авторские игры
методическая разработка на тему

Мандрыка Татьяна Николаевна

                           Занятия здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskie_igry.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Авторские игры для «Занятий здоровья»

Раздел I. Ребенок и другие люди

Тема 1. Человек в мире людей

Игра «Моя семья»

На столе или ковре педагог выкладывает из плотного картона круг, по краю которого прикреплепляются заранее приготовленные фотографии семей игроков, в середине круга находится вращающаяся стрелка.

Дети выбирают водящего с помощью считалки. Он вращает стрелку, а когда она останавливается около какой-либо фотографии, говорит: «Стрелочка, семью нам покажи и о ней нам расскажи».

Ребенок, который узнал свою семью, рассказывает о ней. Он же становится следующим водящим.

Игра-импровизация «Оцени поступок»

Одному из детей предлагается показать какое-либо действие по отношению к другому: подарить что-нибудь, отобрать игрушку и т.д. Остальные дети оценивают его поступок.

Игра «Разбежались и собрались»

С помощью считалки выбирается помощник педагога.

В то время когда дети под музыку бегают по группе, педагог с помощником договариваются, кого они позовут к себе. Например: педагог подзывает мальчиков, а его помощник — девочек.

Когда музыка прекращает звучать, дети подходят к помощнику или педагогу. Ребенок, сделавший неправильный выбор, выбывает из игры.

Игра «Сумка-задумка»

К сумке прикрепляется символ положительной или отрицательной эмоции (правильного или неправильного поведения). Педагог раздает детям сюжетные картинки и предлагает положить

в сумку-задумку рисунок, соответствующий символу. Каждый ребенок должен объяснить правильность выбора картинки. Дети могут помогать друг другу, получая за это фишку,

Игра «Волшебная карусель»

Педагог размещает на стене пособие «карусель с кармашками-кабинами», а на наборном полотне — заранее приготовленные фотографии детей группы, членов их семей или лучших друзей игроков.

Дети помогают «купить» билет на «карусель» для своих друзей или родственников, выполняя задание клоуна или Петрушки.

Тема 2. Как устроено тело человека

Игра «Лицо в зеркале»

Педагог рассказывает историю про Незнайку, который попал в комнату с кривыми зеркалами и не мог найти отражение частей своего лица и тела.

Ребята должны показать Незнайке то, что он хочет увидеть в зеркале.

Игра «Какого цвета волосы?»

В гости к детям приходят куклы с разным цветом волос (Снегурочка — с белым, Баба Яга — с черным, Мальвина — с голубым, Клоун — с рыжим и др.). Дети называют цвет волос каждой куклы. Педагог предлагает подумать и назвать сказочных героев, у которых такой же цвет волос, как у Снегурочки (Мальвины, клоуна и т.д.).

Игра «Кто быстрее принесет картинку?»

На столе лежат картинки с изображением различной одежды, обуви, головных уборов.

Педагог. Пальцы, ладонь, локоть — это...

Дети определяют, что это рука, и выбирают нужный предмет одежды.

Лоб, нос, глаза, уши, волосы находятся на...

Дети говорят, что они находят на голове, и также выбирают нужный предмет (головной убор).

Тема 3.

Контакты

с незнакомыми людьми

Игра «Знакомый, свой»

1-й вариант. Дети становятся в круг. Водящий находится в центре, поочередно бросает мяч каждому ребенку и говорит: «Назови знакомого человека (воспитатель, сосед и др.), своего человека (мама, папа, брат и т.д.)». Может сказать только одно слово.

Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему. Темп бросания мяча может быть разным.

2-й вариант. Педагог называет человека (мама, сестра, друг, продавец и т.д.) и бросает мяч любому ребенку. Ребенок, поймавший мяч, называет этого человека словами «свой» или «знакомый».

Игра «Звуки окружающего мира»

Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами, слушают аудиозапись разнообразных звуков (гром, грубый и ласковый голос, шум дождя, звук машины, пение птиц и др.), определяют их и рассказывают, какие эмоции вызывает у них каждый из звуков (гром — опасность, звук машины — осторожность, пение птиц — радость и др.).

Игра «Хороший — плохой»

Детям предлагается набор сюжетных картинок, на которых изображены хорошие и плохие поступки людей. Ребята оценивают эти поступки.

                               Тема 4.

Зачем человеку нужен рот, и что в нем находится

Игра «Чьи зубки самые белые?»

Дети садятся на стульчики в ряд перед зеркалом, надевают маски улыбающихся веселых человечков и рассматривают «свои» зубки. Ребенок, у которого самые белые зубы, рассказывает, как он этого достиг (регулярно чистит зубы, ест овощи и фрукты и т.д.).

Затем дети меняют маски, и игра продолжается.

Игра «Веселые и грустные зубки»

У каждого ребенка карточки «Веселый зубик» и «Грустный зубик».

Педагог показывает предметные картинки (зубная щетка,

пирожное, овощи, молоко и т.д.) или предлагает различные ситуации (чистить зубы, кушать сладкое перед сном, есть сырые овощи, пить молоко...). Дети оценивают, что полезно, а что вредно для зубов, и поднимают соответствующую картинку.

Игра «Какие продукты полезны нашим зубам»

В этой игре дети спасают зубки от «кислотных монстров».

Из набора плоскостных рельефно вырезанных предметных картинок дети выбирают изображения продуктов полезных для зубов и выставляют их на фланелеграфе.

                            Тема 5.

          Изучаем свой организм

Игра «Загадочные картинки»

На наборное полотно выставляются загадочные изображения инопланетян. Дети определяют, чем эти человечки отличаются от людей.

Раздел II. Здоровый образ жизни

                          Тема 1.

              Здоровье и болезнь

Игра «Бегают ножки по разным дорожкам»

Проводится как эстафета.

Дети снимают обувь и делятся на две команды.

Дорожка состоит из отрезков, разных по направлению и материалу (пробки из пластиковых бутылок, коврики с нашитыми пуговицами, деревянные брусья и т.д.).

После слов:

Наши быстрые ножки.

Бегают по разным дорожкам.

 Ну-ка, малый, не зевай!

Прыгать, бегать помогай! — дети бегут по дорожкам.

Тема 2.

Что такое здоровый образ жизни

Игра «Включи телевизор»

Используется телевизор-фланелеграф.

Дети садятся на стульчики смотреть «телевизор». Педагог обыгрывает самые разнообразные ситуации на фланелеграфе. Например: «Как Петя спортсменом стал», «Опасные сласти» и др.

Игра «Петрушка»

В игре участвуют Петрушка и дети.

Петрушка выполняет самые разнообразные задания, допуская ошибки. Дети помогают неловкому Петрушке, показывая, как надо делать.

Задания:

  • положить в корзину как можно
    быстрее полезные продукты;
  • выполнить физическое  упражнение и т.д.

Тема 3. Школа здорового питания

Игра «Мамино угощение»

У каждого ребенка в руках находится карточка с изображением тарелки, в которую его

мама должна положить полезное угощение.

Ребенок самостоятельно определяет, почему мама выбрала бы именно это угощение.

Тема 4.

Витамины

и полезные продукты

Игра «Накрой стол для завтрака, обеда, ужина»

Дети выбирают карточки с изображением блюд, которые мы едим на завтрак, обед и ужин.

Можно использовать муляжи и детскую посуду.

Раздел III.

Ребенок

и окружающий мир

Тема 1.

В мире опасных, колющих и режущих предметов

Игра «Два мастера»

Детям должны показать, как Иван (хороший мастер) объясняет брату Митрофану правила пользования теми или иными инструментами.

Задача ребят и Ивана состоит в том, чтобы сделать из Митрофана хорошего мастера. В конце игры делается вывод: надо уметь правильно обращаться с опасными предметами, они должны стать друзьями, а не врагами.

Игра «Поставь нужные знаки»

В этой игре предполагается, что дети знают правила обращения с колющими и режущими инструментами.

1-й вариант. Детям даются наборы картинок с изображением режущих и колющих предметов (ножницы, гвоздь, иголка, пила, молоток, скрепка, булавка, топор, перочинный нож, шило) и наборы знаков «X» (нельзя самому пользоваться!) и «!» (осторожно пользоваться!). Предлагается расставить на картинках нужные знаки и объяснить свой выбор.

2-й вариант. Детям предлагается нарисовать знаки («X», «!») около каждого предмета, изображенного на картинке.

Тема 2. Бытовые электроприборы

Игра «Расставь нужные знаки»

В этой игре предполагается, что дети знают правила пользования электроприборами.

1-й вариант. Ребятам даются наборы картинок с изображением предметов домашнего обихода и электроприборов и наборы знаков «X» (нельзя самому пользоваться!) и «!» (осторожно пользоваться!). Детям предлагается расставить на картинках нужные знаки и объяснить свой выбор.

2-й вариант. Детям предлагается нарисовать знаки («X», «!») около каждого предмета, изображенного на картинке.

Тема 3.

Дорожные знаки и улица города

Игра «Необычные шары»

Перед началом игры дети разучивают стихотворение «Светофор».

Красный — ясно,

Путь опасный.

Желтый — тоже

Подожди!

А зеленый впереди —

Проходи.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель объясняет, что у него в руках не обычные шары, а сигналы светофора. Он показывает зеленый шар — дети топают ногами, произнося соответствующие слова. Затем педагог поднимает красный шар — дети скрещивают руки и повторяют первые две строчки стихотворения. При показе желтого шарика все ребята кладут руки на колени и цитируют стихотворение.

Игра «На шоссе»

Педагог выступает в роли диспетчера, а дети — «шоферы». Каждый ребенок выбирает себе вид транспорта. В зале или на площадке условно обозначены пункты следования машин.

Педагог объясняет роли: «Я — диспетчер. С шоферами я буду держать связь по радио, и каждый может услышать меня и ответить на все вопросы. Садитесь в машины».

Задания могут быть следующие:

  • отправить   много   грузовых
    машин на поле за зерном;
  • вызвать такси по адресу;
  • вызвать машину «скорой помощи» и т.д.

Пока дети едут, педагог задает им (индивидуально) самые

разнообразные вопросы: «Как вы себя чувствуете в пути? Где сейчас проезжаете? Что случилось с вашей машиной? Хватит ли бензина? Не случилась ли авария? Чья машина следует за вами? Благополучно ли выехали из леса на шоссе?» и т.д.

В конце игры «диспетчер» благодарит всех за своевременно доставленную машинку к месту назначения.

Тема 4.

Знай и выполняй правила уличного движения

Игра «Светофор»

Дети повторяют стихотворение «Светофор».

Красный — ясно,

 Путь опасный.

 Желтый — тоже,

  Подожди!

А зеленый впереди — Проходи!

Дети сидят на стульчиках. Водящий показывает зеленый кружок — дети топают ногами, произнося соответствующие слова. Затем водящий поднимает красный кружок — дети скрещивают руки и повторяют две строчки стихотворения. При показе желтого кружка — ребята кладут руки на колени и цитируют стихотворение.

Игра «Прогулка в парк»

Детям предлагается внимательно рассмотреть план города.

По условию игры пешеход выходит из желтого домика и видит три дороги к парку. Каждый ребенок выбирает свою дорогу и описывает путь пешехода к парку.

Например: пешеход вышел из дома, около светофора остановился, подождал, пока зажжется зеленый свет, перешел дорогу, повернул направо, прошел мимо кинотеатра, завернул за угол, пошел прямо, пошел между кинотеатром и цирком и вышел к входу в парк.

Игра «Путешественники»

В игре участвуют не более четырех человек. На столе планкарта путешествия, фишки и игровой кубик. Кубик бросается, и ребенок делает определенное количество ходов. Остановившись на каком-либо месте, ребенок объясняет правила поведения в лесу (в городе, на озере...). Если ответ неправильный, игрок возвращается на три хода назад. Побеждает тот, кто первый доберется до конечного пункта.

Игра «Пешеходы и автомобили»

На расстоянии шести шагов проводятся параллельные линии, изображающие дорогу. В углу площадки очерчивается круг диаметром в два шага.

Дети делятся на пешеходов и «автомобилей». Пешеходы выстраиваются возле края пешеходного перехода («зебры»), а «автомобили» «выезжают» на дорогу.

Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Смотри, не зевай, пешеход, шагай!» При этих словах все пешеходы двигаются по «зебре». Как только водящий произнесет: «Стоп!» — все останавливаются. Водящий быстро оглядывается.

Тот, кто не успел вовремя остановиться и сделал лишнее движение, выбывает из игры. Водящий отворачивается и произносит: «Смотри, не зевай, автомобиль, проезжай!» и т.д.

Побеждает команда, у которой останется больше человек, а самый внимательный игрок будет водящим.

Тема 5. Как вести себя в природе

Игра «За грибами»

Дети берут корзинки и «идут» в лес за грибами. Подходя к макетам деревьев (или деревьям, изображенным на картинках), ребята должны определить, какое это дерево и какие съедобные грибы они могут здесь найти. Если ответ правильный, то дети получают гриб. Собрав все грибы, ребята должны их пересчитать: один подберезовик, два подберезовика и т.д.

Тема 6. Правила первой помощи

Игра «Зажги фонарик»

У каждого ребенка имеется набор предметных картинок и желтые фишки.

Педагог дает детям самые разнообразные задания. Например: Какие растения помогают лечить ссадины, царапины, простуду? Какие лекарственные растения можно встретить на лугу (у дороги, на участке детского сада, в саду)?

Дети должны зажечь фонарик (положить желтую фишку) под нужной картинкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся играя!" Авторские игры с детьми имеющими ОНР

Представленные игры отражают специфику и направления работы с детьми, имеющими логопедическое заключение ОНР. Затрагивается лексико– грамматическая сторона речи, а так же ознакомление с элементами гра...

Игра «Вершки - корешки». ИКТ (авторская игра)

Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно-корень или плоды на стебле)...

Игра "Зимующие и перелетные птицы" ИКТ (авторская игра)

Закрепить и расширить знания о зимующих и перелетных птицах.  Развивать умение классифицировать объекты окружающего мира....

Дидактическая игра «Подбери листочки» ИКТ (авторская игра)

Закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев.                                        ...

Игра «Укрась платье» ИКТ (авторская игра)

Дать представление о алтайском и русском национальном костюме, об их элементах...

Авторские игры по системе К. Орфа "Ты и я-звуки музыки, игра!"

1.Педагог поёт песню, дети повторяют по фразам с движениями.2.Песня исполняется различными по тембру голосами: низкими,пугающими,высокими,тихими,звонкими,с различной динамикой....

Авторская игра "Игры, которые помогут исправить небольшие дефекты речи"

Игры, которые помогут  исправить небольшие дефекты речи....