«Здоровьесберегающие технологии в современной системе образования в условиях дошкольной образовательной организации»
статья по теме
Статья для IX Международной научно - практической конференции - Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_pechat_.docx | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
С. А. Цыповская (г. Саранск)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ
СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
От того, насколько здоровы наши дети, зависит будущее современного общества. Данная проблема всегда была актуальна, но в последнее время стала более, чем остро.
По данным ученых: динамика здоровья подрастающего поколения за последние 10 - 15 лет характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями[13, с.263]. Поэтому вопрос о сохранении и укреплении здоровья в детских организациях всегда остается одним из главных.
В настоящее время для педагогической практики сформулирован социальный заказ на поиск путей сохранения российского этноса и прежде всего - здоровья населения страны. В решении проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения существенная роль принадлежит образованию, которое выполняет методологическую, опережающую функцию, поскольку предполагает «исследование актуальных проблем сохранения здоровья посредством экстраполяции в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны, с последующим определением путей разрешения этих проблем через оптимизацию таких решений» [1, с.25].
Одним из негативных факторов, определяющих пересмотр содержания образовательных программ в области «здоровье», в современных условиях, является отсутствие социокультурной нормы поведения у преобладающей массы населения, в частности заботы о собственном здоровье и о здоровье своих детей. Поэтому значительная и определяющая доля участия в формировании здорового образа жизни ложится на педагогические учреждения [9, с.47 ], в том числе и дошкольные организации.
Преобразования в педагогическом пространстве и обществе, произошедшие в нашей стране в последнее время, предполагают и ряд изменений в сфере дошкольного образования. Образовательные организации и педагоги, в них работающие, выполняя социальный заказ, должны обеспечивать доступность качественного образования в условиях, гарантирующих психологическую и физическую безопасность воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей ДОУ в вопросах здоровьесбережения.
Совсем недавно эти термины появились в нашей жизни - «здоровьеформирующие образовательные технологии» (ЗОТ) и «здоровьесберегающие технологии» (ЗТ), но уже заняли довольно прочное место в нашей речи и литературе. Так что же это такое - «здоровьесберегающие технологии»? Определение данному термину многие авторы трактуют по-разному.
«Здоровьесбережение» в образовательном пространстве понимается, как процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на повышение ценностного отношения к собственному здоровью.
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «сберегать– не истратить, не израсходовать напрасно, без необходимости » [11, с.686], следовательно, «здоровьесберегающие технологии»- это технологии, направленные на сохранение здоровья на данном этапе.
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на воспитание личностных качеств, способствующих формированию осознанного и ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников.
Дошкольное воспитание является самым важным периодом в формировании подрастающего поколения. И именно в этот период малышу требуется максимум внимания, а так же участия в его жизни, интересах и развитии.
Именно в детстве закладывается и фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Вырастить здорового ребенка – вот самая главная задача, которая стоит в первую очередь перед родителями.
Ведь дошкольное воспитание - это, прежде всего, задача родителей, а уже потом педагогов, логопедов, психологов и других специалистов.
В пункте 1 статьи 18 Закона РФ «Об образовании» от 4 января 2013года говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». [3, ]
Здоровье ребенка можно определить, как совокупность физического, психического, интеллектуального и социального развитий. Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи. Следовательно, от семейного микроклимата во многом зависит и эффективность педагогических воздействий. Ребёнок более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. [10, с. 208]
Очень важно для ребенка создать в семье благоприятную атмосферу. Тогда у него появляется возможность к самообразованию и самореализации. Сам ребенок еще не знает, что он может сделать для своего развития и здоровья. Но в нем всё необходимое уже заложено. Поэтому важно помочь ребенку осознать необходимость сохранения и укрепления здоровья и заботу об организме в целом.
В доступной форме ребенок с самого начала должен осмыслить, что его собственное тело и телесные движения не являются некоторой готовой данностью. Педагог призван выработать у него отношение к тому и другому как…к объекту освоения, преобразования, познания и оценки[7, с.12].
Давным – давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься»[4, с. 3].
Однако на сегодняшний день в педагогической практике существует проблема: между необходимостью формирования, укрепления и сохранения здоровья ребенка и недостаточной осведомленностью родителей по данным вопросам.
Начиная с младенчества взаимодействие родителей с ребенком должно быть нацелено на формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка.
Поэтому одной из задач, стоящей перед педагогом, является установление доверительных, но в то же время деловых отношений с родителями воспитанников, в ходе которых корректируется воспитательная - образовательная деятельность педагога, направленная на приобщение родителей к здоровому образу жизни. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве пассивных “зрителей” образовательного процесса детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.
Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется последовательно в течение всего периода детства. Поэтому актуальной становится проблема формирования культуры здоровья дошкольников в системе интегрированного подхода: включении работы по охране, укреплению и формированию культуры здоровья во все образовательные области, с привлечением к данной теме и родителей.
Таким образом, назрела необходимость в разработке и организации новых педагогических здоровьесберегающих технологий, так, чтобы они охватывали всех участников педагогического процесса и способствовали сбережению здоровья ребенка не только в саду, но и в семье.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Поэтому, формировать знания о здоровом образе жизни, правильно применять их на практике, прививать заботу о своем организме необходимо с самого раннего детства. Эти, и другие цели ставит перед собой и наша дошкольная организация – МДОУ «Детский сад №69».
Воспитательно - образовательный процесс в нашем детском саду ведется по программам нового поколения, которые направлены на развитие у дошкольников умственных, творческих, художественных способностей, и способствуют гармоническому физическому и полноценному психическому развитию детей.
Воспитание здорового ребенка - является одной из приоритетных задач в работе детского сада.
С ранних лет дети должны понимать важность и необходимость заботы о своем здоровье. Но как привить это еще совсем несмышленой крохе? Как объяснить молодым родителям значимость данных знаний и важность воспитания у детей валеологической культуры? Вот здесь в помощь педагогам и приходят здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры дошкольников. Целью которых являются: становление осознанного отношения ребёнка к здоровью, накопление знаний о здоровье, умении оберегать, поддерживать и сохранять его; обретение валеологической грамотности, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
В своей работе мы используем такие направления здоровьесберегающих технологий, как - технологии обучения здоровому образу жизни детей, родителей, педагогов; технологии сохранения и стимулирования здоровья; коррекционные технологии.
Физическое воспитание в МДОУ организовано таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, а так же приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
В первую очередь, конечно, этому способствует режим дня. В детском саду он распределен таким образом, что дети в течение дня не переутомляются, так как происходит частая смена деятельности. И обязательно мы следим за двигательной активностью детей – она присутствует во всех видах деятельности - игровой, образовательной, музыкальной, трудовой, познавательной, коммуникативной и других.
Каждое утро в саду начинается с утренней гимнастики, в сопровождении фортепиано или аудиозаписи. Дети с радостью выполняют упражнения, особенно с предметами - мячами, обручами, гимнастическими палками, флажками.
Ежедневно в течение дня мы проводим с детьми физкультминутки, корригирующие упражнения, дыхательные гимнастики, закаливающие процедуры, бодрящую гимнастику после сна.
Очень нравятся детям физкультминутки. Они проходят в середине занятий и между ними, с музыкальным или поэтическим сопровождением.
Пробуждаясь после дневного сна, детям хочется немного полежать, потянуться. В этом помогает бодрящая гимнастика после сна. Основная её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели. Дети выполняют простой самомассаж, пальчиковую гимнастику. Комплекс гимнастики после дневного сна длится от 7 до 15 минут, в зависимости от возраста детей и заканчивается закаливающими процедурами, ходьбой по массажным коврикам и ребристым дорожкам. После чего дети переходят к водным процедурам.
В любой вариант комплекса утренней гимнастики и бодрящей гимнастики после сна мы включаем корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на самостоятельность, дети быстро запоминают упражнения, их последовательность и осознанно и с удовольствием выполняют комплекс упражнений. Каждую неделю меняется комплекс бодрящей гимнастики после сна, и каждые две недели - утренняя гимнастика.
Большое внимание уделяем подвижным играм. Они проводятся в течении всего дня и подразделяются на малоподвижные и активные. Обязательно проводятся подвижные игры во время прогулок. Прогулки организуем так, чтобы дети не переохладились, не вспотели и не замерзли. Игры подбираются с учетом возраста детей и состояния погоды.
В каждой группе детского сада существует картотека подвижных игр, физкультминуток, корригирующих упражнений, дыхательной гимнастики, утренней и бодрящей гимнастики после сна; ведется тетрадь по закаливанию и наблюдению детей.
Однако, здоровье детей зависит не только от правильного режима дня в детском саду, но и от условий жизни в семье, от желания родителей помочь своему ребенку освоить азы валеологической культуры. Ведь только совместная деятельность педагога с родителями может дать значительные результаты.
Для достижения этой цели мы привлекаем родителей к участию в педагогическом процессе различными традиционными и нетрадиционными методами. Используем наглядно – информационные формы работы. Это: «Здоровье дошкольника», трехмерный стенд о работе детского сада по формированию ЗОЖ у детей; «Мир здоровья»- постер с картотекой дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа, закаливающих процедур; «Паровозик здоровья», «Советы Пилюлькина» - информационные уголки по здоровью; и другие.
Проводим информационно-аналитическую работу на выявление потребностей родителей в осведомленности по вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка дома и в детском саду : анкетирование; как индивидуальные, так и коллективные беседы и консультации : «Игры, которые лечат», «Профилактика простуды у детей, оказание первой помощи», «Нетрадиционные формы работы педагога с семьями воспитанников по формированию ОБЖ и валеологической культуры», «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста», «Использование игровых ситуаций в повседневной жизни детей дошкольного возраста в формировании понятий о здоровом образе жизни»; включаем в родительские собрания фрагменты физкультминуток с целью демонстрации режимных моментов.
Понимая важность воспитания валеологической культуры подрастающего поколения, родители помогают в оформлении физкультурных групповых уголков. Так же принимают участие в фото - выставках: «Прогулка в выходной день», «Зимние забавы», «Спорт - это жизнь». Родители активно участвуют в спортивных и физкультурно - оздоровительных соревнованиях и развлечениях.
В нашем детском саду каждый педагог разрабатывает свою проектную деятельность по различным направлениям, в том числе и по внедрение здоровьесберегающих технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Я работаю над проектом «Здоровячок». Его цель: организовать физическое воспитание дошкольников таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Основные задачи проекта: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания; формирование правильной осанки, гигиенических навыков; формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка потребности в физических упражнениях и играх; воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Проект долгосрочный, но работа по данным направлениям уже дает результаты: снижается уровень заболеваемости детей, повышается уровень их физической подготовленности; формируется осознанная потребность в ведении здорового образа жизни; родители проявляют интерес к физической культуре и здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья детей.
Все это способствует повышению валеологической грамотности родителей, что благоприятно сказывается на совместной деятельности педагога с семьями воспитанников по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Проблема приобщения ребенка и взрослого человека к здоровому образу жизни занимает во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны творческие, гармонично развитые, активные и здоровые личности.
Забота о здоровье детей, его охрана, укрепление, их всестороннее и физическое развитие – вот одна из основных целей – здоровьесберегающих технологий в современной системе дошкольного образования, и одна из главных задач - воспитателей детского сада, решением которой является внедрение современных форм и модернизация методов работы в образовательно – воспитательный процесс детских дошкольных организаций.
Литература:
1. Горшкова В.В. Образование взрослых: формат опережения / В.В. Горшкова//Педагогика. – 2007. - № 6. - С.25.
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова, и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.
3. Закон об образовании
4. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ: проектирование, тренинги, занятия/сост. Н.И. Крылова.-Волгоград: Учитель,2009.- 218с.: ил.
5. Исаева С.А. Уроки здоровья.- Мурманск: Изд. ИПКРО, 1996.
6. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС,2005
7. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления(дошкольный возраст): Программно-методическое пособие.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2000.
8. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2010.- 112с.
9. Макарова Л.П., Корчагина Г.А. Особенности состояния здоровья современных школьников//Вестник герценовского университета №8 (44) 2007. – С.47-48
10. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 223 с.
11. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2005 год.
12. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушкина, Е.Н. Коркина и др.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.
13. Чупаха И.П., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.- М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АПО "Инновационная модель «СКАЗКА» как фактор успешной социализации дошкольников в современных условиях дошкольной образовательной организации"
Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что у детей нет сформированных навыков и приемов общения, умения договариваться друг с другом. Ребёнку легче ударить, чтобы показать своё «право», кто сильнее...
«Реализация технологий развития речевого творчества воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации по средствам театральной деятельности.»
На что направлена театрализованная деятельность,что такое речь.Каким образом можт влиять театрализованная деятельность на развитие речи детей дошкольного возраста....
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
Окружной семинар "Реализация регионального проекта «Внедрение модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации» на территории Барабинского района"
18 апреля 2018 года на базе МКДОУ №7 «Радуга» Барабинского района проведен окружной семинар для руководителей муниципальных органов управления образованием,...
Здоровьеобеспечение детей в условиях дошкольной образовательной организации на основе здоровьесберегающих технологий
Сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей здорового образа жизни – приоритетное направление государственной политики в области образования (6). В постановлении Правительства Российс...
КПК "Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"
КПК "Внедрение образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"...
Консультация для педагогов "Применение здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольной образовательной организации"
Консультация для педагогов "Применение здоровьесберегающих технологий в условиях ДОО"...