Проект "Юный пешеход".
проект (подготовительная группа) по теме

Луканова Наталья Владимировна

С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций… Как много интересного и в то же время опасного таится за стенами родного дома для ребенка. Чтобы интересного было больше, чем опасного, необходимо своевременно обучать детей навыкам безопасного поведения на дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Избежать эти опасности можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  «Юный пешеход».

Совместная деятельность воспитателя и родителей по развитию навыков соблюдение правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.

                 

           Разработала:

                                                                                     воспитатель первой

                                                                                     квалификационной

                                                                    категории

             Н.В.Луканова

Актуальность.

    С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций… Как много интересного и в то же время опасного таится за стенами родного дома для ребенка. Чтобы интересного было больше, чем опасного, необходимо своевременно обучать детей навыкам безопасного поведения на дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения. Основные причины дорожно-транспортных происшествий:

- незнание правил дорожного движения,

- незнание правил безопасного поведения на проезжей части,

- Недостаточный надзор взрослых,

- Различные игры на тротуаре и проезжей части дороги,

- Невнимательность и недисциплинированность на улице,

- Незнание правил безопасного поведения на проезжей части,

- Нарушение правил посадки в автобус, троллейбус

   Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

   Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Избежать эти опасности можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил уличного движения.

Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

   Однако деятельность воспитателя  не должна сводиться только к работе с детьми. Осуществлять задачи обучения по Правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. В решении главной задачи – воспитания грамотного пешехода – именно родители должны являться непосредственными помощниками, только так можно избежать случаев детского травматизма.   Пример отца и матери – основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению на улице. Жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависит от окружающих его взрослых.

Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города

Задачи:

1.Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице

2. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

3. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

4. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Этап реализации:

- подготовительный этап

- практический этап

- оценочный этап

Участники проекта:

- дети

- воспитатель

- родители

Ресурсное обеспечение проекта:

- иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации

- транспорт различного функционального назначения

- пособия и игры по обучению детей ППД

- стихи, загадки, отражающие правила дорожного движения

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • социально адаптированный ребенок к условиям окружающей дорожной среды и правилам дорожного движения;
  • осознание детьми значения соблюдения правил дорожного движения, умения ими пользоваться;
  • сформированность ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Родители:

  • повышение знаний родителей по ПДД;
  • проявление активности родителей в образовательном процессе;

План реализации проекта.

1. Подготовительный этап

Направление работы

Сроки

С детьми

  1. Проведение диагностики по правилам дорожного движения
  2. Планирование работы по ПДД

Сентябрь

С родителями

  1. Анкетирование родителей.

Сентябрь

2. Практический этап

Направление работы с детьми

Сроки

  1. Опрос детей по ПДД
  2. Экскурсия к проезжей части (перекресток)
  3. Игровая деятельность. «Дорожные знаки», «Светофор».

Сентябрь

  1. Экскурсия-наблюдение «Опасные места на улице» (двор)
  2. Чтение художественных произведений, сказок с обсуждением поведения героев
  3. Игры-размышления: «Вышел ты на улицу», «Пешеходы-зверюшки».

Октябрь

  1. Целевая прогулка. Дорожные знаки для пешеходов и водителей.
  2. Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок по теме «Правила дорожного движения»
  3. Игровая деятельность: «Водитель», «Светофор».

Ноябрь

  1. Беседа «Посмотри налево, посмотри направо».
  2. Игра-поиск «Как бы ты поступил»

Декабрь

  1. Беседа «Мы пассажиры» (правила поведения в общественном транспорте)
  2. Игровая деятельность «Мы пассажиры».

3. Беседа  «Осторожно, скользкая дорога»

    - правила поведения на скользком тротуаре, дороге

    - правила катания на санках, лыжах  «Помни нельзя выезжать на

      проезжую часть!».

Январь

  1. Беседа «Какие бывают автомобили?»
  2. Беседа «Дорожные знаки»
  3. Обыгрывание проблемных ситуаций в игре «А что, если…»

Февраль

  1. Беседа «Регулировщик» (о работе регулировщика)
  2. Игра по картинкам «Что правильно?»

Март

  1. Беседа «Я и мой велосипед» (правила езды на велосипеде)
  2. Игровая деятельность «Лучший пешеход»

Апрель

  1. Беседа «Пешеход на загородной дороге»
  2. Анкетирование детей по ПДД

Май

Направления работы с родителями

Сроки

  1. Разработка памяток для родителей по обучению правилам дорожного движения

Октябрь – декабрь

  1. Индивидуальные консультации для родителей по обучению  правилам дорожного движения

В течение года

  1. Пополнение информационного материала по правилам дорожного движения для родителей.

В течение года

3. Оценочный этап

Направление работы

Сроки

С детьми

  1. Проведение диагностики по ПДД

Май

С родителями

  1. Ознакомление с результатами диагностики детей по ППД.

Май

Результаты:

К концу года дети знали:

- алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;

- умели различать на дороге транспортные средства (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные);

- умели выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы  и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки;

-знали правила перехода проезжей части (три фиксации поворота головы – в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта) по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.

Работа, проведенная с родителями. Беседы, рекомендации, советы, анкетирование, списки методической и художественной литературы для родителей.          

Выводы:

Эффективность работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

  1. ребенок-пешеход;
  2. ребенок-пассажир городского транспорта;
  3. ребенок-водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, снегокат, санки, ролики и др.).

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Вопросы для диагностики определения уровня знаний старших дошкольников по усвоению правил дорожного движения

  1. Где можно играть?
  2. Где можно кататься на велосипеде или самокате?
  3. Почему опасно играть рядом с дорогой?
  4. Где можно ожидать автобус или троллейбус?
  5. Где и как надо переходить дорогу?
  6. Где можно переходить дорогу, если пешеходного перехода поблизости нет?
  7. Какие цвета светофора вы знаете?
  8. Что означает красный сигнал светофора?
  9. Что означает желтый сигнал светофора?
  10. Что означает зеленый сигнал светофора?
  11. Что означает зеленый мигающий сигнал светофора?
  12. На какой свет надо переходить дорогу?
  13. Почему нельзя отвлекаться при переходе дороги?
  14. Как надо поступить, если при переходе дороги уронил какой- нибудь предмет?
  15. Какие части дороги вы знаете?
  16. По какой стороне едут машины?
  17. Как называется часть дороги, по которой едут машины?
  18. Кого называют пешеходом?
  19. Где должны ходить пешеходы?
  20. Как должны двигаться пешеходы, если нет тротуара?
  21. Как обходить стоящий на остановке автобус?
  22. Чем опасен автобус, стоящий на остановке?
  23. Как нужно вести себя в общественном транспорте?
  24. Какие дорожные знаки нужно знать пешеходу?
  25. По какому телефону вызывают скорую помощь?


   Литература

  1. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. Под ред. Е. А. Романовой. – М.: Сфера, 2008.
  3. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / Авт.-сост. О.В. Черемашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Романовой, А.Б. Малышкина. – М., 2005.
  5. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Л.Б.Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  6. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками / Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск, 2007.
  7. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  8. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: Сфера, 2008.
  9. Степаненкова Э.Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., 1979.
  10. «Какой у вас воспитанный ребенок! Правила этикета в стихах, сказках и рассказах» Е. Позина, Т. Давыдова.
  11. «Как научить детей ПДД?» Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры  Т. П. Гарнышева

Приложение 1

Список детской  художественной  литературы.

Чтение произведений:

  • Баль: « Букварь здоровья»
  • Бендарева «Азбука безопасности»
  • Волкова «Как избежать беды»
  • Ворчель «Перекресток»
  • Дорохова «Зеленый, желтый, красный»
  • Житков «Светофор», « Что я видел»
  • Иванов «Азбука безопасности». « как неразлучные друзья дорогу переходили»
  • «Почемучка» А. Алексин,  С. Михалков,  Л. Разгон.
  • «Дядя Степа», «Моя улица» С. Михалков.
  • Ю. Яковлев О Правилах дорожного движения
  • М. Пляцковский Три говорящих цвета
  • С. Михалков Светофор

  • Литературные произведения для заучивания наизусть

  • Михалков « Моя улица», « Велосипедист», « Скверная история»
  • Маршак « Милиционер, « Мяч»
  • Кончаловская «Самокат»
  • Северный « Светофор»
  • Бедарев « Если бы»,  «Азбука безопасности»
  • Баруздин» « Над Москвой луна как блюдце»
  • Берестов « Это я еду бегом

В течение года в свободное время

                                                                                 

             

Приложение 2

 Игры, используемые для реализации проекта:

Дидактические игры

Название игры

Программное  содержание

«Станция технического обслуживания »

Закреплять у детей знания о дорожном знаке «Станция технического обслуживания». Развивать умение складывать целое из частей.

«Чего не стало»

Развивать у детей внимание

«Угадай дорожный знак»

 Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.

«Помоги малышам»

Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание – помогать младшим детям.

«Дорожные знаки»

Закреплять знания детей о дорожных знаках.

«Собери светофор»

Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать умение доводить начатое до конца. Воспитывать усидчивость.

Настольно- печатные игры:

Название игры

Программное содержание

«Сигналы светофора»

Развивать внимание. Закреплять знания о сигналах светофора, их назначении.

«Дорожная грамота»

Развивать диалогическую речь, знания.

«Путешествие по городу»

Закреплять у детей знания о тротуаре, проезжей части.

«Безопасность движения»

Закреплять знания о правилах дорожного движения

«Что не так»

Развивать внимание, память и сообразительность.

Подвижные игры

Название игры

Программное содержание

«Автомобиль»

Закрепить представления детей о внешнем виде автомобиля. 

«Угадайка»

Учить детей различать дорожные знаки. 

«Наша улица»

Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закрепить представления детей о светофоре. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, закрепляющие, предписывающие, указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

«Угадай, какой знак»

Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. 

«Улица города»

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о Правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.