ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН «Сказкотерапия, как один из способов формирования самодостаточности личности у детей»
проект (старшая группа) по теме

Анохина Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г.Сыктывкара

Утверждаю:

Директор МАДОУ

«ЦРР – д/сад № 116»

г.Сыктывкара

Балкова Т.Н. __________

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

«Сказкотерапия, как один из способов формирования самодостаточности личности у детей»

Составитель:

Воспитатель Анохина Н. В.

– высшая квалификационная категория

Сыктывкар 2013


Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Паспорт проекта

3. Актуальность

4. Постановка проблемы

5. Цель,задачи проекта

6. Участники проекта

7. Стратегия достижения поставленных задач

7.1 Подготовительный этап

7.2 Основной этап

7.3 Заключительный этап

8. План реализации проекта

9. Ожидаемые результаты

10. Обеспечение проекта

11. Перспективы дальнейшего использования

12. Список литературы

13. Приложение                     

 

1. Пояснительная записка

Проект «Сказкотерапия, как один из способов формирования самодостаточности личности у детей»  осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка. Сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира...

Нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. 

В сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь. 

 2. Паспорт проекта

1.

Наименование проекта

«Сказкотерапия, как один из способов формирования самодостаточности личности у детей»

2.

Разработчик проекта

Анохина Наталья Викторовна воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР  д/с  №116

3.

На какую возрастную и социальную группу нацелен проект

Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников ДОУ

4.

Цель и задачи проекта

Цель: позволяет ребенку более четко осознать свои проблемы, стать самим собой, а также построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Задачи:

  • Создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
  • Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.
  • Способствовать формированию коммуникативных способностей
  • Создание возможности рассмотреть явление с множества сторон,
  •  Возможность  самостоятельного нахождения нескольких решений внутренних проблем и

выбора единственного верного пути, по мнению

ребенка.

  • Разрешение различных жизненных ситуаций.

5.

Сроки реализации проекта

долгосрочный

6.

Тип проекта

Творческий

7.

Участники проекта

Дети, родители, воспитатель

 

 

3. Актуальность

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацеленного:

           - на систематизацию знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей дошкольников;

          -      на развитие способностей через нетрадиционные подходы к методике воспитания и обучения дошкольников;

          -       на использование сказок, психогимнастических этюдов в развитии свойств личности ребенка.

 

4. Постановка проблемы

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку видеть добро и зло.

 

5. Цель: позволяет ребенку более четко осознать свои проблемы, стать самим собой, а также построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Задачи:

  • Создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
  • Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.
  • Способствовать формированию коммуникативных способностей.
  • Создание возможности рассмотреть явление с множества сторон,
  • Возможность  самостоятельного нахождения нескольких решений внутренних проблем и

выбора единственного верного пути, по мнению

ребенка.

  • Разрешение различных жизненных ситуаций

 

6.Участники:

  • Дети старшего дошкольного возраста
  • Родители воспитанников ДОУ
  • Воспитатель Анохина Н. В.

7. Стратегия достижения поставленных задач

7.1 Подготовительный этап:

  • Изучение литературы по теме
  • Ознакомление с передовым опытом
  • Консультация для родителей
  • Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал
  • Оформление книжного уголка

7.2 Основной этап:

  • Рассматривание иллюстраций русских народных сказок
  • Чтение и рассказывание  сказок, рассказов беседа по прочитанной сказке
  • Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр
  • Проведение релаксации
  • Проведение упражнений
  • Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

7.3 Заключительный этап:

  • Оформление настольного театра «Волшебные маски»

 8. План реализации проекта

п/п

Состав действий

Ожидаемые результаты

Сроки

Участники

        Подготовительный этап

1.

Изучение литературы по теме

Расширение знаний по теме проекта

1-2 день

Родители, педагоги

2.

3.

4.

5.

6.

Ознакомление с передовым опытом

Консультация для родителей

Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Оформление книжного уголка

Разработка плана реализации проекта

Пополнение предметно пространственной развивающей среды

Книжная выставка «Наши любимые сказки»

3 день

4 день

Педагоги

Родители, педагоги

Родители, педагоги

         Основной этап

7.

1. Котенок Мур - Мур

2. Догадливый комарик

3. Искусственные помехи.

Слушай и запоминай.

Сказки для гиперактивных детей

Игры на тренировку внимания

октябрь

Дети

8.

1.Страшилки или кто кого боится.

2. Мой друг -  Дракон

3. Полезная Боюська

4. Отважный Флай

Сказки для боязливых детей

Боязнь темноты

Боязнь делать прививки и уколы

ноябрь

Дети

Родители

Педагоги

9.

1.Могучий дуб и маленький кабанчик

2.Львенок в Садике

3. Крокодильчик

4. Развлечение « В гостях у зимней сказки»

Сказки для агрессивных детей

Развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей.

декабрь

Дети

Родители

Педагоги

10.

1.«Я — единственный на планете».

2. Ассоциации

3. Наши имена

4. Мальчик, который не умел играть

1.углубление идентификации себя со своим именем;

2.Развитие интереса к себе.

4. Знакомство детей с проблемой понимания человека человеком.

Январь

Дети

Родители

Педагоги

11.

1.«Я — единственный на планете».

2. Наши имена.

3. Слоненок с шариками.

4. Ссора

1.коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;

3.коррекция негативных реакций в поведении

4. Обучение отреагированию эмоций в конфликте

Февраль

Педагоги

12.

1. «Свет мой зеркальце скажи»

2. Игра «Зеркала»

3. «Свет и тень»

4. «Навстречу везению»

1.Знакомство с понятием «любовь к себе»

2.Развитие самосознания; воображения.

3.Познание и принятие своих положительных и отрицательных качеств.

4. Обобщение опыта других занятий; Развитие рефлексивных навыков.

Март

Педагоги

13.

1. «Голос  тишины»

2.»Ворота сфинксов»

3. «Рудник сновидений»

4. «Ворота без ключа»

1.Развитие восприятия и самовосприятия.

2. Групповое сплочение; повышение уверенности в себе;  развитие внутренней компетентности.

3. Тренинг эмпатии и чуткости.

4. Обобщение опыта других занятий.

Апрель

Педагоги

Родители

Дети

       Заключительный этап

14

Изготовление настольного театра «Волшебные маски»

Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения.

Май

Педагог

Дети

Родители


9. Ожидаемые результаты проекта:

  • Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
  • Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
  • Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.

10.Обеспечение проекта

 

Кадровый ресурс

 

 

 

Педагоги:

Воспитатель группы

Музыкальный руководитель

Руководитель изобразительной студии

Материально-

технический ресурс

- изостудия;

- музыкальный зал;

- технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.);

- наглядно-методические пособия;

- методическая литература.

Ресурс социума

Социальное партнерство со следующими организациями:

- Детская библиотека

Родительский ресурс

Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

- консультации;

- индивидуальные беседы;

- рекомендации по каждому конкретному ребенку;

- семейные выставки

Информационный

ресурс

- обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т.д.);

- изучение методической литературы;

 

 

11. Перспективы дальнейшего использования

Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению, выбранному детьми.

 

Список литературы:. 

Список использованных источников

1.Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева – М.:изд. «Педагогика», 1998-138с.

2.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: АОЗТ « Златоуст», 1998.

3. Кабачкова Ж.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей: журнал Логопед №6, 2009 с64-71

4. Практика сказкотерапии  / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224

5. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие/ Сост. Л. Н. Вахрушева.-М.: ТЦ Сфера, 2011. - 80с.

6. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо – Пресс, 2001.

7. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с бумагой как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Необходимость создания данной работы  была продиктована тем, что в В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегич...

Семинар-практикум для педагогов "Работа с бумагой - как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего возраста"

Данный семинар-практикум имеет основную цель - повышение компетентности педагогов при работе с детьми по данному направлению....

"Пластилинография-один из способов формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста и интеллектуальными ограничениями".

Увлекательные занятия с пластилином  позволяют развивать осноовное новообразование дошкольного детства - воображение!...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...

Мастер-класс для педагогов «Витражная роспись как один из способов формирования сенсорных эталонов цвета для детей с нарушением зрения»

Цель мастер-класса: -повышение компетентности педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей с нарушением зрения;- обмен опытом между педагогам...

Конструирование из бумаги как один из способов формирования мелкой моторики у детей с амблиопией и косоглазием

Представлен опыт работы по использованию конструирования при формировании мелкой моторики у детей с амблиопией и косоглазием...

Семинар-практикум для педагогов ДОО Тема: «Мнемотехника-один из способов формирования связной речи у детей с ОНР»

Цель: • реализация практических аспектов формирования связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники; • оказание информационной и методической поддержки воспитателям дошкольных обра...