"Учимся играя!" Авторские игры с детьми имеющими ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Представленные игры отражают специфику и направления работы с детьми, имеющими логопедическое заключение ОНР. Затрагивается лексико– грамматическая сторона речи, а так же ознакомление с элементами грамоты, что вызывает наибольшие трудности у детей с данной речевой патологией.

Предлагаемые игры и упражнения рекомендованы для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в условиях детских образовательных учреждений, а так же в кругу семьи. Их могут использовать учителя-логопеды, дефектологи, воспитатели как массовых, так и коррекционных групп. Практический опыт доказал эффективность использования данных игр как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях, а так же в качестве индивидуальных домашних заданий. Применяя в работе любую игру, нужно помнить об умении заинтересовать ребенка, активизировать его на различную деятельность, а так же правильно расставить акценты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solomina_o.v._avtorskie_igry.doc600.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 11 «Катюша»                                                                      

                                                     

                 

  Авторские игры  с детьми  имеющими  ОНР.

         

                                                                                                                           Соломина О.В.                    

                                                                                                                     учитель- логопед речевой группы

                                                  Игра «Собери корзинки»

Цель: упражнять в умении различать и дифференцировать «овощи» и «фрукты». Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты».Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление. Развивать мелкую моторику.

Оборудование: 2 корзинки разного цвета с прозрачными карманами, картинки овощей и фруктов, фланелеграф

Ход игры: на фланелеграфе размещены картинки с изображениями  овощей  и фруктов. Детям предлагается задание:

1 вариант. Собрать в корзинки только овощи. Собрать только фрукты.

2 вариант. Собрать овощи и фрукты только круглой (треугольной, овальной) формы.

3. вариант. Собрать только твердые (мягкие, зеленые, красные…) овощи и фрукты.

4 вариант. Собрать фрукты или овощи в той последовательности, которую предлагает педагог (яблоко-груша-апельсин…. т.д.).

5 вариант. Педагог дает одно из вышеперечисленных заданий и сам его выполняет, целенаправленно допуская ошибки. Задача детей найти эти ошибки и исправить .

Игры «Вкусное варенье», «Полезный сок», «Варим суп»

Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: яркие картинки в форме баночки, кастрюли, коробки  из-под сока с соответствующей картинкой.

Ход игры: детям предлагается назвать:

1 вариант. Какой сок в коробке, если он из смородины? и т.д. Какое варенье в этой банке, если оно из слив? и т.д. Какой суп в этой кастрюле, если он из овощей? и т.д.

2 вариант: педагог целенаправленно допускает ошибки в подборе относительных прилагательных (смородинный сок, мандаринный сок и т.д.).

Дети должны исправить ошибки педагога.

3 вариант. Угостить (гостя, который пришел на занятие) вареньем, название которого начинается на А, С и т.д. При этом правильно его назвать.

4 вариант. Проводится игра по типу «Чего не стало?» Перед детьми выкладываются любые из предложенных картинок. Правильно подбираются относительные прилагательные. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает одну картинку. Дети должны догадаться, чего не стало. (Не стало яблочного варенья. Не стало апельсинового сока и т.д.)

Яркие, красочные картинки сделают процесс усвоения материала доступным и интересным для детей!

Игра «Угадай-ка!»

Цель: закрепить умение выделять первый звук в слове. Упражнять в умении соотносить звук с соответствующей буквой. Упражнять в умении синтезировать слова из букв. Развивать смыслоразличительную сторону речи. Развивать зрительный гнозис и мелкую моторику.

Оборудование: набор карточек для звукового анализа и синтеза слов, буквы.

Ход игры: 1 этап.

  1. используем карточки, где нужно правильно прочесть слог, понять, уметь объяснить смысл прочитанного. А правильность ответа можно проверить, достав из бокового кармана соответствующую картинку.
  2. используются карточки для звукового анализа и синтеза слога из двух звуков. Предлагается карточка с двумя картинками. Логопед просит назвать первое слово и определить первый звук. Затем соотнести это звук с соответствующей буквой  и выложить ее на фланелеграфе.  То же проделывается и со второй картинкой. В итоге получается слог. Сначала ребенок читает его, а затем соотносит с соответствующей картинкой. Правильность выполненного задания можно проверить, перевернув карточку, где находится  вариант ответа.
  3. Например, картинка Муха  Утка  После проделанного ребенком звукового анализа получается слог – МУ – ребенок объясняет: Так мычит корова.

2 этап. Работа организуется по тому же принципу, но усложняется слоговая структура предлагаемых для анализа и синтеза слов: односложные, двусложные слова.

Игра «Составь слово»

Цель: упражнять в умении определять количество и последовательность звуков в слове. Закреплять умение соотносить звук с соответствующей буквой и составлять слова из букв. Закрепить навыки чтения. Упражнять в языковом анализе предложения. Развивать зрительное  и слуховое внимание, фонематический слух, мелкую моторику.

Оборудование: набор карточек с карманами для звукового анализа и синтеза слов, буквы разрезной азбуки.

Ход игры: детям дается карточка с картинкой. Предлагается:

  1. Назвать соответствующее слово;
  2. Выложить это слово из букв разрезной азбуки (в карманчик);
  3. Прочитать. Придумать с ним предложение. Посчитать количество и последовательность слов.

Задание можно усложнить!

Логопед сам заранее составляет слово из букв и специально допускает одну ошибку (можно две ошибки). Задача для ребенка найти эту ошибку и исправить.

Игра «Звук потерялся»

Цель: упражнять детей в анализе и синтезе слов на уровне слога. Упражнять в умении определять пропущенный звук и соотносить его с соответствующим символом. Развивать фонематический слух. Развивать зрительное, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: набор карточек для анализа и синтеза слогов и слов из 2-х звуков, символы недостающих звуков.

Ход игры: в основу положена методика Т.А.Ткаченко «Обучение грамоте детей с 4-х лет с помощью специальных зрительных символов». Детям показывается карточка, на которой изображен один символ звука, а рядом пустой прозрачный карман. Логопед произносит слог, после чего просит детей определить недостающий звук (какой звук потерялся?), найти его среди остальных, а затем вернуть его на прежнее место и проверить правильность выбора, «прочитав» слог. Используются как открытые, так и закрытые слоги.

Данную игру можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Как вы смогли заметить, мною достаточно часто используются карточки с различными карманами, вкладышами, условно их назвала «динамические» карточки.

Методические рекомендации к использованию «динамических» карточек.

  1. Изображаемый материал должен быть удобным для восприятия. В средней группе использовать крупные картинки, карточки, чтобы их было удобно держать в руках (в виду недостаточного развития мелкой моторики). В старшей и подготовительной группе карточки могут быть среднего или мелкого размера (сформированные движения пальцев рук более целенаправленные, скоординированные)

  1. Исключить использование черно-белых, невыразительных картинок, которые не привлекают внимание детей. Весь предъявляемый картинный материал должен быть ярким, выразительным, понятным, вызывающим у детей конкретные образы.

  1. В средней группе не даются для анализа и синтеза звукокомплексы, лишенные лексического значения т.к. детям данного возраста интересней анализировать слова, которые ассоциируются у них с конкретным образом.

  1. Данные «динамические» карточки эффективно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях. Особое значение придаю использованию разработанных карточек для выполнения домашних заданий.

  1. Использовать вспомогательную символику и упражнения в звуковом анализе и синтезе только на материале правильно произносимых звуков.

Многим может показаться изготовление данных «динамических» карточек слишком трудоемкой работой, занимаемой много времени. Но считаю возможным привлекать к помощи родителей, предварительно заинтересовав их в значимости данного приема   в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию», «Исправь ошибку». • Обсуждение пословицы

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Наз...