением частей тела. Познакомить детей с пониманием, что кукла – уменьшенная копия человека. |
Рисование | «Кукла Алена » ЦЕЛЬ: Прививать желание рисовать человека доступны-ми средствами выразительности, соблюдая пропорции частей тела и передавая настроение. |
Дидактическая игра | «Облака» ЦЕЛЬ: Формировать умение различать настроение дру-гого человека по характерным признакам внешнего вида (мимика, жесты, поза) |
Сюжетно-ролевая игра | «Магазин» ЦЕЛЬ: Учить детей заботиться о своём здоровье, «поку-пая» свежие и полезные продукты. |
Декабрь Чтение художественной литературы | К.Чуковский «Доктор Айболит» ЦЕЛЬ: Формировать бережное отношение к своему здо-ровью, желание проходить медосмотр и своевременно обращаться к врачу за помощью. |
Формирование ЕНП | «Наши помощники» ЦЕЛЬ: Знакомство детей с органами чувств и их назна-чением. Формировать желание заботиться о своих орга-нах чувств. |
Рисование | «Красивый цветок» ЦЕЛЬ: Учить детей рисовать красивый цветок доступ-ными средствами выразительности. Знакомство детей с правилами безопасного рассматривания объектов с по-мощью органов чувств – цвет, запах. |
Дидактическая игра | «Что для чего?» ЦЕЛЬ: Закрепление знаний детей о внешнем строении человека – части тела, их функции. |
Сюжетно-ролевая игра | «Поликлиника» ЦЕЛЬ: Прививать интерес к своему здоровью, желание заботиться о нём. Учить детей не заниматься самолече-нием, а обращаться за помощью к врачам. |
Январь Чтение художественной литературы | К.Чуковский «Тараканище», «Федорино горе» ЦЕЛЬ: Формировать бережное отношение к своему здо-ровью через желание содержать в чистоте свой дом. |
Формирование ЕНП | «Ткань: качества, свойства, назначение» ЦЕЛЬ: Учить детей узнавать вещи, сделанные из ткани; вычленять её качества и свойства. Знакомство детей с полезными для здоровья человека назначением ткани – защищать кожу от холода и ожогов. |
Рисование | «Оденем малыша» ЦЕЛЬ: Формировать умение рисовать одежду доступны-ми средствами выразительности. Закрепление знаний о полезных свойствах одежды для здоровья человека. Учить подбирать одежду в зависимости от погоды. |
Дидактическая игра | «Вредные привычки» ЦЕЛЬ: Формировать понимание, что человек сам забо-тится о своём здоровье. Рассказать о вредных привычках – алкоголь, табак, нечистоплотность… |
Сюжетно-ролевая игра | «Парикмахерская» ЦЕЛЬ: Показать красоту и цветовое разнообразие здоро-вого волоса. Формировать бережное отношение к своим волосам, желание ухаживать за ними. |
Февраль Чтение художественной литературы | Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» ЦЕЛЬ: Формировать положительное отношение к сво-ему здоровью, желание заботиться о нём. Прививать же-лание своевременно посещать врачей и не заниматься самолечением. |
Формирование ЕНП | «Откуда берётся голос?» ЦЕЛЬ: Подвести к пониманию причин возникновения речевых звуков. Дать понять, что органы речи надо бе-речь, заботиться о них. |
Рисование | «Мой любимый щенок» ЦЕЛЬ: Формировать умение рисовать животное доступ-ными средствами выразительности. Учить определять настроение собаки и подбирать соответствующий голос (скулит, лает, рычит) |
Дидактическая игра | «Так и не так» ЦЕЛЬ: Воспитывать правила приёма пищи и правила по-ведения за столом. |
Сюжетно-ролевая игра | «Шофёры» ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о ПДД, желание заботиться о сохранности своей жизни на улице. |
Март Чтение художественной литературы | «Кривое зеркало» ЦЕЛЬ: Формировать умение внимательно слушать текст подбирать слова – антонимы. Закрепление умения узна-вать себя и окружающих в зеркале. Учить замечать раз-личия во внешнем виде детей и взрослого. |
Формирование ЕНП | «Носарий» ЦЕЛЬ: Знакомство детей со строением носа и его функ-циями. Учить заботиться о своём носе. |
Рисование | «Красивый букет» ЦЕЛЬ: Закреплять умение рисовать знакомые цветы и определять их запах – сладкий, терпкий, нежный… |
Дидактическая игра | «Зелёная аптека» ЦЕЛЬ: Знакомство детей с лекарственными свойствами некоторых растений. Прививать бережное отношение к своему здоровью, желание укреплять его. |
Сюжетно-ролевая игра | «Строительство плотины» ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о безопасности на стройке и около неё. Формировать желание заботиться о сохран-ности своей жизни. |
Апрель Чтение художественной литературы | РНС «Волк и 7 козлят» ЦЕЛЬ: Прививать желание заботиться о своей безопас-ности. Формировать умение различать голоса взрослого и ребёнка, разные интонации. |
Формирование ЕНП | «Язычок - помощник» ЦЕЛЬ: Знакомство детей со строением рта, функциями языка. Учить заботиться о своей полости рта. |
Рисование | «Мой любимый фрукт» ЦЕЛЬ: Формировать умение рисовать фрукты доступ-ными средствами выразительности и составлять о нём рассказ. Учить рисовать фрукт по определённым услови ям – нарисовать кислый, сладкий, солёный… |
Дидактическая игра | «Узнай по голосу» ЦЕЛЬ: Формировать умение различать детей по голосу. Показать разные интонационные выражения настроений |
Сюжетно-ролевая игра | «Большая стирка» ЦЕЛЬ: Формировать желание быть всегда чистым, оп-рятным. Учить самостоятельно заботиться о своём внеш нем виде. |
Май Чтение художественной литературы | Ш.Перро «Красная шапочка» ЦЕЛЬ: формировать знания и умения о личной безопас-ности. Учить детей не разговаривать с чужими, не отк-рывать двери… |
Формирование ЕНП | «Разноцветный мир вокруг» ЦЕЛЬ: Знакомство детей со строением глаза и его функ-циями. Учить заботиться о своих глазах. |
Рисование | «Мой друг» ЦЕЛЬ: Формировать умение рисовать человека, соблю-дая пропорции частей тела, цвет и длину волос, цвет глаз. |
Дидактическая игра | «Зачем нужны глаза» ЦЕЛЬ: Закрепление знаний детей о своём теле. Познако-мить детей с правилами гигиены глаз, с правилами безо-пасности для глаз при разных видах деятельности. |
Сюжетно-ролевая игра | «На приёме у окулиста» ЦЕЛЬ: Формировать бережное отношение к своему здо-ровью, желание соблюдать рекомендации врача о прави-лах сохранения здорового зрения. |
Глава 4 Практическая часть
4.1. Организация процесса обучения
Организация обучающе-воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.
Основными задачами дошкольного интегративного курса "валеологии" есть:
1 Формирование и развитие теоретических знаний и практических умений у детей раннего и дошкольного возраста, необходимых для понимания многомерного и мно-госложного понятия здоровья и процесса его укрепление и сохранение.
2 Получение основ знаний и практических умений в содействии и использовании современных и давних методик физического, психического, духовного и социаль-ного оздоровления. Воспитание заинтересованности к опыту народной оздорови-тельной системы.
3 Формирование элементов валеологеского мировоззрения, овладение элементарной оздоровительной терминологией.
4 Целесообразное структурирование и комплексирование знаний, практических уме-ний детей в оздоровлении человека в разных видах учебной, игровой, трудовой и бытовой деятельности.
5 Формирование у каждого ребенка умственных умений анализа своего личного сос-тояния с целью своевременной самопомощи.
6 Воспитание желания и потребности детей в использовании теоретических и прак-тических знаний в оздоровлении членов своей семьи, других людей.
Для реализации этой задачи необходимы новые подходы к содержанию обучения детей раннего и дошкольного возраста. Общая концепция непрерывного образова-ния предлагает обязательным компонентом новой системы национального образова-ния должны быть задачи по формированию, сохранению и укреплению здоровья, ги-гиеническое воспитание населения, начиная с раннего и дошкольного возраста.
Этот компонент изменяет требования ко всему содержанию образования, его прио-ритетов, предоставляет валеологический характер, выдвигает первоочередные зада-чи: формирование валеологического сознания, культуры здоровья личности. Интегральной характеристикой здоровья личности и общества считаются физичес-кие, психические, духовные и социальные составляющие.
В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний (научных и ненаучных), которые вычеркиваются из таких систем знаний: "окружающий мир" (или "мир человека"), "природа", "физкультура и здоровье", "музыка и здоровье", "изобразительное искусство и здоровье", "математика и здо-ровье".
В своей совокупности базовые знания интегративних видов деятельности детей дают возможность формировать элементы целостной научной картины мира и ре-шать такие задачи:
І. Формировать знание о здоровье человека как составную биосоциальных систем (природы и общества), давать информацию о:
- составных частях тела и его анатомическом строении;
- режиме жизни, как основе физического и психического здоровья;
- гигиеническом уходе за телом;
- движении тела и его значении для здоровья человека;
- влиянии закаливания (естественных факторов - солнца, воздуха и воды) на здоровье;
- естественном окружении ребенка и его здоровье;
- установлении гармонических отношений детей с живой и неживой природой, доб-рожелательное отношение к ее объектам и дарам;
- природе, как витке питания детей и людей, физической, психической и духовной силы, жизненной радости, воодушевления, счастья;
- отравляющих растениях и грибах;
- особенностях отношений между людьми: мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, отличие черт характера, манер, мимики, эмоций, физических проявле-ний организма;
- установлении положительных отношений между людьми, ровесниками;
- культуре поведения детей как основе здоровья;
- профилактике и устранения вредных привычек;
- детском дорожно-транспортном травматизме, его профилактике;
- детских болезнях и их профилактике;
- некоторых медицинских инструментариях и оборудовании (градусник, горчични-ки, шприц);
- врачебных растениях, напитках, отварах, их оздоровительных ценностях;
- необходимости врачебно - педагогического контроля за состоянием здоровья детей (валеологический мониторинг).
ІІ. Формировать у детей в зародыше валеологическое сознания, бережливое и забот-ливое отношения к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочай-шей ценности.
ІІІ. Воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные уста-новки на приоритет здоровья перед болезнями. Здоровый образ жизни - главная цель формирования, сохранение и укрепление физического, психического, духовного и социального здоровья.
ІV. Формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоро-вья в: - гигиеническом уходе за телом, его частями, органами;
- закаливании, выполнении гимнастических движений; усвоении культурно – гигие-нических навыков в еде;
- правильном питании;
- приготовление отваров из трав, морсов, оздоровительных чаев;
- общении со взрослыми и товарищами;
- проявлении доброты, внимания, милосердия, чувствительности к другим людям и детям;
- самостоятельном урегулировании возбужденного поведения;
- пользовании правилами личной безопасности, дорожно-транспортного движения, -- использовании музыки, танцев, художественного слова, художественных картин, цвета, подвижных и пальчиковых игр, мимических и пантомимических упражнений, хореографических этюдов в личном оздоровлении;
- общении с растениями, животными, пользовании их естественной силой, уходе за ними;
- организации самостоятельной жизни дома без взрослых ("один дома").
V. Воспитывать у детей желания активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретении элементы практических привычек.
4.2 Организация развивающей среды
Предметно – развивающая среда имеет огромное значение в формировании валеоло-гических знаний и умений у детей.
В уголке художественной литературы выкладывается соответствующая литература и иллюстративный материал (например, книга В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»), а также альбом с иллюстрациями формирования культурно-гиги-енических навыков, посещения врачей - специалистов.
Для развития социальных навыков и развития навыков общения в группе имеются игровые уголки с соответствующим оборудованием – «Комната - кухня», «Мага-зин», «Гараж», «Поликлиника»…
В театрализованном уголке дети могут разыграть знакомые сюжеты небольших ис-торий (например, сценку умывания зверей из сказки К.Чуковского «Мойдодыр»), используя маски и пелеринки.
На стеллаже с настольно-печатными играми есть полка, где лежат настольно-печат-ные игры валеологического направления – «Здоровый малыш» (1 и 2 части), «Кто как устроен?», «Ботаническое лото»….
В свободное время дети могут рассмотреть плакат «Моё тело», в котором отражено не только внешнее строение ребёнка, но и органы чувств.
Также активно используются игры на магнитах, такие как «Семья», «Группирование предметов» (овощи, фрукты, одежда…)
На фланелеграфе дети могут составить человека не только из отдельных частей те-ла, но и геометрических форм.
В раздевалке для детей висит схема порядка одевания и снятия одежды. Также дети могут поработать с доской « Моё настроение», выкладывая в течении дня пиктограм му своего настроения. Ежемесячно обновляется информация для родителе по вопро-сам валеологического воспитания детей и развития у них к/г навыков, навыков об-щения…
В умывальной комнате висят схемы – подсказки: «Нельзя вытираться одним поло-тенцем», «Каждый должен вытираться своим полотенцем», «Нельзя причёсываться одной расчёской», «Каждый должен причёсываться своей расчёской» для формиро-вания знаний о предметах личной гигиены.
Глава 5 Работа с родителями
Также проводилась работа с родителями – давались консультации, вывешивалась информация на стенде. Родители нашей группы приняли активное участие в про-ектах: «Наша мама» (сентябрь - декабрь) и «Мой папа самый лучший» (январь -февраль).
Главная цель работы с родителями – их активизация; привлечение внимания роди-телей к проблеме сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здо-ровья своих детей. Дать родителям понять, что мы союзники в вопросах воспитания и обучения детей.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД
Форма работы | Тема | Оформление дополни-тельного материала | |
Сентябрь | Родительское собрание | «Начало учебного года» | Информация на стенде: «Что мы хотим узнать и чему научиться к концу года» |
Октябрь | Индивидуальные и общие консульта-ции | «Значение частоты для человека. Объём к/г навыков для детей до-школьного возраста» | Информация на стенде: «Гигиена тела», «Гигиена одежды и обуви» |
Ноябрь | Индивидуальные и общие консульта-ции | «Мама – самое главное в жизни ребёнка» | Выставка детских работ, папки - передвижки |
Декабрь | Индивидуальные и общие консульта-ции | «История семьи. Семей ные традиции» | Информация на стенде: «Что и как рассказать ре-бёнку об истории его се-мьи» |
Январь | Круглый стол | «Семья – маленькое государство» | Информация на стенде: «Как общаться с ребён-ком, доставляя друг другу радость» |
Февраль | Индивидуальные и общие консульта-ции | «Как общение в семье влияет на личностное развитие ребёнка» | Информация на стенде: «Значение сказки для раз-вития детской эмоциональ ности» |
Март | Индивидуальные и общие консульта-ции | «Влияние телевидения на психическое и эмо-циональное состояние ребёнка» | Информация на стенде: «Мышка норушка или мышонок Джерри?» |
Апрель | Индивидуальные и общие консульта-ции | «Какие мы родители?» | Информация на стенде: «Авторитет родителя и его влияние на развитие личности ребёнка» |
Май | Родительское собрание | «Итоги года» | Индивидуальные консуль-тации: «Советы на лето» |
Список литературы
1. Августова Л.И., Ананьев В.А., Водопьянова Н.Е. и др. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПбГУ, 2000. - 504 с.
2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998. - 148 с.
3. Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. др. Общая валеология: конспект лекций / Науч. ред. проф. В.П. Петленко. - СПб.: БПА, 2000. - 163 с.
4. Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. и др. Этюды валеологии / Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. - СПб.: БПА, 2001. - 211 с.
5. Апанасенко Г.Л., Попова А.А. Медицинская валеология. - Киев: Здоров'я, 1998. - 242 с.
6. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. - СПб.: Метропо-лис, 1992. - 123 с.
7. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987. - 113 с.
8. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота. (Валеологический семинар академика В.П. Петленко). В 5 томах. - СПб.: Петроградский и Ко; Минск: Оракул, 1996 - 1997.
9. Вармашов Ю.Л., Соломин В.П., Ласковый В.С. и др. Валеология: Учебное посо-бие / Под общ. ред. проф. В.П.Соломина. - СПб.: Образование, 1995. - 202 с.
10. Войтенко В.П. Здоровье здоровых. - Киев: Здоров,я, 1991. - 248 с.
11. Голицына И.И., Карасева Т.В. Основы валеологии (учеб.-метод. пос.). Изд. 2-е, испр. и доп. - Шуя: ШГПУ, 1997. - 136 с.
12. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. - М. - Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. - 245 с.
13. Казначеев В.П. Основы общей валеологии: Учеб. пос. - М.: Институт практичес-кой психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 48 с.
14. Колесникова М.Г. Практикум по валеологии: Учеб.-метод. пос. - СПб.: СПбГУПМ, 2000. - 87 с.
15. Петленко Д.Н., Давиденко В.П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. - СПб.: БПА. - 124 с.
16. Татарникова Л.Г., Андреева Л.В. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Науч.-метод. изд. - СПб.: СПбГУПМ, 2000. - 108 с.
17. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве: Монография-эссе. - СПб.: Крисман +, 1999. - 167 с.
18. Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О. Валеология - основа безопас-ности жизни ребенка. 2-е изд. - СПб.: Петроградский и Ко, 1995. - 240 с.
19. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Изд. 2-е, испр. и доп.- СПб.: Петроградский и Ко, 1997. - 394 с.
20. Чумаков Б.Н. Валеология: избранные лекции. - М.: РПА, 1997. - 241 с.
21. Щербакова М.А., Бурлакова И.Г., Величковская И.Л. и др. Образование и здоровый образ жизни / Науч. ред. Н.Б. Стамбулова. - СПб.: Центр карьеры, 2000. - 143 с.
22. В.П. Петленко, доктор философских наук, профессор, Д.Н. Давиденко, доктор биологических наук, профессор. Валеология - перспективное научно-педагогическое направление XXI века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-1171271-1570360755.jpg)
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...