«Тропа здоровья»
учебно-методическое пособие (средняя группа) по теме

Астапова Тамара Анатольевна

Для растущего организма физкультурные упражнения и подвижные игры приобретают особую ценность, если они проводятся на воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropa_zdorovya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Тропа здоровья»

Астапова Тамара Анатольевна

Для растущего организма физкультурные упражнения и подвижные игры приобретают особую ценность,  если они проводятся на свежем воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и упражнения на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболевания. Поэтому, можно с полной уверенностью сказать, что разработка и использование «Тропы здоровья» поможет решить задачи, направленные на укрепление физических качеств дошкольников.

Цель: повысить двигательную активность детей на прогулке, воспитать потребность в физических упражнениях на свежем воздухе, создать положительный эмоциональныйнастрой.

Задачи:

1. Развивать физические качества, обеспечивая высокую двигательную активность детей.

2. Упражнять детей  в ходьбе на длительное расстояние. Прививать детям навык ориентировки на местности, разбираться в карте, схеме маршрута.

3. Развивать ловкость, выносливость, чувство взаимопомощи в играх и эстафетах.

4. Способствовать развитию творческого подхода в разрешении игровых ситуаций.

Маршрут « Тропы здоровья» проложен по территории дошкольного учреждения и состоит из 8 станций. Каждая станция включает в себя несколько объектов или модулей. Существующую структуру можно использовать как единый маршрут, так и каждую станцию в отдельности.

Особенность “Тропы здоровья” заключается в том, что она позволяет всем участникам здоровьесберегающего процесса и детям, и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать имеющееся спортивное и игровое оборудование (МАФ) на территории дошкольного учреждения.

Составлена карта маршрута, на каждой станции есть свои указатели с названием и схематичным изображением.

Предлагаемые станции «Тропы здоровья»:

1. «Туристическая»

2. «Умный светофорик»

3.  «Поезд здоровья»

4. «Волшебные ворота»

5. «Морская»

6. «Уголок леса»

7. «Путешественники»

8. «Веселый стадион»

Воспитатель приглашает детей в путешествие по «Тропе здоровья». Говорит, что тропа эта волшебная – кто по ней идет становится здоровым, сильным и смелым. Предлагает стать туристами. Рассматривают карту маршрута и отправляются на любую выбранную станцию.

Станция «Туристическая».

Задачи:укрепить мышцы туловища, спины и живота; тренировать мышцы стопы; формировать правильную осанку;  воспитывать согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке.

Оборудование:на земле нарисованы: желтая дорожка(тропинка), зеленые круги (кочки), разноцветная  «змейка», синяя широкая дорожка(ручей); обручи, флажки.

Дети идут друг за другом и выполняют игровые упражнения:

  1. Игровые упражнения:
  • «По тропинке мы идем»(Идут по нарисованной на земле тропинке).
  • «С кочки на кочку»  (Перепрыгивают с кочки на кочку).
  • «Догони змейку»(Ходьба змейкой).
  • «Перейди через ручеек»(Перешагивают через ручеек).

Идут дальше и приходят на «Полянку отдыха»:

2.Игра «Зеркало». Ведущий  выполняет упражнения, а дети их копируют (разные виды ходьбы, положения рук, прыжки на одной ноге, на двух с продвижением вперед).

3.Игра «Смена ведущих».Дети двигаются в колонне по одному. Воспитатель называет имя ребенка, который должен занять место направляющего.

- Туристы смелые и ловкие, справятся с любыми препятствиями на пути.

4. Эстафета «Перейди болото».Играют две команды. Флажками размечается начало и конец «болота». Капитанам команд выдаются два обруча для перехода по «болоту». По сигналу капитаны начинают движение, перекладывая поочередно с места на место обручи, переходя по ним «болото», не касаясь земли ногами. Закончив переправу,  быстро возвращаются на старт для передачи обручей. Побеждает команда, закончившая эстафету первой,  и не провалившаяся в «болото».

5. Игра-состязание «Цепочка».Соревнуются две команды. Первые номера, встав за стартовой чертой, прыгают в длину с места, толкаясь двумя ногами. Приземление фиксируется по пяткам. С этого места выполняют прыжки вторые номера, за ними — третьи и т. д. Заканчивается игра, когда прыжок совершит последний игрок в каждой команде.  Выигрывает та команда, цепочка из прыжков которой окажется длиннее.

- Молодцы, туристы, преодолели все препятствия. Сейчас можно и поиграть.

6.Игра «Парные салки».Группа делится на пары. По сигналу «Раз, два, три беги!» дети убегают от водящего, стараясь не натолкнуться  на других детей. Игроки убегают от водящего по одному, но в случае опасности могут взяться за руки и тем самым избежать осаливания.

7. Игра «Тише едешь – дальше будешь».Дети строятся в шеренгу. Напротив, спиной к детям, стоит водящий и произносит слова: «Тише едешь – дальше будешь». Во время произношения слов ребята подходят к ведущему. На слова «Стоп!», водящий поворачивается к детям и они останавливаются, а тот, кто продолжает двигаться,  возвращается на начало.Выигрывает тот, кто первым дойдет до ведущего.

- Ребята, сегодня дружба помогла нам пройти все испытания и справиться с непростыми заданиями. Я хочу пожелать вам и дальше быть дружными,                            не расставаться с физкультурой, быть здоровыми, выносливыми и смелыми.

Станция «Умныйсветофорик».

- Ребята, чтобы попасть на следующую  станцию, нам нужно выполнить следующее задание: сделать 5 больших шагов (гигантов), 10 маленьких шагов, приставляя носок к пятке (лилипутов).

Задачи: развивать общую выносливость, дыхательную систему, закрепить знания о правилах поведения на улице, повторить дорожные знаки,воспитывать стремление к своей безопасности и окружающих

Оборудование:светофор,  дорожные знаки, на асфальте нанесена разметка пешеходного перехода, круги (красного, желтого и зеленого цвета), два тоннеля,  гимнастические палки, деревянный кирпичик с отверстием, гимнастическая палка с держателями для колец, три кольца (красное, желтое, зеленое), скамейки.

- Ребята, совсем скоро вы пойдете в школу и, возможно вам придется самостоятельно переходить проезжую часть.И чтобы избежать опасностей на дорогах, надо знать правила дорожного движения.

1. Игра на внимание «Сигнал светофора»

В руках у каждого ребенка круг(красного, желтого, зеленого цвета).Участники выстраиваются в шеренгу.

 Воспитатель:  На дорогах с давних пор

Есть хозяин – светофор!Перед вами все цвета,Вам представить их пора.

Загорелся красный свет. (Дети поднимают красные круги)

Все вместе:       Стой, вперед дороги нет!

Воспитатель:  Желтый глаз твердит без слов. (Поднимают желтые круги)

Все вместе:       К переходу будь готов.

Воспитатель:    На зеленый свет – вперед!(Дети поднимают зеленые круги)

Все вместе:       Путь свободен! Переход!

- Молодцы! Хорошо знаете сигналы светофора. А сейчас давайте немного разомнемся.

2. Музыкальная разминкапод песню из музыкальной сказки «Когда поют светофоры» (муз.М.Дунаевского, сл. М. Азова):

  1. Упражнение «Покажи, порули и спрячь» (Ноги поставить на ширине плеч, круг держать за спиной.Наклониться вперед, выпрямиться, «порулить» и спрятать круг за спину)
  2. Упражнение «Спрячь руль» (Ноги слегка расставить, круг держать двумя руками. 1- руки выставить вперед; 2- опустить круг, присесть 3-выпрямиться, руки выставить вперед
  3. Упражнение «Покружись»  (Основная стойка, руки с кругом поднять вверх.Покружиться в одну сторону, потом в другую.)
  4. Упражнение «Поехали»  (Круг держать в обеих руках перед грудью.«Рулить» кругом, делая повороты то в одну сторону, то в другую)
  5. Упражнение «Передача»  (Ноги расставить, круг держать в правой руке.Наклониться вперед, переложить круг под левой ногой в левую руку, потом под правой ногой - в правую руку)
  6. Упражнение «Круг к колену»  (Ноги слегка расставить, круг держать в согнутых руках у пояса.Поочередно поднимать и опускать ноги, стараясь коснуться круга коленом)

- Молодцы! Ребята, как вы поступите, если нужно перейти проезжую часть. А светофора нет?

Дети высказывают предположения

- Не волнуйтесь, будем искать пешеходный переход. Вот посмотрите – знак «Подземный переход» (Воспитатель показывает знак.) Очень удобно: «нырнул» в переход на одной стороне улицы, а  «вынырнул» на другой.

3. Эстафета «Подземный переход»:

Команды выстраиваются в колонны. Перед каждой командой выкладывается туннель. Дети по очереди проходят его, обегают стойку и возвращаются к своей команде, передают эстафету.

- Когда такого туннеля нет, нужно поискать знак «Наземный переход». Рядом с ним на проезжей части обязательно нарисована полосатая дорожка – «зебра». (Воспитатель показывает знак «Наземный переход»)

                                Настоящий пешеход

                               Сразу ищет переход.

                               Осторожны его ноги,

                               Он не пешка на дороге.

4. Эстафета «Зебра»:

Сбоку от каждой команды лежат гимнастические палки. Впереди  уложены две гимнастические палки. Задача каждого участника команды- быстро взять одну палку, подбежать к лежащим и положить свою так, чтобы она расположилась параллельно , на таком же расстоянии. Постепенно образуется « зебра». Победительницей объявляется команда, быстрее и качественнее собравшая «зебру».

Есть на дороге светофор.

Он регулирует движение.

Разговаривает светом

Светофор зимой и летом-

По его велению-

Цветопредставление!

Загорелся красный –

Значит путь опасный.

Загорелся желтый-

 Подождать изволь- ка ты.

 А зеленый говорит:

«Что стоишь? Путь всем открыт!»

5. Эстафета «Собери светофор»:

По команде первый ребенок бежит к разобранному светофору, берет деревянный кирпичик, в котором есть отверстие, и ставит от команды на расстояние, бежит обратно, передает эстафету. Второй закрепляет в нем гимнастическую палку, на которой уже есть держатели для колец. Третий вешает красное кольцо, четвертый- желтое, пятый- зеленое. Выигравшей считается команда, первой закончившая эстафету.

Ребята, кто на дороге самый главный, а его сигнал для всех закон? На дороге главный- светофор и нужно внимательно следить за его сигналами.

6.  Игра «Наш друг – светофор»:

Воспитатель показывает вразнобой сигналы светофора. На зеленый свет дети топают ногами, желтый- хлопают в ладоши, красный- просто стоят.

- На дороге много дорожных знаков. Каждый  имеет свое значение. А вам они знакомы? Вот мы сейчас и проверим.

7.Игра «Угадай знак»:

Дети стоят в ряд. У каждого ребенка карточки с дорожными знаками (перевернутыми  вниз), такие же у ведущего. Он открывает любой знак. Выигрывает тот, кто быстрее отыщет знак у себя и правильно назовет его значение.

- А сейчас отгадайте загадку:

                            Разные домики

                            По улице бегут,

                            Девочек и мальчиков

                            Домики везут.

                                            ( Автобус)

-Сейчас мы с вами поиграем в игру.

8.Игра « Посадка в автобус»:

На одном краю площадки стоят две скамейки- «автобусы». Дети занимают в них места (садятся на скамейки). По команде под музыку дети «выходят» из «автобусов» и прохаживаются. Как только музыка стихает, они возвращаются на свои места. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее заполнили «автобус».

- Молодцы, ребята! Знаете правила дорожного движения, умеете вести себя на улице. Будьте внимательны на дороге!

Станция «Поезд здоровья»

Задачи:закреплять навыки лазанья различными способами, развивать функцию равновесия при выполнении упражнений;формировать у детей правильную осанку, координацию движений, укреплять мышечный аппарат и моторику рук и ног;

Оборудование: на участке расположены спортивные объекты: лестница, горка, скамейка, МАФ «Паровоз».

Воспитатель предлагает детям отправиться на Поезде Здоровья

- Я буду паровозом, а вы вагончиками. Вставайте друг за другом.

Загудел паровоз и вагончики повез.                          

Чу-чу-чу. Чу-чу-чу.  Далеко я укачу!

(дети бегут паровозиком за воспитателем)

Мы приехали на лесную полянку.Выходите!

  1. Зарядка для зверят.

Добрый лес, старый лес,

Полон сказочных чудес.

Мы идём гулять сейчас

И зовём с собою вас!

Ждут вас на лесной опушке

Птички, бабочки,зверюшки,

Паучок на паутинке,

И кузнечик на травинке!

Мышка, мышка

Серое пальтишко

Мышка тихо идёт,

В норку зёрнышко несёт.

А за мышкой шёл медведь,

Да как начал он реветь:

«У-у! У-у!

Я вразвалочку иду!»

А весёлые зайчата –

Длинноухие ребята –

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле за лесок.

Шёл по лесу серый волк,

Серый волк – зубами щёлк!

Он крадётся за кустами,

Грозно щёлкает зубами!

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

По болоту скок-скок-скок,

Под мосток – и молчок.

Ой, ты дедушка – ежок,

Не ходи на бережок!

Там промочишь ножки,

Тёплые сапожки!

Ищут маму медвежата,

Толстопятые ребята,

Неуклюжие, смешные,

Все забавные такие.

В воздухе над лужицей

Стрекозы быстро кружатся.

Взлетают и садятся,

На солнышке резвятся.

Вот ползёт сороконожка

По тропинке на дорожку.

Спинка изгибается,

Ползёт-переливается.

Нёс однажды муравей

Две травинки для дверей:

На полянке, под кустом,

Муравьишка строит дом.

Птички в гнёздышках проснулись,

Улыбнулись, встрепенулись:

«Чик-чирик, всем привет!

Мы летаем выше всех!»

По тропинкам мы гуляли,

На полянке поскакали.

Широко разводим руки в стороны,

 повороты вправо-влево с

вытянутыми руками.

Ходьба.

Присесть, медленно подняться, повороты вправо-влево с вытянутыми руками.Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.Пальцами левой руки от плеча правой руки перебирающие движения вниз.

Мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью.

Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание из стороны в сторону

Прыжки, ладони прижать к голове, изображая «ушки на макушке».

Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно выносить вперёд.

Ноги на ширине плеч. Прыжки с продвижением вперёд.

Лёгкий неторопливый бег на носках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена.

Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону.

Бег чередуется с остановками. Во время остановок – присесть.

Дети двигаются друг за другом, держа руки на поясе или на плечах впереди стоящего.

Пружинистый шаг, руки сложены «топориком» на плече.

Лёгкий бег врассыпную; птички чистят крылышки; машут хвостиком (руки сзади, ладошками друг к другу), легко прыгают.

Прыжки. Ходьба

2.Упражнение «По бревнышку»

  - Дальше мы сейчас пойдем,по тропинке в лес зайдем,

Руки за спину кладем и по бревнышку идем!

(дети по очереди  идут друг за другом  по начерченной на земле линии, держа руки за спиной)

3.Упражнение « По озеру на лодке»

 - Мы вышли к озеру (дети занимают положение сидя верхом на скамейке и  начинают выполнять движения,имитирующие греблю веслами)

4. Упражнение « На крутой  берег»

 - Дружно на берег крутой, поднимаемся гурьбой.

(друг за другом поднимаются по одной гимнастической стенке вверх и спускаются вниз по другой)

5. Упражнение «По мостику»

- Мы в затылок     поравнялись,на ступеньки  приподнялись,                             На  мосточек  мы взошли,вот и речку перешли  

(дети поднимаются по перекладинам, идут по мостику,спускаются)

- Вот мы и прокатились на Поезде Здоровья.

Мы здоровы и сильны!Вот какими стали мы!

Станция «Волшебные ворота»

Задачи:развивать координацию движений, умение придумывать и выполнять упражнения,развивать творчество и фантазию детей, закреплять знания о различных видах спорта.

Оборудование: лестницы, ворота, обручи, канат

  1. Подвижная игра «Спортивная фигура на месте замри!»

- Ребята мы с вами пришли на станцию «Волшебные ворота».

Проходя в ворота, расположенные на участке, дети превращаются в спортсменов. Имитируя движение, ребенок показывает его. Все дети отгадывают вид спорта.

- А сейчас мы проверим какие спортсмены у нас ловкие и сильные. Предлагается провести соревнование.

  1. Игра-эстафета «Полоса препятствий»

Соревнуются две команды. Задание- перепрыгнуть из обруча в обруч, подняться по лестнице наверх, спуститься вниз, передать эстафету следующему.

  1. Игра с элементами соревнования «Репка»

Игрокам предлагается вспомнить сказку «Репка». От линии старта по команде начинает бег первый член команды, добежав до условного места, он огибает его и обращается обратно, берет за руку следующего игрока и они вместе друг за другом совершают тот же путь, затем к ним присоединяется следующий член команды и т.д. Выигрывает команда, которая прибежит первой и не разомкнет рук.

  1. Игра «Хвост дракона»

Участники выстраиваются в одну колонну, держась двумя руками за пояс впереди стоящего игрока. Начало колонны –  это голова дракона, конец – его хвост. По команде голова дракона  и его шея начинают извиваться, стараясь как можно быстрее догнать свой хвост. Тело дракона при этом не должно разорваться.      

  1. Игра-эстафета «Перетягивание каната»

- Молодцы ребята, вы настоящие спортсмены. Предлагаю поиграть в игру.

  1. Игра «Лягушки в болоте»

С двух сторон очерчивают берега, в середине – болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой),лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

- Волшебство свершилось! Теперь мы все знаем, что самые настоящие волшебники – это мы с вами, ребята. И самый большой секрет нам известен – чтобы быть здоровым, нужно заниматься спортом.

Станция «Морская»

Задачи:Закреплять навыки и умения основных движений в игровойдеятельности.Развивать гибкость, ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления, творческие способности; совершенствовать умение согласовывать речь с движением.Воспитывать познавательный интерес к представителямморской фауны.

 Оборудование: МАФ «Корабль»; выносной материал: скакалка, шнур, игрушка- рыбка, таблички с нарисованными стрелками.

  1. Игра «Ручейки и Озера»

- Ребята дождь начинается - на меня капелька упала! Вы сейчас тоже будете капельками. Капельки прыгают по земле (прыжки) скучно им стало прыгать по одной.  Собрались они вместе и поплыли веселым ручейком (по два человека).Встретились ручейки и стали большой рекой (в одну цепочку). Текла-текла речка и попала в море (движение по кругу). Вот какое огромное море у нас получилось! Волны дыбятся, шумят.  До ребят достать хотят (волнообразные движения руками вперед - назад).

2. Упражнение «Чайка»

Посмотрите чайки в небе,Дети машут руками,

Стаей с моря прилетели,                                    словно крыльями.

Разыгрались, расшумелись

И над морем разлетелись.

3. Упражнение «Мы плывем»

Мы теперь плывём по морюДети делают плавательные

И резвимся на просторе.движения руками

Веселее загребай

Быстрых рыбок догоняй.

- Я предлагаю вам сесть в батискаф и опуститься на морское дно.

4.  Игра  «Море волнуется…»

Дети стоят лицом в круг. Они размахивают руками вперёд – назад, произнося слова:Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри!

После слова «Замри!» дети принимают какую-нибудь позу по морской тематике.

5.  Игра «Ловкие крабы»

Солнце манит и зовет

Крабы выползли из вод.Подлезание  под шнур

Небо тучи собирает,

Крабы в море убегают.

  1. Игра «Рыбки и акула»

Мы морские рыбки в море,Дети - «рыбки» бегают

Любим плавать и нырять.по залу врассыпную,

Ну, попробуй нас поймать.водящий- «акула»

Раз – два – три – лови!                                      пытается догнать и запятнать.

8.Игра «Удочка»

Загадка:

Я – веселый рыболов,

Ждет меня большой улов.

Берегитесь червячка,

Не сорваться нам с крючка. (Удочка)

Все участники – «рыбки», встают в круг.В центре круга водящий крутит длинную скакалку,дети перепрыгивают через нее. Кого скакалка задела- выходит из игры.

  1. Игра «Найди и промолчи»

Ведущий прячет игрушку - рыбку и предлагает начать поиски.  Как только кто-то находит спрятанный предмет, он должен тихо, не подавая вида отойти в сторону, чтобы никто не заметил, где им был найден предмет. Игра продолжается, пока все не найдут спрятанный предмет. Первый нашедший считается победителем и заслуживает право в следующей игре самому спрятать предмет.

Моряки сильные и отважные люди, всегда готовы прийти на помощь и выручить из беды. Море – это самое большое испытание на смелость. И только такие качества как ловкость, взаимовыручка и дружба помогут выжить в трудной ситуации. И если вы будете обладать такими же качествами, то тоже станете отважными моряками.

Станция «Лесная»

Задачи: познакомить детей с лекарственными растениями на участке детского сада и их целебными свойствами, продолжать учить детей различать и называть деревья, формировать навыки поведения в природе.

Оборудование: игрушки(олень, белочка, бобр, лосята, лисята), лесополоса на участке.

- Мы добрались до волшебного леса. Тот,кто когда-нибудь побывает в нём, становится сильным и мудрым. Проходите!Как хорошо  в лесу!

Ребята, посмотрите,сколько много здесь деревьев.Назовите их (рябина, береза, осина,ива)  

Для чего нам столько много деревьев? (чтобы было красиво; птицы живут на деревьях;деревья задерживают шум; деревья вдыхают в себя грязный воздух,а отдают кислород-чистый воздух). Какой воздух среди деревьев? (он чистый, приятный,ароматный)    

  1. Упражнение на дыхание «Свежий воздух»

Дети через нос делают спокойный вдох,задерживают дыхание и продолжительно выдыхают.

2. Игра «Поможем зверюшкам»

- Слышите,нас кто-то зовет!(подходят  к участку с лекарственными растениями, на котором сидят игрушки).

- Ребята,  лесные звери просят вас о помощи: старый олень поранил  ногу, у белочки почему-то облез кончик хвоста, бобр простудился и кашляет,у лосят разболелись животы,а лисята вообще не хотят ничего есть!

- Ну что же, ребята,давайте разбираться!   (дети находят растения и предлагают выбрать для оленя – подорожник и приложить его лист к ранке; белочке - ополоснуть хвостик в отваре крапивы; бобру от кашля сделать  отвар из  листьев мать-и-мачехи и пить его;лосятам поможет отвар из ромашки;лисятам – настой из одуванчика)

- Зверюшкам мы помогли, пойдемте дальше.Вышли мы на цветочную полянку.

3.  Игра-превращение «Цветочки распускаются»

- Цветочки не сразу появляются, они растут из семечка. Вот семечко растет                                                                          (дети встают на корточки они- семена). Семечку стало интересно, что там наверху и у него выросли  корешочки(встают на ноги). Появляются первые листочки (поднимают руки,полусогнутые в локтях, над головой). Зеленые росточки тянутся к солнышку (вытягивают руки вверх,поднимаются на цыпочки,машут кистями рук). И вот распускаются цветочки, они улыбаются солнышку и другим цветочкам(дети улыбаются друг другу,поворачиваясь из стороны в сторону)                          

Мы шли, шли, шли,паучка  в траве нашли.      

4.  Подвижная игра «Паутинка».

Воспитатель говорит, что дети как паучки сейчас будут плести паутину – путанку. Дети встают в круг, берутся за рукии пролезая под руками по очереди, не разжимая рук, запутывают паутину, а затем распутывают ее).

Прилетели на полянку птички.

5.Игра-имитация«Птички»                                                                                                                           - Закройте глаза и представьте, что вы птички. Открывайте глазки. Выбрали птички себе деревья, сели на веточки.Перышки чистят с дороги(повороты головы вниз-вправо-влево). Крылышки свои расправляют(поднимают правую и левую руки вверх). Жучков, червячков траве ищут (приседают). Наелись, стали весело по веточкам прыгать(прыгают).

- Ребята,вам понравилась наша прогулка в лесу?  Я хочу напомнить вам как вести себя в природе: не шуметь, не сорить, бережно относиться к растениям и животным. И тогда природа будет дарить нам свою красоту,хорошее настроение, здоровье, силу,чтобы хорошо себя  чувствовать,быть весёлыми и никогда не болеть.

Станция «Путешественники»

Задачи:  Развивать глазомер, меткость броска, ловкость,   координацию движений;гибкость при выполнении игровых упражнений; способствовать обогащению знаний детей о традиционных промыслах и самобытных физических упражнениях народов Севера.

Оборудование:мягкие мячи, обручи, маска волка, «оленьи рожки».

- Мы с вами отправляемся в путешествие по тундре.

        1. Игровые  упражнения «В тундре»

  • «Полярная сова»

И.п: стоя, руки опущены вдоль туловища, ноги вместе.

1- руки в стороны, голову повернуть вправо; 2- и.п; 3- руки в стороны, голову повернуть влево; 4- и.п. Повторить 3 раза.

  • «Северный олень»

И.п: стоя, ноги врозь, руки скрещены над головой «рога».

1- наклон туловища направо; 2- и.п; 3- наклон туловища налево; 4-и.п. Повторить 4 раза.

  • «Ловкий писец»

И.п: стоя на четвереньках, ладони параллельно, голова опущена.

1- поднять голову, вытянуть правую ногу назад; 2- и.п; 3- поднять голову, вытянуть левую ногу назад; 4- и.п. Повторить 3 раза.      

  1. Полоса препятствий «Ловкие саамы»

Нам надо преодолеть  препятствия.Нужно пролезть под ветками(подлезают под дуги),перешагнуть через кочки (перешагивают через перекладины),пролезть в чум и выйти из него(пролезают в кольца ) и перелезть через камень-сейд(перелезают через лесенку).                                  

  1. Саамская  народная игра «Ловля оленей».

Среди  играющих выбирают двух пастухов,остальные дети – олени.Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга.По сигналу ведущего «Раз –два –три –лови !»пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча.Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После 4 - 5 повторений подсчитывается количество пойманных оленей.

Правила игры.Игру надо  начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только по ногам играющих. Засчитывается прямое попадание,а не после отскока.

- Саамы любят посостязаться в ловкости и силе. Ребята, а кто из вас желает попробовать свои силы?

  1. Игра «Важенка и оленята»

На земле разложены несколько обручей. В каждом из них трое детей - важенка и два олененка. Волк сидит на другом конце зала. Дети вместе с воспитателем произносят слова:

                           Бродит в тундре важенка –

                           С нею – оленята.

                           Топают по лужам оленята малые

                           Терпеливо слушая наставленья мамы.

Оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова: «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк  уводит с собой.

- Молодцы ребята! Вот и  закончилось наше путешествие по тундре. Мы очень весело провели время, вспомнили, какие животные  живут в тундре, познакомились с играми народов Севера.

Сурова природа Севера, суров климат, поэтому северному народу нужно быть выносливыми и сильными.  В этом им помогает спорт. И если вы будете дружить с физкультурой, станете такими же как саамы – выносливыми, смелыми и сильными.

Станция «Веселый стадион»

Задачи: развивать интерес к спортивным играм и упражнениям; учить детей придумывать варианты игр; комбинировать движения, проявляя творческие способности; развивать самостоятельность  в двигательных действиях, с учетом гендерных особенностей детей

Оборудование: мячи, скакалки, спортивные игры: «Городки», «Бадминтон».

- Воспитатель предлагает детям выбрать игры и игрока по своему желанию.

Площадка поделена на четыре части- нанесена разметка. На одной части играют в городки, на другой в бадминтон, на третьей прыгают на скакалке, на четвертой выполняют упражнения с мячом. Девочкам рекомендуем бадминтон и скакалки, а мальчикам- городки и мячи.

Таким образом,  можно сделать вывод, что разработка и использование «Тропы здоровья» в образовательном процессе способствует оптимизации  двигательной деятельности дошкольников, повышению эффективности оздоровительной и образовательной работы  с детьми дошкольного возраста, способствует развитию физических качеств.

При организации оздоровительных прогулок, старались не заорганизовать детей, предоставить им возможность реализовать свои потребности в движении в различных видах деятельности:

- подвижные игры;

- спортивные игры;

- игры- эстафеты и соревнования;

- игры по ориентированию на местности;

- оздоровительная ходьба;

-самостоятельная двигательная активность.

Результаты работы убеждают, что использование в маршруте образовательного материала способствует расширению знаний детей о безопасности жизнедеятельности. Применение регионального компонента позволило дошкольникам познакомиться с играми народов Крайнего Севера. Учитывая климатические особенности региона,  воспитанники  больше узнали о природе родного края.

«Тропа здоровья» стала для наших детей формой физического самовыражения, средством активного отдыха и положительного эмоционального настроя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб для родителей "Тропинка здоровья"

Цель, задачи, принципы построения занятий, тематический план работы клуба для родителей с детьми....

Конспект открытого занятия по здоровому образу жизни в средней группе «Тропинка здоровья»

Цель: укреплять здоровье детей, способствовать формированию правильной осанки, профилактика плоскостопия у детей; учить детей выполнять приемы самомассажа и упражнениям, направленным на укрепление мыш...

Проект тропа здоровья "Быть здоровыми хотим"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16248051","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Сценарий дня здоровья « Путешествие ребят и жителей Цветочного города по тропе здоровья»

Сценарий дня здоровья« Путешествие ребят и жителей Цветочного города по тропе здоровья» Цель: Обогащение эмоциональной сферы ребенка;Задачи:формировать у детей осознанное отношение к ...

программа пропагандирующая здоровый образ "Тропинка здоровья"

Пояснительная запискаПрограмма «Тропинки здоровья» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.Здоровье – это сложное поняти...

Программа, пропагандирующая здоровый образ жизни "Тропинки здоровья"

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обес...