Делимся опытом. Консультация для воспитателей «Субъект - объектные отношения между взрослым и ребенком»
консультация (средняя группа) по теме

Филатова Надежда Николаевна

Бесспорно, что успешность обучения детей определяется уровнем состояния здоровья. Состояние здоровья имеет главное значение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность педагога). Прежде чем развивать ребенка, надо установить с ним контакт. В противном случае процесс воспитания и обучения в нашем понимании неосуществим, поскольку мы будем иметь дело с учебно-дисциплинарной моделью взаимодействия взрослых и детей. В результате получается весьма мрачная «картина». Как же уйти от нее? Как избежать таких пагубных воздействий на детей? Альтернативу этой модели составляет личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка. Когда начинаешь  работать  с детьми, необходимо создать ту ниточку общения (то связующее звено) в котором можно  свободно общаться с детьми. Связующим звеном между взрослым и ребенком - становится субъект (дидактическая кукла).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Делимся опытом.48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Делимся опытом

Консультация для воспитателей

«Субъект - объектные отношения

между взрослым и ребенком»

Бесспорно, что успешность обучения детей определяется уровнем состояния здоровья. Состояние здоровья имеет главное значение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

1. Строгое соблюдение режима занятий.

2. Построение занятия с учетом динамичности детей, их работоспособности.

3. Обязательное выполнение гигиенических требований.

4.  Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность педагога).

На последнем пункте хочется остановиться более подробно. Педагогическая интуиция и прозрение педагога должны сохранять психическое здоровье детей в норме. Педагог должен владеть методами коррекции психофизических отклонений, повышать устойчивость нервной системы детей для преодоления трудностей.

 Сеченов говорил:  

«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна.»

Педагогу надлежит направлять свое внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Ребенок способен сосредоточиться лишь на том, что ему нравится, а не на том, что «надо» нам. Опытный педагог умеет методическими приемами преодолеть усталость, уныние и неудовлетворённость детей. Прежде чем развивать ребенка, надо установить с ним контакт. В противном случае процесс воспитания и обучения в нашем понимании неосуществим, поскольку мы будем иметь дело с учебно-дисциплинарной моделью взаимодействия взрослых и детей. В результате получается весьма мрачная «картина».

Как же уйти от нее? Как избежать таких пагубных воздействий на детей? Альтернативу этой модели составляет личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка.

Цель общения:

Обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверие к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности; развивать его индивидуальность.

Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков их личностного развития, координирует свои ожидания и требования, предъявляемые ребенку, с задачей создать максимально благоприятные условия, для того чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в ходе общения с детьми способностей каждого - разрешается всё, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни детей. Не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности; не реализация некоего первоначально заданного замысла, а динамическое проектирование, подобно перестройке движения сюжета в романе по мере выявления собственной логики

характера действующих в нем лиц; формирование знаний умений и навыков не цель, а средство полноценного развития личности.

Способы общения:

Это понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослым к децентрации, т.е. умения становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения:

Сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от

детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование).

Личности позиции педагога:

Исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Если попытаться охарактеризовать эту модель коротко, то мы получим принцип: «Не рядом и не над, а вместе». Но вместе не всегда получается.

Детская игра - это свободная деятельность, основанная на творчестве. И зачастую дети не желают принимать в свою игровую среду взрослого т.к. взрослый начинает диктовать им свои условия. Так и на занятиях у педагога есть программные требования, и мы их невольно навязываем ребенку.

Вот некоторые ошибки взрослого, которые разрушают детское пространство.

1. Ошибка дидактизма (взрослый дает указания, задаёт материал, навязывает своё мнение, инструкции).

2. У педагога не редко присутствует страх перед недостаточной активностью детей, и он перехватывает инициативу на себя.

Когда я начала работу с детьми среднего возраста, было необходимо создать ту ниточку общения (то связующее звено) в котором бы мы свободно общались с детьми. Связующим звеном между взрослым и ребенком - стал субъект (дидактическая кукла).

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

 Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она — партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком, опосредованным через куклу, а иногда! сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для: детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

 Данный стиль общения позволил нам вместе с детьми решать коррекционные задачи. И на сегодняшний день я могу сказать о следующих результатах работы. Контакт с детьми был налажен быстро. Первое занятие прошло в знакомстве со сказочным героем. Мы вместе с детьми приобрели общего, нового друга, через которого у нас завязались тесные отношения. И через нашего героя в дальнейшем стал строиться весь педагогический процесс коррекционной работы.

Особо хочется сказать как данный герой, помог мне решить проблему с малообщительными детьми. Дети стали более раскрепощенными на занятиях. Если их прошу выполнить задание то  они стесняются и замыкаются в себе, но если их просит сказочный герой, они с удовольствием его выполняют.

Кукла и игра, неотделимые друг от друга понятия. Дети и куклы – это таинство взаимодействия и поэтому игра рассматривается, как прекрасное средство психодиагностики. В игре ребенок входит в особый мир отношений, не совпадающий с обыденной жизнью людей. Забавляясь, он учится рефлексии. Замещает одни предметы другими, тем самым развивая воображение. В игре ребенок входит в особое состояние, его поведение становится более непринужденным. И кукла учит умению уходить из-под власти свойственного эгоцентризма и быть внимательным к чувствам другого.

Именно благодаря внешним антропоморфным свойствам и приписываемым ей внутренним психологическим качествам, кукла становиться реальным посредником, обучающим ребенка таинству взаимодействия с другими.  

         Сказочный герой не только обучает детей, но и сам с удовольствием чему - нибудь учится у них (что особо нравиться детям). Сказочный герой как бы создает мотивационную деятельность.

Немного хотелось бы сказать об образе самого субъекта:

1.Субъект должен обладать качествами ребенка по возрасту.

2.У него должно быть свое место в группе, с одной стороны доступное детям, а с другой чтобы оно было личным для самого субъекта.

3.Субъект должен жить жизнью личной, полноценной (т.е. дети не должны его просто так, без цельно таскать по группе).

4.У него должна быть своя история - откуда он появился, кто его друзья, что он может на некоторое время отлучаться и возвращаться вновь с интересными рассказами о себе и своих друзьях.

В последствии герой может задавать ритм жизни, устанавливать правила, «использовать волшебство».

Я всем советую попробовать такой стиль общения между взрослым и детьми. Он очень интересный и увлекательный.

 

Образовательный проект «Дидактическая кукла».

Тема: «Применение дидактической куклы на занятиях по коррекции речи»

Участники: дети, воспитатели группы.

Задачи:

  1. Решение коррекционно-развивающих задач с помощью дидактической куклы.
  2. Кукла как средство реализации системы коррекционно-речевой работы с детьми.
  • Формирование правильного произношения.
  • Автоматизация звуков.
  • Формирование фонематического слуха и восприятия.
  • Формирование слоговой структуры слова.
  • Усвоение лексических и грамматических средств языка.
  • Развитие навыков связной речи.
  • Обучение элементам грамоты.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Формирование психоэмоционального опыта и развитие

психических процессов.

Актуальность темы: Детская игра - это свободная деятельность, основанная на творчестве. И за частую дети не желают принимать в свою игровую среду взрослого т.к. взрослый начинает диктовать им свои условия. Так и на занятиях у педагога есть программные требования, и мы их невольно навязываем ребенку.

Вот некоторые ошибки взрослого, которые разрушают детское пространство.

1. Ошибка дидактизма (взрослый дает указания, задаёт материал, навязывает своё мнение, инструкции).

2. У педагога не редко присутствует страх перед недостаточной активностью детей, и он перехватывает инициативу на себя.

 Когда начинаешь  работать  с детьми, необходимо создать ту ниточку общения (то связующее звено) в котором можно  свободно общаться с детьми. Связующим звеном между взрослым и ребенком - становится субъект (дидактическая кукла).

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она — партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком, опосредованным через куклу, а иногда! сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

 

Сроки реализации: 1 год.

Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход-принцип помогающего общения между взрослым и ребенком

Индивидуальный подход- принцип помогающего общения между взрослым и ребенком. В детском саду используем разнообразные формы обучения: индивидуальная работа с детьми в процессе повседневной жизни,...

Консультация для воспитателей "Модель сотрудничества и взаимодействия взрослых с детьми" (из опыта работы)

Взрослый и ребенок - два совершенно независимые друг от друга индивида. Такое формальное общение характерно для 2% родителей, воспитывающих проблемного ребенка и имеющих при этом отклонения в собствен...

Консультация "Межличностные отношения между взрослыми и детьми"

Цель:       Потребность в общении — одна из самых главных в жизни человека. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека....

Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений между детьми в условиях детского сада».

Общение играет очень важную роль в жизни человека, а для ребенка дошкольного возраста, умение общаться со сверстниками, одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей его социал...

Мастер-класс «Воспитание на основе здравого смысла и любви как основа коммуникации между взрослым и ребенком»

laquo;Воспитание на основе здравого смысла» - это школа для  родителей, которая поможет решить многие проблемы. Этот курс  полезен и для людей, которые работают с детьми, так как в по...

Консультация для воспитателей. Воспитание дружеских отношений между детьми.

Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащае...