Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога
статья по теме

Понятие «профессиональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на страницах популярных изданий. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Использование упомянутых в статье рекомендаций поможет снизить уровень синдромапрофессионального выгорания и приведет к более эффективной, творческой работе педагога с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vygoranie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное выгорание

и его влияние на стиль деятельности педагога

Куликова М.И., педагог дополнительного образования

ГБОУ ЦПМСС «Родник»

Понятие «профессиональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на страницах популярных изданий. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Образно говоря, человек попадает в состояние подобное тому, когда горит проводка, с ним происходят при этом какие-то личностные деформации, он теряет какие-то интересы, вкус к жизни, испытывает даже какие-то соматические реакции. Последствием профессионального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми.

Синдром профессионального выгорания проявляется в:

а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

в) негативном самовосприятии в профессиональном плане - недостаток чувства профессионального мастерства

Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К. Чернисс в своей статье “Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет”(2003г.) говорит о том, что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога (например, недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).

Почему же это происходит? Все очень просто:

  • профессия педагога относится к публичным профессиям, то есть педагог ежедневно общается с огромным количеством людей (детей, родителей, коллег), что требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение, которое может привести к «выгоранию»;
  • работа педагога сопряжена с огромной физической и эмоциональной нагрузкой, с противоречивыми мыслями и чувствами, сомнениями и отчаянием, что приводит к истощению эмоциональных ресурсов и как следствие к возникновению стрессовых состояний;
  • педагоги часто не испытывают удовлетворение от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом. И как следствие - низкая степень социальной адаптации у педагогов: повышенная тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость и т. д.;
  • педагоги вынуждены постоянно повышать свой профессионализм, быть в курсе инновационных технологий, чтобы соответствовать предъявляемым к ним аттестационным требованиям, что, в свою очередь, ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме профессионального выгорания - личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. Возраст, семейное положение, стаж данной работы, в какой- то мере влияют на профессиональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию».

Ролевой фактор. Социальная поддержка со стороны коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и т.д.), недостаточное вознаграждение (денежное и моральное) или его отсутствие способствуют возникновению выгорания.

Организационный фактор. Повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.

Среди педагогов дошкольных и школьных учреждений профессиональному выгоранию наиболее подвержены люди старшего возраста и работающие с детьми с отклонениями в развитии.

Условно можно выделить три кризиса  у педагогов, находящихся длительное время в профессиональном выгорании:

- кризис 1-го года: молодой специалист находится во власти юношеского максимализма, уверен, что он уж точно будет «совершенным» педагогом, но студенческие ожидания не всегда оправдываются в учебном заведении. Начинающий педагог пока не знаком с ценностями, правилами нового коллектива. Планы, программы, конспекты, журналы, сомнения отнимают массу эмоциональной энергии. Для некоторых первый год в образовательных учреждениях становится последним;

- кризис 5-7 лет: возникает у ищущих педагогов, перешагнувших первую пятилетку, добившихся результатов в деятельности. Они принимаемы коллективом и администрацией. Внутренний «педагог» постепенно занимает в человеке слишком много места. Вся текущая и порученная работа выполняется на «ура!», а педагог чувствует себя как разбитым. Педагогические успехи не вызывают былой радости. Даже мысль о контакте с коллегами, может вызывать плохое настроение, бессонницу, чувство страха;

- кризис 12-15 лет: - чаще всего синдром эмоционального выгорания развивается к 40 годам — пику биологического состояния здоровья. Все инновации, правила, бумаги вызывают протест, раздражение, агрессию. Педагогическая самооценка занижена. Панический страх перед аттестацией. Педагогу хочется остаться незамеченным, он не выдерживает длительного общения с людьми.

От профессионального выгорания « страдает» так же стиль педагогической деятельности. Что же такое стиль педагогической деятельности?

А.К. Маркова выделяет демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом.

При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией и поэтому они меньше подвержены профессиональному выгоранию.

При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе

Способы профилактики синдрома профессионального выгорания:

– рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

– переключаться с одного вида деятельности на другой;

– относиться к конфликтам на работе более спокойно, принимая ситуацию как частный случай;

– не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Использование упомянутых рекомендаций снижает уровень синдрома

профессионального выгорания и приводит к более эффективной, творческой

работе педагога с детьми. 

Использованная литература:

  1. К. Чернисс статье “Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет”(2003г.)
  2. Ставцева Л.В.социальный педагог МОУ «Средняя школа № 15»
  3. Е.Ю. Костин Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Стиль деятельности педагога - условие успешности в профессии.

От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно - образовательной работы. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, осо...

Семинар для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов. Влияние взрослых на эмоциональный комфорт ребенка и развитие его личности в ДОУ»

Цель: профилактика эмоционального выгорания у педагогов.Задачи:1. Регулировать эмоциональное и мышечное напряжение.2. Формировать у педагогов навык саморегуляции.3. Способствовать ...