"Пластилинография-один из способов формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста и интеллектуальными ограничениями".
статья по аппликации, лепке на тему

Подшивалова Елена Евгеньевна

 Увлекательные занятия с пластилином  позволяют развивать осноовное новообразование дошкольного детства - воображение!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Пластилинография - один из способов формирования сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными ограничениями»

    Мною в 2016 году была выбрана новая тема по самообразованию: «Художественно-эстетическая деятельность - как предпосылки формирования универсальных учебных действий.

           Воображение – основное психическое новообразование  дошкольного детства. Используя методики ТРИЗ по рисованию в частности «ниткографию» мне захотелось предложить детям рисовать пластилином.   Г.Н. Давыдова говорит: « Пластилинография – нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.»

 Использование пластилинографии позволяет:

 предложить детям нетрадиционный вид лепки;

 обучить приёмам выполнения изобразительных работ в данной технике;

 способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию;

 развивать восприятие формы, фактуры, цвета, пластичности материала;

 развивать и синхронизировать мелкую моторику кистей рук;

 формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки

самоконтроля за выполняемыми действиями;

 развивать фантазию, воображение, пространственное мышление

 - Материалы используемые в пластилинографии

 - пластилин разных цветов

 - солёное тесто

 - пластиковые дощечки для выполнения работ, стеки

 - плотный картон, однотонный и цветной, тонированный

 - ровные поверхности пластика, древесные спилы, кусочки усби

 - бросовый материал: бусинки, фантики от конфет, веточки

деревьев, пуговицы, различную крупу и т.д.

 - гуашь, кисточка

 - трафареты

 Новшество для детей - к используемым ранее приёмам лепки добавляется: придавливание, налепливание, намазывание, размазывание.

– Подготовка по организации работы в технике  пластилинографии

достаточно проста!

 Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей

водой, или положить коробочки с пластилином на ночь на батарею;

 На рабочем столе ребёнка должна быть тканевая салфетка для рук. В последнее время мы используем достижения научно технического прогресса – влажные салфетки, что значительно позволяет экономить время.

 Во избежание деформации картины следует использовать плотный

картон;

 Предотвратить появление на основе жирных пятен, поможет

нанесённая на основу клейкая плёнка;

 Работать без ошибок помогает нанесённый контур на основу;

 Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит её

жизнь

 - Алгоритм использования пластилинографии

1этап - подготовительный

 освоение приёмов работы с пластилином:

 освоить приём отщипывания пластилина и скатывания

шариков между ладонями

 создание ситуации для работы в ограниченном

пространстве

 освоить правильную постановку пальца

 освоить приём надавливания и вдавливания

 освоить приём размазывания пластилина подушечкой пальца

2 этап – основной - формирование активности и самостоятельности

в применении усвоенных навыков

Ø обеспечить умение составлять последовательность выполняемых действий

Ø обеспечить воспроизведение действий по образцу воспитателя

Ø вызвать желание действовать по словесному указанию взрослого

Ø убедить ребёнка в необходимости действий внутри контура рисунка

Ø способствовать использованию, природных, бросовых и прочих

материалов для выразительности работ

Ø вызвать желание размазывать пластилин по всему рисунку, словно закрашивая его

Ø поддерживать желание действовать стекой

Ø способствовать выполнению коллективных композиций

3 этап - итоговый

* вызвать желание самостоятельно выбирать рисунок для работы

* способствовать формированию личностного отношения к

результатам своего труда и труда друзей

* создание ситуаций для решения самостоятельных задач.

Таким образом, используя нехитрые приспособления и материалы, мы решаем достаточно сложные задачи, а именно предложенная техника лепки позволяет : Ø видеть скорый результат детской деятельности, прикладывая доступные усилия;

Ø закреплять сенсорные эталоны материалов;

Ø развивать мелко-моторную кординаторику;

Ø формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная компетентность педагогов, как один из способов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста".

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выс...

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

"Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Пение –  один из самых любимых видов музыкальной деятельности, который может дать очень многое. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. О необход...

Самообразование воспитателя на тему: "Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста"

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольниковУсвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает ...

МАСТЕР- КЛАСС «Использование дидактических пособий ПМК «Мозаичный парк» в процессе работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста в условиях семьи»

Цель мастер-класса: презентация опыта работы по внедрению в практику программно-методического комплекса «Мозаичный парк» в условиях логопункта в рамках системы работы с родителями....

Дидактическая игра как средство развития сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-в...