Как важна осанка для дошкольника
статья на тему

Данная статья написана для коллег и родителей детей. В статье указаны причины нарушений осанки у дошкольников, от чего они возникают и как с ними бороться, а так же предложен ряз упражнений по исправлению осанки и различные коррекционные игры для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как важна осанка для дошкольника23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Автор статьи: Архипова Марина Владимировна

Воспитатель ГБДОУ № 60

Статья на тему:

«Как важна осанка для дошкольника»

Дошкольный возраст – это период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральный солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотическая осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Знайте, что стояние ребенка, особенно в определенной позе, очень утомительно для него, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать с ноги на ногу, пытается прислониться к чему-нибудь. Таким образом наказывая ребенка стоянием в углу, вы наказываем его физически!

Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, вот некоторые из них:

  • Мебель, не соответствующая возрасту, особенно, когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, и не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе (например, лежа на ковре).
  • Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
  • Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу. Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (способ проверки: поставьте ребенка на разные напольные весы так, чтобы одна нога была на одних весах, другая - на других, и посмотрите показания).
  • Неправильная поза во время сна (ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком», и пр.) Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спину стула, подложив под себя ногу).Лучшая поза для сна - на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.
  • Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Важное значение имеют:

  • Своевременное правильное питание;
  • Свежий воздух;
  • Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • Оптимальная освещённость;
  • Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
  • Привычка правильно сидеть за столом;
  • Расслаблять мышцы тела;
  • Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий следующие упражнения:

  • Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
  • Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.
  • Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  • Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Осанка определяется не только наследственностью, конституцией тела, но и зависит от условий жизни, состояния физического здоровья и психоэмоционального состояния человека. Ребенку с нарушенной осанкой часто не хватает внимания близких людей, у него может быть пониженная самооценка.

Интересные подвижные игры, в которые можно поиграть с ребенком:

      «Что у нас на ножках?» 

Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Взрослый прикрепляет к носочкам разноцветные ленточки. По команде: «Что у нас на ножках?» - ребенок поднимает носки и голову одновременно, смотрит на счет (1, 2, 3, 4), затем медленно опускает голову, потом ноги. Взрослый контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику. 

«По-турецки мы сидели» 

Взрослый показывает ребенку, как сидеть по-турецки, ставит под подбородком кисти рук и, покачивая головой из стороны в сторону, напевает:
По-турецки мы сидели, пили чай и сушки ели,
Пили, пили, ели, ели, еле-еле досидели.
 

Ребенок садится напротив, повторяет движения и распевает стишок вместе со взрослым. 

«Солдатики и куклы» 

По команде: «Солдатики» - ребенок принимает правильную осанку. 

По команде: «Куклы» - опускает голову, плечи, руки; расслабляется. 

«Встань, как я»

Дети гуляют по залу. По команде: «Встань, как я» - останавливаются, принимая правильную осанку по показу взрослого. 

«Гуляющие черепахи» 

Ребенок идет от старта до финиша с мешочком на голове. 

«Запусти космический корабль» 

Ребенку предлагается запустить космический корабль. Взрослый подкидывает мяч вверх. Ребенок повторяет движения взрослого. (5-6 раз).

Дошкольный период является важнейшим и определяющим для развития человека в целом. В этот период формируются основы физического и психического развития ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.

Используемая литература:

[1] См.:А.П.Чабовская . Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.:Просвещение,1980г.-221с.
[2] См.:Жеребцова Ю.С.,Леонтьева М.А., Борисова М.М. Осанка дошкольника: как ее исправить, проверить, сохранить. Опыт работы. М.:2007.-150с.
[3] Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 302 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильной осанки у дошкольников

Рекомендации для родителей.Специально подобранные гимнастические упражнения – это наиболее эффективное средство коррекции осанки. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и мышцы...

Выступление на родительском собрании "Формирование осанки у дошкольников"

Дошкольный возраст — период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в ...

Образные танцевальные движения как средство профилактики нарушений осанки у дошкольников

Между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость ! В настоящее время нарушение осанки является одной из самых распространенных патологий в детском возрасте. С каждым годом растё...

Консультация для родителей "Нарушение осанки у дошкольников"

Осанка формируется после рождения ребенка в процессе его роста и развития, зависит от условий внешней среды. ...

Формирование правильной осанки у дошкольников

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Это связано с появившейся в последние годы негативной тенденцией ухудшения здоровья детей и касается это...

Профилактика нарушения осанки у дошкольников

Искривление позвоночника в детстве и следующие за ним заболевания в подростковом возрасте существенным образом влияют на способности к обучению, дальнейшую трудоспособность, cтрадает красота фигуры, п...

«Как важна осанка для дошкольника»

консультация    «Как важна осанка для дошкольника»...