Педагогическое руководство трудом детей разного возраста, находящихся в социально-реабилитационном центре.
статья на тему

Виктория Викторовна Самарина

В статье говорится о разных видах организации труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое руководство трудом детей разного возраста, находящихся в социально-реабилитационном центре.

                                                           Человек рождён для труда;

                                                                    труд составляет его земное счастье,

                                                                   труд - лучший хранитель

                                                                   человеческой нравственности,

                                                                   и труд же должен быть

                                                                   воспитателем человека.

                                                                                              ( К.Д.Ушинский )

Труд является одним из важных средств воспитания, формой организации деятельности детей.

В процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируются нравственные качества, трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга.

В условиях смешанной группы воспитательное воздействие труда значительно возрастает. Совместная жизнь детей разного возраста позволяет, кроме указанных качеств, воспитывать положительные взаимоотношения между старшими и младшими детьми: заботу старших о маленьких, готовность оказать помощь, научить малыша тому, в чём он испытывает трудность и т.д..

Младшие дети проникаются уважением к старшим и более умелым товарищам, гордятся результатами их труда, радуются участию в совместной работе.

Трудовое воспитание детей всех возрастов должно быть направлено на решение следующих задач:

  1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда, формирование представлений о необходимости труда в жизни, об отношениях взрослых к труду, об общественном характере труда;
  2. Формирование трудовых навыков и их совершенствование, умение работать аккуратно, ловко, в определённом темпе;
  3. Воспитание трудолюбия, привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде;
  4. Воспитание навыков организации работы, умение готовить для неё необходимое и по окончании убирать рабочее место;
  5. Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда, стремление помочь товарищу, доброжелательно относиться к работе других и т.д..

        Задачи трудового воспитания в приюте осуществляются в разных видах труда: - хозяйственно-бытовом;

       - природном;

       - ручном.

         К хозяйственно-бытовому труду относится самообслуживание и участие в поддержании порядка в приюте и на участке.

        Постепенно происходит расширение и усложнение программы путём введения новых трудовых действий и возрастания требований к самостоятельности и систематичности труда.

В осуществлении задач трудового воспитания и выполнении программных требований многое зависит от правильной организации детского труда.

       Существуют следующие виды организации труда:

- индивидуальный (должен быть в опыте младшего и старшего ребёнка подгруппами, группами, всем коллективом);

- труд рядом (основная форма организации деятельности младших детей, средних и старших). Например: посадить лук, собрать листья на участке.

- совместный труд (создаются условия для взаимодействия и формирования положительных взаимоотношений между детьми).Например: мытьё кубиков.

- общий труд (объединяет детей не только общим делом, но и общим результатом).Например: после уборки участка стало чисто, ребёнок понимает пользу общего дела.

        Индивидуальный труд организуется чаще всего в форме поручения-задания выполнить конкретную работу по самообслуживанию: переодеть рубашку, пришить пуговицу или коллективную работу: покормить рыбок, протереть стулья. Особенно важны поручения для детей младшего возраста.

        Более сложной формой организации труда являются дежурства, в процессе которых дети выполняют ряд взаимосвязанных трудовых действий.

Кроме труда, который организует воспитатель, большую педагогическую роль играет труд по инициативе детей (хорошо, если дети умеют замечать свою неопрятность и исправлять её, а также стремятся к поддержанию порядка в приюте).

       Из всего выше сказанного следует, чтобы деятельность детей строилась на различных видах труда, учитывая правильную организацию, т.к. труд имеет большое значение в развитии и становлении личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста

Сообщение для педсовета по теме: "Игра - форма организации детской жизни"....

Психолого-педагогические средства адаптации детей разного возраста в группе детского сада

СОДЕРЖАНИЕ   ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА 5 1.1. Понятие, значение и причины адаптации...

статья "Педагогические технологии руководства игрой детей раннего возраста в условиях ДОУ"

В статье рассказывается о руководстве игр детей раннего возраста....

Труд – важнейшее средство воспитания детей, находящихся в социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей школьного возраста так же является ...

Статья "Воспитание любви к труду у детей, находящихся в социально реабилитационном центре".

Данная статья будет полезна всем родителям и педагогам. Здесь говорится об актуальности данной темы, условиях успеха воспитания трудолюбия, о пользе общественно полезного труда для воспитания детей. ...

Реабилитационная программа: Культура поведения и общения для детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Жизнь ребенка в реабилитационном центре связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги, родители), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе о...

статья на тему: "Развития речи детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра с использованием сказки".

В статье описывается технология развития речи детей дошкольного возраста с использованием сказки...